Международное морское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 17:14, реферат

Краткое описание

Жизнь человека, развитие общества с древнейших времен были связаны с морем. Первоначально эти связи ограничивались добычей в прибрежных водах продуктов питания. С развитием науки, техники чело­веческая деятельность все дальше и дальше удалялась от берега и достигала все большей глубины. Развитие средств передвижения вело к тому, что на смену древ­нему изречению "моря разъединяют народы", пришло новое — "моря соединяют народы".

Содержание

1. Понятие и кодификация международного морского права
1.1 Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.
1.2 Классификация морских пространств
2. Внутренние (морские) воды.
2.1 Территориальное море и прилежащая зона.
2.2 Право мирного прохода
3. Международные проливы.
3.1 Режим Черноморских проливов
3.2 Балтийские проливы
3.3 Гибралтар
3.4 Правовой режим международных канаолов
4. Исключительная экономическая зона
4.1 Континентальный шельф и его правовой режим
5. Открытое море
5.1 Свободы открытого моря
6. Международный район морского дна.
7. Международные морские организации

Вложенные файлы: 1 файл

международное морское право.doc

— 131.85 Кб (Скачать файл)


 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ОДЕССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ТИРАСПОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

Специализация:

Управленческая деятельность

 

 

 

Реферат

По Международному праву Украины

На тему:

Международное морское право

 

 

Студентки 3 курса

Очного отделения

Каленюк Н.В.

Научный руководитель:

Лемешева И.В.

 

 

Тирасполь

-2009-

 

Содержание:

1. Понятие и кодификация международного морского права

1.1 Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

1.2 Классификация морских пространств

2. Внутренние (морские) воды.

2.1 Территориальное море и прилежащая зона.

2.2 Право мирного прохода

3. Международные проливы.

3.1 Режим Черноморских проливов

3.2 Балтийские проливы

3.3 Гибралтар

3.4 Правовой режим международных канаолов

4. Исключительная экономическая зона

4.1 Континентальный шельф и его правовой режим

5. Открытое море

5.1 Свободы открытого моря

6. Международный район морского дна.

7. Международные морские организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и кодификация международного морского права

Жизнь человека, развитие общества с древнейших времен были связаны с морем. Первоначально эти связи ограничивались добычей в прибрежных водах продуктов питания. С развитием науки, техники чело­веческая деятельность все дальше и дальше удалялась от берега и достигала все большей глубины. Развитие средств передвижения вело к тому, что на смену древ­нему изречению "моря разъединяют народы", пришло новое — "моря соединяют народы". Такое соединение создавало условия для установления и развития связей между государствами, вызывало необходимость разгра­ничения интересов в различных пространствах и по отношению к разным видам деятельности, порождало их совместную деятельность по достижению общих целей.

Таким образом, появились необходимость в право­вых нормах и возможность их создания. Эти правовые нормы должны были определять границы распростра­нения суверенитета государств на морские пространст­ва, с одной стороны, и регламентировать деятельность государств и иных субъектов международного права в различных частях морского пространства, с другой сто­роны.

Международное морское право можно определить как совокупность правовых норм, устанавливающих правовое положение морских пространств и регулиру­ющих деятельность субъектов международного права по использованию и исследованию этих пространств. Международное морское право является отраслью международного права.

Деятельность Лиги Наций в кодификации между­народного права вообще и международного морского права в частности была безуспешной. Успешной в этом деле стала работа ООН. Ею проведены три междуна­родные конференции по морскому праву.

На Первой конференции ООН по морскому праву, которая состоялась в Женеве в 1958 году, были приня­ты следующие четыре конвенции: Конвенция об от­крытом море, Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне, Конвенция о континентальном шельфе и Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.

Первые две конвенции в основном закрепили в договорном порядке действующие обычно-правовые нормы с определенной долей уточнения и конкретиза­ции. Третья и четвертая конвенции содержат главным образом новые нормы, которые являются в значитель­ной мере прогрессивным развитием международного морского права. К тому времени по многим вопросам в сфере отношений, регулируемых последними двумя конвенциями, еще не сложились нормы международно-правового обычая, а сложившиеся — не получили еще широкого признания.

