Антисемитизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:51, реферат

Краткое описание

Антисемити́зм — одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям как этнической или религиозной группе, часто основан на предрассудках. Антисемитизм является одной из разновидностей ксенофобии.
Термин обозначает враждебность по отношению к евреям или иудеям, а не ко всем народам семитской языковой группы. Слово «антисемитизм» было впервые употреблено немецким публицистом Вильгельмом Марром в XIX в. его памфлете «Победа германизма над еврейством». Термин объясняется расистскими представлениями о биологической несовместимости европейцев, фигурировавших у первых идеологов расового антисемитизма как «германская» или «арийская» раса, и евреев как представителей «семитской расы»

Вложенные файлы: 1 файл

Антисемити́зм.docx

— 66.24 Кб (Скачать файл)

В то же время, Новый Завет полон высказываний, исключающих ненависть вообще, и  антисемитизм в частности: «Всякий  ненавидящий брата своего есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нём пребывающей».

Об отношении  же к евреям, не принявшим Иисуса, апостол Павел в Послании к  Римлянам обращается к верующим из язычников со словами:

«Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует  мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и  непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне  по плоти, то есть Израильтян, которым  принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и  богослужение, и обетования; их и  отцы, и от них Христос по плоти…»  «Братия! желание моего сердца и  молитва к Богу об Израиле во спасение» 

В 11 главе  апостол Павел также подчёркивает, что Бог не отвергает Свой народ  Израиль и не разрывает с ним  Своего Договора: «Итак спрашиваю: неужели  Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо  и я израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Не отверг Бог  народа Своего, который Он наперёд  знал…» Павел утверждает: «Весь  Израиль спасётся» 

Официальное отношение Католической Церкви к  евреям и иудаизму изменилось, начиная  с периода понтификата Иоанна XXIII (1958—1963). Иоанн XXIII был инициатором официальной переоценки отношения католической церкви к евреям. В 1959 году папа распорядился, чтобы из читаемой в Страстную пятницу молитвы были исключены антиеврейские элементы (например, выражение «коварные» применительно к евреям). В 1960 году Иоанн XXIII назначил комиссию кардиналов для подготовки декларации об отношении церкви к евреям.

Перед своей  смертью (1960 год) он также составил покаянную  молитву, которую назвал «Акт раскаяния» «Мы сознаём теперь, что многие века были слепы, что не видели красоты избранного Тобой народа, не узнавали в нём наших братьев. Мы понимаем, что клеймо Каина стоит на наших лбах. На протяжении веков наш брат Авель лежал в крови, которую мы проливали, источал слёзы, которые мы вызывали, забывая о Твоей любви. Прости нас за то, что мы проклинали евреев. Прости нас за то, что мы второй раз распяли Тебя в их лице. Мы не ведали, что творили» 

Во время  правления следующего папы — Павла  VI — были приняты исторические решения Второго Ватиканского собора (1962—1965 гг.). Собором была принята Декларация «Nostra Ætate» («В наше время»), подготовленная при Иоанне XXIII, авторитет которого сыграл в этом существенную роль. Несмотря на то, что полностью Декларация называлась «Об отношении Церкви к нехристианским религиям», основной её темой был пересмотр представлений католической церкви о евреях.

Впервые в  истории появился родившийся в самом  центре христианского мира документ, снимавший с евреев многовековое обвинение в коллективной ответственности  за смерть Иисуса. Хотя «еврейские власти и те, кто следовали за ними, требовали  смерти Христа», — отмечалось в Декларации, — в Страстях Христовых нельзя видеть вину всех евреев без исключения — как живших в те времена, так  и живущих сегодня, ибо, «хотя  Церковь — это новый народ  Божий, евреев нельзя представлять отвергнутыми или проклятыми».

