Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 22:33, реферат
Развитие тканей периодонта тесно связано с эмбриогенезом и прорезыванием зубов. Начинается процесс параллельно с формированием корня зуба. Рост волокон периодонта происходит как со стороны цемента корня, так и со стороны кости альвеолы, навстречу друг - другу. С самого начала своего развития волокна имеют косой ход и располагаются под углом к тканям альвеолы и цемента. Окончательное развитие периодонтального комплекса наступает после прорезывания зуба. В то же время, сами ткани периодонта участвуют в этом процессе. Необходимо отметить, что, несмотря на мезодермальное происхождение составных компонентов периодонта, в его нормальном формировании принимает участие эктодермаэпителиальное корневое влагалище.
СТРОЕНИЕ, ФУНКЦИИ ПЕРИОДОНТА И ЭНДОДОНТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ
Цель занятия: изучить строение и функции периодонта применительно к клинике острых и хронических периодонтитов.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1. Иэучить:
• Определение понятий периодоит, пародонт. эндодонт, пульподентийный, пудьпопериапикальный комплекс.
• Строение и функции периодонта
• Анатомию зубов (средняя длина корня, количество корней, количество каналов, форма поперечного сечения каналов, искривление каналов)
• Рентгенологическую характеристику периодонта и анатомическое строения зубов (диагностическая анатомия).
2. Контрольные вопросы:
• Нарисуйте схему внутри ротовых рентгенограмм верхней и нижней челюстей в переднем и боковом отделах.
• Нарисуйте схему строения верхушки корня.
3. Самостоятельная работа
Прием больных с заболеваниями периодонта, оформление медицинской документации.
ЗАНЯТИЕ 3
ЭТИОЛОГИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ ВЕРХУШЕЧНЫХ
ПЕРИОДОНТИТОВ
Цель занятия: изучить особенности этнологии и классификации верхушечных периодонтитов
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1. Изучить:
• Этиологию верхушечных периодонтитов.
• Классификацию верхушечных периодонтитов (по течению, морфологическим признакам).
• Особенности микрофлоры, вызывающей воспалительные заболевания
периодонта.
2. Контрольные вопросы:
• Какая микрофлора преобладает при воспалительных заболеваниях
периодонта?
• Пути проникновения микрофлоры в периодонт.
• Факторы неспецифической защиты тканей периодонта (от микроорганизмов). механизмы их действия
3. Самостоятельная работа
Прием больных с патологией периодонта, оформление медицинской
документации.
ЗАНЯТИЕ 4
ОСТРЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ ВЕРХУШЕЧНЫЕ ПЕРИОДОНТИТЫ.
КЛИНИКА, ПАТОГЕНЕЗ, ДИАГНОСТИКА.
Цель занятия: изучить патогенез и патанатомию острых верхушечных периодонтитов и научиться их диагностировать.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1. Изучить:
• Классификацию острых верхушечных периодонтитов
• Клинику, патогенез, патологическую анатомию острого серозного
верхушечного периодонтита,
• Клинику, патогенез, патологическую анатомию острого гнойного верхушечного периодонтита.
2. Контрольные вопросы:
•• Основные признаки и стадии воспаления.
•• Механизмы экссудации и эмиграции в соединительной ткани.
• Возможные пути оттока гнойного экссудата.
• Рентгенологическая характеристика острых верхушечных периодонтитов.
• Решить клиническую задачу:
Задача 1. Больной К.. 26 лет обратился с жалобами на постоянные
боли и припухлость в области нижней челюсти справа. Боли усиливаются
при дотрагивании до 6, беспокоят в течение 2-х дней. Отмечает общее
недомогание, головную боль.
Объективно: отек мягких тканей в области нижней челюсти справа,
подчелюстные лимфатические узлы справа увеличены, болезненные при
пальпации, слизистая десны в области б гиперемирована, отечна, переходная складка сглажена, болезненна при пальпации. На жевательной и дистальной поверхностях б1 имеется большая амальгамовая пломба, перкуссия резко болезненна, подвижность 1 -й степени, на рентгенограмме под пломбой - кариозная полость, сообщающаяся с полостью зуба, периапикальныс ткани без видимых патологических изменений. Эом - 100 мкА.
Поставьте диагноз, дайте его обоснование.
3. Самостоятельная работа
Прием больных с патологией периодонта, оформление медицинской
документации.
ЗАНЯТИЕ 5
ХРОНИЧЕСКИЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ ВЕРХУШЕЧНЬЕ ПЕРИОДОНТИТЫ.