В 1960 году состоялась Вторая конференция ООН по морскому праву. Конфе­ренция рассматривала два вопроса. Одним из них был вопрос о ширине территориального моря, а второй — об установлении рыболовных зон. Однако исходные позиции участников Конференции были настолько да­лекими друг от друга, что сблизить их в процессе обсуждения на Конференции не удалось.

Принятие четырех конвенций по морскому праву в 1958 году было значительным достижением в кодифи­кации и прогрессивном развитии международного мор­ского права. Но нерешенность вопросов о ширине территориальных вод, установлении рыболовных зон, а также то, что некоторые нормы Конвенции о конти­нентальном шельфе и Конвенции о рыболовстве не выдержали испытания практикой и временем, равно как и появление новых проблем требовали продолже­ния работы по кодификации и прогрессивному разви­тию международного морского права.

 

1.1 Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

Конвенция 1982 года — уникальный международ­но-правовой документ. Прежде всего обращают на себя внимание ее количественные характеристики: она со­держит 320 статей и 9 приложений. Далее, этот доку­мент включает значительное число самых различных вопросов, касающихся правового режима пространств и деятельности государств в Мировом океане.

Конвенция 1982 года вводит правовые режимы таких пространств, как исключительная экономическая зона, международный район морского дна, архипелажные воды. Конвенция 1982 года устанавливает правовой режим островов, закрытых и полузакрытых морей, а также проливов, используемых для международного су­доходства. Отдельные главы посвящены вопросам за­щиты и сохранения морской среды, морским научным исследованиям, разработке и передаче морской техно­логии, урегулированию споров. Особо регулируется право выхода к морю государств, такового выхода не имеющих.

Коротко говоря. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года является, с одной стороны, докумен­том, кодифицирующим международное морское право, и, с другой стороны, документом, прогрессивно разви­вающим его.

 

1.2 Классификация морских пространств

Морские пространства различаются между собой как по отношению к суверенитету государства, так и по правовому регулированию конкретных видов деятель­ности государств в соответствующих морских про­странствах.

Отношением к суверенитету государства определя­ется правовой статус того или иного морского про­странства. Суверенитет государства распространяется только на часть морского пространства, которая или примыкает к побережью этого государства, или распо­ложена вблизи от него.

На большую же часть морского пространства суве­ренитет государства не распространяется — это так на­зываемые международные пространства. По Конвенции 1982 года к ним относятся приле­жащая зона, открытое море, исключительная экономи­ческая зона, континентальный шельф, международный район морского дна.

Когда речь идет о правовом регулировании той или иной деятельности государств в морском пространстве, т.е. об их правах и обязанностях, то в этом случае морские пространства классифицируются по их право­вому режиму. Морские пространства, относящиеся к одному и тому же статусу, могут значительно отличать­ся друг от друга по правовому режиму (например, внут­ренние морские воды и территориальное море или открытое море и исключительная экономическая зона).

Правовой режим некоторых морских пространств определен специально для этой цели принятыми меж­дународными договорами (например, Договор об Ан­тарктике 1959 г., Конвенция Монтрё о Черноморских проливах 1936 г., Константинопольская конвенция о Суэцком канале 1888 г.).

 

2. Внутренние Морские воды.

К ним относятся воды портов, заливов, бухт, лиманов, губ, а также воды, расположен­ные в сторону берега от исходных линий территориаль­ного моря, и так называемые исторические воды.

Внешней границей внутренних морских вод в пор­тах является прямая линия, которая соединяет наибо­лее выдвинутые в море портовые сооружения.

Под заливом понимается хорошо очерченное уг­лубление берега, вдающееся в сушу в такой мере, что содержит замкнутые ею воды и образует нечто боль­шее, чем просто изгиб берега.

Прибрежное государство в силу суверенитета, осу­ществляемого над внутренними морскими водами, оп­ределяет их правовой режим. В частности, оно устанав­ливает порядок захода иностранных судов в его внут­ренние морские воды.

Иностранное судно во внутренних морских водах соблюдает законы и иные правила прибрежного госу­дарства в том, что касается его таможенного, санитар­ного и иммиграционного контроля, безопасности судо­ходства, охраны окружающей среды. Рыболовство и промыслы возможны только с разрешения прибрежно­го государства. На иностранные торговые суда, находя­щиеся во внутренних морских водах, распространяется юрисдикция (уголовная, гражданская, административ­ная) прибрежного государства.

