Пищеварение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 21:49, контрольная работа

Краткое описание

Все вещества, необходимые для выполнения физической и умственной работы, поддержания температуры тела, а также роста и восстановления разрушающихся тканей и других функций, организм получает в виде пищи и воды. Пищевые продукты состоят из питательных веществ, основными из которых являются белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, вода. Эти вещества входят в состав клеток организма.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………….....3

1. Значение системы пищеварения …………………………………………………......4

2. Строение и работа органов пищеварения …………………………………………...5

3. Зубы, их строение, рост, развитие и уход за ними ……………………………….....7

4. Всасыние, рост печени………………………………………………………………..8

5. Возрастные особенности…………………………………………………………….10

6. Пищевые отравления, их причины, признаки, первая помощь и профилактика ……………………………………………………………………………11

7. Гигиена питания. Воспитание у гигиенических навыков, связанных с приемом пищи………………………………………………………………………………………12

Заключение……………………………………………………………………………….13

Список использованной литературы…………………………………………………..14

Вложенные файлы: 1 файл

Сапин М (2).docx

— 35.73 Кб (Скачать файл)

На ворсинках находятся  мельчайшие микроворсинки, видимые  только в электронный микроскоп. Благодаря им всасывающая поверхность  тонкой кишки увеличивается еще  больше. Она составляет почти 500 м2.

Процесс всасывания заключается  в проникновении водных растворов  питательных веществ через полупроницаемые  мембраны однослойного эпителия ворсинок. Периодически чередующиеся сокращения и расслабления мышечных клеток ворсинки превращают ее в постоянно действующий  насос. Всасывание питательных веществ  происходит избирательно. Нельзя его  сводить только к явлениям фильтрации, диффузии и осмоса. Всасывание —  это сложный физиологический  процесс, в котором принимают  активное участие живые клетки ворсинок, стенок капилляров и лимфатических сосудов.

Аминокислоты и глюкоза  всасываются в кровь, а продукты расщепления жиров глицерин и  высокомолекулярные органические кислоты  синтезируются в эпителиальных  клетках ворсинок в жиры, которые  попадают в лимфу. Для ворсинок характерна односторонняя проницаемость из кишечника в кровеносные и  лимфатические сосуды, но не обратно.

Процесс всасывания питательных  веществ зависит от возрастных особенностей организма. Так, у новорожденных  всасывание происходит очень интенсивно и начинается уже в желудке. Такой  вид всасывания характерен и для  детей младшего школьного возраста, хотя и в меньшей мере. В относительно небольшой степени всасывание осуществляется в желудке и даже в ротовой  полости и у взрослых людей.

                                  

 

5. Возрастные особенности

 

Пищеварительный аппарат  к моменту рождения сформирован  в структурно-функциональном отношении  не полностью. С возрастом происходит созревание структуры и функций  желудочно-кишечного тракта и его  деятельность становится более совершенной. Заканчивается процесс формирования к зрелому возрасту.

Исходя из этого питание  детей должно соответствовать функционально-структурным  особенностям пищеварительной системы  в разные возрастные периоды. Если же такого соответствия не будет, то могут  возникать пищеварительные расстройства с последующим нарушением обменных процессов.

В педиатрии различают  три периода детства: первый—  до 2,5 лет, второй — от 2,5 до 7 лет и третий — от 7 до 14 лет. Период молочного вскармливания — самый ранний. Следует отметить, что в литературе по вопросу о характере функционирования различных пищеварительных желез в этом периоде имеются противоречивые данные.

Однако большинство считает, что в период новорожденности  слюнные железы выделяют незначительное количество слюны и при этом она  не содержит муцина или бедна им. В этот период в слюне удается обнаружить только один фермент — птиалин, а мальтаза отсутствует. Несмотря на незначительное выделение слюны, значение ее огромно.

Под ее влиянием молоко, поступающее  в желудок, створаживается мелкими  и нежными хлопьями, что не безразлично  для процесса желудочного пищеварения. С возрастом увеличивается выделение  слюны и в ней появляются муцин и фермент мальтаза.

Слюноотделение усиливается  в период прорезывания зубов. Это  имеет большое приспособительное  значение, так как с появлением постоянных зубов расширяется возможность  потребления сухой и твердой  пищи, что, естественно, требует большего количества слюны.

 

6. Пищевые отравления, их  причины, признаки, первая  помощь и профилактика

 

Пищевое отравление возникает после употребления продуктов, которые были заражены бактериальными ядами или примесями различных химических веществ. Наиболее распространенные признаки пищевого отравления – это:

- повышение температуры;

- потеря аппетита;

- жидкий стул;

- постоянные призывы к дефекации;

- затуманенное зрение;

- тошнота, рвота;

- повышенное слюноотделение;

- отдельные расстройства в работе ЦНС или же полный отказ всей нервной системы, что часто случается при ботулизме.

Первые симптомы пищевого отравления появляются уже через 30-40 минут после употребления зараженных продуктов питания. В течение 2-3 следующих  дней они нарастают. В этот период больному должна быть оказана срочная  помощь при пищевом отравлении.

