Характеристика национальных систем здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение особенностей национальной системы здравоохранения.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить общие принципы здравоохранения как системы.
2. Изучить экономические модели национальных систем здравоохранения.
3. Рассмотреть существующие системы здравоохранения в мире.
4. Рассмотреть систему здравоохранения России (экономические проблемы развития).
5. Предложить пути реформирования национальных систем здравоохранения.

Содержание

Введение
1 Здравоохранение как система: общие принципы
1.1 Экономические модели национальных систем здравоохранения
1.2 Системы здравоохранения в мире
1.3 Характеристика национальных систем здравоохранения
2 Система здравоохранения России: экономические проблемы развития
2.1 Реформы российского здравоохранения: вопросы экономики
2.2 Угрозы для системы здравоохранения в России
2.3
3 Реформирование национальных систем здравоохранения как адаптация к глобальным процессам
3.1
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

Рассматривая  все системы здравоохранения, можно  выделить три основные формы их организации: преимущественно частную, страховую, государственную. Есть также и смешанные варианты.

В чистом виде частное  здравоохранение сейчас не существует, да к тому же во многих развитых странах  стараются не допустить или существенно  ограничивают непосредственную оплату медицинской помощи пациентами.

Сложилось две системы медицинского страхования — обязательное (по оплате взноса) для всех с модификациями (платит работник или работодатель, или же они платят совместно в определенных пропорциях), когда страховой полис является гарантом получения любой помощи, кроме особых случаев, и добровольное или частное, когда сам человек непосредственно страхует себя на случай получения той или иной медицинской помощи.

Первая система  основана на четко выраженной общественной солидарности, а вторая является сугубо индивидуальной и, хотя страхует индивидуальные риски, она также содержит элементы солидарности, ибо застрахованный, заплатив небольшие взносы, в случае необходимости получает помощь в соответствии со своей страховкой в полном объеме за счет средств, внесенных другими застрахованными.

Система страхования  определяет целенаправленность страхового взноса, который может быть использован  только в чисто медицинских целях, а также ограниченность роли правительства, которое при обязательном медицинском  страховании определяет перечень основных видов помощи, оказываемых в рамках системы, определяет группы застрахованных и величину страхового взноса, устанавливает правила взаимодействия всех участвующих сторон, разрешает конфликтные ситуации, готовит правовые основы функционирования такой системы, контролирует финансовые потоки.

Характерным для  государственной модели является финансирование за счет общего налогообложения с  последующим государственным распределением собранных средств. Национальная система  здравоохранения предполагает равные права в получении медицинской помощи всех граждан, а также контроль за функционированием системы со стороны парламента, прозрачность финансовых потоков, подотчетность здравоохранения развитой общественности и т.п., что составляет основы парламентаризма, законности, демократии и гражданского общества в стране. При этом должно иметь место высокое чувство ответственности за здоровье, поскольку для налоговой системы характерна безадресность, и исполнительная власть вполне может расходовать бюджетные средства в соответствии с предложенным ею же их распределением по законодательно утвержденным статьям.

Эксперты ВОЗ  считают лучшей в мире систему  здравоохранения Франции. Законодательством  республики утвержден единый порядок  страхования, которым охвачено 80 процентов населения. Система, включающая в себя более 90 компаний (их называют “кассами”), контролируется государством на общенациональном уровне. Пополнение финансовых средств осуществляется путем введения страховых налогов, что формирует 90 процентов фонда.

Высший комитет здравоохранения, возглавляемый министром, определяет цели и задачи в этой области. Национальное агентство по аккредитации больниц  занимается оценкой деятельности и  качества услуг в медицинских  учреждениях, а также экономических  аспектов в секторе здравоохранения.

Все медицинские учреждения Франции можно разделить на три  типа: государственные больницы, частные  клиники и благотворительные  структуры. К числу первых на сегодня  относятся 1032 региональные, университетские, локальные и общие больницы.

Преимуществом является тесное сотрудничество между общественными  и частными медицинскими структурами, которое позволяет избежать списков  ожидания на выполнение хирургических  манипуляций. Частные лечебные учреждения Франции работают очень активно и выполняют более 50% хирургических вмешательств, а также проводят лечение 60% случаев злокачественных новообразований.

При оказании амбулаторной помощи врачи получают вознаграждение за каждую услугу в соответствии с  условиями договора, заключенного с национальными страховыми кассами. Врачи, не включенные в национальную систему медицинского страхования, могут устанавливать собственные цены на услуги, которые могут превышать официально установленные в среднем на 50%, при этом разницу оплачивает сам пациент.