Уголовная юрисдикция. В принципе под уголовную юрисдикцию прибрежного государства подпадают пре­ступления, совершенные на борту иностранных торго­вых судов, когда они находятся во внутренних морских водах этого государства. На практике (что иногда за­креплено и в двусторонних соглашениях) судебные власти прибрежного государства воздерживаются от осуществления уголовной юрисдикции, если об ином не просят официальные должностные лица государства флага судна. Невмешательство имеет место и тогда, когда последствия преступления не распространяются на территорию прибрежного государства, преступлени­ем не затрагиваются его безопасность и общественный порядок в нем, преступление не затрагивает ни одно лицо, кроме членов экипажа этого судна, и если вме­шательство не является международным обязательст­вом такого государства.

Административная юрисдикция. Иностранные тор­говые суда в портах обязаны соблюдать администра­тивные нормы и предписания, которые установлены властями прибрежного государства. В частности, это относится к правам местных властей по осуществле­нию санитарного, таможенного, иммиграционного контроля, порядка допуска иностранцев на свою тер­риторию, вопросов безопасности судов и охраны жизни людей. Нарушение установленных правил вле­чет за собой меры административного принуждения, что предусмотрено и некоторыми международными до­говорами.

 

2.1 Территориальное море и прилежащая зона

Территориальное море (территориальные воды) — это морской пояс, прилегающий к берегу или внутрен­ним морским (и/или архипелажным) водам государст­ва, на который распространяется его суверенитет. Внешняя граница территориального моря является морской границей государства.

Конвенция 1982 года установила, что государство имеет право само определять ширину своего территориального моря в пределах 12 морских миль.

Отсчет ширины территориального моря произво­дится от линии наибольшего отлива вдоль берега, от прямых исходных линий в тех местах, где береговая линия глубоко изрезана или извилиста или вдоль бере­га и в непосредственной близости к нему имеется цепь островов ; от внешней границы внутренних вод, от архипелажных исходных линий.

Международно-правовой режим территориального моря. Он установлен Женевской конвенцией о терри­ториальном море и прилежащей зоне 1958 года и Кон­венцией ООН по морскому праву 1982 года. Основой правового режима территориального моря является су­веренитет прибрежного государства, который распро­страняется и на воздушное пространство над террито­риальным морем, на дно и недра последнего. В этом правовой режим территориального моря схож с право­вым режимом внутренних морских вод. Различия же сводятся к изъятиям из суверенитета прибрежного го­сударства в отношении территориального моря, кото­рые установлены международным правом.

Уголовная юрисдикция. Она распространяется на иностранные торговые суда и государственные суда, используемые в коммерческих целях. Осуществление уголовной юрисдикции прибрежным государством и ее пределы зависят от места совершения преступления: произошло ли это в открытом море до захода в терри­ториальное море, или во внутренних морских водах прибрежного государства до захода в его территориаль­ное море, или в территориальном море во время осу­ществления мирного прохода.

Прибрежное государство не предпринимает ника­ких действий по осуществлению уголовной юрисдик­ции, если преступление совершено на борту иностран­ного судна до захода его в территориальное море и если такое судно намерено пересечь территориальное море без захода во внутренние морские воды данного при­брежного государства.

Гражданская юрисдикция. Прибрежное государство имеет право при наличии оснований применять меры взыскания или арест в отношении находящегося в его территориальном море иностранного судна после вы­хода его из внутренних морских вод этого государства. Если же судно осуществляет мирный проход через тер­риториальное море, то прибрежное государство может предпринять в отношении него меры по задержанию или аресту только в силу обязательств или ответствен­ности, возникших во время или в целях такого прохо­да. Прибрежное государство не вправе останавливать или изменять курс иностранного судна, проходящего через его территориальные воды, для осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находя­щегося на борту такого судна. Военные корабли и государственные суда, используемые в некоммерческих целях, обладают иммунитетом от гражданской юрис­дикции прибрежного государства при проходе через его территориальное море.

Информация о работе Международное морское право