Понятие международного права и его предмет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 23:11, доклад

Краткое описание

Международное право – особая правовая система, существующая параллельно с системами национального права различных государств.
На каждом этапе развития международных отношений международное право отражает их особенности, является производным от международных отношений во всем их разнообразии. Являясь надстроечной категорией, оно как бы вырастает над экономическими, политическими, военными и другими международными отношениями и затем активно воздействует на все эти отношения, способствуя развитию одних и тормозя другие.

Вложенные файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГОВНО.docx

— 513.82 Кб (Скачать файл)

Тем самым европейские государства, а также США и Канада выразили свое признание существующих государственных  границ в Европе.

Это не означает, что принцип нерушимости  границ утвердился в общем международном  праве. Существующие на Азиатском, Африканском и Южно-Американском континентах острые территориальные споры не позволяют в ближайшем будущем рассчитывать на признание этого принципа за пределами Европы.

30 мая 1992 г. был заключен Договор об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан. В ст. 1 данного Договора среди принципов, которыми обязались руководствоваться Высокие Договаривающиеся Стороны, указан принцип нерушимости границ, а согласно ст. 2 Договора Стороны «уважают территориальную целостность друг друга и нерушимость границ».

9 октября 1992 г. государства – участники СНГ заключили Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества по обеспечению стабильного положения на их внешних границах. В преамбуле Стороны подтверждают «свою приверженность положениям хельсинкского Заключительного акта о нерушимости границ» и выражают свою решимость «и впредь обеспечивать неприкосновенность и нерушимость этих границ» (внешних границ СНГ). Принцип нерушимости границ, таким образом, не заменяет принципа неприкосновенности границ. Показательно в этом отношении, что 7 августа 1993 г. государства – участники СНГ подписали Декларацию о неприкосновенности границ, а 15 апреля 1994 г. – Декларацию о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств – участников Содружества Независимых Государств.

В настоящее время в международных  документах применительно к рассматриваемому вопросу используются три термина: «неприкосновенность границ», «нерушимость границ» и «неприкосновенность и нерушимость границ».

Очевидно, что действуют два  принципа с различным правовым содержанием: принцип нерушимости границ и  принцип неприкосновенности границ. Последний входит в нормативную систему общего международного права, имея универсальный характер, независимо от наличия специальных соглашений по данному вопросу между конкретными государствами,] поскольку непосредственно вытекает из других общепризнанных принципов международного права, содержащихся в Уставе ООН и Декларации принципов международного права 1970 года, а первый носит региональный характер.

Принцип нерушимости государственных  границ означает обязанность государств уважать установленные в соответствии с международным правом границы  каждого иностранного государства.

10. Принцип территориальной  целостности государств

Принцип территориальной целостности  государств закреплен в Заключительном акте 1975 года. В Уставе ООН такого принципа нет.

Пункт 4 статьи 2 Устава ООН закрепляет обязанность членов ООН воздерживаться от угрозы силой или ее применения, кроме прочего, против «территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства».

Строго говоря, в данном случае территориальная неприкосновенность (как и политическая независимость) формально не названа в качестве принципа международного права. Она является лишь объектом принципа воздержания от угрозы силой или ее применения. Однако именно с принятием Устава ООН считается общепризнанным наличие в международном праве принципа территориальной неприкосновенности.

Концепция территориальной целостности  государств была выдвинута в период после Второй мировой войны развивающимися странами в ответ на стремление колониальных держав препятствовать национально-освободительному движению колоний и попыткам дробления их территорий. Выражением этого противодействия явилась Бандунгская декларация о содействии всеобщему миру и сотрудничеству 1955 года, в которой среди принципов сотрудничества государств указывалось на необходимость «воздержания от актов агрессии или применения силы против территориальной целостности или политической независимости любой страны».

Данная формула не совпадает  с текстом п. 4 ст. 2 Устава ООН. Это, однако, означает не отказ развивающихся  стран от принципа территориальной  неприкосновенности в пользу принципа территориальной целостности, а дальнейшее развитие последнего. В последующем «бандунгская формула» быстро получила широкое хождение в двусторонних соглашениях. Примерами могут служить Советско-индийское заявление от 22 июня 1955 г., Польско-индийское коммюнике от 25 июня 1955 г., Советско-вьетнамское коммюнике от 18 июля 1955 г., Совместное заявление Индии и Саудовской Аравии от 11 декабря 1955 г., Советско-афганское заявление от 10 Декабря 1955 г., Советско-бельгийское коммюнике от 2 ноября 1956 г. и ряд других документов подобного рода.

В Декларации о предоставлении независимости  колониальным странам и народам, принятой Генеральной Ассамблеей ООН

14 декабря 1960 г., особо отмечается, что «все народы имеют неотъемлемое право на... целостность их национальной территории», а всякая попытка, направленная на полное или частичное разрушение национального единства и территориальной целостности страны, несовместима с целями и принципами Устава ООН.

В Декларации принципов международного права, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 4 ноября 1970 г., говорится, что/каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение «национального единства или территориальной целостности» любого другого государства.

Значительным шагом в прогрессивном  развитии данного принципа явились документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года) В частности, в ст. IV Декларации принципов, включенной в Заключительный акт Совещания, говорится об уважении «территориальной целостности», «политической независимости», «единства любого государства-участника».

Принцип территориальной целостности  закреплен в Совместной декларации об основах взаимоотношений между  Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 18 декабря 1992 г., в Договоре об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 30 мая 1992 г. (ст. 1), в Преамбуле и ст. 2 Хартии Организации африканского единства, в ст. V Пакта Лиги арабских государств и т.д.

В последнее время чаще используется комплексная формула – принцип  целостности и неприкосновенности государственной территории.