КЛИНИКА, ПАТОГЕНЕЗ, ДИАГНОСТИКА
Цель занятия: изучить патогенез, патанатомию хронических инфекционных верхушечных периодонтитов, их диагностика.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1. Разобрать классификацию хронических инфекционных верхушечных периодонтитов. Клиника, патологическую анатомию, рентгенологическую картину:
• хронического фиброзного периодонтита
• хронического гранулирующего периодонтита
• хронического гранулематозного периодонтита
• радикулярной кисты
2. Контрольные вопросы.
• Нарисовать схему внутриротовых рентгенограмм при хроническом
фиброзном периодонтите II, хроническом гранулематозном периодонтите Г2 , хроническом гранулирующем периодонтите Г4.
• Решить клинические задачи:
Задача 2. Больной Р. Обратился с жалобами на периодически возни-
кающие боли. ноющего характера в области [появление свища на десне. Зуб беспокоит в течение нескольких лет. Появление боли связывает с переохлаждением.
Опишите возможные данные объективного обследования больного и по-
ставьте диагноз.
Задача 3. На основании жалоб больного и данных объективного обследования был поставлен диагноз: хронический гранулематозный периодонтит [.I. Опишите жалобы и вероятные данные объективного обследования больного.
3. Самостоятельная работа
Прием больных с патологией периодонта. Оформление медицинской документации
Справочные материалы - таблица № 2.
ЗАНЯТИЕ 6
ОБОСТРЕНИЕ ХРОНИЧЕСКИХ ВЕРХУШЕЧНЫХ ПЕРИОДОНТИТОВ
Цель занятия: изучить патогенез и патологическую анатомию обострившихся хронических верхушечных периодонтитов, научиться их диагностировать.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1. Изучить:
• Причины и механизмы обострения хронических верхушечных периодонтитов.
• Клинику, патологическую анатомию, рентгенологическую характеристику хронических верхушечных периодонтитов в стадии обострения.
2. Контрольные вопросы.
• Основные клинические признаки обострения верхушечных периодонтитов.
• Нарисовать схему внутриротовой рентгенограммы при обострении
различных форм хронических верхушечных периодонтитов.
3. Самостоятельная работа
Прием больных.
ЗАНЯТИЕ 7
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ВЕХУШЕЧНЫХ
ПЕРИОДОНТИТОВ
Цель занятия: научиться дифференцировать различные формы периодонтитов между собой и с заболеваниями со сходной клинической картиной по данным анамнеза и объективного обследования.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1. Разобрать основные отличия периодонтитов между собой и их отличия от других заболеваний пародонта по данным анамнеза, клинической картине, данным рентгенологического исследования
2. Контрольные вопросы:
• Заполнить таблицу дифференциальной диагностики периодонтитов.
Диагнозы Сходные клинические и рентгенологические признаки Различные клинические и рентгенологические признаки
Острый серозный периодонтит Острый серозно-гнойный пульпит
Острый гнойный периодонтит Острый гнойнонекротический пульпит
Диагнозы Сходные клинические и рентгенологические признаки Различные клинические и рентгенологические признаки
Острый периодонтит Обострение Хронического периодонтита
Хронический периодонтит Хронический гангренозный пульпит
Острый периодонтит Острый Гайморит
Хронический периодонтит Средний Кариес
• Решить клиническую задачу.
Задача. Больной И. Обратился с жалобами на постоянные ноющие боли, усиливающиеся при накусывании в области [7. Больной перенес грипп. Боли появились во время болезни пять дней назад Объективно: в I пломба из цемента, перкуссия зуба резко болезненная, переходная складка сглажена, болезненна при пальпации, реакция на температурный раздражитель отсутствует. На рентгенограмме: небный канал 17 запломбирован до верхушки, щечные - на 1/3. В области верхушки щечных корней -.очаги резорбции костной ткани округлой формы с нечеткими размытыми очертаниями.
Поставьте диагноз, опишите патогенез заболевания.
3. Самостоятельная работа
Прием больных с патологией пародонта, оформление медицинской документации
Справочный материал - таблица №1 и №2.
ЗАНЯТИЕ 8
ЛЕЧЕНИЕ ОСТРЫХ И ОБОСТРИВШИХСЯ
ХРОНИЧЕСКИХ ПЕРИОДОНТИТОВ
Цель занятия: изучить показания и принципы лечения острых и
хронических периодонтитов и научиться проводить лечение в зависимости
от стадии периодонтитов я общих свойств организма.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1. Изучить;
• Показания и противопоказания к консервативному методу лечения,
зависящие от общего состояния организма, зависящие от состояния коронки зуба и степени проходимости корневого канала, от размера и расположения очага воспаления.
• Общие принципы лечения острых и обострившихся верхушечных
периодонтитов.
2. Контрольные вопросы:
• Основные противопоказания, обусловленные общим состоянием организма больного.
