Экспертная оценка в здравоохранении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 21:36, реферат

Краткое описание

На переломе XIX-XX веков в здравоохранении США началось движение к повышению медицинских стандартов. В 1910 г. Авраам Флекснер обобщил результаты инспекционной поездки по 163 американским и канадским медицинским учебным заведениям. В своем знаменитом «Докладе Флекснера» он рекомендовал закрыть 124 медицинские школы. Причина: плохая материально-техническая база, отсутствие финансовых средств и низкий уровень учебных программ. Его доклад оказал влияние на уровень преподавания и оснащенности медицинских учебных заведений только через 25 лет, но тем не менее именно он послужил первым импульсом для большого начинания - совершенствования системы медицинского образования.

Содержание

1.Введение 3
2.Общие характеристики качества медицинской помощи 4
3.Система обеспечения качества медицинской помощи 7
4.Методы экспертных оценок. Общие положения 9
5.Методы оценки качества и эффективности медицинской помощи 12
6.Экспертиза качества медицинской помощи 17
6.1. Ведомственный контроль качества медицинской помощи 19
6.2. Вневедомственный контроль качества медицинской помощи 23
7. Алгоритм экспертизы качества медицинской помощи 28
8.Заключение 33
9.Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

экспертная оценка в здравоохранении.docx

— 77.34 Кб (Скачать файл)

Нормативные показатели результативности устанавливаются на основании: многолетней динамики показателя, характерного для данной категории ЛПУ, для данной зоны субъекта РФ; среднерегионального уровня; темпов предполагаемой динамики данного показателя в результате того или иного типа планирования и изменения системы управления, формирования прогнозных моделей и пр.

Нормативные показатели результативности должны быть такими, чтобы их достижение потребовало от исполнителей концентрации ресурсов, изменения стиля управления, резкого улучшения качества медицинской помощи. Следует учитывать при установлении норматива, чтобы последний не менее чем на 5% превышал наилучший уровень, достигнутый к настоящему моменту. В дальнейшем, когда в процессе использования норматива модель конечного результата улучшится и установленный норматив будет достигнут, норматив модели конечного результата должен быть опять повышен. Таким образом, практически это бесконечный процесс. При установлении норматива не применяются абсолютные значения, а используются относительные показатели: в процентах, на 1000, на 10000, на 100000 и т.п.

Что касается показателей дефектов, то следует учитывать наиболее грубые нарушения и отклонения от стандартов в деятельности служб, лечебно-профилактических учреждений и органов управления здравоохранением. Желательно подготовить соответствующий классификатор дефектов и придать последним ранговое значение. Оценочные шкалы следует сформировать таким образом, чтобы в них нашли отражение условные показатели и их значения в следующем порядке:

1 - наименование показателя;

2 - единица измерения;

3 - норматив;

4 - оценка в баллах норматива;

5 - оценка в баллах отклонения.

Следует понимать, что уровень качества лечения можно рассчитать только на основе экспертного метода анализа качества медицинской помощи. Он позволяет сопоставить реальные действия оказывающего медицинскую помощь врача с мнением эксперта о том, какой она должна быть. В то же время мнение эксперта формируется не только на основании стандарта, а и на основании современных представлений об оптимальном объеме медицинской помощи при данном заболевании с учетом индивидуальных особенностей больного и конкретными условиями оказания медицинских услуг.

В связи с этим экспертный метод не только не исключает подхода к оценке качества медицинской помощи по соответствию стандартам, но и подразумевает его использование на начальном этапе проведения экспертизы качества медицинской помощи. Наибольший эффект дает сочетание экспертного метода с методом стандартизированных коэффициентов, показателей и пр., что позволяет избежать чрезмерных затрат на проведение экспертизы и добиться максимальной отдачи от ее результатов.

В определенных обстоятельствах возникает необходимость корректировки оценки результативности, связанная с особыми условиями деятельности лечебно-профилактического учреждения. Это, прежде всего, отдаленность района, где расположено это ЛПУ, низкая плотность населения, разрушенные транспортные связи, низкая укомплектованность врачами ЛПУ первичной медико-санитарной помощи или их отсутствие, неудовлетворительное состояние основных фондов ЛПУ и пр. В этих случаях с целью объективизации оценок следует применять так называемые выравнивающие коэффициенты, на которые умножается сумма оценок показателей результативности. Эти коэффициенты могут вводиться вышестоящим органом здравоохранения.

Внутриведомственная экспертиза не должна ограничиваться рамками исследования определенного технологического процесса и его результатов. Важное значение имеет проведение внутриведомственной экспертизы по таким направлениям, как:

  • причины и пути распространения внутрибольничных инфекций;
  • контроль за рациональным использованием лекарственных препаратов и расходных материалов;
  • внутренний аудит диагностических служб.

Вполне естественно, что технология экспертизы различных медицинских услуг имеет свои особенности. В частности, эксперты стоматологи, в отличие от экспертов других специальностей, кроме анализа медицинской документации, жалоб и заявлений пациентов, исковых заявлений и т.п., весьма часто применяют комиссионный очный осмотр пациента.

Современное положение в здравоохранении характеризуется все возрастающей насущной необходимостью снижения затрат и работы над улучшением качества обслуживания. Такая ситуация требует оценки результатов лечения пациентов и проведения мероприятий, направленных на достижение этой цели. Главная задача ЛПУ — достижение хороших результатов лечения больных, которые измеряются такими факторами, как улучшение физиологического и функционального состояния, отсутствие физической и психологической боли. Информация, полученная при проведении оценки результатов лечения и мероприятий, связанных с определением степени удовлетворенности пациентов, а также затрат, соотносимых с результатами лечения, важна для всех, кого это затрагивает. Данная информация также важна для учреждений здравоохранения и врачей в их стремлении улучшить качество выполняемых услуг. Она необходима пациентам и их врачам в момент принятии ими решений, касающихся стратегии лечения и его проведения, и она полезна покупателям услуг, которые в сегодняшней ситуации должны уметь распознать квалифицированных поставщиков качественных медицинских услуг.

