Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 14:51, реферат
ВОЗ определено, что главной целью создания и развития систем здравоохранения является улучшение здоровья населения. За последние 6 лет в РФ было достигнуто некоторое улучшение показателей здоровья населения. Однако по многим из них Россия продолжает существенно отставать от развитых стран. В частности, смертность населения от предотвратимых причин в РФ почти в 2 раза выше, чем в странах Евросоюза, а ожидаемая продолжительность жизни на 8 лет ниже.
Следует также оценить
Исключение лекарственных средств из
пересматриваемого перечня должно проводиться
на основании сведений, полученных при
проведении программ оценки их использования,
мониторинга побочных эффектов и других
объективных факторов.
При формировании перечня рекомендуется
отдавать предпочтение од-нокомпонентным
лекарственным препаратам. Комбинированные
препараты с фиксированным составом (соотношением/дозами)
следует отбирать в тех случаях, когда
доказано преимущество их терапевтического
эффекта, предусмотренной схемы лечения
или комплаентности по сравнению с однокомпонентными
препаратами. Примером препаратов, которые
удовлетворяют этим критериям, являются
комбинированные препараты для лечения
туберкулеза, ВИЧ/СПИДа и малярии.
При отборе лекарственных средств рекомендуется
ориентироваться на отечественные препараты
и формировать перечень с учетом долгосрочных
перспектив развития фармацевтической
промышленности страны. Включенные в перечень
лекарственные средства (в соответствующих
лекарственных формах) должны быть доступны
для государственных закупок и для их
отпуска установленным категориям граждан.
В целом качество ограничительных перечней
зависит во многом от организационно-методических
подходов к их формированию. Отсутствие
основополагающих принципов и четкой
методологии составления перечней, основанных
на научном подходе с использованием результатов
клинических (фармакоэкономических) исследований,
может отрицательно сказаться на эффективности
работы.
Важным этапом в процессе создания ограничительных
перечней является систематизация лекарственных
средств. Отнесение препарата к конкретной
группе зависит от принятой классификации;
с ее выбора должна начинаться работа
по формированию перечней.
Типовые перечни основных лекарственных
средств ВОЗ базируются на фармакотерапевтической
классификации, включающей 27 фармакоте-рапевтических
групп, некоторые из них разделены на подгруппы
в соответствии с областью применения
препаратов. Одно и то лее лекарственное
средство, включенное в перечень под международным
непатентованным наименованием (МНН) его
фармацевтической субстанции, в зависимости
от его действия и лекарственной формы
может быть отнесено к различным фармакотерапевтическим
группам. Например, ацетилсалициловая
кислота входит в группы «Нестероидные
противовоспалительные препараты» и «Сердечно-сосудистые
лекарственные средства» (подгруппу «Антитром-ботические
препараты»).
Одним из важнейших принципов
формирования ограничительных
МНН - одна из важнейших информационных
характеристик лекарственного средства,
позволяет систематизировать номенклатуру
лекарственных препаратов, зарегистрированных
под многочисленными торговыми наименованиями,
по основному критерию - наличию в препарате
конкретной фармацевтической субстанции.
В отличие от торгового наименования,
присваиваемого индивидуальному готовому
препарату, которое содержит одно или
несколько действующих веществ, выпускается
в определенной лекарственной форме и
дозировке и является собственностью
производителя (или заявителя), международное
непатентованное наименование идентифицирует
конкретную активную субстанцию посредством
единого уникального международно признанного
родового названия и являются общественным
достоянием.
Ведущая роль в гармонизации наименований
лекарственных средств на основе МНН принадлежит
ВОЗ, на которую в соответствии с ее Уставом
возложена ответственность за присвоение
МНН вновь создаваемым фармацевтическим
субстанциям.
Значимость работ по выбору МНН для фармацевтической
субстанции связана прежде всего с разработкой
новых лекарственных средств. Создание
успешного оригинального лекарственного
средства вносит существенный вклад в
развитие медицины. Ежегодно ВОЗ присваивает
100-120 МНН, но на рынок выходят только 20-30
оригинальных лекарственных средств.
Как известно, разработка инновационного
лекарственного средства - длительный
и дорогостоящий процесс. Поэтому фармацевтическая
промышленность многих стран в том числе
и России в условиях ограниченных финансовых
ресурсов ориентируется на выпуск воспроизведенных
(дженерических) препаратов.
МНН помогают медицинским и фармацевтическим
работникам ориентироваться в большом
количестве зарегистрированных торговых
наименований. Перечни лекарственных
препаратов, сформированные по МНН их
действующих веществ, позволяют специалистам
наиболее эффективно и рационально осуществлять
отбор, закупку и назначение лекарственных
средств, отдавая при этом предпочтение
дженерическим препаратам.
