Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 00:16, курсовая работа
Охрана здоровья – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Введение
Основные функции системы здравоохранения
Иерархия нормативных актов
Конституция Российской Федерации
Основы законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан
Задачи законодательства РФ
Законодательные акты
Права граждан
Права отдельных групп населения в области охраны здо-ровья
Законодательства субъектов РФ
Выводы
Список литературы
Порядок организации медицинской помощи лицам, задержанным, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенным под стражу, отбывающим наказание в местах лишения свободы либо административный арест, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
Статья 30. Права пациента
При обращении за медицинской помощью
и ее получении пациент имеет право на:
1) уважительное и гуманное отношение со
стороны медицинского и обслуживающего
персонала;
2) выбор врача, в том числе врача общей
практики (семейного врача) и лечащего
врача, с учетом его согласия, а также выбор
лечебно-профилактического учреждения
в соответствии с договорами обязательного
и добровольного медицинского страхования;
3) обследование, лечение и содержание
в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим
требованиям;
4) проведение по его просьбе консилиума
и консультаций других специалистов;
5) облегчение боли, связанной
с заболеванием и (или)
6) сохранение в тайне информации о факте
обращения за медицинской помощью, о состоянии
здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных
при его обследовании и лечении, в соответствии
со статьей 61 настоящих
Основ;
Согласно постановлению Фонда
социального страхования РФ от 17 мая 1995
г. N 25, приказу Минздравмедпрома РФ от
17 мая 1995 года N 128 при оформлении документов,
удостоверяющих временную нетрудоспособность
граждан, и других медицинских документов
специальные печати или штампы учреждения,
организации используются без указания
его профиля
7) информированное добровольное согласие
на медицинское вмешательство в соответствии
со статьей 32
настоящих Основ;
8) отказ от медицинского вмешательства
в соответствии со статьей 33
настоящих Основ;
9) получение информации о своих правах
и обязанностях и состоянии своего здоровья
в соответствии со статьей 31
настоящих Основ, а также на выбор лиц,
которым в интересах пациента может быть
передана информация о состоянии его здоровья;
10) получение медицинских
и иных услуг в рамках
11) возмещение ущерба в соответствии со статьей 68
настоящих Основ в случае причинения вреда
его здоровью при оказании медицинской
помощи;
12) допуск к нему адвоката или иного законного
представителя для защиты его прав;
13) допуск к нему священнослужителя, а
в больничном учреждении на предоставление
условий для отправления религиозных
обрядов, в том числе на предоставление
отдельного помещения, если это не нарушает
внутренний распорядок больничного учреждения.
В случае нарушения прав пациента он может
обращаться с жалобой непосредственно
к руководителю или иному должностному
лицу лечебно-профилактического учреждения,
в котором ему оказывается медицинская
помощь, в соответствующие профессиональные
медицинские ассоциации либо в суд.
Статья 31. Право граждан на информацию о состоянии
здоровья
Каждый гражданин имеет право в доступной
для него форме получить имеющуюся информацию
о состоянии своего здоровья, включая
сведения о результатах обследования,
наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе,
методах лечения, связанном с ними риске,
возможных вариантах медицинского вмешательства,
их последствиях и результатах проведенного
лечения.
Информация о состоянии здоровья гражданина
предоставляется ему, а в отношении лиц,
не достигших возраста, установленного частью второй
статьи 24 настоящих Основ, и граждан,
признанных в установленном законом порядке
недееспособными, - их законным представителям
лечащим врачом, заведующим отделением
лечебно-профилактического учреждения
или другими специалистами, принимающими
непосредственное участие в обследовании
и лечении.
Информация о состоянии
здоровья не может быть предоставлена гражданину
против его воли. В случаях неблагоприятного
прогноза развития заболевания информация
должна сообщаться в деликатной форме
гражданину и членам его семьи, если гражданин
не запретил сообщать им об этом и (или)
не назначил лицо, которому должна быть
передана такая информация.
Гражданин имеет право непосредственно
знакомиться с медицинской документацией,
отражающей состояние его здоровья, и
получать консультации по ней у других
специалистов. По требованию гражданина
ему предоставляются копии медицинских
документов, отражающих состояние его
здоровья, если в них не затрагиваются
интересы третьей стороны.
Информация, содержащаяся в медицинских
документах гражданина, составляет врачебную
тайну и может предоставляться без согласия
гражданина только по основаниям, предусмотренным статьей 61
настоящих Основ.
Необходимым предварительным
условием медицинского вмешательства является информированное
добровольное согласие гражданина.
В случаях, когда состояние гражданина
не позволяет ему выразить свою волю, а
медицинское вмешательство неотложно,
вопрос о его проведении в интересах гражданина
решает консилиум, а при невозможности
собрать консилиум - непосредственно лечащий
(дежурный) врач с последующим уведомлением
должностных лиц лечебно-профилактического
учреждения.
Согласие на медицинское вмешательство
в отношении лиц, не достигших возраста,
установленного частью второй статьи
24 настоящих Основ, и граждан, признанных
в установленном законом порядке недееспособными,
дают их законные представители после
сообщения им сведений, предусмотренных
частью первой статьи 31 настоящих
Основ. При отсутствии законных представителей
решение о медицинском вмешательстве
принимает консилиум, а при невозможности
собрать консилиум - непосредственно лечащий
(дежурный) врач с последующим уведомлением
должностных лиц лечебно-профилактического
учреждения и законных представителей.
Статья 33. Отказ от медицинского вмешательства
Гражданин или его законный представитель
имеет право отказаться от медицинского
вмешательства или потребовать его прекращения,
за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 настоящих
Основ.
