Правовые проблемы государственного регулирования внешней торговли товарами: международно - правовой аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 21:42, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы. В современных условиях внешнеэкономическая деятельность играет большую роль в развитии национальной экономики России. Быстрыми темпами в 1990-е гг. выстраивалась и система регулирования внешнеэкономической деятельности. Россия сформировала достаточно либеральную систему регулирования внешней торговли и других форм внешнеэкономических связей за весьма короткий срок: примерно к 1997 г. в стране функционировала система государственного регулирования в основных элементах, схожая с системами, используемыми странами с развитой рыночной экономикой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Современная система регулирования международной торговли товарами …………………………………………………………….7
Понятие и сущность механизма наднационального регулирования международных экономических отношений……………………………………7
Международно-правовые принципы регулирования международного торгового оборота ……………………………………………………………….10
Двусторонние и многосторонние соглашения, регулирующие международную торговлю …………………………………………………..….16

Глава 2. Тарифные меры в регулировании международной торговли товарами…………………………………………………………………...…….27
2.1. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеторговой деятельности …………………………………………………………………….27
2.2. Перспективы развития и совершенствования государственной политики РФ в области таможенно – тарифного регулирования……………………….36

Глава 3 Нетарифные меры в регулировании международной торговли товарами…………………………………………………………………………48
Международно-правовые основы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности ……………………………………………...…48
Проблемы и пути повышения эффективности нетарифного регулирования в Российской Федерации………………………………...…….58
Заключение…………………………………………………………………..….71
Библиографический список………………………………………………...7

Вложенные файлы: 1 файл

ФГБОУ ВПО.doc

— 340.00 Кб (Скачать файл)

3. Фиксация особенностей сотрудничества конкретных государств, применение конвенционных принципов международного экономического права, закрепление международно-правовых обязательств в области торгово-политического регулирования обеспечивается посредством двусторонних и многосторонних соглашений. Международному праву в области двустороннего регулирования торгового порядка известны также некоторые специальные виды международных договоров. К ним относятся торговые договоры, договоры о торговле и мореплавании и сходные с ними другие договоры. В современном мире центр тяжести сместился в сторону многостороннего экономического сотрудничества. С точки зрения выработки норм, регулирующих торговую политику в международном праве, доказательством этому служит то, что подавляющее большинство стран мира (158) входит в универсальную многостороннюю систему торгово-политического регулирования ГАТТ/ВТО.

 

Глава 2.   Тарифные меры в регулировании международной  торговли товарами

 

2.1. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеторговой деятельности

 

В современной мировой  экономике таможенно-тарифное регулирование  выступает, с одной стороны, как  действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой - как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах - участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4-6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%. 20

В настоящее время таможенно-тарифное регулирование становится не только инструментом общей экономической  политики на национальном уровне, но и объектом регулирующей деятельности международных экономических организаций, в первую очередь ВТО. Деятельность ВТО направлена на формирование общих принципов, норм, правил и инструментов таможенно-тарифного регулирования с целью свести к минимуму препятствия для развития международной торговли.

В то же время самыми распространенными  средствами внешнеторговой политики становятся тарифные меры, которые являются сугубо экономическими инструментами воздействия  на внешнеторговую деятельность. Основная роль в этой группе мер отводится таможенному тарифу, под которым принято понимать систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД свод ставок таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые и вывозимые товары. 21Основные цели тарифа следующие:

сочетание защиты экономики страны от воздействия неблагоприятной иностранной конкуренции и создание здоровой конкуренции посредством стимулирующего доступа иностранных товаров на внутренний рынок;

пополнение доходной части государственного бюджета;

рационализация товарной структуры ввоза/вывоза товаров;

поддержание рационального соотношения  вывоза и ввоза продукции, валютных доходов и расходов;

создание условий для прогрессивных  изменений в структуре производства и потребления товаров;

