Международные судебные органы в системе средств разрешения международных споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 23:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексное исследование международных судебных органов в системе средств разрешения международных споров.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Описать основные категории международных споров и способы их урегулирования.
Раскрыть основы деятельности Международного суда ООН.
Рассмотреть порядок урегулирования международных экономических споров (на примере международных судебных органов Евразийского экономического сообщества и СНГ).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретико-методологический анализ разрешения споров международно-правовыми средствами…………………………………...5
Международный Суд ООН в системе разрешения международных споров……………………………………………………………………...13
Общая характеристика Международного Суда ООН………………….13
Компетенция Международного Суда ООН…………………………….16
Международные экономические споры и порядок их разрешения………………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источников…………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

7786.docx

— 84.07 Кб (Скачать файл)

В рамках Содружества Независимых Государств по состоянию на 1 мая 2012 г. действует 36 международных договоров, содержащих оговорки, предусматривающие юрисдикцию Экономического Суда СНГ. Причем такие оговорки в ряде случаев расширяют не только предметную компетенцию Экономического Суда СНГ, но и субъектную.

Например, участниками Соглашения о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности (заключено в г. Бишкеке 09.10.1992), устанавливающего в статье 17 юрисдикцию Экономического Суда СНГ, являются десять государств Содружества Независимых Государств: шесть государств - участников Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ, а также Республика Армения, Грузия, Республика Молдова, Туркменистан[2].

В отношении расширения предметной компетенции можно отметить, что оговорку о признании юрисдикции Экономического Суда СНГ содержит в том числе Протокол о механизме реализации Соглашения об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников Содружества Независимых Государств в части предоставления медицинских услуг от 27.03.1997, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики о создании международного научно-исследовательского центра – геодинамического полигона в городе Бишкеке от 31.12.1997, Конвенция о формировании и статусе межгосударственных научно-технических программ (заключена в г. Москве 25.11.1998), Соглашение о правовом режиме информационных ресурсов пограничных войск государств - участников Содружества Независимых Государств (заключено в г. Москве 25.11.1998), Соглашение о Единой системе учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территории государств - участников Содружества Независимых Государств (заключено в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011), и другие. Как видно, сфера применения данных договоров существенно шире экономических отношений. Значимым событием является включение оговорки о признании юрисдикции Экономического Суда СНГ в Договор о зоне свободной торговли (подписан в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011), в соответствии с которым Экономическому Суду СНГ могут быть переданы некоторые споры о выполнении обязательств, вытекающих из соглашений Всемирной торговой организации.

Таким образом, международные договоры, содержащие оговорку о признании юрисдикции международных судебных органов, в отношении предмета регулирования характеризуются той же чертой, что и в целом договоры рассматриваемых международных организаций: договоры, предусматривающие юрисдикцию Суда ЕврАзЭС, регулируют в настоящее время вопросы экономического и таможенного сотрудничества, в то время как договоры, предусматривающие юрисдикцию Экономического Суда СНГ, регулируют максимально широкий спектр международного сотрудничества.

В целях оптимизации процесса отправления правосудия на территории Содружества Независимых Государств на первоначальном этапе вполне логичным и обоснованным было решение о делегировании Экономическому Суду СНГ правомочий по разрешению споров и толкованию в рамках иных интеграционных объединений в условиях укрепления сотрудничества государств данного региона. Экономический Суд СНГ на основании Соглашения между Евразийским экономическим сообществом и Содружеством Независимых Государств о выполнении Экономическим Судом Содружества Независимых Государств функций Суда Евразийского экономического сообщества (заключено в г. Минске 03.03.2004) (далее – Соглашение) временно, до формирования Суда Евразийского экономического сообщества, выполнял функции Суда ЕврАзЭС, и в связи с этим в рамках предоставленной Соглашением компетенции Экономический Суд СНГ осуществлял толкование учредительных актов Евразийского экономического сообщества. Так, в консультативном заключении N 01-1/3-05 «О толковании Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года» (принято 10.03.2006) Экономический Суд СНГ, проанализировав правовой статус ЕврАзЭС и его органов, юридическую силу и механизм исполнения принимаемых ими актов, сделал вывод об обязательности исполнения государствами - членами ЕврАзЭС решений, принимаемых:

Межгосударственным Советом Евразийского экономического сообщества по вопросам внешней регламентации, направленным на реализацию целей и задач ЕврАзЭС и касающимся взаимоотношений государств-членов между собой и третьими государствами, а также другими международными организациями;

Интеграционным Комитетом Евразийского экономического сообщества по вопросам внешней регламентации, – в случаях, если такие решения приняты в порядке делегирования ему соответствующих полномочий Межгосударственным Советом ЕврАзЭС[3].

