Двусторонние отношения России и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы политического и экономического сотрудничества России и США. В начале третьего столетия дипломатических связей между США и Россией наши отношения не могут не сочетать в себе сотрудничества и соперничества, преодоления трудностей и творческого подхода к расширению областей, в которых у нас существуют общие интересы. Соединенные Штаты и Россия имеют различные взгляды по таким вопросам как будущее Косово, противоракетная оборона и Договор об обычных вооружениях в Европе. Следует вкратце остановиться на пяти областях, в которых мы могли бы сделать гораздо больше, работая сообща, могли бы продемонстрировать всему миру свою руководящую роль, соблюдая при этом собственные интересы.

Содержание

Введение
1. Исторический обзор двусторонних отношений России и Соединенных Штатов Америки
1.1 Особенности торгово-экономических отношений США и СССР
1.2 Отношения Российской Федерации и США в период российской интеграции в мировую экономику (постсоветский период)
2. Экономическое и политическое сотрудничество на современном этапе
2.1 Влияние торгово-экономического потенциала России и США на развитие международной торговли
2.2 Проблемы развития двусторонних отношений
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Двусторонние отношения России и США.docx

— 94.64 Кб (Скачать файл)

В документе подчеркивалось, что «необходимыми предпосылками  для поддержания и укрепления между СССР и США отношений  мира являются признание интересов  безопасности сторон, основывающейся на принципе равенства, и отказ от применения силы или угрозы ее применения».

Таким образом, впервые в  истории официальные круги США  подтвердили, что не угрозы и шантаж, не «балансирование на грани войны» и не политика «с позиции силы», а  мирное сосуществование -- единственно  разумная форма взаимоотношений  между США и СССР. Это не что  иное, как признание провала послевоенного  курса «холодной войны», в основе которого лежало игнорирование американскими  правящими кругами мирного сосуществования  в отношениях с СССР.

Обе стороны обязались  расширять договорно-правовую базу своих взаимоотношений, поддерживать практику обмена мнениями, в том  числе и на высшем уровне, по интересующим их проблемам; продолжать усилия в целях  ограничения вооружений как на двусторонней, так и многосторонней основе, добиваясь  в конечном итоге всеобщего и  полного разоружения; активно содействовать  росту двусторонних торгово-экономических  связей и т. д.

Большой важности документом, подписанным 26 мая в Москве, является Договор между Союзом Советских  Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении  систем противоракетной обороны. Одновременно с ним подписано также временное  соглашение между Союзом Советских  Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о некоторых  мерах в области ограничения  стратегических наступательных вооружений.

В соответствии с договором  об ограничении систем ПРО Советский  Союз и США согласились ограничить систему ПРО, не развертывать ее и  не создавать основы для такой  обороны; не размещать системы ПРО  или их компоненты за исключением  двух районов радиусом 150 км каждый вокруг столиц обоих государств и  одного района, в котором расположены  шахтные пусковые установки МБР; не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического и мобильно-наземного  базирования; для обеспечения уверенности  в соблюдении положений договора использовать имеющиеся у каждой из двух сторон национальные технические  средства контроля. Коновалов А.Б. Как  Россия и США потеряли друг друга / А.Б. Коновалов // Мировая экономика  и международные отношения. - 2000 - №7. - С.3-15.

Согласно временному соглашению о некоторых мерах в области  ограничения стратегических наступательных вооружений (срок действия 5 лет) стороны  обязуются: не начинать строительство  дополнительных стационарных пусковых установок для МБР наземного  базирования с 1 июля 1972 г.; не переоборудовать  пусковые установки легких МБР или  старых типов, развернутых до 1964 г., в пусковые установки тяжелых  МБР наземного базирования и  т. д.

В ходе четырех советско-американских встреч на высшем уровне, состоявшихся в течение 1972--1974 гг., подписан ряд  важных соглашений по вопросам экономического и научно-технического сотрудничества. Среди них -- соглашения о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, медицинской науки и здравоохранения, сельского хозяйства, транспорта, исследования Мирового океана и т. д. Рассматривались  и вопросы развития двусторонних торгово-экономических отношений  между СССР и США.

Осенью 1972 г. в Вашингтоне подписаны соглашение о морском  и торговом судоходстве и торговое соглашение, в рамках которого было достигнуто урегулирование проблемы ленд-лиза. Важное значение имело подписание долгосрочного  соглашения о содействии экономическому, промышленному и техническому сотрудничеству. Для того чтобы ускорить торгово-экономическое  сотрудничество, были созданы межправительственная ~ советско-американская комиссия по вопросам торговли, торговое представительство  СССР в Вашингтоне и коммерческое бюро США в Москве. Многие крупные  американские фирмы и банки открыли  свои конторы в Москве.

За три года (1972--1974 гг.) торговый оборот между СССР и США  вырос в 4,5 раза в сравнении с  предыдущим трехлетием и составил 2,4 млрд. рублей. Между внешнеторговыми  организациями СССР и американскими  фирмами был подписан ряд крупных  сделок. Фирмы США согласились, например, поставить в СССР на основе кредитования оборудование для автомобильной, химической и других отраслей промышленности.