• Противопоказания, обусловленные патологическими процессами в полости рта.
• Основные принципы и методики лечения острого серозного периодонтита
• Основные принципы и методики лечения острого гнойного и обострившегося хронического периодонтита
ЗАНЯТИЕ 9
ЛЕЧЕНИЕ ХРОНИЧЕСКИХ ВЕРХУШЕЧНЫХ ПЕРИОДОНТИТОВ
Цель занятия: изучить показания и принципы лечения хронических
периодонтитов в зависимости от клинической формы и общего состояния
здоровья пациента.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1. Разобрать:
• Показания и противопоказания к консервативному методу лечения
а) зависящие от общего состояния организма:
б) зависящие от состояния коронки зуба и степени проходимости
корневых каналов, от размеров и расположения очага воспаления.
• Общие принципы лечения хронических верхушечных периодонтитов.
2. Контрольные вопросы:
• Причины плохой проходимости корневых каналов зубов.
• Методы и инструменты для расширения корневых каналов
• Внутриканальный электрофорез для лечения хронических периодонтитов
• Методики отбеливания коронки зуба.
ЗАНЯТИЕ 10
ТРАВМАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОДОНТИТ
Цель занятия: научиться диагностировать и проводить лечение
травматического периодонтита
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1. Разобрать:
• Основные принципы диагностики и лечения острых травматических периодонтитов
• Основные принципы диагностики и лечения хронических травматических периодонтитов.
2. Контрольные вепросы:
• Виды травматических поражений зуба.
• Клиника, патогенез, патологическая анатомия острых травматических
периодонтитов:
а) без нарушения жизнеспособности пульпы зуба;
б) с нарушением жизнеспособности пульпы зуба.
• Клиника, патогенез, патологическая анатомия хронических травматических верхушечных периодонтитов.
• Методики лечения острых и хронических травматических верхушечных периодонтитов.
ЗАНЯТИЕ 11
СОЧЕТАНИЕ ВОСПАЛЕНИЯ ПУЛЬПЫ И ПЕРИОДОНТА
В МНОГОКОРНЕВЫХ ЗУБАХ
Цель занят»: научиться диагностировать и проводить лечение сочетанных воспалений пульпы и периодонта.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1. Научиться:
• Диагностировать и проводить лечение сочетанных воспалений пульпы и периодонта.
• Освоить принципы лечения
2. Контрольные вопросы:
• Особенности клиники сочетанного воспаления пульпы и периодонта много корневых зубов:
а) при остром пульпите и остром периодонтите.
б) при сочетании хронических форм пульпита и периодонтита
• Особенности лечения сочетанного воспаления пульпы и периодонта
ЗАНЯТИЕ 12
ОШИБКИ И ОСЛОЖНЕНИЯ
ПРИ ЛЕЧЕНИИ ВЕРХУШЕЧНЫХ ПЕРИОДОНТИТОВ
Цель занятия: научиться диагностировать клинические проявления
осложнений при лечении периодонтитов и предупреждать их.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ;
1. Разобрать
а) возможные ошибки диагностики
б) возможные ошибки в процессе лечения
2. Контрольные вопросы:
• Основные причины диагностических ошибок в периодонтологии.
• Основные причины ошибок при лечении верхушечных периодонтитов.
ЗАНЯТИЕ 13
ОТДАЛЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛЕЧЕНИЯ
ВЕРХУШЕЧНЫХ ПЕРИОДОНТИТОВ
Цель занятия: научиться организации диспансерного наблюдения за пациентами после лечения зубов с верхушечными периодонтитами и определить положительные и отрицательные клинические признаки отдаленных результатов лечения.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1. Научиться:
• Организации диспансерного наблюдения за пациентами после лечения зубов с верхушечными периодонтитами.
• Диагностировать положительные и отрицательные клинические признаки отдаленных результатов лечения.
2. Контрольные вопросы:
• Морфологические признаки восстановления периапикальных тканей при положительных и отрицательных отдаленных результатах лечения верхушечных периодонтитов
• Рентгенологические признаки, определяющие положительные и отрицательные клинические признаки отдаленных результатов лечения.
• Факторы, влияющие на исход лечения верхушечных периодонтитов.
ЗАНЯТИЕ 14
АНАЛИЗ РЕНТГЕНОГРАММ
Цель зянятия: научиться интерпретировать внутриротовые рентгенограммы
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. Научиться:
• Определять признаки рентгенологического изображения
а) нормального строения челюстей и их анатомических образований;
б) патологию твердых тканей зубов, состояние пульпарной полости, периодонта и костной ткани
в) оценка качества пломбирования полостей и каналов.
ЗАНЯТИЯ 15,16,17