При отказе от медицинского вмешательства
гражданину или его законному представителю
в доступной для него форме должны быть
разъяснены возможные последствия. Отказ
от медицинского вмешательства с указанием
возможных последствий оформляется записью
в медицинской документации и подписывается
гражданином либо его законным представителем,
а также медицинским работником.
При отказе родителей или иных законных
представителей лица, не достигшего возраста,
установленного частью второй статьи
24 настоящих Основ, либо законных представителей
лица, признанного в установленном законом
порядке недееспособным, от медицинской
помощи, необходимой для спасения жизни
указанных лиц, больничное учреждение
имеет право обратиться в суд для защиты
интересов этих лиц.
Настоящие основы регулируют отношения граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения в области охраны здоровья граждан.
Законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления не должны ограничивать права граждан в области охраны здоровья, установленные настоящими Основами.
Статья 4. Задачи законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Задачами законодательства РФ об охране здоровья граждан являются определение ответственности и компетенции РФ, субъектов РФ по вопросам охраны здоровья граждан в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, а также определение ответственности и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан;
Как подчеркивают исследователи, структура законодательства о законодательстве, его деление на институты и отрасли еще полностью не сформированы. В Основах и принятых законодательных актах прослеживается концентрация норм в таких основных институтах, как медицинское страхование; лекарственное обеспечение (лекарственные средства, наркотические и психотропные вещества); нормы в области различных заболеваний (ВИЧ, психические и инфекционные заболевания); санитарно-эпидемиологическое благополучие; отдельные виды медицинской деятельности (трансплантация, генная инженерия, санаторно-курортное дело) и другие. Правда, пока недостаточно обширна для формирования институтов данной отрасли совокупность норм, определяющих права и обязанности врачей, пациентов, а также иных субъектов медицинской деятельности (в том числе и в частной системе здравоохранения)[16].
Необходимо подчеркнуть, что федеральные законы вводят наиболее общие, основополагающие нормы, находящиеся на высших этажах иерархии норм права субъектов Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации являются не столько дополнительным звеном, способствующим созданию комплексного механизма реализации федерального закона, сколько тем элементом механизма регулирования, который снимает чрезмерную абстрактность общефедеральных норм, наполняя их спецификой региональной практики правоприменения.
В настоящее время в субъектах РФ принято около 300 законодательных актов в сфере здравоохранения.
Наряду с законодательными актами на правовое регулирование здравоохранения в РФ направлены и подзаконные акты (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ), а также ведомственные акты.
Важно заметить, что в советский период, правовое регулирование здравоохранения во многом строилось именно на ведомственных нормативных актах. Как отмечают, исследователи, к 1988 году здравоохранения в СССР регулировалось более 5.000 различных ведомственных актов[17]. Безусловно, что это не является плюсом в регулировании здравоохранения, т.к. нормативная «раздробленность» осложняет работу с материалом, повышает вероятность ошибок нормотворчества. К слову сказать, в начале 90-х гг. шла дискуссия о необходимости консолидации норм о здравоохранении под единым актом – «медицинским кодексом», однако законодатель пошел по другому пути[18].
В настоящее время ведомственные акты, направленные на регулирование здравоохранения – лишь малая часть законодательного массива в сфере охраны здоровья граждан.
Итак, среди подзаконных
нормативных актов можно
- Указ Президента РФ от 20 апреля 1993 г. №468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации" (с изм. и доп. от 7 ноября 1997 г.)[19];
- Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. №965 "О порядке признания граждан инвалидами" (с изм. и доп. от 21 сентября, 26 октября 2000 г.)[20];
- Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2000 г. №1202-р)[21];
- Постановление Правительства РФ от 27 октября 2003 г. №646 "О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)"[22];
- Положение о военно-врачебной экспертизе (утв. постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. №123)[23] и др.
Также можно выделить следующие ведомственные нормативные акты:
- Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. №113 "Об утверждении Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации"[24];
- Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. №114 "Об утверждении отраслевой программы "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы"[25]
- Приказ Минздрава РФ от 2 июля 1999 г. №274 "О порядке регистрации изделий медицинского назначения и медицинской техники отечественного производства в Российской Федерации" (с изменениями от 13 декабря 2001 г.)[26]
- Положение об организации
психологической и
- Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. №377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (с изменениями от 23 мая, 31 июля 1998 г., 21 июля 2000 г., 8 мая, 23 сентября 2002 г.)[28];
- Постановление Главного
государственного санитарного
- Решение Коллегии Минздрава РФ от 20-21 марта 2001 г. "О ходе реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки, задачах на 2001 - 2005 годы и на период до 2010 года" (Протокол №6)[30].
Важно подчеркнуть, что подзаконные нормативные акты не должны противоречить законодательным актам и применяются в целях урегулирования конкретного вопроса (на что должно быть соответствующая отсылка из законодательного акта). В соответствии с Указом Президента РФ №763 от 23 мая 1996 г. "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" такие нормативные документы, подлежат регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию в "Российской газете" или в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с п. 12 Указа Президента РФ №763 данные нормативные акты вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в самом акте не предусмотрен иной срок их вступления в силу.
В Ханты- Мансийском
автономном округе в 2005 году принят Закон Ханты-Мансийского АО - Югры N 102-оз
"Об охране здоровья граждан в Ханты-Мансийском
автономном округе – Югре»
Основные положения:
1. Основные понятия,
используемые в настоящем
2. Для целей настоящего Закона используются также следующие понятия:
Информация о работе Основы законодательства по здравоохранению