Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 15:09, курс лекций
Международное право, история становления, его особенности. Соотношение международного права и внутригосударственного права. Соотношение международного публичного права и международного частного права.
МП-особая правовая система, регулир международн отношения его субъектов посредством юридич норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) соглаш между ними и обеспечиваемых принуждением формы характер и пределы которого определены в международных соглашениях.
На основании ст. 4 Пакта которая, при определенных условиях разрешает ограничения некоторых прав, закрепленных в нем, во время чрезвычайного положения, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, 3 октября 1991 г. Израиль направил Генеральному секретарю ООН письмо о том, что в результате действия в стране с 1947 г. чрезвычайного положения его обязательства по ст. 9 Пакта ("Право на личную свободу и личную неприкосновенность") не действуют в полной мере. Следовательно, остальные положения Пакта в полной мере применяются как в Израиле, так и на оккупированных им территориях.
Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. записано, что каждый человек имеет право на: жизнь, свободу и на личную неприкосновенность (ст. 3); свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков (ст. 18); свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (ст. 19).
Позднее эти права и свободы нашли своё отражение в ряде международных договоров. Так в статье 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. дополнительно было указано, что «свободы получения, и распространения информации реализуется без какого-либо вмешательства со стороны государственных органов» (ст. 10). В статье 19 Международного пакта о гражданских и политических правах уточняется, что «эти свободы относятся ко всякого рода информации, идеям и способам их распространения». Эти права и свободы получили также свое подтверждение в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека (подписанной в 1995 и вступившей в силу для Российской Федерации в 1998 году).
Международный пакт об экономических социальных и культурных правах 1996.— пакт, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года и вступивший в силу 3 января 1976 года. На март 2012 года в пакте участвуют 160 государств.[1] Крупнейшее государство, не являющееся участником пакта — США.
СССР подписал пакт 18 марта 1968 года. Ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 года с заявлением. Ратификационная грамота СССР депонирована Генеральному секретарю ООН 16 октября 1973 года. Вступил в силу для СССР 3 января 1976 года.
10 декабря 2008 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла факультативный протокол к пакту, предусматривающий возможность подачи жалоб на нарушения пакта[2]. Для вступления протокола в силу согласно его ст. 18 необходима его ратификация или присоединение к нему десяти стран-участниц Пакта (порог достигнут 5 февраля 2013 года, когда участником протокола стал Уругвай; протокол вступит в силу через 3 месяца после этого события, т. е. 5 мая 2013 года). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека содержит:
экономические права:
Международный пакт о гражданских и политических правах содержит гражданские права:
политические права:
Междунаро́дная организа́ция труда́ (МОТ, англ. International Labour Organization, ILO) — специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. На 2012 год участниками МОТ являются 185 государств. С 1920 года штаб-квартира Организации — Международного бюро труда, находится в Женеве. В Москве находится офис Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии.
Причины образования МОТ
Политическая причина
Первым поводом для создания МОТ послужили революции в России и ряде других Европейских стран. В целях разрешения возникающих в обществе противоречий взрывным, насильственным, революционным путем организаторы МОТ решили создать международную организацию, призванную всемирно содействовать социальному прогрессу, установлению и поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать разрешению возникающих социальных проблем эволюционным мирным путем
Социальная причина
Тяжелыми и неприемлемыми были условия труда и жизни трудящихся. Они подвергались жестокой эксплуатации, их социальная защита практически отсутствовала. Социальное развитие значительно отставало от экономического, что тормозило развитие общества[1].
Экономическая причина
Стремление отдельных стран к улучшению положения трудящихся вызывало увеличение затрат, рост себестоимости продукции, что затрудняло конкурентную борьбу и требовало решения социальных проблем в большинстве стран. В Преамбуле отмечается, что «непредоставление какой-либо страной трудящимся человеческих условий труда является препятствием для других народов, желающих улучшить положение трудящихся в своих странах» МОТ осуществляет деятельность в трёх основных направлениях: разработка конвенций и рекомендаций о труде; оказание технической помощи развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки; обучение и просвещение по вопросам, входящим в круг деятельности МОТ. Разработка конвенций и рекомендаций о труде — важнейшая форма деятельности МОТ. На 1 января 1974 принято 136 конвенций и 144 рекомендации. Содержащиеся в них международные нормы о труде охватывают самые различные области трудовых отношений, направлены на запрещение принудительного труда, дискриминации трудящихся, охрану материнства и труда молодёжи, обеспечение профсоюзной свободы, равноправия в оплате труда мужчин и женщин, гарантий заработной платы и т. д.
