Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 20:07, курсовая работа
Цель данной курсовой работы выявить проблемы и перспективы производства и торговли машинами и оборудованием.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач, в том числе:
• дать понятие торговли машинами и оборудованием, его форм
• рассмотреть историю внешней торговли России машинами и оборудованием
• выявить место России на мировом рынке машин и оборудования
• проанализировать динамику внешней торговли машинами и оборудованием, выявить основные проблемы, актуальные для страны на сегодня и предложить пути их решения.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Основные формы международной торговлей машинами и оборудованием………………………………………………………………6
1.1 Ведущие мировые производители машин и оборудования ………....…6
1.2 Мировой экспорт машин, оборудования и транспортных средств …….9
2. Анализ состояния российской торговли машинами и оборудованием и её позиция в мировой торговле………………………………………………15
2.1 Позиция России на мировом рынке машин и оборудования………….15
2.2 Проблемы торговли машинами и оборудованием……………………..36
3. Пути решения проблем российской торговли машинами и оборудованием ………………………………………………………………..41
Заключение ……………………………………………………………………46
Список используемых источников…………………………………………..48
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал
Российской таможенной академии
______________________________
Кафедра
гражданско - правовых дисциплин
Курсовая
работа
по дисциплине «Контракты в международной торговле»
на тему
«Особенности международной
торговли машинами и
оборудованием »
Выполнил:
студент 4-го курса
очной формы обучения
экономического факультета
группа 4531
А.О.Абдуллаева
Подпись
Научный руководитель:
Ю.А.Максимов,
к.э.н.,к.т.н., доцент
Подпись
Санкт-Петербург
2011
Введение…………………………………………………………
1.1 Ведущие мировые производители машин и оборудования ………....…6
2. Анализ состояния российской торговли машинами и оборудованием и её позиция в мировой торговле………………………………………………15
2.1 Позиция России на мировом рынке машин и оборудования………….15
3. Пути решения проблем российской торговли машинами и оборудованием ………………………………………………………………..41
Заключение ……………………………………………………………………46
Список
используемых источников…………………………………………..48
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире машины и оборудование являются наиболее динамичной частью международной торговли. Рынок машин и оборудования развивается под воздействием наиболее прогрессивных форм международной специализации и кооперирования в международном научно-техническом и производственном сотрудничестве. На межотраслевые и внутриотраслевые кооперационные поставки приходилось более 40% общего объема международной торговли машинами и оборудованием. Происходит заметное увеличение поставок не готовых изделий, а их частей в рамках международной производственной кооперации. Помимо этого около 10% международной торговли машинами и оборудованием приходится на запасные части для технологического обслуживания ранее проданных изделий. Организация надежного послепродажного обслуживания машин и оборудования является непременным условием для сбыта изделий, завоевания позиций на мировом рынке. Ведущие машиностроительные компании мира имеют за рубежом разветвленные сети по сбыту и обслуживанию своей продукции.
Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Почти 3/4 продукции машиностроения перераспределяется между развитыми странами. Это обусловлено тем, что развивающиеся страны не могут позволить себе больших затрат на науку. Развитые капиталистические и новые индустриальные страны выделяются масштабами продукции машиностроения, предназначенной на экспорт, а отсюда их повышенное внимание к улучшению качества выпускаемой продукции. Характерной чертой машиностроения, влияющей на размещение, является высокое развитие специализации и кооперирования. Специализация облегчает организацию массового производства, содействует более рациональному использованию оборудования, повышению производительности труда. Одной из наиболее характерных, в плане широкого развития специализации и кооперирования предприятий, в машиностроении является автопромышленность. Машиностроение наиболее крупная комплексная отрасль, определяющая отраслевую и территориальную структуру промышленности мира и уровень научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве, поскольку обеспечивает все отрасли машинами, оборудованием, приборами, а население – предметами потребления.