Предусмотренные законодательством  профилактические мероприятия включают как инициирование раннего обращения  за врачебной помощью, так и проведение образовательных курсов в организованных коллективах для формирования у  населения элементарных знаний о болезнях и для предотвращения опасного поведения среди подростков.

Все превентивные и общеобразовательные проекты  здравоохранения находятся под  контролем Национального института  профилактики и образования о  здоровье, который в своей работе руководствуется утвержденными законодательством протоколами по общественному здоровью. В 2006 г. министр здравоохранения инициировал Национальную ассамблею по профилактике с целью проведения анализа действующих превентивных методов и разработки новых подходов, соответствующих нуждам населения.

Подобная французской  система существует и в Германии, причем введена она была еще Отто фон Бисмарком в 80-е годы позапрошлого века. Медицинское страхование строится на принципе солидарности: все работающие вносят деньги в так называемую “больничную кассу”, а из нее оплачивается необходимое человеку лечение. Эта система касается более 90 процентов населения Германии (еще 8 процентов, в основном наиболее обеспеченные граждане, охвачены частным медицинским страхованием), и управляется она правительственным агентством. Расходы Германии на медицинские цели составили в 2004 году 10,7 процента ВВП. В результате германское здравоохранение удостоилось 25-го места в рейтинге ВОЗ.

В настоящее  время “кассы” стали больше расходовать, чем получать, дефицит измеряется миллиардами евро. Сказываются и демографическая ситуация (рождаемость падает, стариков становится больше, число работающих сокращается), и рост цен на медицинскую аппаратуру и лекарства, и коррупция в страховых компаниях.

В Германии врачи амбулаторного звена получают оплату за услугу, стоимость которой определяется путем деления согласованного объема глобального бюджета на число оказанных всеми врачами услуг. В определенной мере разновидностью глобального бюджета можно считать и подушевое финансирование. Суть перспективного глобального бюджета состоит в том, что общие расходы фиксированы и заранее известны больнице и плательщику (например, страховщику), стимулируя больницу более эффективно использовать этот бюджет, что в разных странах при прочих равных условиях привело к достаточно весомому сокращению расходов на здравоохранение.

В Англии действует  Национальная служба здравоохранения (НСЗ), куда поступает часть налоговых  сборов государства. Личные расходы  самих пациентов в финансировании НСЗ составляют, согласно официальной статистике, всего 3,4 процента. Это позволяет сделать медицинское обслуживание бесплатным для граждан Великобритании. Однако граждане, высказывают недовольство уровнем медицинского обслуживания: в больницах НСЗ большие очереди и врачи недостаточно квалифицированны. 

Для предоставления пациенту медицинские услуги лучшего  качества и в более короткие сроки  с 2002 года больницы стали финансироваться  государством в зависимости от количества принятых пациентов. Кроме того, государственную сферу здравоохранения стали больше открывать для оказания платных услуг частным сектором.

В Англии врачи  общей практики работали по контракту, где в обязательной части были зафиксированы численность и  структура прикрепленного населения (каждая возрастнополовая группа имела свой коэффициент потребления, причем наибольшие коэффициенты справедливо имели дети и престарелые: 01 года — 3,7; 14 лет — 2,7; 518 лет — 2,2; 1944 лет— 1,0; 4549 лет — 2,2; 60 лет и старше — 3,2), объемы гарантированных видов медицинской помощи, а в дополнительной части — дополнительные услуги (прием на дому, визиты на дом, оказание малой хирургической помощи), а также гарантированный уровень качества медицинской помощи.

Оплата по количеству обслуживаемого населения предполагает возможность соблюсти преемственность лечения, поскольку врач оказывает помощь своим пациентам практически круглосуточно, например, в Англии врачи общей практики в среднем в неделю работают 78 часов. С другой стороны, этот принцип приводит к недостаточной заинтересованности врача в результатах своей работы, к ненужным (или перестраховочным) направлениям к другим специалистам и к выписке ненужных рецептов, в т.ч. по сговору с фармацевтами. В то же время, оплата амбулаторной помощи в расчете на одного прикрепленного жителя способствует праву выбора пациентом врача, стимулирует врача к участию в конкурсе при вакансиях и к отъезду в отдаленные районы, где легче набрать число прикрепленных жителей, обеспечивающих оплату труда врача.