В ходе четырех советско-американских встреч на высшем уровне, состоявшихся в течение 1972--1974 гг., подписан ряд  важных соглашений по вопросам экономического и научно-технического сотрудничества. Среди них -- соглашения о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, медицинской науки и здравоохранения, сельского хозяйства, транспорта, исследования Мирового океана и т. д. Рассматривались  и вопросы развития двусторонних торгово-экономических отношений  между СССР и США.

Осенью 1972 г. в Вашингтоне подписаны соглашение о морском  и торговом судоходстве и торговое соглашение, в рамках которого было достигнуто урегулирование проблемы ленд-лиза. Важное значение имело подписание долгосрочного  соглашения о содействии экономическому, промышленному и техническому сотрудничеству. Для того чтобы ускорить торгово-экономическое  сотрудничество, были созданы межправительственная ~ советско-американская комиссия по вопросам торговли, торговое представительство  СССР в Вашингтоне и коммерческое бюро США в Москве. Многие крупные  американские фирмы и банки открыли  свои конторы в Москве.

За три года (1972--1974 гг.) торговый оборот между СССР и США  вырос в 4,5 раза в сравнении с  предыдущим трехлетием и составил 2,4 млрд. рублей. Между внешнеторговыми  организациями СССР и американскими  фирмами был подписан ряд крупных  сделок. Фирмы США согласились, например, поставить в СССР на основе кредитования оборудование для автомобильной, химической и других отраслей промышленности.

Однако принятый в декабре 1974 г. конгрессом США закон о торговле и государственном кредитовании экспорта мешает дальнейшему расширению советско-американских торгово-экономических  связей. Распространение на СССР режима наибольшего благоприятствования  в торговле и предоставление ему  кредитов на закупку американских машин  и оборудования обусловлены требованиями, представляющими собой грубое вмешательство ( во внутренние дела Советского Союза. В результате СССР отказался ввести в действие соглашение о торговле с США, подписанное в 1972 г. В 1975 г. торговля между СССР и США достигла 1,6 млрд. рублей.

Имеющиеся источники, оценивая потенциалы двух сверхдержав, особое внимание уделяют статистике взаимного военно-стратегического  паритета, в ядерном вооружении и  уровне освоения космоса. Этот угол зрения на двусторонние отношения отражает атмосферу холодной войны. Однако обращаясь  к оценке собственно экономических  показателей, стоит отметить, что  объем прямого торгового и  прочего экономического, в том  числе научно-технического сотрудничества к концу 80х, началу 90х был сведен практически к нулю. Перегрузка военно-промышленного  комплекса СССР, вызванная гонкой вооружений, негласное эмбарго, в  том числе в форме реализации поправки Джексона-Вэника и значительный перевес капиталистического лагеря в уровне развития торговых отношений  предопределили исход холодной войны, где динамика экономического роста  оказалась важнее военно-стратегических потенциалов.

1.2 Отношения Российской  Федерации и США в период  российской

интеграции в мировую  экономику (постсоветский период)

Определяя экономические  отношения Российской Федерации  и Соединенных Штатов, следует  обратить внимание на тот факт, что, несмотря на безусловный приоритет  взаимного учёта политических линий, остающийся актуальным и сегодня, объём  экономического сотрудничества двух государств никак не отражает первоочередности политического взаимодействия. Период интеграции России в мировую экономическую систему был болезненным и многоэтапным процессом, в котором инвестиции США сыграли большое значение, но не были при этом на первом месте в числе других иностранных финансовых вливаний. По итогам 2007 г. США занимают 6-ое место (8,5 млрд.долл.) по объему накопленных иностранных инвестиций в России (или 3,9% от общего объема в 220,6 млрд.долл.). По объемам прямых инвестиций США на четвертом месте (3,6 млрд.долл.). Вардомский Л.Б Прозрачные границы. Безопасность и трансграничное сотрудничество в зоне новых пограничных территорий России / Быков А.Ю., Вардомский Л.Б., Голунов С.В., Кирюхин А.М., и др.; Под ред.: Вардомский Л.Б., Голунов С.В. - М., Волгоград, 2002. - С.211..

Товары России так же долгое время не были достаточно конкурентоспособными ни на мировом рынке, ни на национальном рынке соединенных штатов. Практически  вся современная мировая экономическая  система была сформирована в условиях взаимной изоляции экономик советского союза и США. Процесс интеграции нашей страны в мировую экономику  не смог кардинально изменить этой ситуации. Усиливающиеся тенденции  регионализации экономических связей помогли России успешно использовать свое выгодное геополитическое положение  причастности сразу к нескольким крупным самостоятельным центрам  мировой торговли, таким как регионы - Восточной и Центральной Европы, Балтийского моря, Центральной Азии, Азиатско-Тихоокеанский регион и  т.д. Иванов И.С. Новая российская дипломатия. Десять лет внешней политики страны. - М., 2001. - С.132.

