Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 22:52, курсовая работа
Цель данной работы состоит в поиске путей материального стимулирования работников организации сферы услуг, анализ и пути его совершенствования.
Введение
1. Теоретические основы анализа материального стимулирования работников организации сферы услуг
1.1 Сущность материального стимулирования и его место в системе управления организацией
1.2 Зарубежный опыт материального стимулирования
1.3 Разработка программ стимулирования труда
2. Анализ материального стимулирования работников ОАО «Гомельремстрой» за 2007-2009 года
2.1 Социально-экономическая характеристика ОАО «Гомельремстрой»
2.2 Анализ состава, структуры и динамики трудовых ресурсов
2.3 Анализ эффективности использования персонала предприятия
3. Пути совершенствования материального стимулирования работников ОАО «Гомельремстрой» с целью увеличения конечных результатов хозяйственной деятельности в условиях конкуренции
3.1 Стимулирование труда работников с помощью новой системы премирования
3.2 Снижение непроизводительных затрат рабочего времени
3.3 Резервы роста конечных результатов хозяйственной деятельности организации в условиях конкуренции
Заключение
Список использованных источников
БЕЛКООПСОЮЗ
Учреждение образования
«Белорусский торгово-экономический университет
потребительской кооперации»
Кафедра __________________________
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу ____________________________
на тему: Материальное стимулирование работников организации сферы услуг: анализ и пути его совершенствования с целью увеличения конечных результатов хозяйственной деятельности организации в условиях конкуренции
Студентки __курса
заочного отделения
специальности «Экономика и управление на предприятии»
группы
______________
Руководитель: ___________
Гомель 2011
ПЛАН
Введение
1. Теоретические основы анализа материального стимулирования работников организации сферы услуг
1.1 Сущность материального стимулирования и его место в системе управления организацией
1.2 Зарубежный опыт материального стимулирования
1.3 Разработка программ стимулирования труда
2. Анализ материального стимулирования работников ОАО «Гомельремстрой» за 2007-2009 года
2.1 Социально-экономическая характеристика ОАО «Гомельремстрой»
2.2 Анализ состава, структуры и динамики трудовых ресурсов
2.3 Анализ эффективности использования персонала предприятия
3. Пути совершенствования материального стимулирования работников ОАО «Гомельремстрой» с целью увеличения конечных результатов хозяйственной деятельности в условиях конкуренции
3.1 Стимулирование труда работников с помощью новой системы премирования
3.2 Снижение непроизводительных затрат рабочего времени
3.3 Резервы роста конечных результатов хозяйственной деятельности организации в условиях конкуренции
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Стимулирование играет огромную роль в организации деятельности предприятия, так оно направлено на мотивацию работника к эффективному и качественному труду, который не только покрывает издержки работодателя на организацию процесса производства, оплату труда, но и позволяет получить определенную прибыль. Тогда как полученная прибыль идет не только в «карман» работодателю, а используется на выплату налогов в республиканский и местный бюджеты, на расширение производства. Таким образом, стимулирование труда работников не является частным делом конкретного предприятия и организации, а играет важную роль в экономическом развитии страны, в процветании национальной экономики.
С развитием социальных отношений в обществе меняются и потребности работников. В современной экономике помимо материального фактора большое значение имеют моральные стимулы и социальные льготы. Эволюционируют и материальные формы стимулирования работников. В материальном вознаграждении увеличивается доля выплат по результатам хозяйственной деятельности предприятия, большее значение придается развитию у работников корпоративного мышления, развивается система социальных льгот.
Таким образом, стимулирование наемных работников является одной из составляющих управления персоналом.
В современной экономике стимулирование работников не ограничивается только мерами материального вознаграждения, а направлено на совершенствование личности работника, формирование в нем заинтересованности в успехе организации в целом.
Сущность стимулирования работников заключается в стимулировании высоких трудовых показателей работника; формировании определенной линии трудового поведения работника, направленной на процветание организации; побуждении работника к наиболее полному использованию своего физического и умственного потенциала в процессе осуществления возложенных на него обязанностей.
