Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:10, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть романо-германскую правовую систему, ее структуру и особенности.
Для раскрытия цели работы, необходимо выполнить следующие задачи:
- Раскрыть и соотнести понятия национально-правовой системы и семьи.
- Рассмотреть исторический генезис романо-германской правовой семьи.
- Изучить источники права в романо-германской правовой семье.
- Проанализировать своеобразие и сходство правовой системы России с правовыми системами романо-германской правовой семьи
Введение
1. Соотношение понятий национально-правовой системы и правовой семьи
1.1 Исторический генезис романо-германской правовой семьи
1.2 Понятие романо-германской правовой семьи
1.3 Формирование романо-германской правовой семьи
1.4 Распространение романо-германской правовой семьи
1.5 Структура права романо-германской правовой семьи
1.5.1 Публичное и частное право
1.5.2 Система французского права
1.5.3 Система германского права
1.6 Публицизация романо-германского права
1.7 Национальные правовые системы романо-германской правовой семьи: сходства и различия
2. Источники права в романо-германской правовой семьи
2.1 Закон
2.2 Обычай
2.3 Судебная практика
2.4 Доктрина
2.5 Кодификация права
2.6 Гражданские кодексы
2.7 Торговые кодексы
2.7.1 Отличительные черты торговых кодексов
2.8 Трудовое право
2.9 Хозяйственное право
2.10 Административное право
2.11 Административная юстиция
2.11.1 Германская административная юстиция
2.11.2 Французская административная юстиция
3. Своеобразие и сходство правовой системы России с правовыми системами романо-германской правовой семьи
Заключение
Библиография
В Германии идея хозяйственного права возникла после Первой мировой войны. В своем современном варианте оно охватывает ряд аспектов управленческой деятельности государства в вопросах производства, торговли и кредитно-денежных дел и в этом плане ближе к праву административному. Но и здесь общие принципы административного права в кодификацию не попадают. Она охватывает федеральный закон об административно-судебной процедуре I960 г., в основном правила рассмотрения дел в административных судах.
2.10 Административное право
Административное право
почти повсеместно не кодифицировано.
Даже в стране классической кодификации
- Франции - административное право
никогда не было должным образом
кодифицировано. Здесь нет ничего,
что напоминало бы наполеоновские кодексы,
а имеющиеся кодексы
Примерно таково же состояние источников административного права и в других странах романо-германской семьи. Естественно, что многочисленность законов и других актов порождает большее число различий и расхождений между отдельными странами, чем строгая кодификация. Точно также можно сказать, что чем значительнее роль судебной практики как источника права, тем больше правовые различия, ибо судебная практика больше подвержена влиянию изменяющихся условий, чем стабильные кодификации.
При отсутствии кодификации
общих принципов
2.11 Административная юстиция
Значительна роль судебной
практики как источника
2.11.1 Германская административная юстиция
В Германии разделение компетенции основано на различии частно- и публично-правовых дел. Кроме особо оговоренных случаев, споры в сфере частного права разрешаются обычными судами, а публично-правовые споры - административными судами и, если они носят конституционный характер, - конституционными судами. Согласно § 13 закона о судоустройстве 1950 г., обычным судам предоставлены полномочия разбирать все гражданско-правовые споры, за исключением дел, переданных законом в ведение административных судов.
В настоящее время в Германии общие административные суды организованы на трех уровнях: административные суды первой инстанции, высшие административные суды земель и федеративный административный суд как высшая инстанция. Суды независимы от административных органов. Их юрисдикция основана на общем положении о том, что они правомочны разбирать все публично-правовые споры неконституционного характера, за исключением тех, которыми по федеральному закону должен заниматься другой суд. Если административный суд считает себя неполномочным рассматривать дело, то обычные суды обязаны принять его к производству. То же правило действует и тогда, когда дело переходит от общего суда к административному.
2.11.2 Французская административная юстиция
Широкой известностью и высокой репутацией пользуется административная юстиция Франции, созданная еще Наполеоном. Основное содержание ее деятельности - решение споров, возникающих между гражданами и государственными органами в связи с изданием этими последними управленческих актов.
Высшая инстанция в
системе французской
Параллельное существование различных судебных систем создает проблемы разграничения их юрисдикции. Для разрешения возникающих в связи с этим споров действует особый суд - Суд по конфликтам, имеющий в своем составе равное число судей из Кассационного суда и Государственного совета. В случае равного разделения голосов спор решает министр юстиции, но на практике это бывает редко.
3. Своеобразие и сходство
правовой системы России с
правовыми системами романо-
Для последнего десятилетия XX в. самым значительным в развитии основных правовых систем современности является почти полное исчезновение с юридической карты мира социалистического типа права. Одна из главных тенденций развития права в постсоциалистических странах - это сближение с другими правовыми семьями. Применительно к России эта особенность проявляется в сближении российского права с романо-германской правовой семьей. Если переход к рыночной экономике и многообразию форм собственности предопределил быстрое развитие институтов частного права, то формирование правовой государственности и политический плюрализм обусловили развитие публичного права.
В международно-правовом плане включение России в «общее европейское правовое пространство», в «Европу правовых государств» стало одним из важных условий развития российского права в русле мировых тенденций правового развития.
В эволюции современной правовой системы России прослеживаются две основные тенденции. Это, с одной стороны, исключение из действующего российского права принципов, норм и институтов, которые были призваны подчеркнуть принципиальное отличие советского социалистического права от права буржуазного, а с другой --появление в российском праве принципов, норм, институтов и даже отраслей, которые ранее считались исключительным атрибутом буржуазного права (например, торговое право и т.д.).
По своим основным юридическим
классификационным признакам
Глубокие экономические и политические преобразования во всех сферах общественной жизни открыли широкие возможности к сближению российского права с романо-германской правовой семьей не только по внешней форме, но и по содержанию.
Возникновение частного и
публичного права в России в значительной
степени было обусловлено социально-
Это нашло свое отражение в следующих направлениях в области частного права.