Конвенции МОТ становятся обязательными для государств — членов МОТ в случае их ратификации. Ратифицируя конвенцию, государство берёт на себя обязательство принимать необходимые меры для эффективного применения её положений. Рекомендации не подлежат ратификации и не порождают других обязательств для государств, кроме предусмотренных уставом обязанностей процедурного характера. В МОТ нет юридического обязательства ратифицировать конвенции. Однако, вступая в организацию, государство берёт на себя в этом плане определённое моральное обязательство. Советский Союз ратифицировал 40 конвенций МОТ, в том числе важнейшие из них: № 29 О принудительном труде, № 87 О свободе ассоциаций и защите права на организацию, № 111 О дискриминации в области найма и занятий и т. д. Многие буржуазные государства уклоняются от ратификации важнейших конвенций МОТ: США, например, ратифицировали всего 7 конвенций.
Международные нормы о труде собраны в Международном кодексе труда (издан в Женеве, в двух томах), который представляет собой систематическое собрание международных норм о труде, содержащихся в конвенциях и рекомендациях МОТ; обязательной силы не имеет.
Деятельность МОТ по оказанию технической помощи развивающимся странам получила развитие в 50—60-х годах. Она заключается в направлении по просьбе заинтересованных правительств экспертов по организации труда и управлению предприятиями, подготовке трудового законодательства и т. д.
Деятельность МОТ по обучению и просвещению связана с созданием в Женеве в 1960 Международного института социальных исследований, который, по замыслу его организаторов, представляет собой как бы высшее учебное заведение университетского типа в области социальной и трудовой политики.
В своей деятельности МОТ руководствуется такими целями:
Предупреждение безработицы было включено в сферу деятельности МОТ еще в момент ее основания. В Филадельфийской декларации 1944 года было признано торжественное обязательство МОТ способствовать принятию всеми странами-участницами программ, имеющих целью достижение полной занятости и повышение жизненного уровня. Учитывая то, что во всем мире в настоящее время без работы остаются не менее 700 млн. человек или почти 30% трудоспособного населения это направление деятельности МОТ актуально и поныне.
Разработке программ занятости и преодоления безработицы посвящено шесть следующих основных конвенций МОТ:
• конвенция №122 о политике в области занятости (1964 год) - предусматривает активное содействие полной, продуктивной и свободной занятости,
• конвенция №142 о развитии людских ресурсов (1975 год) - связывает занятость с развитием людских ресурсов,
• конвенция №158 о прекращении трудовых отношений (1982 год) - предусматривает защиту трудящихся от увольнения без основательных причин, а также защиту доходов в случае потери работы,
• конвенция №168 о содействии занятости и защите от безработицы (1988 год) - рассматривает вопросы пособий по безработице и иной материальной помощи безработным и членам их семей,
• конвенция №169 о политике в области занятости (1988 год) – рассматривает пути решения проблемы занятости,
• конвенция №173 о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности организаций (1992 год) - определяет права трудящихся по выплате заработной платы, оплате сверхурочных работ, отпуска, выходного пособия и других выплат в случае прекращения деятельности организаций,
Существенным этапом деятельности МОТ в вопросах занятости и безработицы стала разработка и провозглашение на юбилейной сессии Международной конференции труда в 1969 году Всемирной программы занятости.
Программа нацелена на содействие повышению уровня занятости в определенной конкретной стране не только правительства этой страны, а и всех стран-членов МОТ. Способствовать снижению безработицы должна не только внутренняя социальная и экономическая политика, но и активная внешняя политика страны в т.ч. политика в области международной торговли.
Всемирная программа занятости предусматривает рост знаний о взаимосвязи между политикой в области труда, занятости и людских ресурсов, с одной стороны, и демографическими факторами – смертностью и миграцией с другой.
Целью активной политики на рынке труда, исходя из установок Всемирной программы, является:
• справедливость – обеспечение равных возможностей доступа к занятости, содействие занятости наиболее уязвимых групп населения,
• экономический рост – поддержка и развитие производительных рабочих мест,
• эффективность – отдача от использования трудовых ресурсов.
Руководствуясь международными трудовыми нормами и помощью Международной организации труда многие страны мира существенно улучшили ситуацию на рынке труда путем создания системы органов по трудоустройству, развития системы подготовки и переподготовки трудящихся, а также разработки программ материальной помощи безработным.
Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью осуществляется в рамках, установленных отдельными странами, на основе существующих международных соглашений, национальных законодательств, технических возможностей и, наконец, доброй воли всех заинтересованных сторон. Это составная часть международных отношений. Даже те государства, которые не имеют тесных политических и экономических контактов, как правило, не пренебрегают контактами в области противодействия преступности.
Формы международного взаимодействия в области борьбы с преступностью весьма разнообразны: