Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 20:07, курсовая работа
Цель данной курсовой работы выявить проблемы и перспективы производства и торговли машинами и оборудованием.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач, в том числе:
• дать понятие торговли машинами и оборудованием, его форм
• рассмотреть историю внешней торговли России машинами и оборудованием
• выявить место России на мировом рынке машин и оборудования
• проанализировать динамику внешней торговли машинами и оборудованием, выявить основные проблемы, актуальные для страны на сегодня и предложить пути их решения.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Основные формы международной торговлей машинами и оборудованием………………………………………………………………6
1.1 Ведущие мировые производители машин и оборудования ………....…6
1.2 Мировой экспорт машин, оборудования и транспортных средств …….9
2. Анализ состояния российской торговли машинами и оборудованием и её позиция в мировой торговле………………………………………………15
2.1 Позиция России на мировом рынке машин и оборудования………….15
2.2 Проблемы торговли машинами и оборудованием……………………..36
3. Пути решения проблем российской торговли машинами и оборудованием ………………………………………………………………..41
Заключение ……………………………………………………………………46
Список используемых источников…………………………………………..48
Рис. 2. Объём российского экспорта и импорта машин и оборудования, млрд. долл.
Источник: составлено по данным Федеральной службы государственной статистики.
В
2008 - 2009 гг. мировой рынок машин
и оборудования развивался в условиях
общего спада в мировой экономике
и обвала инвестиционной активности
в промышленно развитых и, в меньшей
степени, развивающихся странах, обусловленного
глобальным финансовым кризисом.
Рис. 3.
Доля машин и оборудования в экспорте
и импорте России, в %
Среди наиболее пострадавших от глобального финансового кризиса отраслей машиностроительного комплекса следует выделить автомобильную промышленность, авиакосмическую индустрию и общее машиностроение.
По данным таможенной статистики в 2008 году внешнеторговый оборот России составил 735,0 млрд. долл. и по сравнению с 2007 годом увеличился на 33,2%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 628,5 млрд.долл.(рост на 34,0%), со странами СНГ – 106,5 млрд.долл.(рост на 29,0%).
Экспорт России в 2008 году составил 468,1 млрд.долл.и по сравнению с прошлым годом увеличился на 33,0%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 398,2 млрд.долл.(рост на 33,1%), в страны СНГ – 69,9 млрд.долл.(рост на 32,7%). Увеличение стоимостных объемов экспорта вызвано ростом средних экспортных цен в основном на нефть (в страны дальнего зарубежья – на 43,5%, в страны СНГ – на 34,7%), нефтепродукты (соответственно на 45,2% и 57,1%) и природный газ (соответственно на 52,7% и 28,6%). Ежемесячная динамика экспорта в январе-декабре 2008 года свидетельствует, что наращивание объемов экспорта происходило с 34,3 млрд. долл. в январе до 47,0 млрд. долл. в июле. Однако, начиная с августа с ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры на мировых товарных рынках и снижением мировых цен на нефть и нефтепродукты стоимостные объемы российского экспорта стали сокращаться с 45,4 млрд. долл.в августе до 28,2 млрд. долл.в декабре.
Основу российского экспорта
в 2008 году в страны дальнего
зарубежья по-прежнему
Импорт России в 2008 году составил 266,9 млрд. долл. и по сравнению с 2007 годом вырос на 33,6%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 230,3 млрд. долл. (рост на 35,6%), из стран СНГ – 36,6 млрд. долл. (рост на 22,5%). Увеличение стоимостных объемов импорта обеспечивалось преимущественно ростом ввоза машин и оборудования.
В ежемесячной динамике импорта России в январе-декабре 2008 года наблюдается увеличение стоимостных объемов с 19,5 млрд. долл. в феврале до 26,7 млрд. долл. в июле. В августе-октябре стоимостные объемы российского импорта оставались практически на одном уровне и составляли около 25 млрд. долл. В ноябре стоимость ввезенных товаров существенно сократилась и составила 19,2 млрд.долл., в декабре – 21,0 млрд.долл., что, соответственно, на 22,3% и 15,0% меньше по сравнению с октябрем.
В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в 2008 году приходилось 56,0% . По сравнению с прошлым годом стоимостной объем импорта машиностроительной продукции увеличился на 39,8% за счет роста закупок механического оборудования на 42,2%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – на 45,0%, инструментов и аппаратов оптических – на 35,3%, электрооборудования – на 26,5%. Физический объем ввоза легковых автомобилей увеличился – на 27,6%, грузовых – на 13,4%.
В товарной структуре импорта из стран СНГ в 2008 году доля машин и оборудования составила 28,8% (в 2007 году – 27,6%). Стоимостной объем импорта механического оборудования возрос на 27,6%, электрооборудования – на 32,8%, железнодорожного транспорта – на 51,3%, наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – на 6,3%, инструментов и аппаратов оптических – на 9,6%17.
На
Рис. 4 и 5 представлена динамика экспорта
и импорта России, и также товарной группы
Машины и оборудование. Из этих диаграмм
видно, что изменение объемов экспорта
в малой степени зависит от изменения
в объемах экспорта машин и оборудования.
Объемы импорта, как видно из Рис. 5, напротив
тесно связан с этой товарной группой.
Исходя из этого, можно сделать вывод о
том, что доля машин и оборудования составляет
незначительную часть экспорта России
и не оказывает существенного влияния
на объём экспорта в целом.
Рис
4. Динамика экспорта России в целом и по
отдельным товарным группам, млрд. долл.
В
2009 по данным таможенной статистики внешнеторговый
оборот России году составил 469,0 млрд.
долл. (с учетом данных о торговле
с Республикой Беларусь) и по сравнению
с 2008 годом уменьшился на 36,2%. Из диаграммы
6 видно, что на фоне резкого сокращения
объемов экспорта и импорта страны, экспорт
машин и оборудования из России оказался
намного менее подвержен влиянию внешних
факторов.
Рис.
5 Динамика российского импорта и отдельных
товарных групп, млрд. долл.
Рис. 4 и 5 наглядно показывают, что экспорт российских машин и оборудования оказался менее эластичным, чем импорт и уменьшение объемов производства и продажи продукции тяжелой промышленности во всем мире не затронуло эту товарную статью экспорта России. Это, по мнению автора, может говорить о том, что в структуре импорта этой товарной группы преобладают так называемые товары «роскоши» или товары, от приобретения которых в первую очередь отказывается население.
Экспорт России в 2009 году составил 301,6 млрд. долл. и по сравнению с 2008 годом уменьшился на 35,5%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 254,9 млрд. долл. (снижение на 35,9%), в страны СНГ – 46,7 млрд. долл. (снижение на 32,9%).
Причиной сокращения стоимостного объема экспорта России в 2009 году по сравнению с 2008 годом явилось резкое падение в конце 2008 года уровня цен основных сырьевых товаров, экспортируемых Россией, при этом следует отметить, что в течение 2009 года фиксировался их постепенный рост.
Доля экспорта машин и оборудования в 2009 году составила 5,9% (в 2008 году – 4,9%). Произошло это в основном за счет резкого сокращения объёмов экспорта в целом. Стоимостной объем поставок средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) возрос на 28,5%; вместе с тем сократились поставки электрооборудования – на 7,9%, механического оборудования – на 5,2%. Физические объемы экспорта легковых и грузовых автомобилей снизились на 18,3% и 25,4% соответственно.
За период 2005-2009 гг. Россия занимала второе место в мире по объемам экспорта обычных вооружений и военной техники (ВиВТ). Как сообщает AFP со ссылкой на пресс-релиз Стокгольмского исследовательского института мира (SIPRI), доля России на рынке обычных вооружений составляет 24%, а на первом месте находятся США с 30%. В пятерку ведущих экспортеров ВиВТ входят также Германия, Франция и Великобритания18.
В 2009 году объем российского экспорта продукции военного назначения превысил 8,8 млрд. долл., что составило более 40% всего российского импорта машин и оборудования19. По данным Рособоронэкспорта, наиболее востребованной продукцией в российском экспорте оружия является авиация, которая составляет примерно 50 процентов от объема всех продаж российских вооружений. Затем идут средства ПВО, вооружения для сухопутных войск, продукция для Военно-морского флота. Еще одну долю занимает спецпродукция для правоохранительных органов, продукция двойного назначения. Кроме того, идет поставка запчастей для ранее поставленной техники, в том числе еще в советские времена20.
ФГУП «Рособоронэкспорт» - единственный в России государственный посредник по экспорту всего спектра продукции, технологий и услуг военного и двойного назначения. На его долю приходится около 80 процентов экспорта российских вооружений и военной техники. Сотрудничает почти с 700 предприятиями отечественной промышленности, поставляя продукцию военного и двойного назначения более чем в 80 стран21. Если раньше основная часть сделок приходилась на Индию и Китай (до 80 процентов), то в 2009 году стали активно осваиваться и другие рынки. Прежде всего, это Латинская Америка. Были подписаны контракты с Венесуэлой, Мексикой, Перу, Колумбией, Бразилией. Есть хорошие предпосылки для экспорта оружия в Боливию, Уругвай, Эквадор. Продолжается работа и с Юго-Восточной Азией - Вьетнамом, Индонезией, Малайзией, а также со странами Ближнего и Среднего Востока. В Северной Африке приличный объем заказов выполняется для Алжира.
Если
раньше Россия стремилась продавать
военную технику как таковую,
то теперь задача - предоставить комплекс
услуг: производство-обслуживание-
В товарной структуре экспорта в страны СНГ доля машин и оборудования в 2009 году составила – 15,9% (в 2008 году – 19,3%). Снижение стоимостных объемов экспорта продукции машиностроения наблюдалось по всем товарным группам ТН ВЭД.
Импорт России в 2009 году составил 167,4 млрд. долл. и по сравнению с 2008 годом снизился на 37,3%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 145,6 млрд. долл. (снижение на 36,8%), из стран СНГ – 21,8 млрд. долл. (снижение на 40,5%).
Снижение
стоимостных объемов
В товарной структуре импорта из стран СНГ в 2009 году доля машин и оборудования составила 23,7% (в 2008 году – 28,8%). По сравнению с 2008 годом стоимостной объем импорта машиностроительной продукции уменьшился на 52,5%, в том числе: механического оборудования – на 31,2%, железнодорожного транспорта и оборудования – на 75,6%, электрооборудования – на 39,2%, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) – на 73,4%. Физический объем импорта легковых автомобилей сократился на 68,4 %, грузовых – на 76,9%23. Причинами такого резкого спада объёмов импорта стало то, что на 2009 год пришелся пик финансового кризиса, который стал причиной мирового сокращения производства и потребления машин и оборудования.
Вообще,
если посмотреть на таблицу 2.5, то наглядно
видно, что экспорт автомобильной
продукции стабильно
Таблица 6
Экспорт по товарам и товарным группам в разрезе ТН ВЭД России,
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Машины и оборудование | 9070,9 | 10431 | 10013 | 11927 | 14162 | 13521 | 17437 | 19666,4 | 22763,3 | 17946 |
Автомобили легковые | 367,7 | 316, | 369,7 | 416, 6 | 589,1 | 633,7 | 711,6 | 841,9 | 944,9 | 246,5 |
Автомобили грузовые | 151,1 | 214,7 | 388,5 | 289,9 | 397, 6 | 503,1 | 632,6 | 863 | 810,5 | 390,2 |
Информация о работе Особенности международной торговли машинами и оборудованием