Особенности международной торговли машинами и оборудованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы выявить проблемы и перспективы производства и торговли машинами и оборудованием.

Реализация поставленной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач, в том числе:

• дать понятие торговли машинами и оборудованием, его форм

• рассмотреть историю внешней торговли России машинами и оборудованием

• выявить место России на мировом рынке машин и оборудования

• проанализировать динамику внешней торговли машинами и оборудованием, выявить основные проблемы, актуальные для страны на сегодня и предложить пути их решения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Основные формы международной торговлей машинами и оборудованием………………………………………………………………6

1.1 Ведущие мировые производители машин и оборудования ………....…6

1.2 Мировой экспорт машин, оборудования и транспортных средств …….9

2. Анализ состояния российской торговли машинами и оборудованием и её позиция в мировой торговле………………………………………………15

2.1 Позиция России на мировом рынке машин и оборудования………….15

2.2 Проблемы торговли машинами и оборудованием……………………..36

3. Пути решения проблем российской торговли машинами и оборудованием ………………………………………………………………..41

Заключение ……………………………………………………………………46

Список используемых источников…………………………………………..48

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая 2011КМТ.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

     Рис. 2. Объём российского экспорта и импорта машин и оборудования, млрд. долл.

     Источник: составлено по данным Федеральной службы государственной статистики.

     В 2008 - 2009 гг. мировой рынок машин  и оборудования развивался в условиях общего спада в мировой экономике  и обвала инвестиционной активности в промышленно развитых и, в меньшей степени, развивающихся странах, обусловленного глобальным финансовым кризисом.  

     

Рис. 3. Доля машин и оборудования в экспорте и импорте России, в % 

          Среди наиболее пострадавших от глобального финансового кризиса отраслей машиностроительного комплекса следует выделить автомобильную промышленность, авиакосмическую индустрию и общее машиностроение.

     По  данным таможенной статистики в 2008 году внешнеторговый оборот России составил 735,0 млрд. долл. и по сравнению с 2007 годом увеличился на 33,2%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 628,5 млрд.долл.(рост на 34,0%), со странами СНГ – 106,5 млрд.долл.(рост на 29,0%).

     Экспорт России в 2008 году составил 468,1 млрд.долл.и по сравнению с прошлым годом увеличился на 33,0%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 398,2 млрд.долл.(рост на 33,1%), в страны СНГ – 69,9 млрд.долл.(рост на 32,7%). Увеличение стоимостных объемов экспорта вызвано ростом средних экспортных цен в основном на нефть (в страны дальнего зарубежья – на 43,5%, в страны СНГ – на 34,7%), нефтепродукты (соответственно на 45,2% и 57,1%) и природный газ (соответственно на 52,7% и 28,6%). Ежемесячная динамика экспорта в январе-декабре 2008 года свидетельствует, что наращивание объемов экспорта происходило с 34,3 млрд. долл. в январе до 47,0 млрд. долл. в июле. Однако, начиная с августа с ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры на мировых товарных рынках и снижением мировых цен на нефть и нефтепродукты стоимостные объемы российского экспорта стали сокращаться с 45,4 млрд. долл.в августе до 28,2 млрд. долл.в декабре.

       Основу российского экспорта  в 2008 году в страны дальнего  зарубежья по-прежнему составили  топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 72,4% (в 2007 году – 68,0%). Доля экспорта машин и оборудования в 2008 году составила 2,9%. Стоимостной объем поставок железнодорожного оборудования возрос на 38,8%, механического оборудования – на 23,1%, электрического оборудования – на 30,3%, инструментов и аппаратов оптических – на 23,5%. В товарной структуре экспорта в страны СНГ доля машин и оборудования составила 19,4% (в январе-декабре 2007 года – 21,5%), металлов и изделий из них – 12,9% (14,3%), продукции химической промышленности – 10,4% (9,8%), продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья – 7,6% (8,2%), лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий – 4,3% (5,0%). Физический объем экспорта легковых автомобилей увеличился на 1,5%, руды и концентратов железных – на 8,6%, проката плоского – на 8,3%, продукции неорганической химии – на 42,6%, удобрений – на 35,3%, масла подсолнечного – на 45,5%; сократились поставки пшеницы на 7,7%, пиломатериалов – на 6,4%, черных металлов и изделий из них – на 9,0%.

     Импорт  России в 2008 году составил 266,9 млрд. долл. и по сравнению с 2007 годом вырос  на 33,6%, в том числе из стран  дальнего зарубежья – 230,3 млрд. долл. (рост на 35,6%), из стран СНГ – 36,6 млрд. долл. (рост на 22,5%). Увеличение стоимостных объемов импорта обеспечивалось преимущественно ростом ввоза машин и оборудования.

