Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 23:11, доклад
Международное право – особая правовая система, существующая параллельно с системами национального права различных государств.
На каждом этапе развития международных отношений международное право отражает их особенности, является производным от международных отношений во всем их разнообразии. Являясь надстроечной категорией, оно как бы вырастает над экономическими, политическими, военными и другими международными отношениями и затем активно воздействует на все эти отношения, способствуя развитию одних и тормозя другие.
Численный состав Совета по Опеке не был определен в Уставе и зависел от количества управляющих держав. В соответствии со ст. 86 Устава ООН в Совет входили: 1) государства-опекуны; 2) постоянные члены Совета Безопасности, не управляющие территориями под опекой; 3) такое число государств, избираемых на трехлетний срок, которое необходимо, чтобы уравнять первые две группы государств. С учетом этих критериев численный состав Совета неоднократно менялся. Наибольшее число членов – 14 – было в период с 1955 по 1960 год. С 1975 года Совет состоит из пяти государств – постоянных членов Совета Безопасности.
Совет по Опеке выполнил возложенные на него по Уставу задачи: все 11 территорий под опекой получили независимость, последняя из них – острова Палау – в 1994 году. В этой связи Советом было принято решение, что он должен созываться лишь по мере необходимости.
Вопрос о будущем Совета обсуждался на 50-й сессии Генеральной Ассамблеи и в Специальном комитете по Уставу ООН и усилению роли Организации. Среди внесенных предложений – превращение этого органа в Совет по правам человека, в Совет по окружающей среде и развитию и др.
Международный Суд – главный судебный орган ООН. Его Статут является неотъемлемой частью Устава ООН. Все государства – члены ООН являются ipso facto участниками Статута. Государство – нечлен ООН может стать участником Статута на условиях, которые определяются в каждом отдельном случае Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности (ст. 93, п. 2). Участниками Статута помимо членов ООН являются Швейцария и Науру.
Международный Суд состоит из коллегии независимых судей, избранных, вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права (ст. 2 Статута).
Суд состоит из 15 членов, избираемых на 9 лет, с обновлением трети состава через каждые 3 года. При первом избрании судей было решено жребием, какие 5 судей из числа избранных будут заседать 3 года и какие 5 судей – 6 лет. Судьи избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности абсолютным большинством голосов. В Совете Безопасности достаточно 8 голосов, причем право вето не может быть применено. Выборы в обоих органах проходят одновременно и независимо друг от друга.
Кандидатуры для избрания выставляются национальными группами Постоянной палаты третейского суда. Государства, не представленные в Палате, должны назначить такие группы с соблюдением условий, установленных для членов Палаты.
Статут Суда рекомендует, чтобы каждая группа до выставления кандидатур запрашивала мнение высших судебных установлений, юридических факультетов, правовых высших учебных заведений и академий своей страны, а также национальных отделений международных академий, занимающихся изучением права (ст. 6). В Статуте содержатся два указания относительно формирования состава Суда: в нем не должно быть двух граждан одного и того же государства (ст. 3, п. 1); весь состав судей в целом должен обеспечивать представительство основных форм цивилизации и основных правовых систем мира (ст. 92).
С начала деятельности Суда в. его состав входит судья, представлявший советскую систему права, а теперь российскую систему права. Дважды членами Международного Суда избирались профессора Московского государственного института международных отношений СБ. Крылов (1946-1952 гг.) и Ф.И. Кожевников (1953– 1961 гг.). В настоящее время членом Суда является российский юрист B.C. Верещетин.
Председатель и вице-
Международный Суд компетентен рассматривать споры между государствами с их согласия и выносить консультативные заключения по юридическим вопросам по запросам Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи, а также других органов и специализированных учреждений ООН с разрешения Генеральной Ассамблеи.
Секретариат и Генеральный секретарь. Секретариат ООН является главным административно-техническим органом, состоящим из Генерального секретаря ООН и такого персонала, который может
потребоваться для Организации. Генеральный
секретарь назначается
С января 1997 года Генеральным секретарем является Кофи Аннан (Гана). До него Генеральными секретарями назначались: Трюгве Ли (Норвегия, 1946-1953 гг.), Даг Хаммаршельд (Швеция, 1953-1961 гг.), У Тан (Бирма, 1961-1971 гг.), Курт Вальдхайм (Австрия, 1972-1981 гг.), Хавьер Перес де Куэльяр (Перу, 1982-1991 гг.), Бутрос Бутрос Гали (АРЕ, 1992-1996 гг.).
Генеральный секретарь является главным административным должностным лицом Организации. В этом качестве он осуществляет набор персонала Секретариата и обеспечивает персоналом органы ООН; несет ответственность за подготовку документов при изучении органами ООН различных вопросов, за составление и исполнение бюджета ООН; представляет ООН в ее отношениях с другими организациями и правительствами; предоставляет Генеральной Ассамблее ежегодный отчет о работе Организации и т.д.
Кроме этих функций, носящих в целом административно-технический характер, Генеральному секретарю, согласно ст. 99 Устава ООН, дано право доводить до сведения Совета Безопасности о ситуациях, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности.
На Секретариате лежит ответственность за обеспечение нормального функционирования всех органов ООН, обслуживание их деятельности, выполнение их решений. В его структуру входят департаменты, управления и другие подразделения, например департаменты по политическим вопросам и делам Совета Безопасности, вопросам разоружения, международным экономическим и социальным вопросам и др.
