Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 10:11, курсовая работа
Краткое описание
Целью курсовой работы является определение экспорта в системе международных отношений, а так же регулирования экспорта в практике России. Данная цель будет достигнута посредством решения следующих задач: • Определение понятия, видом и методов осуществления экспорта • Характеристика методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности • Раскрытие регулирования сырьевого и несырьевого экспорта • Определение основных направлений государственной поддержки экспорта • Совершенствование системы регулирования экспорта
Содержание
Введение 3 1. Государственное регулирование экспорта 5 1.1 Понятие, виды и методы осуществления экспорта 5 1.2 Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и система органов осуществляющих регулирование 8 2. Системное регулирование экспорта в Российской Федерации 14 2.1 Регулирование сырьевого экспорта в РФ 15 2.2 Регулирование несырьевого экспорта в РФ 18 3. Перспективы развития государственного регулирования экспорта в Российской экономике 24 3.1 Основные направления государственной поддержки экспорта в РФ 26 3.2 Совершенствование системы регулирования экспорта в РФ 31 Заключение 36 Список использованных источников 38
Координирует взаимодействие
русских участников внешнеэкономической
деятельности со структурой торговых
представителей за рубежом.
Содействует аппарату РФ за
рубежом
Осуществляет подготовку комфортных писем по запросам российских экспортно-ориентированных
компаний
Помогает в создании информационных
баз
Создает перечни услуг
Приводит в действие анализ
информационно-аналитических материалов
об оказании услуг
Следует привести
и меры государственных гарантий экспорта
промышленной продукции, которые предполагают
внедрение форм государственных гарантий,
и ознаменуют собой некую регламентацию
для дальнейшей работы, таких как:[29]
1.Гарантия
обеспечения платежа и обязательств
по платежу заемщика, то есть
иностранного импортера, а так же правительства
иностранного государства в отношении
экспортера Российской Федерации, если
предоставлена государственная гарантия
иностранного государства.
2. Гарантия
обеспечения платежа и обязательств
по платежу заемщика, то есть
иностранного импортера, а так
же правительства иностранного
государства в отношении банка-агента
в соответствии с предоставлением
кредита иностранному государству,
опять же если предоставлена
государственная гарантия иностранного
государства.
3.Государственная
гарантия обеспечения обязательств
банка-агента перед иностранным
государством в виде тендерных
гарантий, а так же гарантий
возврата авансовых платежей
и гарантий надлежащего исполнения
контрактов, которые были выданы
им по обращениям российских
экспортеров.
Если не обращать
внимание на уменьшение капитальных вложений
со стороны государства, можно ожидать
повышение инвестиционной активности
в несырьевой экспорт. Именно эти инвестиции
должны стать одним из динамичных компонентов
спроса. К концу 2014 года норма накопления
основного капитала должна повыситься
до 23.4%. Важнейшим фактором экономического
роста в данной подотрасли является повышение
конкурентоспособности российской продукции.
Это должно компенсировать укрепление
курса рубля.[32]
3. Перспективы развития
государственного регулирования экспорта
в Российской экономике
В настоящее
время , Россия снижает экспорт нефти и
увеличивает экспорт нефтепродуктов .
В соответствии с данными Федеральной
таможенной службы РФ экспорт нефти в
стоимостном выражении снизился с январе
по май 2014 года в сравнении со схожим периодом
2013 года на 3 , 8% , то есть до 68 , 5 млрд . долларов.
Вместе с этим физический объем экспорта
нефти уменьшился на 4 , 9% , и составил 92
, 8 млн тонн против 97 , 6 млн . тонн в 2013году.
Главный объем экспорта нефти пришелся
на страны дальнего зарубежья, где стоимость
поставок составила 64 , 4 млрд . долларов
, что на 3 , 6% ниже показателя за схожий
период времени предыдущего года -
66 , 8 млрд . долларов с января по май
2013 года. Доходы от поставок нефти в СНГ
упали на 9 , 5% до 4 , 05 млрд . долларов против
4 , 5 млрд . долларов годом ранее .[36]
Доходы России
с экспорта нефтепродуктов за январь-май
2014 года выросли в сравнении с тем же периодом
2013 года на 17,1%, тем самым увеличились с
41,5 до 48,5 млрд. долларов. Физические объемы
экспорта нефтепродуктов выросли на 19,9%
и составили же 66,2 млн. тонн против 55,2 млн.
тонн за январь-май 2013 года. При этом в
страны дальнего зарубежья за 5 месяцев
2014 года поставлено 60,7 млн. тонн нефтепродуктов
на сумму 44,7 млрд. долларов, в страны СНГ
- 5,5 млн. тонн на 3,8 млрд. долларов. Экспортируемая
из России нефть классифицируется кодом
2709 – сырая нефть, и поставляется под маркой
Urals. Экспортная пошлина, рассчитываемая
ежемесячно Министерством экономического развития, прямо
пропорциональна цене на нефть марки Urals
на мировых рынках. Сокращение объемов
поставок нефти в 2014г. происходит на фоне
сохранения мировой цены на нефть марки
Urals практически на уровне 2013г.: в январе-мае
2013г. средняя цена составила 107,8$/баррель,
в январе-мае 2014г. – 106,8. Экспортные цены,
по данным ФТС, также изменились не значительно
- в первом квартале 2014г. средняя цена поставки
нефти на экспорт составила 100,95 против
103,08 в 2013г. Подводя итог, можно сказать,
что ценовое влияние на экспорт представляется
минимальным. Можно говорить и о намечающейся
тенденции переориентации сырьевых потоков
как результат долгосрочной политики
модернизации нефтеперерабатывающей
отрасли России. [33]
Для сравнения,
можно привести десятку крупнейших экспортеров
мира за 2013 год, независимо от вида экспорта:[37]
КНР – 2 210 000 млн. долларов
США – 1 575 000 млн. долларов
Германия – 1 493 000 млн. долларов
Великобритания
– 813 000млн. долларов
Япония - 697
000 млн. долларов
Франция – 578 300 млн. долларов
Республика Корея
– 557 300 млн. долларов
Нидерланды –
551 000 млн. долларов
Россия – 515 000 млн. долларов
Италия – 474 000 млн. долларов
Отсюда видно,
что Россия находится в десятке лучших,
ведь официально зарегистрированных экспортеров
196 стран. По оценкам различных
аналитиков в области экономики, у России
есть все шансы ближайшие 10 лет войти в
пятерку крупнейших экспортеров.
Снижение экспортной
пошлины на нефть, утвержденное постановлением
правительства РФ на 2015 год, поможет российским
экспортным нефтяным компаниям справиться
с периодом низких цен на нефть. Как отмечает
вице – президент Moody’s Юлия Прибыткова:«Несмотря
на то, что снижение цен на нефть в целом
является негативным фактором для рейтингов
нефтекомпаний, влияние этого на российских
экспортеров нефти в значительной мере
смягчается сокращением экспортной пошлины,
которая нивелирует львиную долю – до
80% потерь, связанных с падением цен»
По аналитическим
оценкам Moody’s, реформы, которые проводит
налоговое законодательство и вступят
в силу 1 января 2015 года, должны понизить
налоговую нагрузку российских экспортеров
нефти на 2–3%, причем в наибольшей степени
от них выиграют «Роснефть», «Лукойл»
и «Татнефть».[37]
29 ноября текущего
года, премьер-министр Правительства РФ
Дмитрий Медведев подписал постановление
№ 1274 об изменении размеров ставок вывозных
пошлин на нефть и нефтепродукты на период
с 2015 до 2017 года с их последовательным
снижением. С 1 декабря 2014-го на основании
коэффициентов расчета Министерства экономического
развития вступили в силу пониженные на
10–12% по сравнению с ноябрем ставки вывозных
пошлин. Решение о «налоговом маневре»
в нефтяной отрасли было принято правительством
и закреплено в ФЗ от 24 ноября 2014 года «О
внесении изменений в часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации».[36]
3.1 Основные направления
государственной поддержки экспорта в
РФ
В настоящее время важнейшим
направлением торговой политики различных
стран является стимулирование экспорта.
Вместе с созданием хорошего макроэкономического
фона для экспортеров, стали широко применяться
специализированные меры для дальнейшего
развития и расширения экспортного производства.
Для обеспечения конкурентных
преимуществ, защиты и поддержки интересов
экспортеров, а так же роста экономического
потенциала на внешнем рынке, была разработана
система различных мер государственной
поддержки экспорта, которая предусматривает
применение торгово-политических, финансовых,
и информационно-консультативных инструментов.
Особое значение среди этих
мер имеет финансовая поддержка, к которой
можно отнести:
-Кредитование экспорта
-Субсидирование
экспорта
-Страхование
экспорта
В соответствии
с Постановлением Правительства РФ "Развитие
внешнеэкономической деятельности», программа
предусматривает усиление позиций Российской
Федерации в глобальной экономике, повышение
вклада внешнеэкономической сферы в модернизацию
национального хозяйства, а так же улучшение
качественных параметров внешнеэкономической
деятельности. В данной государственной
программе разработана целевая финансовая
поддержка развития внешнеэкономической
деятельности, которая предусматривает
выделение средств из федерального бюджета,
в общей сумме 438554246,65 тысяч рублей, в том
числе:[31]
2013 год - 75386901,4 тысяч рублей
2014 год - 73149327,6 тысяч рублей
2015 год - 72885231,31 тысяч рублей
2016 год - 73087832,6 тысяч рублей
2017 год - 70503676,87 тысяч рублей
2018 год - 73541276,87 тысяч рублей
В процессе реализации
данной программы ожидается: совершенствование
экспортной специализации РФ; совершенствование
диверсификации экспорта за счет увеличения
количества товаров несырьевой специализации;
увеличение в 1.5 раза организаций-экспортеров;
и другие.