Современный этап экономического развития характеризуется тем, что предприятия работают в обстановке растущих требований различных общественных групп. В этой связи особую актуальность приобретает создание эффективной системы стимулирования работников.
Объектом данной работы является ОАО «Гомельремстрой».
Предметом – материальное стимулирования работников на ОАО «Гомельремстрой».
Цель данной работы состоит в поиске путей материального стимулирования работников организации сферы услуг, анализ и пути его совершенствования.
Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач:
-рассмотреть сущность материального стимулирования и его место в системе управления организацией;
-на примере предприятия ОАО «Гомельремстрой» провести анализ материального стимулирования работников;
-на основе полученных результатов определить основные пути совершенствования материального стимулирования работников ОАО «Гомельремстрой»,анализ и пути его совершенстврвания.
В ходе проведенного исследования было выполнено следующее:
- изучена сущность материального стимулирования и его место в системе управления организацией;
-собран и проанализирован практический материал по выбранной теме;
-предложена эффективная система стимулирования труда на предприятии ОАО «Гомельремстрой».
1. Материальное стимулирование работников организации, социально-экономическое значение повышения его эффективности в условиях конкуренции
1.1 Сущность, особенности организации и значение материального стимулирования труда в организации
Важное значение в удовлетворении потребностей имеют стимулы. Широко бытует мнение, что стимул - это вознаграждение. Это не совсем правильно, так как слово происходит от латинского stimulus - буквально: остроконечная палка, которой кололи зверей и гладиаторов на арене, заставляя их сражаться, - и имеет как раз обратное значение - принуждение. Поэтому более правильно говорить, что стимул - это побуждение к действию, причиной которого является интерес как форма реализации потребностей.
Стимулами выступают любые блага (потребности человека), получение которых предполагают трудовую деятельность, т.е. благо становится стимулом труда, если оно формирует мотив труда. Другими словами, говоря о мотивах труда, мы ведем речь о работнике, стремящемся получить благо посредством трудовой деятельности (мотив), а говоря о стимулах, об органах управления, обладающих набором благ, необходимых работнику и предоставляющих их ему при условии эффективной трудовой деятельности.
Сущность понятий «мотив труда» и «стимул труда» тождественна. В одном случае речь идет о работнике, стремящемся получить благо посредством трудовой деятельности (мотив), в другом – об органе управления, обладающем набором благ, необходимых работнику, и предоставляющем их ему при условии эффективной трудовой деятельности (стимул). Поэтому можно сказать, что стимулирование труда – это способ вознаграждения работника за участие в производстве, основанное на сопоставлении эффективности труда и требований технологии.
Стимулирование труда предполагает создание условий, при которых активная трудовая деятельность, дающая определённые, заранее зафиксированные результаты, становится необходимым и достаточным условием удовлетворения значимых и социально обусловленных потребностей работника, формирование у него мотивов труда.
Система мотивов и стимулов труда должна опираться на определённую базу – нормативный уровень трудовой деятельности. Сам факт вступления работника в трудовые отношения предполагает, то он за ранее оговоренное вознаграждение должен выполнять некоторый круг обязанностей. В этой ситуации для стимулирования ещё нет места. Здесь сфера контролируемой деятельности, где работают мотивы избегания, связанные со страхом наказания за невыполнение предъявляемых требований. Таких наказаний, связанных с потерей материальных благ, может быть, как минимум, два: частичная выплата обусловленного вознаграждения либо разрыв трудовых отношений.
Работник должен знать, какие требования к нему предъявляются, какое вознаграждение он получит при их неукоснительном соблюдении, какие санкции последуют в случае их нарушения. Дисциплина всегда несёт в себе элементы принуждения; ограничивая свободу выбора вариантов поведения. Однако грань между контролируемым и мотивируемым поведением условна, т. к. работник с сильной мотивацией труда обладает самодисциплиной, привычкой добросовестно выполнять требования и относиться к ним как к собственным нормам поведения.
Система стимулирования труда как бы вырастает из административно-правовых методов управления, но ни в коем случае их не заменяет. Стимулирование труда эффективно только в том случае, когда органы управления умеют добиваться и поддерживать тот уровень работы, за который платят. «Цель стимулирования – не вообще побудить человека работать, а побудить его делать лучше то, что обусловлено трудовыми отношениями».
Современное трудовое сознание характеризуется отчуждением труда. Прежде всего, это касается работы в общественном производстве. Основные причины такого положения следующие:
- труд в общественном производстве не всегда может обеспечить нормальный уровень жизни большинству работников. Это связано как с размерами заработков, не позволяющими выйти на уровень рациональных норм поведения, так и с отсутствием необходимых потребительских товаров в государственной торговле;
- низкий уровень трудовой и производственной дисциплины предопределяет низкое качество продукции и высокий травматизм, а как следствие безответственного отношения к труду - низкий уровень заработной платы; в условиях ограниченности сферы мотивированного поведения работника у абсолютного большинства трудящихся практически нет возможности свободного выбора места приложения труда, степени интенсивности работы, социальной и профессиональной мобильности;
- многие руководители нередко делают ставку на исполнительного и безотказного работника в ущерб высокопрофессиональным и инициативным специалистам;
- отсутствует эффективная система стимулирования трудовой деятельности, так как в оплате труда во многом процветает уравнительность, размер заработков слабо зависит от личного трудового вклада работника в конечный результат деятельности коллектива;
- внутренняя противоречивость системы заработной платы ослабляет связь между размером заработка и содержательностью труда. Суть этого противоречия в том, что стимулируется, прежде всего, закрепление работников на местах с непривлекательным трудом, в результате чего оплата труда на таких местах выше, чем на рабочих местах, требующих высокой квалификации.
Результатом отчуждения труда стала общая трудовая пассивность. Работа в общественном производстве во многом потеряла престиж, перестала быть значимой социальной ценностью. По данным сравнительного исследования, в США считают работу главным делом жизни 50% населения в Швеции - 45%, в ФРГ - 25%, а в пределах бывшего СССР - лишь 10%.
Падение престижа труда, особенно в общественном производстве, привело к тому, что значительная часть населения, не видя реальных возможностей получения благ за счет честного, добросовестного труда, предпочитает снизить уровень своих притязаний, ограничить свои потребности. Здесь трудовая пассивность сочетается с потребительской пассивностью, что делает эту группу маловосприимчивой к стимулированию.
Одной из форм проявления трудовой пассивности стало снижение интереса к повышению трудовой квалификации. Снижение интереса к повышению профессионального мастерства - одна из самых негативных тенденций, отмеченных при переходе предприятий на хозяйственный расчет.
Итак, состояние трудовой мотивации можно охарактеризовать следующими основными признаками: общая трудовая пассивность; низкая значимость общественных мотивов труда; служебного, профессионального и квалификационного роста; определение социального статуса личности в большей степени по нетрудовым критериям; желание иметь стабильную, высокооплачиваемую работу, обеспечивающую необходимый уровень потребностей, но с низкой интенсивностью труда, не требующую постоянного квалифицированного труда.
Материальное стимулирование имеет два основных вида, учитывая предмет потребности.
1. Материальное денежное стимулирование использует денежные средства, как стимул. Сюда относятся оплата по тарифам и окладам, премии, депремирование, штрафы и др. Предмет потребности – деньги.
2. Материальное неденежное стимулирование управляет объектом посредством материальных благ, которые по каким – либо причинам затруднены для приобретения за деньги (жилье, путевки, др. материальные блага), т. е. Предмет потребности – набор жизненно важных для объекта материальных благ.
Человека необходимо стимулировать на высокую самоотдачу. Одним из инструментов выступает материальное стимулирование.
Здесь главным идеологическим принципом является идея справедливости. Она сигнализирует о том, насколько трудовые ресурсы работника обеспечены психологически – материальным вознаграждением. Таким образом формируются необходимые предпосылки для психологической настроенности сотрудников на рабочие процессы. Исходной базой настроенности являются различные варианты оплаты труда.