В настоящее время общая
Сотрудники Секретариата разделены на четыре основные категории: руководящие сотрудники, специалисты, работники общих служб и работники полевой службы. Руководящее звено составляют заместители и помощники Генерального секретаря, директора и главные сотрудники. У этой категории сотрудников имеется два служебных ранга. Остальные категории делятся на пять служебных должностей (рангов).
Генеральная Ассамблея еще на своей 2-й сессии в 1947 году, указывая на международный характер Секретариата, подчеркивала необходимость «избегать неправомерного господства отдельной национальной практики».
В ее решениях отмечалось, что «политика и административные методы работы Секретариата должны отражать и в максимально возможной мере обогащаться за счет различных культур и профессиональной компетенции всех государств-членов» (рез. А/153/Ш).
Вместе с тем в комплектовании Секретариата ООН до сих пор сохраняются нерешенные проблемы. По-прежнему штаты в среднем и высшем звеньях укомплектованы гражданами нескольких крупных стран. Почти 75% сотрудников Секретариата имеют постоянные контракты, что мешает ротации кадров, затрудняет приток молодых профессиональных сил, создает некое международное сообщество чиновников, интересующихся больше своим благополучием, чем интересами международной организации.
Начатая с приходом Кофи Аннана институциональная реформа Секретариата должна способствовать лучшей его организации и повышению эффективности. Основные параметры реформы изложены в документе «Обновление ООН: программа реформы. А/51/950/1997». Центральным ее звеном является перестройка работы Секретариата в пяти областях: мир и безопасность; экономические и социальные вопросы; сотрудничество в целях развития; гуманитарные вопросы; права человека. В первых четырех областях созданы Исполнительные комитеты. Что касается вопросов прав человека, то они считаются межсекторальными и должны присутствовать в деятельности четырех Исполнительных комитетов. Все подразделения ООН должны быть прикреплены к указанным ключевым областям
16. Специализированные учреждения ООН
Специализированные учреждения ООН – это межправительственные организации универсального характера, осуществляющие сотрудничество в специальных областях и связанные с ООН. Статья 57 Устава ООН перечисляет их характерные черты: 1) межправительственный характер соглашений о создании таких организаций; 2) широкая международная ответственность в рамках их учредительных актов; 3) осуществление сотрудничества в специальных областях: экономической, социальной, культурной, гуманитарной и др.; 4) связь с ООН. Последняя устанавливается и оформляется соглашением, которое заключается ЭКОСОС с Организацией и утверждается Генеральной Ассамблеей ООН. Такое соглашение составляет правовую основу сотрудничества ООН со специализированным учреждением. В настоящее время существует 17 специализированных учреждений ООН.
Уставом ООН предусмотрено, что Организация делает рекомендации по согласованию политики и деятельности специализированных учреждений (ст. 58). ЭКОСОС уполномочен: согласовывать деятельность специализированных учреждений посредством консультаций с ними и рекомендаций им, а также Генеральной Ассамблее и членам Организации; принимать меры для получения от них регулярных докладов; обеспечивать взаимное представительство Совета и учреждений для участия в обсуждении вопросов в Совете, его комиссиях и в специализированных учреждениях.
В соглашениях, заключенных ООН с учреждениями, предусмотрены обмен необходимой информацией и документами, обязательство учитывать рекомендации ООН и сообщать о мерах по проведению их в жизнь, согласование программ деятельности. Связь специализированных учреждений с ООН направлена на обеспечение деятельности этих организаций в соответствии с целями и принципами ООН, решение общих задач в деле содействия миру и прогрессу, оказание содействия Совету Безопасности ООН в деле поддержания международного мира и безопасности.
Специализированные учреждения можно разделить на следующие группы: организации социального характера (МОТ, ВОЗ), организации культурного и гуманитарного характера (ЮНЕСКО, ВОИС), экономические организации (ЮНИДО), финансовые организации (МБРР, МВФ, MAP, МФК, МАГИ), организации в области сельского хозяйства (ФАО, ИФАД), организации в области транспорта и связи (ИКАО, ИМО, ВПС, МСЭ), организация в области метеорологии (ВМО). Россия – член всех специализированных учреждений, кроме ФАО и ИФАД.
Международная организация труда (МОТ). Создана в 1919 году на Парижской мирной конференции как автономная организация
Лиги Наций. Ее Устав был пересмотрен
в 1946 году. Соглашение между ООН и
МОТ о статусе
Особенностью МОТ является трехстороннее
представительство в ее органах:
правительств, предпринимателей и трудящихся
(профсоюзов). По замыслу создателей
МОТ, это должно способствовать диалогу
между трудящимися и
Н Главными органами МОТ являются
Международная конференция
В период между сессиями Конференции работой Организации руководит Административный совет, избираемый Конференцией на три года. Он состоит из 56 членов (из них 28 – представители правительств и по 14 – представители предпринимателей и трудящихся). Выборы проводятся раздельно в трех избирательных коллегиях. При этом 10 мест в правительственной группе замещаются без выборов от наиболее развитых в промышленном отношении стран, определяемых решением Административного совета (в эту группу входит и Россия). Международное бюро труда готовит документацию, собирает и распространяет информацию, проводит исследования, организует различные совещания.
Информация о работе Понятие международного права и его предмет