Государственные системы здравоохранения бюрократизированы, неэффективно тратят средства и плохо управляются. Имеет место увеличение очередей пациентов в кабинеты врачей. Пациенты не имеют возможности выбора врача или выбора времени визита. В Великобритании ежегодно 800 тыс. человек месяцам ждут необходимой им госпитализации.

 

1.3 Характеристика национальных систем здравоохранения

Описание: Развитие здравоохранения как социально-экономической  структуры повинный происходить  в гармоничном соответствии с  экономическим и социальным развитием государства. Этот принцип тесно связан с вопросом служб и подразделов системы здравоохранения к национальным условиям.

      Среди многообразия конкретных  форм организации  системы  здравоохранения в разных странах,  использующих социально-страховую модель, хотелось бы остановиться еще на системе охраны здоровья Японии.

      Здравоохранение Японии представляет  большой интерес  в связи  с тем, что этой стране удалось  в сравнительно короткий срок  достигнуть самых высоких показателей  здоровья населения, хотя, не в последнюю очередь, это связано с условиями и образом жизни. Япония является первой страной Азии, где в 1961 г. было введено страхование здоровья в общенациональном масштабе, хотя ряд законов о страховании, частично компенсировавших расходы на медицинское обслуживание, был принят намного раньше: в 1922 г. – об обязательном страховании служащих, в 1938 г. – о национальном страховании здоровья, в 1939 г. – о страховании моряков, в 1953 г. – о страховании поденных рабочих.

      В настоящее время в Японии сложилась  общественная система охраны здоровья, включающая общественную гигиену, социальное обеспечение, медицинское страхование, медицинское обслуживание некоторых  групп населения за счет средств  государства.

      В целом расходы на здравоохранение в Японии составляют всего около 6,6% ВНП. Каждое медицинское учреждение является самостоятельной организацией. 80% больниц принадлежит частнопрактикующим врачам. В настоящее время медицинское обслуживание Японии финансируется в основном за счет фондов страхования здоровья. Подавляющее большинство населения Японии попадает под действие двух основных систем медицинского страхования: национальной системы страхования здоровья, построенной по территориальному принципу, и системы страхования лиц наемного труда, построенной по производственному принципу.

      Национальная  система страхования  здоровья охватывает в основном  мелких собственников  и членов  их семей, инвалидов и  других  неработающих лиц (всего около  45 млн. человек). Страховой взнос   с них взимается местными органами самоуправления или Ассоциацией национального страхования здоровья. Этот взнос зависит от места жительства, дохода, недвижимого имущества, размера семьи. 40% суммы пособий по временной нетрудоспособности составляют дотации государства. Пособия предоставляются в виде денежных выплат и льготной медицинской помощи. Максимальный размер льгот может составить до 90% стоимости лечения (10% платят сами пациенты). Льготы для иждивенцев не превышают 70% стоимости медицинского обслуживания. Пребывание в больнице как самих застрахованных, так и их иждивенцев страховые органы оплачивают на 70%, остальную сумму пациент выплачивает наличными деньгами при получении медицинских услуг. При очень высокой стоимости лечения пациенту возмещаются расходы сверх установленного максимума. Полностью за счет пациента оплачиваются лекарства, пост частной медицинской сестры, пребывание в отдельной палате. Оплата медицинской помощи производится по счетам медицинских учреждений, ежемесячно предоставляемым по линии социального страхования. Предварительно эти счета проверяют консультанты-медики для установления рациональности оказанных услуг. Расчет производится по тарифам на медицинские услуги и лекарства, утвержденным Министерством здравоохранения и социального обеспечения.

      Система страхования лиц наемного  труда, охватывающая наемных работников  и  их иждивенцев, является  крупнейшей в  Японии (уже в  1985 г. ею было охвачено более  61 млн. человек). В этой системе  действуют различные программы.  Государственная программа страхования здоровья распространяется на работников средних и мелких предприятий (страховщиком является само государство). В программе общественного здравоохранения страховщиком является страховое общество, созданное администрацией и работниками одного предприятия или нескольких предприятий одной отрасли. Близки к системе страхования лиц наемного труда программы страхования здоровья моряков, поденных рабочих, отдельных категорий рабочих и служащих, программы ассоциаций взаимопомощи служащих государственных учреждений, работников органов местного самоуправления, общественных корпораций, учителей и служащих частных учебных заведений.

Информация о работе Характеристика национальных систем здравоохранения