Законы РФ,их виды и соотношение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в иерархии форм конституционного права законы занимают главное после Конституции РФ и международных договоров место. Это обусловлено провозглашенным в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ принципом верховенства Конституции РФ и законов. Верховенство закона предполагает, что основополагающие отношения во всех сферах общественной жизни должны регулироваться законами. Законы обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативно-правовым актам (за исключением Конституции РФ и международных договоров РФ). В юридической литературе законы делят на конституционные и обычные. Так, Ж.И.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Понятие и признаки закона
2. Виды законов и их соотношение
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

kozhemiako_kursovaia_rabota (14).doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

Важной отличительной чертой закона является то, что в нем всегда содержатся юридические нормы, т.е. он всегда нормативен. Этим он отличается как от актов других органов, так и от иных видов актов, принятых законодательным (представительным) органом, – постановлений, деклараций, посланий, обращений.

Законом обычно регулируются наиболее важные отношения в обществе, устанавливаются отправные начала правового регулирования. Нормы, содержащиеся в актах всех других видов, основываются на нормах законов, являются производными от них.

Законам присуща исключительность правового регулирования. Это качество выражается в том, что высшие представительные органы власти не только обладают правом на законотворческую деятельность, но и несут обязанности по урегулированию. Существуют области, подвластные исключительно закону, в которых первичная регламентация общественных отношений в обязательном порядке осуществляется путем закона, а нормативные акты исполнительных органов власти могут носить лишь производный, вторичный, строго правоприменительный характер.

Именно в законах содержится сущность того или иного типа правового регулирования. Это выражается в следующем:

- только закон определяет характер юридической связи между участниками общественных отношений;

- закон устанавливает санкции  как вид и меру юридической  ответственности для субъектов  права (подзаконные акты не могут  быть нормативным основанием  юридической ответственности);

- только законом оформляется степень определенности юридических фактов как условий действия правовых норм.

Законы, наконец, издаются в определенном порядке. Для их принятия характерна особая законотворческая процедура. Каждый закон в своем образовании проходит следующие стадии: законодательная инициатива; обсуждение законопроекта; принятие закона; опубликование (обнародование) закона. Эти стадии нашли свое законодательное оформление в регламентах законодательных (представительных) органов.

Для российской правовой системы на современном этапе характерно возрастание роли закона как способа правового воздействия. Тенденция к возрастанию роли закона должна доминировать и впредь, поскольку по своей социальной природе и регулятивным свойствам закон в наибольшей степени способен обеспечить устойчивость регулирования общественных отношений, юридическую целостность законодательства, повысить эффективность реализации самих правовых норм.

 

 

2. Виды законов и их соотношение

 

Классификация законов может проводиться по различным основаниям.

По юридической силе выделяют следующие виды законов:  Конституция РФ, федеральный конституционный закон,  федеральный закон, закон субъекта Федерации.

Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой среди нормативных актов. Она определяет организацию государственной власти, закрепляет начала общественного и государственного строя, основные права и обязанности граждан.

Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от других правовых актов традиционно отличают следующие черты:

1) особый субъект, который устанавливает  конституцию или от имени которого  она принимается;

2) учредительный, первичный характер  конституционных установлений;

3) всеохватывающий характер конституционной  регламентации, т.е. тех сфер общественных  отношений, воздействие на которые  она распространяет;

4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок  принятия, внесения поправок, специфические формы охраны.

Важным юридическим свойством действующей Конституции Российской Федерации является высокая степень стабильности ее положений. Принцип стабильности означает, что Конституция является нормативным правовым актом долговременного действия, положения которого имеют устойчивый характер. Стабильность Конституции прежде всего вытекает из ее особой роли как центрального стабилизирующего ядра действующего права страны. Стабильность основного закона государства, как показывает мировой конституционный процесс, является одним из важнейших условий эффективного развития общества, фундаментальной ценностью, лежащей в основе демократического развития современных государств.