обеспечение условия для эффективной интеграции страны в мировую экономику.22

Таким образом, импортный таможенный тариф в первую очередь ориентирован на устранение стоимостной разницы  между продукцией отечественных  товаропроизводителей и иностранных. Существует зависимость между уровнем таможенного тарифа по продукции отдельных отраслей и степенью их конкурентоспособности на мировом рынке. По сути дела, то, как ведут себя потребители по отношению к продукции страны на внешнем рынке, говорит об экономическом развитии этого государства. То есть, широкая номенклатура потребляемых на мировом рынке товаров одной страны, говорит о комплексном развитии ее экономики и о наличии большего количества конкурентоспособных отраслей. И наоборот ограниченная экспортная специализация свидетельствует об узкой направленности развития экономики.

Таможенные пошлины, будучи частью тарифа, по объекту обложения

подразделяются на следующие виды:

1)импортные пошлины — как главный инструмент протекционизма;

2)экспортные пошлины, введение которых считается крайне нежелательным, но которые все же используются для получения дополнительного дохода или для стимулирования диверсификации экспортной структуры;

3)транзитные пошлины — сдерживают товарные потоки и оказывают пагубное влияние на международные связи, поэтому нигде практически не используются, по основе исчисления:

4)адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров, предназначены для адекватного обложения при сложившихся ценовых соотношениях на внутреннем и внешнем рынках.          

5)специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров, не учитывают соотношение цен на внутреннем и внешнем рынках и их колебания. При изменении цен обеспечивают стабильность поступлений в государственный бюджет, в период снижения цены на внешних рынках их использование приводит к значительному снижению ввоза товаров;

6)комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения, носят больше фискальный характер и используется в России при обложении товаров, по которым возможен уход от уплаты таможенных платежей в полном объеме.23

В системе таможенно-тарифного  регулирования таможенный тариф  выполняет стимулирующую функцию  путем взаимовыгодного сотрудничества между государствами, предоставления тарифных льгот и преференций, установления тарифных квот, беспошлинного или льготного режима вывоза товара.

Таможенный тариф выполняет  торгово-политическую функцию, поскольку  позволяет в процессе многосторонних переговоров добиваться снижения пошлин в странах — торговых партнерах, противодействовать дискриминационным акциям других стран, лишать тарифных преференций, изменять ставки пошлин, тем самым влияя на эффективность переговоров с другими странами.

Учетно-статистическая функция  выражается в том, что таможенный тариф используется как инструмент, обеспечивающий строгий государственный контроль и статистический учет прохождения товаров через таможенную границу. Даже невысокая ставка пошлины требует от таможенной службы точной идентификации товара, тщательного подсчета его количества, определения стоимости для таможенного оформления и уплаты пошлин и налогов.

Исследования функций  таможенного тарифа показывает, что  таможенный тариф должен быть гибким, одним отраслям предоставляя избирательную  защиту, а другим открывая путь к  международной конкуренции. 24

Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне, но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, таможенный тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое общество

Будучи сугубо экономическим  механизмом воздействия, таможенно-тарифные меры способны защитить неокрепшие отрасли  от иностранной конкуренции. Иногда использование этого механизма  жизненно необходимо, например в случае ввоза продукции по демпинговым ценам, нанесения ущерба экономической безопасности страны и в ряде других. Однако чрезмерно высокие ставки тарифа или долгосрочное его покровительство приводят к недоиспользованию потенциальных возможностей защищаемых отраслей, тем самым снижая эффективность, а следовательно и конкурентоспособность их производства.

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме. В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся в международной торговле, является Гармонизационная система описания и кодирования товаров. Наряду с ней используется Брюссельская таможенная номенклатура и Стандартная международная торговая классификация ООН.

 Гармонизированная система описания и кодирования товаров (далее - ГС)  представляет собой многоцелевую международную классификационную систему, используемую в таможенном деле, статистике внешней торговли, производстве. Состоит ГС из товарной номенклатуры, Основных правил интерпретации и Примечаний.