Также впервые  в истории официальный документ Церкви содержал ясное и недвусмысленное  осуждение антисемитизма. «…Церковь, осуждающая все гонения на каких бы то ни было людей, памятуя об общем с иудеями наследии, и движимая не политическими соображениями, но духовной любовью по Евангелию, сожалеет о ненависти, о гонениях и всех проявлениях антисемитизма, которые когда бы то ни было и кем бы то ни было направлялись против евреев» 

За период понтификата Папы Иоанна Павла II (1978—2005) изменились некоторые литургические тексты: из отдельных церковных чинопоследований были удалены выражения, направленные против иудаизма и евреев (оставлены лишь молитвы за обращение иудеев ко Христу), а также отменены антисемитские решения целого ряда средневековых соборов.

 

Иоанн Павел  II стал первым Папой в истории, переступившим порог православной и протестантской церквей, мечети и синагоги. Он стал также первым Папой в истории, попросившим прощения у всех конфессий за злодеяния, когда-либо совершённые членами Католической церкви.

В октябре 1985 года в Риме состоялась встреча Международного комитета по связи между католиками и евреями, посвященная 20-летию Декларации «Nostra ætate». В ходе встречи прошла также дискуссия по поводу нового ватиканского документа «Замечания о правильном способе представления евреев и иудаизма в проповедях и катехизисе римско-католической церкви». Впервые в документе такого рода было упомянуто государство Израиль, говорилось о трагедии холокоста, признавалось духовное значение иудаизма в наши дни и приводились конкретные указания, как толковать новозаветные тексты, не делая антисемитских выводов.

Спустя полгода, в апреле 1986 года, Иоанн Павел  II первым из всех католических иерархов посетил римскую синагогу. Он назвал евреев «старшими братьями». Посещая десятки городов мира с апостольскими визитами, Иоанн Павел II никогда не забывал обращаться с приветствиями к еврейским общинам. Говоря о страданиях евреев во время холокоста, он всегда называл этот геноцид ивритским словом «Шоа».

Аналогично  вели себя и его соратники по службе в Ватикане. В 1990 году президент комиссии по религиозным отношениям с евреями  архиепископ (позднее кардинал) Э. Кессиди  заявил: "То, что антисемитизм нашёл  место в христианской мысли и  практике, требует от нас акта Тшува ["раскаяния"]".

В 2000 году Иоанн  Павел II нанёс исторический визит в Израиль. Он посетил Мемориал Катастрофы и героизма Яд ва-Шем и помолился у Стены Плача, после чего принёс покаяние перед еврейским народом.

17 января 2010 года папа римский Бенедикт  XVI, второй раз в истории Римской католической церкви, посетил синагогу в Риме. Он сказал, что данный визит является важным событием в жизни католиков и евреев. Визит означает, что в позиции Римской Католической Церкви наметились принципиальные изменения по отношению к евреям.

 

 

Позиция Русской  православной церкви

Как пишет  политолог Вячеслав Лихачёв, в русской  православной церкви доминирует консерватизм и сопротивление религиозным  новациям. В связи с этим ревизия  доктрины негативного отношения  к евреям, которая была проведена  в католической и протестантской церквях, затруднена. Основным выразителем  этой традиции был Иоанн (Снычёв), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. «Еврейский вопрос» относится к  темам, которые консерваторы акцентируют  во внутрицерковной полемике, обвиняя  евреев, принимающих православие, в  попытке развала церкви изнутри, критикуя церковных либералов как  наёмников евреев, а высших иерархов за любые попытки диалога с  иудаизмом и тем более экуменические  высказывания. В РПЦ существует течение  меньшинства, представители которого утверждают, что подлинное христианство несовместимо с антисемитизмом.

13 ноября 1991 года Патриарх Московский и  всея Руси Алексий II на встрече с раввинами в Нью-Йорке процитировал обращение к евреям, сделанное в начале ХХ века архиепископом Николаем (Зиоровым):

Еврейский народ  близок нам по вере. Ваш закон  — это наш закон, ваши пророки  — это наши пророки. Десять заповедей  Моисея обязывают христиан, как и  евреев. Мы желаем всегда жить с вами в мире и согласии, чтобы никаких  недоразумений, вражды и ненависти  не было между нами

Данное обращение  было подвергнуто жёсткой критике  в консервативных церковных кругах.

