Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:50, курсовая работа
Цель: анализ «особых отношений» США и Великобритании
Обозначенная цель предполагает решение следующих задач:
- Охарактеризовать атлантический вектор британской внешней политики на современном этапе
- Определить направления внешнеполитического сотрудничества Великобритании и США
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Общая характеристика современных англо-американских отношений ……………………………………………………………………... 6
Глава 2. Концепция «Особых отношений» Великобритании и США
2.1 Сотрудничество в политической сфере ………………………………… 13
2.2 Контакты Великобритании и США в сфере вооружений …………... 24
Заключение …………………………………………………………………… 30
Список источников и литературы ………………………………………
В Соединенном Королевстве выпады
американцев воспринимались в штыки.
Мэр Лондона Борис Джонсон
потребовал, чтобы американские политики
прекратили «антибританскую риторику»,
а бывший лидер консерваторов
лорд Теббит охарактеризовал поведение
Обамы как «недостойное». «В 2008 году
британцы совершили серьезную ошибку,
поставив на Барака Обаму, — пишет
эксперт Гуверского института Виктор
Дэвис Хэнсон. — Как и все
представители левого «прогрессивного»
лагеря, он считает Соединенное
Сразу после инаугурации Обама
ясно дал понять, что не дорожит
«особыми отношениями» с Великобританией,
вернув англичанам бюст Уинстона Черчилля,
украшавший Овальный кабинет Белого
дома при прежней администрации.
После этого демократы
В результате нынешние британские власти
избавляются от иллюзий об «особых
отношениях». Многие эксперты, правда,
утверждают, что англо-американский
альянс в любом случае ждала незавидная
судьба. «Политический роман между
Рейганом и Тэтчер был лишь последней
вспышкой угасающего пламени, — заявил
в интервью «Однако» профессор Гарварда
Нил Фергюссон. — Атлантизм Блэра
стал лебединой песней «особых отношений».
Для стратегического
Но стоило Бушу покинуть Белый дом, как в Вашингтоне забыли о единстве англосаксов. По словам британского историка Пола Кеннеди, «американская элита вообще никогда не разделяла чувства близости, свойственного британцам». В США политиков в первую очередь интересует мнение электората, и разговоры о том, что Англия могла бы играть для Америки ту же роль, что эллинистическая Греция для Рима, не более чем миф. «Британия довольно маленькая и слабая страна, — заявил профессор Лондонской школы экономики Доминик Ливен, — а политические процессы в США весьма жесткие. И здесь никто не будет прислушиваться к мнению английских лидеров, мечтающих о роли кулуарных советников» [14,С.2].
Глава 2. Концепция «Особых отношений» Великобритании и США.
2.1 Сотрудничество в политической сфере
Сердцевиной англо-американского
партнёрства являлось сотрудничество
в военной области, прежде всего
ядерной, а также в области
разведки. Лондон рассматривал партнёрство
США как решающее условие сохранения
собственных ядерных
Сотрудничество в области
Однако у тесного
В период пребывания у власти правительства Дж. Мейджора наблюдалось некоторое ослабление «особых отношений» с США. Билл Клинтон был раздосадован тем, что Мейджор поддержал его оппонента – Дж. Буша-старшего в президентской гонке в 1992 году. Наиболее долго расхождения между Великобританией и США сохранялись в вопросе урегулирования североирландского конфликта. Джон Мейджор был так зол на Клинтона, за то, что тот позволил лидеру «Шинн Фейн», Джерри Адамсу, приехать в США праздновать День Святого Патрика, что не отвечал на звонки американского президента в течение нескольких дней. В своих мемуарах Клинтон даёт понять, что был обижен фактом поддержки своего побежденного соперника, Буша-старшего, торийцами: «После выборов британская пресса пестрила информацией о том, что «особым отношениям» был нанесён вред необычной вовлеченностью британцев в американскую политику. Я был уверен, что никакого вреда не было, но я хотел, чтобы Тори поволновались». Господин Клинтон настаивает, что инцидент с визой не был актом возмездия.
Охлаждение трансатлантических отношений
произошло и в связи с
С приходом к власти лейбористов англо-американские отношения получили новый импульс. Правительство Тони Блэра подтвердило их первостепенную значимость для британской внешней политики. Между Блэром и Клинтоном установились дружеские отношения. Тесные отношения установились и между командами обоих руководителей.