Торгово-политическое
направление включает в себя решение проблем
доступа на внешние рынки. Имеется ввиду
не только устранение действующих ограничений
по отношению к российским экспортерам,
но и создание благоприятного климата
для устранения угрозы в будущем. Данная
деятельность по обеспечению доступа
российских товаров на внешние рынки направлена
на устранение дискриминации в отношении
российских экспортеров посредством присоединения
России к ВТО и признание рыночного статуса
российской экономики.
Информационно
– консультативные направления связаны
с фактором конкурентоспособности, где
эффективными мерами является сбор информации
о потребностях потенциального зарубежного
контрагента и его платежеспособности,
и оценка особых условий, которые присущи
определенному внешнему рынку, на стадии
заключения контракта.[30]
За последние
несколько лет, да данным Росэксимбанка,
были реализованы следующие проекты:[34]
Космические
технологии. Росэксимбанк выступил организатором синдицированного кредита в размере
278,5 млн. долларов для финансирования
проекта по созданию в Республике Ангола
национальной космической системы спутниковой
связи и вещания.
Электроэнергетика. Росэксимбанк выступил организатором синдицированного кредита на сумму в 123,3 млн. долларов для финансирования поставок российского энергетического оборудования для строительства ГЭС «Сарапульо», «Аллурикин» и «Тоачи» в Республике
Эквадор.
Самолетостроение. Росэксимбанк заключил соглашение об открытии кредитной линии кубинской компании Aviaimport S.A. на сумму в 4,5 млн. долл. США., сроком на 5 лет.
По данным аналитического
отдела МСП банка, общее число предприятий
экспортеров уже достигло 38.7%.[35] В основном
лидирует обрабатывающее производство,
как по количеству предприятий, так и по
выручке. Общий объем экспорта для одного
предприятия малого и среднего бизнеса
по результатам исследования составил
23 млн рублуй в 2013 году. Этот же показатель
несколько выше для предприятий торговли
–где общий объем экспорта составляет
37 млн рублей. Как показало исследование,
большинство предприятий планируют увеличить
объем экспорта в 2014 году в среднем на
28%, а в сфере торговли - до 76%.[35]
На основе вышесказанного,
складывается вывод, что не только государство
оказывает поддержку экспортерам,
но и различные банки.
Осуществление фактической
реализации мер содействия экспорту происходит
Департаментом государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития
России. В этом отношении Департамент,
в отношении отечественных производителей,
осуществляет следующие полномочия:
осуществляет координацию взаимоотношений
участников внешнеэкономической деятельности, как на территории РФ, так и за рубежом
содействует торговым представителям
РФ за рубежом в поиске партнеров
подготавливает и составляет
аналитическую информацию, основанную
на специфике работы с зарубежными компаниями
помогает в создании информационной
базы, целью которой является систематизация
предложений экспортной продукции
создает списки товаров и услуг,
которые являются перспективными для
продвижения
производит анализ представленных
материалов, в которых закреплена информация
о проводимых тендерах и конкурсах за
рубежом
координирует выполнение задач
и функций Уполномоченных Минэкономразвития
России
организует семинары, в которых
могут принять участие региональные экспортно-ориентированные
предприятия и ОИВ.
обеспечивает регулярное обновление
и изменение каталога «Российский
экспорт: продукция и технологии»
оказывает содействие в проведении
различных ярмарок и других мероприятий
представителям зарубежных стран[31]
Следует сказать
и о развитии внешнеэкономической стратегии
до 2020 года, которая предполагает не только
развитие каких-либо конкретных отраслей
экономической деятельности, но и предполагает
развитие импорта и экспорта товаров,
а конкретнее намеревается разработка
и внедрение программ для реализации несырьевого
экспорта, так как на данном этапе развития
он является наименее продуктивным и прибыльным.
России необходимо превратить систему
государственной поддержки экспорта в
удобный и доступный для отечественных
производителей инструмент развития для
тех отраслей, где мы имеем значительный
экспортный потенциал.
Недавно, Премьер-министр
Дмитрий Анатольевич Медведев одобрил
новый вариант «дорожной карты», которая
предполагает доступ российских товаров
на зарубежные рынки. В данном случае будут
значительно ускорены таможенные процедуры,
а так же при экспорте будут упрощены процедуры
валютного контроля и возврата НДС. К слову,
«дорожная карта» создана для обеспечения
успешного продвижения российского несырьевого
экспорта на рынки зарубежных стран, и
тем самым диверсифицирует экспорт и повысит
его вклад в модернизацию отечественной
экономики.