19 апреля 2008 года группа из 12 православных  священников из пяти разных  церквей (русской, греческой, украинской, грузинской и Вселенской (Константинопольской)) выпустила обращение с призывом  пересмотреть давние богословские  позиции по отношению к евреям  и государству Израиль и удалить  антисемитские места из богослужений, особенно пасхальных, где ненависть  к евреям выражается особенно  ярко.[130]

Термин «антисемитизм» широко используется в израильской  общественной полемике, а также во внутриееврейской полемике. В этой связи появилось и специальное  определение «еврей-антисемит» или  «еврей-самоненавистник», которым оппоненты  часто называют друг друга.

Борьба с  антисемитизмом

До конца  XIX века существовало три реакции евреев на антисемитизм:[131]

Стать членом элиты общества, выдающимся специалистом, советником при правителе и т. п., что избавляло от преследований  и дискриминации.

Ассимиляция, в крайнем выражении — смена  религии, ибо дискриминация в  этот период была именно по религиозному признаку, а не по этническому

Эмиграция, то есть переезд в другую местность  или страну, где евреев не преследовали или ограничения были слабее.

Все эти способы  помогали решить личные проблемы конкретного  человека и его семьи, но не касались других евреев. В конце XIX века появилось два новых вида реакции, направленных на решение проблемы антиеврейской дискриминации в корне:

Участие в  социальных преобразованиях, включая  революции, которые должны были предоставить евреям равенство

Сионизм

В конце XX — начале XXI века появились новые организации по борьбе с антисемитизмом. Для борьбы с антисемитизмом был создан ряд организаций и объединений, например Антидиффамационная лига.

Кроме этого  мониторингом антисемитизма занимается ряд научных организацией, например Институт Стефана Рота при Тель-Авивском университете. Антисемитские акции  отслеживает также Центр Симона Визенталя.

В 2005 году ООН  приняла специальную резолюцию  против антисемитизма, а Европейский  союз провёл в 2005—2006 гг. ряд мер для  борьбы с антисемитизмом в Европе. Европейская комиссия по борьбе с  расизмом и нетерпимостью в 2004 г. приняла рекомендацию о борьбе с  антисемитизмом.

Антисемитизм  подвергается критике как и другие проявления национальной нетерпимости и ксенофобии. В частности, Фридрих  Ницше писал, что «антисемит не становится приличнее оттого, что лжёт согласно принципу» Антисемитизм высмеивал в песне советский поэт Владимир Высоцкий.

                                                          Литература

 

  1. Поляков Л. История антисемитизма. т. 1 Эпоха веры, т. 2 Эпоха знаний: Перевод с французского. Москва:Лехаим;Иерусалим:Гешарим, 1997. 427 с ISBN 5-7287-0099-3 (Арт-Бизнес-Центр). ISBN 5-88711-014-7.
  2. Жан-Поль Сартр. «Размышления о еврейском вопросе»
  3. Игорь Кон. «Психология предрассудка» — подробный материал о социально-психологических корнях этнических предубеждений, в том числе антисемитизма.
  4. Антисемитизм в нацистской Германии
  5. Антисемитизм. Катастрофа.
  6. Арон Шнеер. Плен. Часть III. Антисемитизм в предвоенные и военные годы
  7. Дэниэл Голдхаген. Ревностные подручные Гитлера. (Hitler’s Willing Executioners: Ordinary Germans and the Holocaust). Пер. И. Островского
  8. Küntzel M. National Socialism and Anti-Semitism in the Arab World. Jewish Political Studies Review 17:1-2 (Spring 2005)  (англ.)
  9. Ramin Jahanbegloo The Holocaust Denial in Iran and Anti-Semitic Discourse in the Muslim World  (англ.). Royal Holloway, University of London. Архивировано

Информация о работе Антисемитизм