Ранняя логопедическая помощь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:45, реферат

Краткое описание

В настоящее время особенно актуальными становятся вопросы ранней диагностики и абилитации младенцев, форм и методов работы с детьми раннего возраста. И это не случайно, так как в последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы (до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми). По данным разных авторов, в настоящее время перинатальная энцефалопатия встречается в 83,3% случаев и является фактором риска возникновения у ребенка психической (в том числе речевой) и двигательной патологии.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……….….3
Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста.…….……5
Общие принципы обследования речи детей раннего возраста…………..…9
Основные направления работы по профилактики речевых нарушений
у детей раннего возраста……………………………………………….….…..…11
Рекомендации проведения логопедического обследования детей
раннего возраста…………………………………………………………...……..13
Заключение……………………………………………………………………...18
Список литературы…………………………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

реферат! ранняя помощь.docx

— 39.70 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Московский государственный гуманитарный университет

имени М.А.Шолохова

 

 

 

 

 

 

Дефектологический факультет

кафедра логопедии

 

Реферат на тему:

«Ранняя логопедическая помощь»

 

 

 

Выполнила магистрантка                                                                                                                        

                     1 курса заочного отделения 

                                                                                               Петрыкина О. Н               

                                           Руководитель: д-р пед. наук ,

                                                                                             Профессор Орлова О. С.

       

 

 

 

Москва 2013

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………….……….….3

  1. Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста.…….……5
  2. Общие принципы обследования речи детей раннего возраста…………..…9
  3. Основные направления работы по профилактики речевых нарушений

у детей раннего возраста……………………………………………….….…..…11

  1. Рекомендации проведения логопедического обследования детей

раннего возраста…………………………………………………………...……..13

Заключение……………………………………………………………………...18

Список литературы…………………………………………………………….19

 

 

 

Введение

 

Ранний возраст (с рождения и до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда  развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется  личность.

В настоящее время особенно актуальными становятся вопросы  ранней диагностики и абилитации младенцев, форм и методов работы с детьми раннего возраста. И это не случайно, так как в последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы (до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми). По данным разных авторов, в настоящее время перинатальная энцефалопатия встречается в 83,3% случаев и является фактором риска возникновения у ребенка психической (в том числе речевой) и двигательной патологии.

В связи с увеличением  числа новорожденных, имеющих недостатки в психофизическом развитии, коррекционно-логопедическая и социально-психологическая помощь детям в раннем возрасте должна быть приоритетной. Однако система логопедической помощи зачастую не охватывает детей раннего возраста. В сложившейся системе здравоохранения и образования специализированная помощь оказывается 68% детей с патологией речи после 5 лет, когда речевой дефект уже закрепился. С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции. В тяжелых случаях речевая патология приводит к ограничению коммуникативных, когнитивных, деятельностных возможностей, к социальной недостаточности, трудностям школьного обучения, ухудшению качества жизни ребенка (5).

Ранняя помощь — быстроразвивающаяся  область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические  и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев  и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального  риска отставания в развитии.

Большую роль в поиске эффективных  решений проблемы раннего вмешательства  сыграло переосмысление на современном  уровне положений выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского о социальности развития младенцев и их отношений со взрослыми, а также об использовании сензитивных периодов для предупреждения социально обусловленного отставания и связанных с ним вторичных отклонений в развитии. Значительным вкладом в осознание необходимости ранней помощи детям также стали зарубежные научные исследования таких ученых, как Р. Болби, Д. Винник, М. Айнсворг (60–80-е годы).

К числу современных публикаций по проблемам оказания ранней помощи относятся статьи на основе исследований О.Е. Громовой, Е.М. Мастюковой, Н.С. Жуковой, Е.Ф. Архиповой, Н.М. Аксариной, В.А. Петровой, А. Арушановой. Выше перечисленные авторы описывают как методы диагностики, так и направления коррекционно-развивающего воздействия.

Таким образом, сегодня особое значение имеет определение основных направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений речи у детей раннего возраста. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить.(6)

 

Причины задержки речевого развития у детей раннего  возраста

 

Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора  или их взаимодействие, которые определяют специфику речевого расстройства и  без которых последнее не может  возникнуть.(7)

Нарушение речи вызывают разные причины.

1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 нед. до 4 мес. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др. При этом поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушениями слуха. При внутриутробных поражениях головного мозга отмечаются наиболее тяжелые речевые нарушения, сочетающиеся, как правило, с другими полиморфными дефектами развития (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта).

2. Ведущее место в пренатальной патологии нервной системы занимают родовая травма и асфиксия. Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток. Внутричерепные кровоизлияния могут захватить и речевые зоны коры головного мозга, что влечет за собой различные нарушения коркового генеза (алалия). При локализации поражения мозга в области структур, обеспечивающих речедвигательный механизм речи, возникают приемущественные нарушения звукопроизносительной ее стороны – дизартрии.

3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка.

В зависимости от времени  воздействия и локализации повреждения  мозга возникают речевые дефекты  различного типа. Особенно пагубными  для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.

4. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

5. Наследственные факторы.

В этих случаях нарушения  речи могут составлять лишь часть  общего нарушения нервной системы  и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью. (10)

6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать  его к ответу. Ему недостаточно слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон). Неблагоприятные условия: отсутствие эмоционально положительного окружения, сверхшумное окружение, задерживают  развитие речи ребенка

Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (нечеткость произношения, заикание, нарушение  темпа речи и т.д.) могут иметь  в своей основе подражание.