Конвенция о ГС была разработана  под руководством ВТО в связи  с тем, что технологические сдвиги и изменения в структуре мировой  торговли обусловили необходимость  внесения существенных изменений в  Конвенцию о  Брюссельской товарной номенклатуре. Это международно-правовое соглашение уже не могло обеспечивать соответствующую степень детализации товарных групп, адекватную требованиям таможенных органов, а также требованиям, предъявляемым к торговой статистике со стороны правительств и торговых групп.25

Необходимость создания новой товарной номенклатуры обусловливалась  потребностями в многоцелевой товарной номенклатуре, которая могла бы обеспечить сопоставимость национальных статистических данных о внешней торговле и более  тесную увязку между внешнеторговой и производственной статистикой различных стран26, а также машинную обработку документации и статистических данных. Новая товарная номенклатура должна была более полно охватить все обращающиеся в международном товарообороте товары, учитывая технологию их изготовления.

Деятельность ВТО в  данной сфере была направлена на разработку унифицированных международно-правовых норм, регулирующих классификацию товаров, приемлемую для всех государств, фиксацию единого понятийного аппарата таможенного  дела, облегчающего понимание сотрудников таможенных органов, экспертов, участников мировой торговли разных стран. Кроме того, задачей принятия ВТО новой номенклатуры – Гармонизированной системы описания и кодирования товаров – явилось создание возможности использования ее не только в таможенных, но и в статистических целях.

Принятая ВТО 14 июня 1983 г. Конвенция о ГС вступила в силу 1 января 1988 г. На сегодняшний день участниками  этой конвенции являются большинство  стран мира, на которые приходится 85 % объема мировой торговли.27

Обычно таможенные тарифы имеют несколько колонок ставок обложения: колонку максимальных пошлин, колонку минимальных пошлин и колонку преференциальных пошлин. Максимальные пошлины действуют в отношении товаров тех стран, с которыми нет торговых договоров и соглашений. Минимальные пошлины действуют в отношении 
товаров тех стран, с которыми действуют торговые договоры или соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования. Таможенные тарифы многих стран содержат также колонку преференциальных пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся стран. Преференциальные пошлины промышленно развитых стран для товаров развивающихся государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) общую систему преференций28.

Таможенный  тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с ТНВЭД. Порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ установлен Законом РФ «О таможенном тарифе». Вышеназванным законом определены основные цели таможенного тарифа РФ:

рационализация  товарной структуры ввоза товаров  в РФ;

поддержание  рационального  соотношения  вывоза и  ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;

защита экономики  РФ от неблагоприятного воздействия  иностранной конкуренции;

- обеспечение условий  для эффективных интеграции РФ  в мировую экономику29.

В России возрастает роль тарифного регулирования ВЭД, развивается и совершенствуется импортный тариф. Объясняется это тем, что при переходе от централизованно - планируемой экономики к рыночному хозяйству таможенный тариф в наилучшей степени может выполнить роль механизма приспособления экономики России к мировому рынку. В отличие от количественных ограничений, представляющих собой меры административно-технического характера, таможенный тариф не прерывает связь между мировым рынком и национальной экономикой, т.к. является по сути единственным гибким экономическим регулятором ввоза конкретных товаров.

Другим важным обстоятельством, к сожалению, до сих  пор не получившим должной реализации, является необходимость рассмотрения таможенного тарифа как неотъемлемой части единой налоговой системы, это означает, что необходимо рассматривать таможенные платежи в тесной взаимосвязи с внутренними налогами, обеспечивая оптимизацию уровня структуры налогов в целом.

Учитывая, что  практически не разработаны научные  модели построения оптимальных, сбалансированных таможенных тарифов, решать эти задачи приходится во многом эмпирическим путем, отслеживая реакцию «потребителей» на изменение тарифов и вырабатывая «корректирующие» воздействия. 30

Информация о работе Правовые проблемы государственного регулирования внешней торговли товарами: международно - правовой аспект