Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:30, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие, объект, функции, юридически обязательная сила МП
МП-самостоят-я с-ма права,предст-я собой сов-ть принципов и норм, регул-х отношения между государствами и иными специфич.участниками м/нар общения, создаваемых путем согласования воль этих участников и обеспечиваемых принуждением, осуществляемым этими участниками в индивид-м и коллективном порядке.Особенности

Вложенные файлы: 1 файл

МП Арт 34.docx

— 111.82 Кб (Скачать файл)

1. Понятие, объект, функции, юридически обязательная  сила МП

МП-самостоят-я с-ма права,предст-я собой сов-ть принципов и норм, регул-х  отношения между государствами и иными специфич.участниками м/нар общения, создаваемых путем согласования воль этих участников и обеспечиваемых принуждением, осуществляемым этими участниками в индивид-м и коллективном порядке.Особенности

1. Специфика предмета регул-я м/нар отн-я публичные-властные отн-я субъектов суверенных гос-в, ни 1 из кот не имеет суверен власти над другим.

2. особ-ть круга субъектов МП:все субъекты –публично-властные коллект образования,к-е извне выступают как единое лицо (1.-гос-во.2-м/нар правит орган-и ООН и др.3-нац-освободит движения-нации,либо народы, борющиеся за независимость-организация осбожд-я Палестины.4-госуд.подобные образования-вольный город или своб тер-рия (сейчас нет Зап Берлин),5-святой престол-Ватикан 6-Мальтийский Орден.

3. специфика состава источников

-не соотносятся по юрид силе 9нет иерархии источников)

-м/нар договор,м/нар правовой обычай,правотворч решения м/нар организаций

4. особ-ть процесса нормообразования- рез-т согласования воль субъектов МП. Согласие д.б. не только в отн-и содержания правового предписания,но и формы его закрепления и придания ему юр.силы

5.  особ-ть процессов принуждения (легального) в МП-обесп-т сами участники

Кнтрмеры(гос-ва),санкции(орган-и)-индивидуально или коллект-е воздействие.

В м/нар-правовых нормах находит отражение сложный процесс взаимодействия государств, постоянного преобразования общественных отношений.  

Складывающееся на их основе правосознание  находит отражение в международном  праве, которое соответствует не субъективной воле народов, а объективным  факторам общественного развития.

Закономерности развития МП в принципе соответствуют закономерностям  м/нар отн-й. Формируясь под влиянием м/нар отношений,МП само оказывает на них активное воздействие.

МП выполняет  в м/нар отн-ях координирующую функцию. С помощью его норм гос-ва устан-т общеприемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений.

Регулирующая ф-я МП проявляется в принятии государствами твердо установленных правил, без которых невозможны их совместное существование и общение.

МП содержит нормы, к-е побуждают гос-ва следовать определенным правилам поведения, в чем проявляется его обеспечительная ф-я.

Наконец, в МП сложились механизмы, защищающие законные права и интересы государств и позволяющие говорить об охранительной ф-и МП.

Система МП — Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.

В систему международного права  входят, с одной стороны, общеправовые принципы и юридические нормы, с  другой – отрасли как однородные комплексы норм и внутриотраслевые институты.

Таким образом, систему международного права можно разделить на следующие  категории:

1) общепризнанные принципы международного права, которые составляют его ядро и имеют основополагающее значение для международно-правового механизма регулирования отношений;

2) нормы международного права, являющиеся общеобязательными правилами взаимоотношений государств или иных субъектов международного права;

3) общие для международного права институты, представляющие собой комплексы норм определенного функционального назначения. Институт международного права о международной правосубъектности, о международном правотворчестве, о международной ответственности, о правопреемстве государств;

4) отрасли международного права, которые являются наиболее крупными структурными подразделениями системы международного права и регулирующие наиболее обширные сферы общественных отношений.

Классифицировать отрасли международного права можно по различным основаниям. Отрасли в международном праве  можно выделять как по основаниям принятым во внутригосударственном  праве, так и по специфическим  основаниям международно-правового  характера. К общепризнанным отраслям международного права относят право  международных договоров, право  внешних сношений, право международных  организаций, право международной  безопасности, международное морское  право, международное космическое  право, международное право по охране окружающей среды, международное гуманитарное право.

В отрасль международного права  могут входить подотрасли, если отрасль регулирует широкий круг отношений, институты данной отрасли, которые представляют собой мини-комплексы по регулированию каких-либо отдельных вопросов.