В перечне неизменных глав Конституции РФ 1993 г. стоит особо выделить первые две главы, закрепляющие основы конституционного строя и права и свободы человека и гражданина, поскольку девятая глава носит процедурный характер, соответственно ее повышенная стабильность – гарантия незыблемости всей Конституции РФ.

Как известно, в науке конституционного права конституции подразделяются на жесткие и гибкие по способу изменения, внесения поправок и дополнений. Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной процедуры.

Российская Конституция – жесткая Конституция, потому что:

а) Конституция обладает верховенством по отношению к «простому закону»;

б) законодатель позаботился о специальных условиях проведения ее пересмотра и внесения в нее конституционных поправок (гл. 9 Конституции РФ).

Однако указанная жесткость Основного Закона вовсе не освобождает его от реформирования, вызванного необходимостью приведения в соответствие конституционных положений с изменяющимися условиями общественно-политического бытия. Практика показывает, что иногда возникает необходимость изменения положений Конституции России.

Как отметил Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин, «наша Конституция – это не остекленевший акт и не пыльный манускрипт, а живой документ. Закрепленные в ней принципы, прежде всего принципы правового и социального государства, юридического равенства и справедливости, должны гибко и деликатно интерпретироваться и наполняться более богатым конкретным социальным содержанием, соответствующим каждому новому этапу исторического развития»[3].

Таким образом, в силу самой природы Конституции ей присуще качество стабильности, долговременности ее норм, что однако не препятствует совершенствованию ее положений путем пересмотра или внесения в нее поправок.

Конституция Российской Федерации представляет собой юридическую базу для всего текущего законодательства[4]. Основополагающие установления Конституции развиваются и детализируются в других нормативных актах. Причем все они, от какого бы органа они ни исходили, должны соответствовать Конституции. В противном случае любой акт (или его часть) признаются недействующими.

После Конституции Российской Федерации на верхней ступени нормативных актов стоят законы.

Будучи едиными по положению в правовой системе государства и роли в регулировании общественных отношений, законы в то же время сами делятся на определенные виды. Так, в самой Конституции Российской Федерации обозначены несколько их видов:

1) федеральные конституционные законы (такой термин впервые введен  Конституцией России 1993 г.);

2) федеральные законы, не имеющие  значения конституционных (в доктрине  права они называются обычными  законами);

3) законы о поправках к Конституции  Российской Федерации;

4) законы о ратификации и денонсации  международных договоров.

К федеральным конституционным законам относятся те законы, которые, во-первых, предусмотрены самой Конституцией (ч. 1 ст. 108), и, во-вторых, поименованы в ней как конституционные.

Федеральные конституционные законы регулируют наиболее важные общественные отношения и касаются соответственно ключевых конституционных институтов народовластия, федерализма, государственного устройства. Большинство из названных в Конституции России федеральных конституционных законов уже приняты. Это, например, Федеральные конституционные законы о Правительстве Российской Федерации, о Конституционном Суде Российской Федерации, о Верховном Суде РФ, о Высшем Арбитражном Суде РФ, о Государственном флаге, о Государственном гербе, о Государственном гимне Российской Федерации, о чрезвычайном положении.

Для федеральных конституционных законов установлена более сложная процедура их прохождения и принятия. На принятый федеральный конституционный закон не может быть наложено вето Президента.