     В ежемесячной динамике импорта России в январе-декабре 2008 года наблюдается  увеличение стоимостных объемов  с 19,5 млрд. долл. в феврале до 26,7 млрд. долл. в июле. В августе-октябре стоимостные объемы российского импорта оставались практически на одном уровне и составляли около 25 млрд. долл. В ноябре стоимость ввезенных товаров существенно сократилась и составила 19,2 млрд.долл., в декабре – 21,0 млрд.долл., что, соответственно, на 22,3% и 15,0% меньше по сравнению с октябрем.

     В товарной структуре импорта из стран  дальнего зарубежья на долю машин  и оборудования в 2008 году приходилось 56,0% . По сравнению с прошлым годом стоимостной объем импорта машиностроительной продукции увеличился на 39,8% за счет роста закупок механического оборудования на 42,2%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – на 45,0%, инструментов и аппаратов оптических – на 35,3%, электрооборудования – на 26,5%. Физический объем ввоза легковых автомобилей увеличился – на 27,6%, грузовых – на 13,4%.

     В товарной структуре импорта из стран  СНГ в 2008 году доля машин и оборудования составила 28,8% (в 2007 году – 27,6%). Стоимостной  объем импорта механического  оборудования возрос на 27,6%, электрооборудования – на 32,8%, железнодорожного транспорта – на 51,3%, наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – на 6,3%, инструментов и аппаратов оптических – на 9,6%17.

     На  Рис. 4 и 5 представлена динамика экспорта и импорта России, и также товарной группы Машины и оборудование. Из этих диаграмм видно, что изменение объемов экспорта в малой степени зависит от изменения в объемах экспорта машин и оборудования. Объемы импорта, как видно из Рис. 5, напротив тесно связан с этой товарной группой. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что доля машин и оборудования составляет незначительную часть экспорта России и не оказывает существенного влияния на объём экспорта в целом.  

       

     Рис 4. Динамика экспорта России в целом и по отдельным товарным группам, млрд. долл. 

     В 2009 по данным таможенной статистики внешнеторговый оборот России году составил 469,0 млрд. долл. (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению  с 2008 годом уменьшился на 36,2%. Из диаграммы 6 видно, что на фоне резкого сокращения объемов экспорта и импорта страны, экспорт машин и оборудования из России оказался намного менее подвержен влиянию внешних факторов. 

     

     Рис. 5 Динамика российского импорта и отдельных товарных групп, млрд. долл. 

     Рис. 4 и 5 наглядно показывают, что экспорт российских машин и оборудования оказался менее эластичным, чем импорт и уменьшение объемов производства и продажи продукции тяжелой промышленности во всем мире не затронуло эту товарную статью экспорта России. Это, по мнению автора, может говорить о том, что в структуре импорта этой товарной группы преобладают так называемые товары «роскоши» или товары, от приобретения которых в первую очередь отказывается население.

     Экспорт России в 2009 году составил 301,6 млрд. долл. и по сравнению с 2008 годом уменьшился на 35,5%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 254,9 млрд. долл. (снижение на 35,9%), в страны СНГ – 46,7 млрд. долл. (снижение на 32,9%).

     Причиной  сокращения стоимостного объема экспорта России в 2009 году по сравнению с 2008 годом явилось резкое падение в конце 2008 года уровня цен основных сырьевых товаров, экспортируемых Россией, при этом следует отметить, что в течение 2009 года фиксировался их постепенный рост.

     Доля  экспорта машин и оборудования в 2009 году составила 5,9% (в 2008 году – 4,9%). Произошло это в основном за счет резкого сокращения объёмов экспорта в целом. Стоимостной объем поставок средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) возрос на 28,5%; вместе с тем сократились поставки электрооборудования – на 7,9%, механического оборудования – на 5,2%. Физические объемы экспорта легковых и грузовых автомобилей снизились на 18,3% и 25,4% соответственно.

     За  период 2005-2009 гг. Россия занимала второе место в мире по объемам экспорта обычных вооружений и военной техники (ВиВТ). Как сообщает AFP со ссылкой на пресс-релиз Стокгольмского исследовательского института мира (SIPRI), доля России на рынке обычных вооружений составляет 24%, а на первом месте находятся США с 30%. В пятерку ведущих экспортеров ВиВТ входят также Германия, Франция и Великобритания18.

     В 2009 году объем российского экспорта продукции военного назначения превысил 8,8 млрд. долл., что составило более 40% всего российского импорта  машин и оборудования19. По данным Рособоронэкспорта, наиболее востребованной продукцией в российском экспорте оружия является авиация, которая составляет примерно 50 процентов от объема всех продаж российских вооружений. Затем идут средства ПВО, вооружения для сухопутных войск, продукция для Военно-морского флота. Еще одну долю занимает спецпродукция для правоохранительных органов, продукция двойного назначения. Кроме того, идет поставка запчастей для ранее поставленной техники, в том числе еще в советские времена20.