Подотраслями в праве международных сношений являются консульское и дипломатическое право, институтами данной отрасли права являются институты формирования представительств, функции представительств, иммунитеты и привилегии дипломатических представительств, в праве вооруженных конфликтов – группы норм, регламентирующих режимы военной оккупации, военного плена.

Из вышеизложенного следует, что  система международного права –  это совокупность взаимосвязанных  элементов, общепризнанных принципов, юридических норм, а также институтов международного права.

Различное сочетание данных элементов  образует отрасли международного права

 

2. Источники и  нормы МП. Межд правотворчество

Ист-ки МП-это внешняя форма выражения м/нар-правовой нормы.

Особенности источников МП:

- отсутствие иерархии источников  по юр силе, тк нет единого источника власти - МП создается всеми и для всех.

- они точно также как и  норма явл-ся рез-том согласования воль участников

- отсутствует единство мнения  относит-но перечня источников международного права, ДОКТРИНАЛЬНАЯ СУМЯТИЦА, знаете ли..

Виды источников МП (догвор, обычай, правотворчетво межд орг-ций)

Межд договор (Венская конвенция – 1969) – это письменное соглашение м-ду гос-вами и (или) межд правительственными организациями, вне зависимости содержится ли оно в одном либо более связанных м-ду собой документах, а также вне зав -ти от его конкретного наименования.

Межд договор (доктринальное определение) – соглашение м-ду субъектами международного права, устанавливающее для них взаимные обяз-ва и регламентированное международным правом. (Состав уч-ков: только тот кто может заключать дог-р. Явл-ся правовым актом).

Состав договора: Преамбула, осн часть, заключит часть. В преамбуле – цель, состав первоначальных участников. В осн части перечисл-ся обяз-ва сторон. Заключит часть устанавливает режим действия договора: способ согласия на обязательность договора; вступление в силу – момент, точная дата, событие; устан-ся срок действия, порядок продления; опред-ся можно ли формулировать к договору оговорки; правила о депозитарии (официальный хранитель текста договора) и др. моменты.

Вид источников: международно-правовой обычай – это доказ-во общей практики за которым признана юридическая обязательность. Указывает на наличие двух критериев (они же стадии): практика, признание юр силы. Практика д.б. стабильной и неизменной при возникновении сходных обстоятельств.

Доказательства практики: 

- тексты международных договоров  (действующих и не вступивших  в силу)

- дипломатическая переписка (любые  док-ты через дипломатич представителей)

- национальное законодательство

- решения национальных и международных  судов

- практика международных организаций  (акты)

- мнения национальных юридических  советников (представители нац. доктрины и официальные лица гос-ва)

Придание юр силы:

1 способ. Явное признание. Гос-во официально делает заявление. 2 способ. Молчаливое признание. Если гос-во не заявило прямо и недвусмысленно протеста, значит оно признало его юридическую силу. 3-й вид источников. Правотворческие решения международных орг-ций. Только учр акт орг-ции опред-ет явл-ся ли правотворческое решение обязат-м и является ли оно нормативным.

Международное правотворчество - финальный результат процесса м/нар правообразования, выработка и утверждение новых правовых норм. М/нар. правообразование – это глубокий и всесторонний процесс формирования норм и принципов МП, носящий объективно необходимый хар-р, правовая реакция мирового сообщества на потребности обществ. практики. М/нар правотворчество – это особая и довольно сложная форма деят-ти субъектов МП, направленная на создание и дальнейшее совершенствование, изменение или отмену м/нар-прав норм. В связи с тем, что центральным элементом м/нар правотворчества явл. согласование воль гос-в, что явл. чрезвычайно непростым процессом, можно говорить о формировании в практике м/нар отнош-й организац-правового механизма правотворчества, к элементам к-го следует отнести м/нар переговоры, м/нар организации и органы, м/нар конференции. Формы м/нар правотворчества: Договорный и обычный путь формирования норм МП. Особенности м/нар правотворчества: 
1. В результате согласования воль субъектов МП.

2. У всех субъектов свои, подчас  противоречащие, интересы.

Основанием норм МП является осознание  государствами необходимости международного правового порядка и их добровольное согласие на признание его обязательности.М/нар правотворчество является проявлением международной правосубъектности гос-ва.