Усложненная процедура принятия конституционного закона, невозможность принесения на него вето Президента, указание в самой Конституции на конкретный закон как особый метод отсылки к действующему законодательству не может быть, конечно, юридически индифферентным. Прямое ориентирование непосредственно в Конституции на форму акта и круг регулируемых этим актов отношений имеет целью подчеркнуть особую связь Конституции и данного закона, выделить регулируемые им общественные отношения как особо значимые для государства, правового статуса граждан и установить основополагающую роль данных законов в системе действующего законодательства. Логическим следствием такой значимости конституционных законов является вывод о том, что текущее законодательство должно исходить не только из положения Основного закона, но и поименованных в его тексте конституционных законов. В случае возникновения коллизий между обычным и конституционным законами приоритет отдается последнему (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда от 31 октября 1995 г.[5] о толковании ст. 136 Конституции РФ определен новый вид (форма) федерального закона – закон о поправке к Конституции РФ. Закон такого рода не относится к разновидности федеральных конституционных законов, поскольку он принимается в особом порядке, который лишь отчасти совпадает с процедурой принятия федерального конституционного закона. Во-первых, круг субъектов, наделенных правом внесения предложений о поправках к Конституции РФ, установленный ст. 134 Конституции, не совпадает с кругом субъектов права законодательной инициативы, установленным ст. 104 Конституции. Во-вторых, согласно ст. 136 Конституции РФ для вступления поправок в силу требуется их одобрение органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

Порядок и условия внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации определен Федеральным законом от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»[6]. Этот порядок включает три этапа.

Первый – это реализация законодательной инициативы субъектами, перечисленными в ст. 134 Конституции РФ. Эти предложения в соответствии с Федеральным законом от 04.03.1998 вносятся в Государственную Думу в виде проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции, предполагающего исключение, дополнение, новую редакцию какого-либо из положений глав 3 - 8 Конституции РФ. Предложение о поправке к Конституции должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи), либо текст новой редакции статьи (части или пункта статьи) Конституции, либо положение об исключении статьи (части или пункта статьи) из Конституции Российской Федерации.

Второй этап – это рассмотрение предложений в палатах Федерального Собрания. В соответствии с указанным Федеральным законом от 04.03.1998  (ст. 4) предложение о поправках вместе с обоснованием направляется Советом Госдумы в комитет Государственной Думы, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства, для проверки соблюдения требований Конституции и указанного Федерального закона об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции РФ.

Как и любой другой закон, проект рассматривается Думой в трех чтениях, однако, поскольку ст. 136 Конституции определяет, что проект закона о поправке должен быть принят в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, для принятия его в окончательном виде необходимо, чтобы за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы. В случае принятия положительного решения проект закона о поправке к Конституции направляется в Совет Федерации.

Проект закона должен быть одобрен квалифицированным большинством голосов – не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации. В случае отклонения верхней палатой парламента проекта закона она совместно с Госдумой может создать согласительную комиссию.

Третий этап – контрасигнатура, в данном контексте – одобрение решения вышестоящего органа государственной власти субъектами Российской Федерации. Не позднее 5 дней с момента принятия закона Советом Федерации его Председатель направляет закон о поправке к Конституции в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ для рассмотрения. Одобрение субъектами Федерации изменений Конституции России необходимо с целью оградить их население от возможного ущемления его прав, свобод и законных интересов. В данном случае контрасигнатура региональных парламентов заменяет собой более дорогостоящую процедуру общероссийского референдума. При этом на рассмотрение вопроса законодательным органам субъектов Федерации Закон от 04.03.1998  отводит срок не более одного года со дня принятия закона Советом Федерации (ст. 9). Как считает Авакьян С.А., годичный срок, обозначенный для одобрения поправок к главам 3 – 8 Конституции, «да еще при нескольких законах о поправках, способен превратить реформирование Конституции в затяжной процесс, что вряд ли целесообразно»[7].

Далее следует факультативный этап, служащий дополнительной гарантией справедливости, законности и объективности конституционных перемен: обращение в Верховный Суд РФ, правом на которое в соответствии со ст. 11 Закона от 04.03.1998 в течение 7 дней с момента принятия закона Советом Федерации обладают Президент РФ и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. Решение Судом принимается в порядке, определенном гражданско-процессуальным законодательством, и в случае удовлетворения иска требует повторного рассмотрения Советом Федерации.

Информация о работе Законы РФ,их виды и соотношение