Данная курсовая посвящена международной торговле машинами и оборудованием на современном этапе. Актуальность изучения этой отрасли промышленности в том, что машины играют важную роль в развитии производительных сил, изменении характера труда и качества жизни. Машиностроение является одной из наиболее динамичных отраслей современной экономики и ее состояние и динамика развития во многом определяет состояние и перспективы как других отраслей, так и экономики любой крупной страны в целом. Доля машин и оборудования в объеме экспорта страны является важным показателем направленности экспорта и может сказать о проблемах как экономики в целом, так и некоторых её отраслей. Российское машиностроение в настоящее время находится далеко не на лучшем этапе своего существования. Спад, обусловленный экономическим кризисом и структурной перестройкой народного хозяйства, заметно пошатнул позиции российских машиностроительных предприятий как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Цель данной курсовой работы выявить проблемы и перспективы производства и торговли машинами и оборудованием.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач, в том числе:
• дать понятие торговли машинами и оборудованием, его форм
• рассмотреть историю внешней торговли России машинами и оборудованием
• выявить место России на мировом рынке машин и оборудования
• проанализировать
динамику внешней торговли машинами и
оборудованием, выявить основные проблемы,
актуальные для страны на сегодня и предложить
пути их решения.
Машиностроение — главная отрасль мировой промышленности, на него приходится около 35% стоимости мировой промышленной продукции. Среди отраслей промышленности машиностроение — наиболее трудоемкое производство, оказывающее влияние на развитие всех сфер как жизни человека, уровне прогресса и состоянии экономики, так и на престиж страны на мировой арене.
Признанными мировыми лидерами в производстве и экспорте машин и оборудования являются США, Япония и ФРГ, на долю которых приходится более 60% производства машин и оборудования и примерно такая же часть экспорта этих видов продукции из промышленно развитых стран.
В высокоразвитых странах на
машиностроение приходится 1/3-2/5 и
больше продукции Наибольшее разнообразие в области машиностроения в США, Японии, Великобритании, Франции, Германии. Они имеют все отрасли машиностроительного производства и непосредственно формируют мировой рынок. Структура машиностроения Швейцарии, Канады, Швеции и ряда других стран ориентирована не на внутренний рынок, а на мировой. Она словно дополняет структуру машиностроения других стран. Речь идет о специализации на выпуск продукции небольшими партиями. Развивающиеся страны, находятся на разных стадиях экономического развития. Некоторые по выпуску продукции машиностроения на душу населения близки к развитым, но здесь следует учитывать структуру производства. Машиностроение в них развивается за счет дешевого труда. Южной Кореи, Сингапура и др. свойственна ориентация на развитые страны как рынок сбыта, большая роль иностранного капитала в отрасли, дешевая рабочая сила. Есть,
например, группа (Бразилия, Индия, Мексика,
Аргентина и др.), в которой
благодаря развитию других отраслей,
работающих на мировой рынок, созданы
возможности для роста В наименее развитых странах машиностроение представлено преимущественно ремонтными и уборочными предприятиями. Итак, Западная Европа, Япония, США являются основными поставщиками изделий высокой сложности для мирового рынка. «Новые» машиностроительные страны производят массовые товары среднего технического уровня, у них происходит усложнение машиностроительных производств. В мировом машиностроении сформировалось пять регионов: Североамериканский регион производит более 30% продукции, имеет самую широкую номенклатуру изделий и специализируется на выпуске научно-й капиталоемких товаров. На него приходится 1 / 4 продукции мирового автомобилестроения, 2 / 3 гражданского самолетостроения и 70% больших ЭВМ. Регион выступает экспортером продукции высокой сложности, изделий тяжелого машиностроения и наукоемких отраслей. Наряду с этим он импортирует различную бытовую технику, автомобили, суда. Западноевропейский регион производит 25-30% продукции мирового машиностроения. Это