Основополагающим документом, регулирующим торгово-экономические  отношения России с США, является межгосударственное Соглашение о торговых отношениях между СССР и США, подписанное  в 1990 г. и введенное в действие применительно к России в 1992 г.

В 1993 г. вступил в силу Договор от 17 июня 1992 г. между Россией  и США об избежании двойного налогообложения  и предотвращении уклонения от налогообложения  в отношении налогов на доходы и капитал.

Договор о поощрении и  взаимной защите капиталовложений был  подписан в 1992 г., однако не был ратифицирован  Россией, т.к. противоречил российским позициям в переговорном процессе по вступлению в ВТО. Коновалов А.Б. Как Россия и США потеряли друг друга / А.Б. Коновалов // Мировая экономика  и международные отношения. - 2000 - №7. - С.3-15.

Кроме того, между Россией  и США действует целый ряд  межправительственных соглашений, регламентирующих отношения в отдельных областях сотрудничества, в том числе: о  научно-техническом сотрудничестве в области топлива и энергии (июнь 1992 г.); относительно использования  высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия (февраль 1993 г.); о  воздушном сообщении (январь 1994 г., с  изменениями и дополнениями от апреля 1999 г.); по морскому транспорту (июнь 2001 г.); об экспорте огнестрельного оружия и боеприпасов из России в США (1996 г.); о научно-техническом сотрудничестве (декабрь 2005 г.); несколько соглашений о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. Федорович В.А. США: Государство и экономика / Федорович  В.А., Патрон А.П. - М.: Междунар. отношения, 2007. - С.76.

Угроза торгово-экономических  войн для США связана не с нами, а с главными американскими союзниками в только что завершившуюся эпоху  «холодной войны», а также с  Китаем и нефтедобывающими странами. И именно обстоятельство, что Россия не воспринимается больше как явная  и очевидная угроза, привело к  тому, что ранее зажатое идеологическими  и военно-политическими императивами экономическое соперничество западных союзников начинает проявляться  все заметнее.

В целом же экономические  связи России и США имеют второстепенное значение для Москвы и третьестепенное  значение для Вашингтона. На долю Соединенных  Штатов приходится примерно 5,5 процента российской внешней торговли - в  несколько раз меньше, чем на долю Европейского союза и стран СНГ  Торкунов А.В. Современные международные  отношения. - М., 1999. - С.163.. Американские частные инвестиции более заметны, но в целом играют мизерную роль в российской экономике. Правда, поставки «ножек Буша» удовлетворяют свыше  половины российских потребностей в  импорте бройлеров. Однако в целом  доля России в американской внешней  торговле и зарубежных инвестициях - менее половины процента. Даже по самым  оптимистическим расчетам она вряд ли сможет достичь в обозримом будущем хотя бы четверти объема соответствующих экономических связей между США и Китаем.

Привлечение инвестиций в  российскую топливную, топливно-энергетический комплекс, а также размещение расширение капиталов американских нефтяных и  энергетических компаний, диверсификация и максимально эффективное управления финансовыми средствами. Сосредоточение работы на разработке рекомендаций для  принятия Федерального Закона Российской Федерации «О недрах», упорядочит взаимоотношения  государства и инвестора в  сфере недропользования. Изменения  в строну снятия излишнего налогового бремени для наиболее капиталоемких  и затратных инвестиционных проектов позволит дополнительно привлекать финансовые ресурсы в топливно-энергетических комплекс Российской Федерации, сделает  привлекательными крупные инвестиционные проекты.

Одновременно существуют рекомендации по процедуре участия  в тендерах и аукционах Российской Федерации, выработка регламента для  конкурсов на основе международного опыта и особенно американского, сделают более прозрачными и  понятными эти процедуры для  иностранных инвесторов, уберут ненужные бюрократические преграды и пойдут на пользу российскому государству, поднимут имидж России в глазах мирового сообщества.

Рабочая группа занимается стратегией развития энергетики, вопросами  административного реформирования в системе государственной власти как на федеральном так и на региональном уровне.

Важная роль в этой группе отводится решению проблем, связанных  с вопросами лицензирования и  упорядочивания отношений в этой сфере.

Одной из важных целей группы является выработка рекомендаций для  Правительства Российской Федерации  в области государственного регулирования  топливно-энергетическим комплексом.

По данным американских источников о российском экспорте нефти и  природного газа, Советский Союз до 1991 года был самым большим экспортером  нефти, который превышал 12 миллионов  баррелей в день. Россия, самая большая  республика СССР, покрывали около 90 % всего советского экспорта нефти. После распада СССР в 1991 году, российский экспорт нефти упал до 3,16 миллионов  баррелей в день в 1994 г. Торкунов А.В. Современные международные отношения  и мировая политика. - М., 2004. - С.88

Информация о работе Двусторонние отношения России и США