Первая помощь при пищевом отравлении

Если имеются подозрения, что тошнота, рвота и другие настораживающие  симптомы вызваны именно пищевым  отравлением, следует немедленно сделать  промывание желудка слабым раствором  марганца или соды. Промывание делается до тех пор, пока не начнет выходить чистая вода. Также пациент при  пищевом отравлении должен пить активированный уголь, запивая его большим количеством  жидкости. От газированных напитков лучше  отказаться в пользу морсов или чая. Обильное питье поможет компенсировать обезвоживание, которое неизбежно  развивается при сильной рвоте и поносе.

После промывания желудка, при  пищевом отравлении, больному необходимо обеспечить покой, приложить к его  ногам грелку и дождаться приезда  врачей. Можно дать пациенту сульфаниламиды (фталазол, сульгин) или же антибиотики. Если развивается пищевое отравление у детей, прием любых сильнодействующих препаратов нужно согласовать со специалистами.

Профилактика пищевых  отравлений

Свести к минимуму риск пищевого отравления можно в том  случае, если соблюдать простые, но действенные правила:

-поддерживать чистоту на кухне и в жилых помещениях;

-следовать элементарным правилам личной гигиены;

-использовать в пищу только продукты от известных, хорошо зарекомендовавших себя производителей;

-хранить скоропортящиеся продукты в холодильнике;

-держать закрытыми мусорные ведра;

-тщательно мыть продукты перед употреблением и не забывать об их тепловой обработке.

7. Гигиена питания. Воспитание у детей гигиенических навыков, связанных с приемом пищи

 

Быстрый рост, постоянное движение, напряженная умственная деятельность — все это предъявляет организму  повышенные требования, вызывая большие  затраты энергии. Для роста и  обеспечения нормальной жизнедеятельности  организма в числе других факторов немаловажное значение имеет режим  питания. Под режимом питания  следует понимать соблюдение умеренности  в питании, разнообразие пищи, регулярность ее приема.

Большое значение для пищеварения  и усвоения питательных веществ  — источников энергии — имеет  четкий распорядок в приеме пищи. Интервалы  между приемами пищи должны быть не менее и не более 3,5—4 ч. Если ребенок  регулярно в одни и те же часы ест, то условнорефлекторное отделение  соков у него начинается еще до приема пищи, что значительно активизирует процесс пищеварения. Наоборот, при  несистематическом приеме пищи количество соков, выделяемых пищеварительными железами, значительно меньше: все условные рефлексы на время питания отсутствуют. Иногда дети, проголодавшись, не дожидаются обычного часа обеда или ужина, а  на ходу «перекусывают». Количество съедаемой  при этом пищи оказывается недостаточным  для удовлетворения потребностей организма. Такая вредная привычка нарушает нормальный пищевой режим, поскольку это вредит аппетиту при последующих приемах пищи.

Следующим условием режима питания является его умеренность. Обильное питание очень вредно для  детского организма. Переедание приводит к развитию различных болезней (ожирение), а также снижает умственную деятельность ребенка. При составлении рационов питания следует учитывать, что  пища должна быть достаточной по количеству, питательной и вкусной.

Привитие гигиенических  навыков детям в связи с  принятием пищи. Дети младшего школьного  возраста приходят в школу с различным  уровнем гигиенических знаний, умений и навыков. Задача учителя — закрепить  уже сложившиеся полезные гигиенические  навыки, развить новые. Непременным  условием для приучения детей  младшего школьного возраста к культуре поведения за столом является пример учителя, воспитателя. К таким навыкам относятся обязательное мытье рук перед едой, культура поведения во время еды.

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Пищеварение — это совокупность процессов, обеспечивающих механическое измельчение и химическое (главным  образом ферментативное) расщепление  пищевых веществ на компоненты, лишённые видовой специфичности и пригодные  к всасыванию и участию в обмене веществ организма животных и  человека. Поступающая в организм пища всесторонне обрабатывается под  действием различных пищеварительных  ферментов, синтезируемых специализированными  клетками, причём расщепление сложных  пищевых веществ (белков, жиров и  углеводов) на всё более мелкие фрагменты  происходит с присоединением к ним  молекулы воды. Белки расщепляются в конечном итоге на аминокислоты, жиры — на глицерин и жирные кислоты, углеводы — на моносахариды. Эти  относительно простые вещества подвергаются всасыванию, а из них в органах  и тканях вновь синтезируются  сложные органические соединения. Всасывание нутриентов является конечной целью  процесса пищеварения. Этот процесс  осуществляется на всем протяжении ЖКТ.

 

 

 

 

                                                                

                                          

 

Список литературы

 

1. Сапин М.П., Сивоглазов В.И. "Анатомия и физиология человека" : Учеб. пособие для студ сред пед. Учеб. Заведений. –М.: Издательский центр " Академия",1997

2. Сапин М.Р., "Анатомия и физиология человека" (с возрастными особенностями детского организма) : Учебник для студ. образовательных учреждений 6-е издание. –М.: Издательский центр " Академия",2008.

3. Нечаев А.П., Траубенберг С.Е., Кочеткова А.А. и др. " Пищевая химия" Под ред. 4. Нечаева Издание 3-е – СПб.: ГИОРД, 2004.

5. «Физиология пищеварения», С.С.Полтырев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 


Информация о работе Пищеварение