Речевые нарушения возникают  часто при различных психических  травмах (испуг, переживания в связи  с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье  и т.д.) - это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребенка психогенные  речевые расстройства: мутизм, невротическое заикание. Так же оказывают неблагоприятное воздействие на развитие речи ребенка: общая физическая слабость, незрелость, обусловленная недоношенностью или внутриутробной патологией, заболевания внутренних органов, рахит, нарушение обмена веществ.

Таким образом, любое общее  или нервно-психическое заболевание  ребенка первых трех лет жизни  обычно сопровождается нарушениями  речевого развития. (7)

Весь период речевого развития от 1 года до 6 лет считается сензитивным, т.е. особо чувствительным как к восприятию речи окружающих, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды. Выделяют три периода повышенной ранимости нервных механизмов речевой деятельности, в эти периоды существует риск возникновения нарушений ее функций даже при воздействии незначительных экзогенных вредностей. В этих случаях критический период в развитии речи является предрасполагающим условием к возникновению речевых расстройств.

Если в сензитивный период развития речи организм ребенка претерпевает влияние каких-либо вредоносных воздействий ,то нормальный процесс речевого развития нарушается. Это происходит либо вследствие устранения ряда необходимых условий для формирования речи (нарушение речевого общения со взрослыми, потеря слуха и т.п.), либо вследствие появления новых “вредоносных” факторов (резкое увеличение сенсорной информации, постоянное шумовое окружение, обилие новых людей в окружении ребенка, смена языковой среды и т.п.).

Помимо того, что весь период от 1 до 6 лет считается сензитивным для развития речи, на этом фоне отмечаются достаточно ограниченные по времени гиперсензитивные фазы.

Первая из них относится  к периоду накопления первых слов. Условно это период от 1 до 1,5 лет. Гиперсензитивность этой фазы сводится, с одной стороны, к тому, что адекватное речевое общение взрослого с ребенком позволяет ребенку достаточно быстро накапливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нормального развития фразовой речи, с другой стороны, недостаточное речевое общение со взрослым, соматические и психические стрессы легко приводят к разрушению формирующейся речи. Это может проявляться в задержке появления первых слов, в “забывании” тех слов, которыми ребенок уже владел, и даже в остановке речевого развития.

Вторая гиперсензитивная фаза в развитии речи относится в среднем к периоду трех лет (2,5-3,5 года). Это период, когда ребенок активно овладевает развернутой фразовой речью. То есть, в это время ребенок делает переход от несимволической к символической вербализации (от конкретных к отвлеченно-обобщенным формам общения), от односложных фраз к комплексным и иерархически организованным синтаксическим и семантическим структурам. Именно в этот период резко усложняется внутреннеречевое программирование.

В этот период речь самого ребенка  становится средством его интеллектуального  и речевого развития. У ребенка  трех лет появляется повышенная потребность  в речевой активности. Он говорит  постоянно, обращается к взрослому  с вопросами, инициативно подключая  взрослого в общение с собой.

Любые, главным образом, психические  стрессы в этот период, а также  любые виды сенсорных деприваций могут не только изменить темп речевого развития (задержку речевого развития), но и привести к патологии речи (заикание).

Третий гиперсензитивный период наблюдается в 5-6 дет, когда в норме формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение текста. В этот период у ребенка интенсивно развивается и существенно усложняется механизм перехода внутреннего замысла во внешнюю речь. Ребенок в этом возрасте, с одной стороны, крайне чувствителен к качеству речевых образцов контекстной речи взрослых, с другой стороны, психические стрессы могут привести к возникновению речевой патологии (заиканию), а ограничение речевого общения, низкий уровень речевого окружения приводят к недостаточной сформированности монологической речи. В дальнейшем эта недостаточность плохо компенсируется и требует специальной помощи.

Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих  условий, они могут иметь как  самостоятельное значение, так и  сочетаться с другими неблагоприятными факторами – генетическими, общей  ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы и т.д. (2)

Нарушение речевого развития может приводить к целому ряду неблагоприятных последствий. При  недостаточности речевых функций  коммуникации ребенка ограничены, снижается  количество получаемой информации, страдают межличностные отношения и эмоциональная  сфера, в дальнейшем возможны нарушения  чтения и письма (дислексия и дисграфия)

Таким образом, правильное развитие речи является весьма важным фактором гармоничного формирования малыша и  должно находиться под контролем  специалистов.

 

Общие принципы обследования речи детей раннего возраста

 

Анализ литературы по теме исследования свидетельствуют о  необходимости комплексного профилактического  развивающего воздействия на соматическую, психомоторную сферы и речь детей  раннего возраста. Формирование внимания, восприятия, памяти, мышления, общей, мелкой, артикуляционной моторики параллельно  с развитием речи будет способствовать моторному, познавательному и речевому развитию ребенка раннего возраста.

В структуре отечественной  системы здравоохранения, воспитания и обучения существуют специализированные учреждения для детей с речевой  патологией, но не все дети раннего  возраста охвачены своевременной не только профилактической, но даже и  коррекционно-развивающей работой. Большинство из них посещают общеобразовательные  дошкольные учреждения, где отсутствует  ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям. Традиционные технологии ДОУ не учитывают особенностей детей  с задержками речевого развития, что  снижает эффективность развивающих  мероприятий. В связи с этим возникает  необходимость искать новые формы  логопедической работы с детьми раннего  возраста.

Информация о работе Ранняя логопедическая помощь