Метод внутригосударственного правотворчества  заключается в принятии государством правовых норм либо санкционировании юридического действия иных социальных норм с целью надлежащей реализации норм МП. Принимаемые либо санкционируемые  государством нормы могут как  полностью или частично повторять  правила, закрепленные в источниках МП, так и содержать иные правила, способствующие реализации государством его международно-правовых обязательств. При осуществлении правотворческой  деятельности с целью реализации международно-правовых положений последние  необязательно должны быть включены в правовую систему страны. Так, в  частности, орган государства в  ходе правотворческой деятельности вправе принимать во внимание официально не опубликованные международные договоры РФ или договоры, которые не вступили в силу для РФ, однако реализуемые  государством по тем или иным обстоятельствам, включая обстоятельства политического  свойства.

3. Взаимодействие  МП и внутригосударственного  права

Существует две теории относительно соотношения МП и внутригосударственного права(далее ВГП): дуалистическая и монистическая. Дуалистическая теория основывается на том, что МП и ВГП это две разные правовые системы. Монистическая теория – исходит из соединения МП и ВГП в единую правовую систему. Следует отметить, что дуалистическая теория более четкая, способная ограничить МП от ВГП. Так, согласно дуалистической теории, субъектами МП являются государства, нации и м/н организации, а субъектами ВГП явл физические и юридические лица. Механизм взаимодействия МП с ВГП выглядит след образом: - трансформация – осуществление государством норм МП посредством издания национальных нормативных актов(например, акт о ратификации м/н договора) - рецепция – нормы национального права текстуально повторяют нормы МП, конкретизируют их, учитывая особенности соц строя гос-ва. - инкорпорация – включение норм МП в ВГП - отсылка – во внутреннем акте гос-ва может быть применена отсылка к МП. Для формирования устойчивой правовой системы необходимо чтобы ВГП было согласовано с МП. Отечественная международно-правовая доктрина и законодательство РФ придерживается в целом дуалистической концепции.

К РФ  устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы МП и междунар. договоры РФ являются сост. частью ее прав. системы. Если международным договором РФ установленные иные правила, чем предусмотренные законом, то применяется правила международного дог.

В России может применяться не только международно-прав. нормы, но и нормы права иностранных государств.

Прав. Система РФ – представляет собой совокупность применяем. в нашей стране прав. норм (норм права РФ, международного и ин. права).

 

4. Толкование норм МП - это выяснение содержания нормы, ее целей, связей с иными нормами и ее юр харак-к. Посредством толкования субъекты выясняют содержание нормы и возможные последствия ее применения. В ходе применения руков-ся достигнутым пониманием и корректируют его в свете определенных нормой целей. ТН МП предст собой науку и искусство, требует использования широкого спектра знаний: юриспруденции, логики, истории, грамматики, теории систем и информатики, политологии, а также специальных отраслей, например экономики и др. Велико и полит значение толкования. Осн.3подхода- объективистский, субъективистский и функционалистский. Объективисты, они же текстуалисты, видят главное в установлении значения текста путем его анализа. Они не отрицают значения воли сторон, но лишь той, что нашла закрепление в тексте. Субъективисты видят гл з-чу в выяснении намерений ст-н, кот далеко не всегда выражены в тексте полностью. Функционалисты, или телеологи, полагают, что норма отходит от первоначальной воли сторон и продолжает самостоятельную жизнь. Гл з-ча - установить цель нормы, независимо от того, воплощена она в тексте, в подготовительных материалах или в последующей практике. Стоящие п/д толкованием задачи опред-ся объектом толкования, т.е. межд-прав нормой. Если норма находит выражение в тексте, то именно текст служит осн.средством толк-я.

Средства толк-я определены Венской конвенцией о праве межд договоров, кот поделила их на основные и дополн-е. К осн-м отнесен контекст договора в шир понимании этого термина. К доп. средствам толкования отнесены подготовительные материалы и обстоятельства заключения договора.

На 1место Венская конвенция  ставит принцип добросовестности. Толк-е д.б. добросовестным, т.е. честным, учитывающим интересы всех заинтер-х сторон и направлены на выявление реального содержания нормы.

Пр-п единства толкования требует, чтобы норма понималась единообразно во всех случаях, применительно ко всем субъектам.

Принцип эффективности требует, чтобы  результаты толкования вели к достижению целей нормы, делали ее действенной.

Способы толкования: *грамматическое - это уяснение смысла нормы путем  анализа ее текста с точки зрения этимологии, лексики, синтаксиса и даже стилистики данного языка;

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"