     ФГУП  «Рособоронэкспорт» - единственный в России государственный посредник по экспорту всего спектра продукции, технологий и услуг военного и двойного назначения. На его долю приходится около 80 процентов экспорта российских вооружений и военной техники. Сотрудничает почти с 700 предприятиями отечественной промышленности, поставляя продукцию военного и двойного назначения более чем в 80 стран21. Если раньше основная часть сделок приходилась на Индию и Китай (до 80 процентов), то в 2009 году стали активно осваиваться и другие рынки. Прежде всего, это Латинская Америка. Были подписаны контракты с Венесуэлой, Мексикой, Перу, Колумбией, Бразилией. Есть хорошие предпосылки для экспорта оружия в Боливию, Уругвай, Эквадор. Продолжается работа и с Юго-Восточной Азией - Вьетнамом, Индонезией, Малайзией, а также со странами Ближнего и Среднего Востока. В Северной Африке приличный объем заказов выполняется для Алжира.

     Если  раньше Россия стремилась продавать  военную технику как таковую, то теперь задача - предоставить комплекс услуг: производство-обслуживание-ремонт и даже утилизацию. Были созданы ремонтные базы, сервисные и учебные центры, обеспечиваем модернизацию. Так, недавно в Индии открыто СП "Рособоронсервис", которое займется послепродажным обслуживанием кораблей, самолетов и вертолетов. В мае 2008 года холдинг "Вертолеты России" подписал с китайцами меморандум о намерениях по созданию сервисного центра в Китае. На очереди - Индия, Словакия, Ближний Восток22.

     В товарной структуре экспорта в страны СНГ доля машин и оборудования в 2009 году составила – 15,9% (в 2008 году – 19,3%). Снижение стоимостных объемов экспорта продукции машиностроения наблюдалось по всем товарным группам ТН ВЭД.

     Импорт  России в 2009 году составил 167,4 млрд. долл. и по сравнению с 2008 годом снизился на 37,3%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 145,6 млрд. долл. (снижение на 36,8%), из стран СНГ – 21,8 млрд. долл. (снижение на 40,5%).

     Снижение  стоимостных объемов российского  импорта в 2009 году было связано с  сокращением физических объемов  импортных поставок, тогда как средние цены ввезенных товаров оставались практически на уровне прошлого года. В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в 2009 году приходилось 46,0% (в 2008 году – 55,9%). По сравнению с прошлым годом стоимостной объем импорта машиностроительной продукции уменьшился на 48,0% за счет снижения закупок механического оборудования на 40,6%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – на 70,5%, электрооборудования – на 34,0%, инструментов и аппаратов оптических – на 39,3%. Физический объем ввоза легковых автомобилей сократился на 74,3%, грузовых – на 83,1%.

     В товарной структуре импорта из стран  СНГ в 2009 году доля машин и оборудования составила 23,7% (в 2008 году – 28,8%). По сравнению  с 2008 годом стоимостной объем импорта машиностроительной продукции уменьшился на 52,5%, в том числе: механического оборудования – на 31,2%, железнодорожного транспорта и оборудования – на 75,6%, электрооборудования – на 39,2%, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) – на 73,4%. Физический объем импорта легковых автомобилей сократился на 68,4 %, грузовых – на 76,9%23. Причинами такого резкого спада объёмов импорта стало то, что на 2009 год пришелся пик финансового кризиса, который стал причиной мирового сокращения производства и потребления машин и оборудования.

     Вообще, если посмотреть на таблицу 2.5, то наглядно видно, что экспорт автомобильной  продукции стабильно увеличивался на протяжении последнего десятилетия  и объёмы экспорта легковых автомобилей  с 2000 по 2008 год выросли в 2,5 раза, а грузовых – в 5,4 раза. При этом экспорт машин и оборудования увеличился более чем на 150%. Но доля автомобилей в экспорте России при этом весьма незначительна как в сравнении с объёмом машин и оборудования, так и в экспорте страны в целом.  

Таблица 6

     Экспорт по товарам и товарным группам  в разрезе ТН ВЭД России,

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Машины  и оборудование 9070,9 10431 10013 11927 14162 13521 17437 19666,4 22763,3 17946
Автомобили  легковые 367,7 316, 369,7 416, 6 589,1 633,7 711,6 841,9 944,9 246,5
Автомобили  грузовые 151,1 214,7 388,5 289,9 397, 6 503,1 632,6 863 810,5 390,2

Информация о работе Особенности международной торговли машинами и оборудованием