Отбирая для закупки лекарственные средства
по МНН их действующего вещества, необходимо
учитывать, что препараты с разными торговыми
наименованиями могут выпускаться в разных
лекарственных формах и дозировках, отличаться
по токсилогическим параметрам и иметь
расхождения в показаниях к применению,
противопоказаниях, побочных эффектах
и др. В этой связи специалисты должны
руководствоваться прежде всего инструкциями
по медицинскому применению конкретных
лекарственных препаратов, пользоваться
другими достоверными источниками информации
и иметь доступ к другим достоверным и
надежным источникам информации.
За последние 20 лет в России проделана
большая работа по формированию различных
ограничительных перечней лекарственных
средств. Наибольший опыт накоплен при
разработке перечней жизненно необходимых
и важнейших лекарственных препаратов
(ЖНВЛП). С 1992 по 2011 г. в нашей стране утверждено
12 перечней ЖНВЛП.
Федеральным законом «Об обращении лекарственных
средств» № 61-ФЗ перечень ЖНВЛП определяется
как: «...ежегодно утверждаемый Правительством
РФ перечень лекарственных препаратов
для медицинского применения, обеспечивающих
приоритетные потребности здравоохранения
в целях профилактики и лечения заболеваний,
в том числе преобладающих в структуре
заболеваемости в Российской Федерации».
Перечень ЖНВЛП на 2012 г. утвержден распоряжением
Правительства РФ от 7 декабря 2011 г. № 2199-р.
По данным Минздравсоцразвития России,
он включает 567 наименований лекарственных
препаратов (преимущественно по МНН), систематизированных
в соответствии с Анатомо-терапевтическо-
С 2002 г. перечни утверждаются распоряжениями
Правительства РФ «... в целях обеспечения
государственного регулирования цен на
лекарственные средства». На Минздравсоцразвития
России возложено проведение государственной
регистрации предельных отпускных цен
на соответствующие торговые наименования
лекарственных препаратов в порядке, установленном
Правительством РФ. Текущая информация
о зарегистрированных ценах публикуется
в Государственном реестре предельных
отпускных цен производителей на лекарственные
препараты, приведенном на сайте министерства.
В соответствии с Федеральным законом
«Об основах охраны здоровья граждан Российской
Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЭ доступность
и качество медицинской помощи обеспечиваются
применением порядков оказания медицинской
помощи и стандартов медицинской помощи;
предоставлением медицинской организацией
гарантированного объема медицинской
помощи в соответствии с программой государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам
медицинской помощи и др.
В рамках программы государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской
помощи при оказании первичной медико-санитарной
помощи в условиях дневного стационара
и в неотложной форме, специализированной
медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной,
скорой медицинской помощи, в том числе
скорой специализированной, паллиативной
медицинской помощи в стационарных условиях
граждане обеспечиваются лекарственными
препаратами, включенными в перечень ЖНВЛП.
Этим федеральным законом при разработке
стандартов медицинской помощи предусмотрено
включение в них «...зарегистрированных
на территории РФ лекарственных препаратов
(с указанием средних доз) в соответствии
с инструкцией по применению лекарственного
препарата и фармако-терапевтической
группой по Анатомо-терапевтическо-
С 1 января 2005 г. в стране реализуется программа
дополнительного лекарственного обеспечения
граждан, имеющих право на льготы при приобретении
лекарственных препаратов на амбулаторном
уровне (ныне -программа обеспечения необходимыми
лекарственными препаратами; ОНЛП). Лекарственное
обеспечение в рамках данной программы
осуществляется в соответствии с перечнем
ОНЛП, утверждаемым Минздравсоц-развития
России.
В настоящее время действует Перечень
лекарственных препаратов, в том числе
перечень лекарственных препаратов, назначаемых
по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических
учреждений, обеспечение которыми осуществляется
в соответствии со стандартами медицинской
помощи по рецептам врача (фельдшера) при
оказании государственной социальной
помощи в виде набора социальных услуг,
утвержденный приказом Минздрав-соцразвития
России от 10 ноября 2011 г. № 1340н. В этом перечне
лекарственные препараты приведены преимущественно
по МНН их действующего вещества и впервые
систематизированы по АТХ классификации
(по аналогии с перечнем ЖНВЛП, но без указания
конкретных лекарственных форм).
Необходимо обратить внимание, что АТХ
классификация использована ВОЗ только
в качестве приложения к 16-му Типовому
перечню основных лекарственных средств,
в котором МНН систематизированы по кодам
АТХ со ссылкой на номер соответствующей
фармакотерапевтической группы перечня.
Приводится также алфавитный перечень
МНН (со ссылкой на коды АТХ и номера фармакотерапевтической
группы). Наличие такого справочного аппарата
значительно облегчает работу специалистов
с типовыми перечнями ВОЗ.
Такая практика ВОЗ, используемая при
составлении типового перечня, в том числе
его структура, на наш взгляд, заслуживает
особого внимания. Ее целесообразно использовать
и в нашей стране, в частности, с целью
гармонизации подходов к формированию
различных перечней лекарственных средств
и их внедрения в практику отечественного
здравоохранения.
