Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 23:11, доклад
Международное право – особая правовая система, существующая параллельно с системами национального права различных государств.
На каждом этапе развития международных отношений международное право отражает их особенности, является производным от международных отношений во всем их разнообразии. Являясь надстроечной категорией, оно как бы вырастает над экономическими, политическими, военными и другими международными отношениями и затем активно воздействует на все эти отношения, способствуя развитию одних и тормозя другие.
Практически таким же образом действуют различные механизмы ООН, занимающиеся вопросами прав человека, а также механизмы, функционирующие на основе международных соглашений в этой области.
Взаимозависимость государств, расширение и углубление сфер их общения, особенно на многосторонней основе, закономерно приводят к сужению и ограничению той сферы, которая может считаться сферой исключительно внутренних дел государства. Все большее число конкретных вопросов охватывается международным регулированием.
Это, однако, не значит, что возникает некое право на вмешательство, как считают некоторые представители зарубежной науки международного права, в частности право на «гуманитарную интервенцию». Международный Суд ООН в своем решении от 9 апреля 1949 г. высказался в том смысле, что «якобы существующее право вмешательства Суд может рассматривать только как проявление политики силы, такое, которое в прошлом вело к наиболее серьезным злоупотреблениям и которое не может, каковы бы ни были дефекты организации международного общения, найти место в международном праве».
Интервенция не может быть легализована существованием договора, допускающего ее в случае гражданской войны или с формального согласия правительства, против которого началась революция, в силу императивности принципа невмешательства. Именно так ставил вопрос еще Ф. Козентини в своем Международном кодексе войны и мира. Комиссия международного права ООН отнесла наиболее серьезные акты интервенции, такие как разжигание гражданской войны в другом государстве, к числу преступлений против мира и безопасности человечества; В проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, подготовленном Комиссией международного права, вмешательство во внутренние или внешние дела государства как такового указывается в числе такого рода преступлений. Любое лицо, которое как руководитель или организатор совершает или отдает приказ о совершении акта вмешательства, в случае признания его виновным подлежит уголовному наказанию. Однако Статут Международного уголовного суда, принятый в 1998 году, не содержит состава преступлений вмешательства в перечне преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда, ограничиваясь оговоркой в Преамбуле, в силу которой ничто в Статуте «не должно восприниматься как дающее какому-либо государству право вмешиваться в вооруженный конфликт, входящий в сферу внутренних дел любого государства».
5. Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом
Принцип сотрудничества государств был заложен в основу деятельности Организации Объединенных Наций и закреплен в ее Уставе в качестве одного из основных принципов современного международного права. Так, в п. 3 ст. 1 Устава провозглашается, что одной из целей ООН является «международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера».
Генеральная Ассамблея ООН уполномочена «рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности» и делать соответствующие рекомендации (ст. 11 Устава), а согласно ст. 13 она организует исследования и делает рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, социальной, культурной сферах, в области образования, здравоохранения, содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, а также для поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации.
Глава IX Устава («Международное экономическое и социальное сотрудничество») специально посвящена организации и развитию межгосударственного сотрудничества в указанных областях.
Важнейшая обязанность государств – сотрудничать между собой и с ООН – установлена по Уставу ООН прежде всего в целях Поддержания международного мира и безопасности как главной предпосылки достижения всех других целей ООН.
В Декларации о принципах международного
права, касающихся дружественных отношений
и сотрудничества между государствами
в соответствии с Уставом ООН,
1970 года нормативное содержание принципа
сотрудничества государств раскрыто следующим
образом: "«Государства обязаны сотрудничать
друг с другом, независимо от различий
их политических, экономических и
социальных систем, в различных областях
международных отношений с
При этом четко определяются правовые рамки межгосударственного сотрудничества.
Прежде всего, обязанность сотрудничества во всех сферах международного общения существует независимо от различия политических, экономических и социальных систем государств.
Далее, сотрудничество между государствами должно быть подчинено достижению определенных целей. Первейшей такой целью, главным определяющим фактором межгосударственного сотрудничества является поддержание международного мира и безопасности.
Другая важнейшая цель сотрудничества – содействие обеспечению международной экономической стабильности и прогрессу, повышение общего благосостояния народов.
Декларация обязывает
Согласно Декларации, «государства сотрудничают в экономической, социальной и культурной областях, а также в области науки и техники и содействуют прогрессу в мире в области культуры и образования государства должны сотрудничать в деле содействия экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах». Таким образом, наряду с общими проблемами сотрудничества особо выделена специальная проблема – международное сотрудничество в целях содействия экономическому росту развивающихся стран.