Цель программ медицинской экспертизы была и остается в оказании содействия и помощи учреждениям здравоохранения в проведении оценки и повышении уровня выполняемой ими работы путем использования нормативов, процедуры аттестации, образовательных программ, консультационных услуг и соответствующих публикаций.

Система здравоохранения России стоит перед насущной необходимостью изменений, потребность в которых исходит со стороны тех, кто осуществляет стратегию обеспечения качества медицинской помощи, а также покупателей услуг, страховщиков, руководящих работников, врачей и пациентов. При поиске решений внимание сосредоточено на том, как важно понимать значимость результатов лечения. Проблема оценки результатов лечения выходит за рамки традиционных измерений смертности и осложнений и включает физиологический статус больного, признаки и симптомы, функциональное состояние и самочувствие. Деятельность по оценке результатов лечения сосредоточивается на измерении этих составляющих, наблюдении пациентов на протяжении определенного периода времени и в осуществлении обратной связи с клиницистами относительно результатов, чтобы помочь им оптимизировать процесс лечения.

Изначальная миссия начинания по оценке результатов лечения заключается в оказании помощи в осуществлении сдвига в сторону эмпирической базы для принятия оптимальных текущих клинических решений. В каком-то смысле оценка результатов лечения аналогична промышленным исследованиям и разработкам. К тому же это дает возможность по-новому взглянуть на систему оказания медицинской помощи. Оценка результатов лечения должна стать частью всеобщей стратегии. Те, кто планируют и реализуют программы обеспечения качества медицинской помощи, должны иметь более широкое видение оценки результатов лечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проблема управления качеством в отечественной медицине сегодня занимает приоритетное место в большом количестве проблем российского здравоохранения. Реформа системы здравоохранения и в первую очередь преодоление острых структурных диспропорций в сочетании с поиском внутрисистемных источников экономии средств и ресурсов ни в коем случае не должна затронуть качество и доступность медицинской помощи для широких слоев населения. Существовавшая в течение многих лет и продолжающая, несмотря на «реформы» последних десятилетий отечественная система организации медицинской помощи населению сохраняет ряд положительных сторон: профилактическую направленность, широкую сеть ЛПУ, обеспеченность пациентов услугами диспансеризации, реабилитации и многое другое. К сожалению надежды на медицинское страхование, переход к которому начат в России в 1991 году, не оправдались. Вместе с тем, переход к медицинскому страхованию и реформа взаимоотношений между производителями и потребителями медицинских услуг породили ряд проблем, без решения которых первоначальная цель реформ в виде обеспечения гарантированного объема и высокого качества медицинской помощи для всех граждан РФ, независимо от их доходов и социального положения не была достигнута.

 В условиях рыночных  преобразований следует очень  внимательно отнестись к тому, что уровень оказания медицинской  помощи населению региона сегодня  весьма далек от оптимального, достаточно часто встречаются  серьезные дефекты оказания ее  во многих ЛПУ. Общеизвестно, что  серьезные дефекты оказания медицинской  помощи во многом обусловлены  не недостатком квалификации  персонала, а является отражением  неудовлетворительной организации  работы системы управления ЛПУ  в целом, начиная от руководства  учреждения и заканчивая исполнительской  дисциплиной самого, казалось бы, незаметного работника.

 Каждое конкретное  медицинское учреждение — это  своеобразная система производства  медицинских услуг со своими, присущими только ему проблемами, причинно-следственными связями  и уровнем менеджмента. Экспертиза качества медицинской помощи, медицинский аудит это всякий раз отдельное и весьма сложное исследование врачебной деятельности. К управлению качеством нельзя подходить шаблонно, с раз и навсегда определенными критериями. Управление - процесс творческий, требующий от руководителей глубоких профессиональных знаний, навыков системного анализа, мониторирования моделей конечных результатов и многого другого. Управление качеством медицинской помощи должно опираться на научнообоснованные критерии и стандарты, строго специфичные для различных типов и уровней больниц, поликлиник, станций скорой медицинской помощи и пр.

 

Список литературы:

1. Щепин О.П., Медик В.А. «Общественное здоровье и здравоохранение», Москва, «Гэотар-Медиа», 2012г., 592 с.

2. Медик В.А., Лисицын В.И., Токмачев М.С. «Общественное здоровье и здравоохранение», руководство к практическим занятиям, Москва, «Гэотар-Медиа», 2013г., 400 с.

3. Миняев В.А., Вишняков Н.И. «Общественное здоровье и здравоохранение», Москва, «МЕДпрес-информ», 2003г., 528 с.

4. Приказ Министерства здравоохранения РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 24.10.96 г. №363/77 «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации»

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. N 1152 г. «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности»

6. Дьяченко В.Г. «Качество  в современной медицине», ГОУ  ВПО ДВГМУ Росздрава, 2007г.

7. Щепин О.П., Стародубов  В.И., Линдербратен А.Л., Галанова Г.И. «Методологические основы и механизмы обеспечения качества медицинской помощи». – М., 2002, 176с.

8. Кучеренко В.З., Алексеева  В.М. «Организация и оценка качества  лечебно-профилактической помощи  населению», учебное пособие. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2008, 560 с.

 

 

 


Информация о работе Экспертная оценка в здравоохранении