Протоколом от 17.01.2011 в Соглашение внесены изменения, в соответствии с которыми на Экономический Суд СНГ возлагались полномочия по рассмотрению дел о соответствии актов органов Таможенного союза международным договорам, составляющим договорно-правовую базу Таможенного союза, рассмотрению дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов Таможенного союза, толковании международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза, актов, принятых органами Таможенного союза; разрешению споров между Комиссией Таможенного союза и государствами, входящими в Таможенный союз, а также между государствами - членами Таможенного союза по выполнению ими обязательств, принятых в рамках Таможенного союза.

Так, Экономическим Судом СНГ рассмотрено дело об исполнении обязательств, предусмотренных международными договорами в рамках ЕврАзЭС: Правительство Республики Беларусь обратилось в Экономический Суд СНГ с заявлением о нарушении российской стороной положений действующих международных договоров о свободной торговле и Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества в связи с введением вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, вывозимые с территории Российской Федерации в Республику Беларусь (дело № 01-1-Е/2-10).

Таким образом, Суд ЕврАзЭС начал свою фактическую деятельность с 1 января 2012 г. С этого времени можно говорить о начале нового этапа развития системы международного правосудия на постсоветском пространстве. Отмеченные выше сходства и различия в компетенции двух судов и сопоставимый состав участвующих в их работе государств, несомненно, будут предъявлять повышенные требования к качеству работы судей и тщательности подготовки судебных решений особенно по вопросам, связанным с обязательствами в рамках экономической интеграции.

В то же время каждый из рассматриваемых международных судов имеет собственную, достаточно четко определенную сферу компетенции. В контексте заключения можно говорить о том, что компетенции судебных органов дополняют друг друга в той же мере, в которой взаимодополняющими являются соответствующие интеграционные объединения. В этом аспекте процесс интеграции в регионе Содружества Независимых Государств учитывает практику европейских стран, при которой наряду с системой интеграционных структур существует и система соответствующих международных судебных органов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1) термин «международный спор» используется для обозначения взаимных претензий между субъектами международного права. В основе международных споров лежит целый ряд факторов экономического, социально-политического, идеологического, военного, международно-правового характера. В самом общем виде международный спор можно рассматривать в качестве политико-правового отношения, возникающего между двумя или более субъектами международного права и отражающего противоречия, существующие в рамках этого отношения. Основой регулирования данного отношения является общепризнанный принцип мирного разрешения международных споров.

2) Все известные способы мирного разрешения международных споров условно подразделяются на три группы:

- дипломатические  средства – переговоры, консультации сторон;

- способы, требующие участия третьей стороны, – добрые услуги, посредничество, создание следственных и согласительных комиссий;

- разбирательство  спора в судебных и арбитражных  органах – международный арбитраж, разбирательство в Международном Суде ООН и других международных судебных органах.

3) Только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым Международным Судом ООН. При этом Международный Суд ООНобладает достаточно широкими полномочиями. Так на условиях своего Регламента и в соответствии с ним, Международный Суд ООН может запрашивать у публичных международных организаций информацию, относящуюся к делам, находящимся на его рассмотрении, а также получает подобную информацию, представляемую указанными организациями по их собственной инициативе и др.

4) К ведению Международного Суда ООН относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом Объединенных Наций или действующими договорами и конвенциями. Чаще всего Международным Судом ООН рассматриваются споры, затрагивающие права человека, нерушимости государственных границ и иных основополагающие принципы международного права.

5) Деятельность Экономического Суда СНГ направлена на обеспечение единообразного применения соглашений государств - участников СНГ и основанных на них экономических обязательств путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений.К компетенции Экономического Суда СНГ относится разрешение межгосударственных экономических споров, возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных актами Содружества, а также о соответствии нормативных правовых актов государств - участников СНГ, принятых по экономическим вопросам, актам Содружества. Субъектами обращения по указанной категории дел являются заинтересованные государства в лице их полномочных органов и институты Содружества.