Существенный вклад в
Положения Заключительного акта, находясь в полном соответствии с Декларацией 1970 года, вместе с тем представляют собой его дальнейшую конкретизацию. Государства, развивая свое сотрудничество, будут стремиться «повышать» благосостояние народов, «используя, в частности, выгоды, вытекающие из расширяющегося взаимного ознакомления и из прогресса и достижений в экономической, научной, технической, социальной, культурной и гуманитарной областях», а также «предпринимать шаги по содействию условиям, благоприятствующим тому, чтобы делать эти выгоды доступными для всех». При этом они «будут учитывать интересы всех, и в частности интересы развивающихся стран во всем мире».
Конкретизация принципа сотрудничества достигается в Заключительном акте и путем указания, что государства-участники будут придавать особое значение областям сотрудничества, как они определены в рамках совещания. Каждая из этих областей детализируется по видам и направлениям сотрудничества, методам и формам его осуществления.
Принцип сотрудничества не следует понимать буквально. Его необходимо рассматривать в контексте с принципом государственного суверенитета, в силу которого каждое государство свободно в выборе форм своих взаимоотношений с другими государствами.- Принцип сотрудничества как международно-правовую обязанность государств следует отличать от самой деятельности государств по реализации сотрудничества, которая должна осуществляться в соответствии с этим принципом. Эта деятельность должна осуществляться в рамках международного права и прежде всего при строгом соблюдении предписаний других основных принципов международного права.
6. Принцип равноправия и самоопределения народов
Принцип равноправия и самоопределения народов стал основным принципом общего международного права с образованием ООН.
В Уставе Организации этот принцип упоминается дважды. В п. 2 ст. 1 провозглашается, что одна из целей Организации – «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов». В ст. 55 самоопределение народов отнесено к одной из основ мирных и дружественных отношений между нациями, которые сами являются условиями стабильности и благополучия/Показательно, что сама эта статья входит в главу «Международное экономическое и социальное сотрудничество».
Несколько иное толкование право на самоопределение приобретает после принятия Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (резолюция 1514 (XV) ГА ООН от 14 декабря 1960 г.). Статья 2 провозгласила, что «все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие».
Однако в ст.6 содержится важное
ограничительное положение о
том, что «любая попытка, направленная
на то, чтобы частично или полностью
разрушить национальное единство и
территориальную целостность
Хотя этот документ в связи с его значением в деле деколонизации можно по праву назвать историческим, его принятие положило начало явно расширительному толкованию права на самоопределение.
В 1966 году ООН приняла Международные пакты о правах человека. В обоих пактах имеются аналогичные статьи следующего содержания: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие». Включение данного положения в важнейшие международные документы договорного характера дало толчок к широкой дискуссии, в ходе которой это коллективное право (право народов) рассматривалось в качестве чуть ли не основы всех других прав человека, что не могло не сказаться и на реальных политических процессах, происходящих в мире.
В Декларации о принципах международного права 1970 года есть положение, касающееся принципа равноправия и самоопределения народов, и сводится оно к тому, что «все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава».
В то же время в нем содержатся
и важные ограничительные сложения.
Во-первых, говорится, что «каждое
государство обязано
Во-вторых, дается краткое, но тем не менее довольно четкое перечисление способов осуществления права на самоопределение, таких как «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом».
И в-третьих, в Декларации не только
подтверждается важнейшее требование
об отказе от любых действий, ведущих
к расчленению или частичному
или полному нарушению
Подтвердив положения Устава ООН о самоопределении народов и Декларации 1970 года о ненанесении ущерба территориальной целостности или политическому единству государства, Конференция по правам человека в Вене в 1993 году приняла важные формулировки, отражающие, с одной стороны, значение реализации права на самоопределение в контексте соблюдения прав человека, а с Другой – стремление положить предел дестабилизирующему эффекту, связанному с этническими и национальными проблемами.
Итак, право народов на самоопределение должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями других принципов международного права.
Особенно следует подчеркнуть первостепенное значение повсеместного соблюдения прав человека. Несомненно, что интерес к самоопределению приобрел столь гипертрофированные формы именно в силу попрания прав человека и меньшинств. Международно признанная концепция прав меньшинств, сформулированная в ст. 27 Международного пакта о гражданских и политических правах, исходит, однако, из индивидуального характера этих прав как прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.
Информация о работе Понятие международного права и его предмет