11. Принцип уважения прав  человека и основных свобод

Принцип уважения прав человека и основных свобод получил признание  в качестве основного принципа общего международного права с принятием  Устава ООН~. Тем самым была признана неразрывная связь между поддержанием и сохранением международного мира и безопасности и соблюдением основных прав и свобод человека. Устав ООН содержит юридически обязательные общие положения о необходимости осуществления международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам и основным свободам человека., В Уставе нашел отражение ряд принципов, регулирующих соблюдение прав человека: основополагающее значение достоинства и ценности человеческой личности, равноправие народов, равноправие мужчин и женщин, недопустимость дискриминации по признакам расы, пола, языка и религии.

В последующем международным сообществом  было принято большое число документов по правам человека. Во Всеобщей декларации человека 1948 года, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года перечисляются основные права ° свободы человека, которые государства обязались предоставлять ем лицам, находящимся под их юрисдикцией, путем принятия соответствующих законодательных и других мер. В то же время допускается возможность основанных на законе ограничений, например для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц.

Согласно этим и другим документам, государства обязались пресекать грубые и массовые нарушения прав человека, проистекающие в особенности от международных преступлений (агрессия, геноцид, апартеид, военные преступления), расовой дискриминации, защищать интересы индивидов от злоупотреблений со стороны органов государства или отдельных лиц и организаций, гарантировать отдельные категории прав человека (трудовые права, семейные права, свободу информации, свободу ассоциаций, пользование культурой, права национальных меньшинств, мигрантов, беженцев).

Анализ документов показывает, что  в современном международном праве имеется универсальная норма, в соответствии с которой государства обязаны уважать и соблюдать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Эта обязанность носит всеобщий характер. Это значит, что права  и свободы человека должны соблюдаться  во всех государствах и действовать в отношении всех лиц под юрисдикцией государства без какой-либо дискриминации, а международное право устанавливает в этом отношении минимальные стандарты.

Если в течение длительного  периода времени практическое осуществление прав человека рассматривалось в качестве сферы внутренней компетенции государства, то со времени принятия Устава ООН и особенно Заключительного акта 1975 года оно во все большей мере является предметом озабоченности всего международного сообщества. Это подтвердила, в частности, Всемирная конференция по правам человека 1993 года.

Повсеместному и неукоснительному соблюдению принципа уважения прав человека большой ущерб наносят попытки его политизации и использования в целях, ничего общего не имеющих с заботой 0 правах человека.

Некоторые государства продолжают попытки использовать принципы суверенитета и невмешательства во внутренние дела либо социально-экономические, религиозные, идеологические и просто национальные особенности для оправдания нарушений прав человека.

Права человека во все большей степени  используются для выдвижения необоснованных требований об осуществлении права на самоопределение в его самой крайней форме, а именно права на отделение, что наносит ущерб территориальной целостности государств и в большинстве случаев не способствует улучшению положения с правами человека.

 

4. Взаимодействие международного  и внутригосударственного права

Между этими самостоятельными правовыми  системами существует тесная взаимосвязь. Национальные правовые системы оказывают влияние на формирование норм международного права (например, двусторонние соглашения о режиме государственной границы отражают национальные законы о границах соответствующих граничащих стран).

Международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство, и это влияние постоянно возрастает (например, обеспечение основных прав человека).

Нормы международного права отражают права и обязанности субъектов  лишь данной правовой системы. Отдельные  органы государства, его физические и юридические лица непосредственно нормами международного права в принципе не руководствуются. С другой стороны, принимая на себя международное обязательство, государство обязано обеспечить его фактическое выполнение на всей своей территории и всеми органами и лицами, находящимися под его юрисдикцией. Эта система мер носит название имплементации.

Имплементация международного права  достигается различными способами. Государство может по конституции  признать непосредственное (прямое) действие норм международного права на своей  территории. Например, по Конституции Российской Федерации 1993 года международное право является частью национальной правовой системы (п. 4 ст. 15 Конституции РФ). В случае расхождения какого-либо положения международного права с национальной нормой преимущественную силу имеет норма международного права.

Если конституция этого не предусматривает, государство предпринимает шаги для включения положений взятых на себя международных обязательств в уже существующие законы или принимает новые законы и правила. Такой метод именуется трансформацией (превращением, преобразованием).

В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически  становятся частью национального законодательства.

Согласно международному праву, государство  не может ссылаться на свое национальное законодательство для оправдания несоблюдения международного обязательства.

В теории международного права исследуется  вопрос о так называемом примате международного права. Здесь можно выделить две проблемы.

Согласно одной точке зрения, примат международного права означает его главенствующую роль среди всех правовых систем. Согласно другой –  он означает обязанность государств руководствоваться в своих международных отношениях прежде всего международным правом, а не другими побудительными мотивами (военными, экономическими или какими-либо иными чисто национальными интересами). В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1989 года, посвященной Десятилетию международного права (1990-1999 гг.), говорится о необходимости укрепления главенства права в международных отношениях, для чего требуется содействовать его преподаванию, изучению, распространению и более широкому признанию.

Вместе с тем нельзя не признать, что у каждого государства  имеются свои национальные интересы. Поэтому задача заключается в  том, чтобы, не нарушая международного права, поставить его на службу своим  национальным интересам.

В плане научного исследования проблемы соотношения международного и внутригосударственного права существуют две теории.

Монистическая теория исходит из единства двух правовых систем. Дуалистическая теория признает наличие двух самостоятельных правовых систем, которые развиваются на параллельных курсах, никогда не пересекаясь.

Истина, очевидно, находится посередине. С точки зрения методов нормообразования внутригосударственное и международное право являются самостоятельными системами, но с точки зрения правоприменения они неразрывно взаимосвязаны.

Информация о работе Понятие международного права и его предмет