В России при выполнении рекомендаций
ВОЗ по формированию ограничительных
перечней на основе МНН возникают определенные
проблемы. Государственный реестр зарегистрированных
лекарственных средств содержит препараты (преимущественно
отечественные), не имеющие МНН их действующих
веществ; в этих случаях в качестве наименований
приводятся их химические названия. Особые
трудности возникают при использовании
в практической медицине сложных химических
названий лекарственных средств, включенных
в вышеупомянутые перечни (ЖНВЛП и ОНЛП).
В качестве примера молено привести бромдигидрохлорфенил-
В последние годы российские фармацевтические
производители стали уделять внимание
присвоению МНН своим оригинальным препаратам.
Так, на основе поданных в ВОЗ заявок присвоены
следующие МНН: азок-симера бромид (торговое
наименование - Полиоксидоний), золепродолол
(Альбетор), умифеновир (Арбидол), фабомотизол
(Афобазол) и др.
Следует также отметить, что в России
отсутствуют законодательные акты или
нормативные правовые документы, регламентирующие
использование дженерических препаратов
и связанных с ними вопросов гене-рической
замены лекарственных средств, входящих
в ограничительные перечни. Это во многом
затрудняет работу органов регионального
здравоохранения, медицинских организаций
и специалистов по выполнению государственных
программ и законов в части лекарственного
обеспечения.
Проводимые в системе здравоохранения
страны преобразования и реализация политики
государства, направленные на повышение
доступности лекарственных средств, требуют
наличия высококвалифицированных кадров,
владеющих необходимым опытом и знаниями,
современными информационными технологиями
и способными выполнять поставленные
перед ним задачи по управлению лекарственным
обеспечением. Для этого особое внимание
следует уделять образовательным программам.
На кафедре управления здравоохранением
и лекарственного менеджмента факультета
управления и экономики здравоохранения
Первого МГМУ им. И.М. Сеченова с 2000 г. регулярно
проводятся циклы тематического усовершенствования
«Лекарственный менеджмент» для руководителей
и специалистов здравоохранения, профессиональная
деятельность которых связана со сферой
обращения лекарственных средств. Большое
внимание при составлении учебных программ
уделяется вопросам национальной лекарственной
политики как основы рационального использования
лекарственных средств, организационно-методическим
подходам и принципам создания ограничительных
перечней и другим актуальным проблемам
лекарственной помощи.
Цикл тематического усовершенствования
«Лекарственный менеджмент» отличается
четкой направленностью на освещение
вопросов управления лекарственным обеспечением
и вызывает большой интерес у обучающихся,
что свидетельствует об актуальности
обсуждаемых вопросов, касающихся, в частности,
формирования ограничительных перечней
лекарственных препаратов по методологии
ВОЗ, для практического здравоохранения.
Таким образом, можно констатировать, что изучение концептуальных подходов ВОЗ к обеспечению доступности лекарственных средств, анализ зарубежного опыта и отечественной практики в области формирования различных ограничительных перечней лекарственных препаратов составляют методологическую основу, позволяющую решать столь важную социально значимую для отечественного здравоохранения задачу по лекарственному обеспечению населения на современном и более высоком качественном уровне.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственный реестр предельных отпускных
цен: http://www.grls. rosminzdrav.ru/pricelims.aspx.
2. Как разработать и внедрить национальную
лекарственную политику. 2-е изд. М.: Издательский
дом «Русский врач», 2006. 124 с.
3. Лекарственный менеджмент во фтизиатрии:
Учебное пособие / Перельман М.И., Борисов
С.Е., Шашкова Г.В. [и др.]. М.:РЦ «ФАРМЕДИНФО».
2009. 240 с.
4. Стратегия ВОЗ в области лекарственных
средств. Пересмотренная процедура обновления
Примерного перечня ВОЗ лекарственных
средств. Доклад Секретариата на 109-й сессии
Исполнительного комитета ВОЗ, 7 декабря
2001 г. (ЕВ109/8). 14 с.
5. Типовой перечень ВОЗ основных лекарственных
средств (17-й перечень, март 2011 г.). http://www.who.int/en/.
6. Типовой перечень ВОЗ основных лекарственных
средств для детей (3-й перечень, март 2011
г.). http://wwwwho.int/en/.
7. Федеральное руководство по использованию
лекарственных средств (формулярная система)
/ Под. ред. А.Г. Чучалина (гл. ред.), Ю.Б. Белоусова,
В.В. Ясне-цова. Вып. XIII. М.: «ЭХО», 2012.
8. Шашкова Г.В., Лепахин В.К., Бешлиева Е.Д.
Справочник синонимов лекарственных средств.
13-е изд., перераб. и доп. М.: РЦ «ФАРМЕДИНФО»,
2011. 592 с.