В своём стремлении поднять англо-американские отношения на новый уровень правительство лейбористов сделало ставку на усиление взаимодействия с Вашингтоном в военной области. Так, было поддержано решение США о бомбардировках Афганистана и Судана в августе 1998 г. Летом 1997 г. была проведена совместная с американцами операция, выходившая за рамки мандата «сил по стабилизации» в Боснии, когда ещё до принятия НАТО соответствующего решения были арестованы лица, обвинённые Международным трибуналом по бывшей Югославии в военных преступлениях [9, С.359].
Американские крылатые ракеты и британские самолёты в рамках операции «Лис пустыни» продлившейся три дня нанесли удар по иракским военным объектам. Великобритания сразу же поддержала решение США о применении силы в отношении Ирака, другие страны к Вашингтону и Лондону не присоединились [9, С.426-427]. В феврале 1999 г. британская авиация нанесла по военным объектам Ирака точечные бомбовые удары. Бомбовые удары по Ираку наносились подразделениями вооружённых сил США и Великобритании также в июне и августе 2000 г. Более крупная операция была проведена в феврале 2001 г. [9, С.427]. В феврале 2001 г. Вашингтон и Лондон заняли жёсткую позицию в Совете Безопасности ООН по вопросу о снятии с Ирака экономических санкций [9, С.359]. В октябре 2001 г. британские войсковые соединения приняли участие в военной операции на территории Афганистана [9, С.503].
Великобритания участвовала в
войне, развязанной в марте 1999 г.
США и НАТО против Югославии в
связи с косовским кризисом. Лейбористское
правительство не только санкционировало
участие своих ВВС в
Правительство Блэра активно поддержало принятую в апреле 1999 г. новую стратегическую концепцию североатлантического альянса, практическим воплощением которого и стала война против Югославии. В ней обосновывался курс на глобализацию сферы деятельности военного блока, присвоение себе центральной роли в урегулировании конфликтов за пределами зоны ответственности альянса, право на «гуманитарное вмешательство». Также Великобритания фактически одобрила планы американской администрации по созданию национальной системы ПРО, которые вызвали весьма сдержанную реакцию у других европейских стран.
19 марта 2003 г. американские и британские войска вторглись в Ирак. «Было ли безальтернативным решение Лондона оказать США не только моральную, но и военную поддержку?» - задаёт вопрос А.А. Громыко. Скорее, полагает он, это было личным решением Тони Блэра, чем проявлением доминанты британской внешней политики [9, С.465]. «Следует отметить, - пишет далее исследователь, - что при всём проамериканском уклоне Тони Блэра его концепция «гуманитарной интервенции» имеет значительные отличия от американской доктрины упреждающего удара. Хотя поставленные ими цели во многом совпадают, они выбирают разные средства их достижения: Вашингтон с готовностью использует военную силу и односторонние действия, а Лондон старается не выходить за рамки международного права»[9, С.465].
По проблеме Ирака Лондон в очередной
раз выбрал сторону Соединённых
Штатов, несмотря на то, что политика
последних привела к самому глубокому
кризису в истории
Постепенно уменьшалось
Итак, война в Ираке осложнила
международное положение
Иначе считает Н.К. Капитонова. По её мнению, «Лондон хорошо понимает, что вряд ли сможет самостоятельно, без помощи Америки, обеспечить свои интересы в регионах за пределами Европы. Великобритания может «ударить сильнее своих возможностей», только действуя в составе коалиции государств, возглавляемых США. Вашингтон также осознаёт, что в отличие от Великобритании и в какой-то степени от Франции, другие европейские союзники США не в состоянии на сегодняшний день отстаивать свои глобальные интересы. Партнёрство с Лондоном имеет немалое значение и для Вашингтона. Выстраивая отношения с ЕС, Соединённые Штаты всегда могут рассчитывать на понимание своих интересов Великобританией. В этом смысле претензии Лондона на роль посредника в трансатлантических отношениях до сих пор не лишены основания» [9, С.362].
Информация о работе Американский вектор внешней политики Великобритании в постбиполярном мире