6) Суд ЕврАзЭС наделен широкой компетенцией в части разрешения межгосударственных споров: он рассматривает споры экономического характера, возникающие по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС. Также в соответствии с преамбулой Статута Суда ЕврАзЭС целью создания Суда ЕврАзЭС является необходимость обеспечения надлежащего выполнения международных договоров, заключенных в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Абдуллоев, Ф. Правосудие не может быть рекомендательным / Ф. Абдуллоев// КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр"; Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
  2. Бабкина, Е.В. Компетенция судов интеграционных объединений на примере Экономического Суда Содружества Независимых Государств, Суда Евразийского Экономического Сообществаи Суда Европейского Союза / Е.В.Бабкина// КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр"; Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
  3. Бабкина, Е.В. Практика Экономического Суда СНГ по разрешению споров / Е.В. Бабкина, В.И.Мирошник// КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр"; Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
  4. Василевич, Г.А. Комментарий к Закону «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». - Минск: Интерпрессервис, 2003. - С. 90 - 91.
  5. Гурин, А.В. Современная практика разрешения споров международно-правовыми средствами / А.В. Гурин // ИБ «КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск» [Электронный ресурс]. - Минск, 2014.
  6. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, 10 окт. 2000 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр"; Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
  7. Зимненко, Б.Л. О применении норм международного права судами общей юрисдикции: справочное пособие / Б.Л. Зимненко. - М.: Статут, 2005. - 360 с.
  8. Иерархия в международном праве: juscogens, обязательства ergaomnes, cтатья 103 Устава Организации Объединенных Наций // ООН. Генеральная Ассамблея. Сессия (61). Официальные отчеты: дополнения. Доп. 10: Доклад Комиссии международного права о работе 58-й сессии, 1 мая - 9 июня, 3 июня - 11 авг. 2006 г. - Нью-Йорк, 2006. - С. 423 - 427.
  9. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. № 2875-XII // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр"; Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
  10. Лукашук, И.И. Международное право. Особенная часть: учеб.для студентов юрид. фак. и вузов / И.И.Лукашук. - М.: ВолтерсКлувер, 2007. – 517 с.
  11. Международное право: учеб. / отв. ред.: Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Междунар. отношения, 2005. – 815 с.
  12. Международное право: учеб. / отв. ред.: Ю.М.Колосов, В.И.Кузнецов. - М.: Междунар. отношения, 1995. – 607 с.
  13. Международное право: учеб.для вузов / отв. ред.: Г.В.Игнатенко, О.И.Тиунов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2003. – 611 с.
  14. Мовчан, А.П. Кодификация и прогрессивное развитие международного права / А.П.Мовчан; Юридическая литература. - М., 1972. – 321 с.
  15. Нешатаева Т.Н. Суд и общепризнанные принципы и нормы международного права / Т.Н.Нешатаева // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2004. - № 3. - С. 35-40.
  16. Нурумов, Д.И. Особенности формирования в международном праве норм защиты прав человека / Д.И.Нурумов // Междунар. право. - 2001. - № 5. - С. 138 - 151.
  17. О Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств: решение Совета глав государств Содружества Независимых Государств, 5 окт. 2007 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр"; Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
  18. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: ЗаконРесп. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-З // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр"; Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
  19. О праве международных договоров: Венская конвенция Организации Объединенных Наций, 23 мая 1969 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр"; Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
  20. Об утверждении Регламента Экономического Суда Содружества Независимых Государств: постановление Пленума Экономического Суда Содружества Независимых Государств, 10 июля 1997 г., № 2 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр"; Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
  21. Решетов, Ю.П. Международная защита прав человека // Международное право: учеб. / отв. ред.: Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова. - М.: Междунар. отнош., 2000. – 653 с.
  22. Сафиуллин, Д.Н. Статус Экономического Суда СНГ и юридическая сила его решений / Д.Н.Сафиуллин // Хоз-во и право. - 1998. - № 7. - С. 61 - 67.
  23. Соглашение между Содружеством Независимых Государств и Евразийским экономическим сообществом о выполнении Экономическим Судом Содружества Независимых Государств функций Суда Евразийского экономического сообщества, 3 марта 2004 г. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sudsng.org/download_files/statdocs/agreement_cis_evr.pdf. - Дата доступа: 12.05.2014.
  24. Соглашение о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств, 6 июля 1992 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр"; Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
  25. Статут Международного Суда Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. - Дата доступа: 12.05.2014. - Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/basicdoc/statut.htm.
  26. Статут Суда Евразийского экономического сообщества // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sudsng.org/download_files/statdocs/statut_courtevraz_05072010.pdf. - Дата доступа: 12.05.2014.
  27. Тункин, Г.И. Теория международного права / Г.И.Тункин. - М.: Междунар. отношения, 1970. – 511 с.
  28. Устав Организации Объединенных Наций // Организация Объединенных Наций: сб. док. / под ред. В.В.Вахрушева. - М.: Наука, 1981. - С. 144 - 169.
  29. Устав Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – Дата доступа: 12.05.2014. - Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/basicdoc/charter.htm.
  30. Устав Содружества Независимых Государств: принят решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств, 22 янв. 1993 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр"; Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
  31. Шинкарецкая, Г.Г. Судебные средства разрешения международных споров: тенденции развития / Г.Г.Шинкарецкая. - Ученые России: энцикл. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.famous-scientists.ru/list/1001. - Дата доступа: 12.05.2014.

 

 

 


Информация о работе Международные судебные органы в системе средств разрешения международных споров