преимущественно машины средней сложности, но немалая доля приходится и на изделия особой сложности. Завозится высокосложных техника из США, а менее сложная, но працемистким - из Японии и развивающихся стран. Восточно-и Южно-Восточно-Азиатский регион с центром в Японии приходится 20% мировой продукции машиностроения. В Японии машиностроения достигло высокой степени структурного и научно-технического развития только в начале 80-х годов. Главенствующим направлением развития машиностроения Японии является вывоз малоквалифицированных и средних по уровню производств в страны с более дешевой трудом. Экспортер изделий высокой сложности, бытовой техники, регион завозит продукцию высокой сложности с США и Западной Европы. Страны СНГ и Восточной Европы выделяются развитием станкостроения (Чехия, Украина, Россия), автомобилестроение (Венгрия, Украина, Беларусь, Россия), авиа-и ракетостроение (Украина, Россия), морского судостроения (Украина, Россия, Польша), военного машиностроения ( Украина, Россия). В них достаточно дешевая рабочая сила, в некоторых отраслях (авиа-, ракето-, судостроения и военная техника их продукция не уступает мировым аналогам, но, с другой стороны, производство устарело, нуждается в модернизации и привлечения значительных инвестиций. В странах Латинской Америки (Бразилия, Аргентина) формируется пятый регион на базе производства ЭВМ (электронно-вычислительных машин), самолетов, автомобилей, судостроение - в Бразилии; авиа-и автомобилестроение - в Аргентине. |
Среди машиностроительных отраслей в центре современной государственной промышленной политики в рассматриваемых странах стоят авиаракетно-космическая промышленность (АРКП), микроэлектроника и автомобилестроение. Именно эти отрасли играют и, по всей видимости, сохранят в рассматриваемой перспективе ключевую роль в развитии не только машиностроения, но и всей экономики ведущих стран Запада как важнейшие «поставщики» базисных технологий (микроэлектроника и АРКП) и центр сосредоточения широчайших кооперационных связей в экономике стран в целом (автомобилестроение).
В
настоящее время на АРКП и электротехническую
(включая радиоэлектронику) промышленность
приходится соответственно в США 44
и 28%, в Японии — 25% (на электротехнику),
в Германии — 47 и 29%, во Франции —
50 и 43%, в Великобритании — 45 и 40%, в Италии
— 30% (на каждую отрасль) суммарных государственных
расходов на НИОКР в обрабатывающей промышленности.
Около 60% общих государственных расходов
на НИОКР в машиностроении США направляется
в АРКП (75% суммарных затрат отрасли на
эти цели) и связано главным образом с
военными заказами, основная часть которых
выполняется ограниченным кругом крупных
специализированных подрядчиков1.
1.2. Мировой экспорт машин, оборудования и транспортных средств
Крупными экспортерами машин и оборудования в этой группе государств являются также Франция, Великобритания, Италия, Канада, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Швейцария. Доля машиностроительной продукции в экспорте наиболее велика в Японии, а Швейцария занимает первое место в мире по экспорту машин и оборудования на душу населения.(Табл.1) Растет экспорт машинно-технических изделий из развивающихся государств (главным образом из НИС). Сингапур, Тайвань, Республика Корея входят в первую десятку мировых экспортеров электроники, уступая только таким признанным лидерам научно-технического прогресса, как США, Япония, Германия, Великобритания и Франция. Более или менее ощутимые успехи достигнуты экспортерами из развивающихся стран в продвижении на мировой рынок также автомобилей (Республика Корея, Бразилия, Мексика, Малайзия и др.), самолетов (Бразилия, Аргентина), судов (Республика Корея, Бразилия, Тайвань и др.), электрооборудования, некоторых вооружений и других технически сложных видов продукции.
Существенную роль в уменьшении поставок на внешний рынок машин и оборудования из России сыграло резкое сокращение российского экспорта оружия. Если в 1988 г. на СССР приходилось 37% мирового экспорта оружия (1-е место в мире – около 15 млрд. дол.), то на Россию в 1998 г. приходилось лишь около 6% (почти 1,3 млрд. долл. или 3-е место в мире по объему экспорта после США и Франции)2.
Информация о работе Особенности международной торговли машинами и оборудованием