Дипломатические отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:23, дипломная работа

Краткое описание

Наличие в мире системы государств – объективный факт. Государства не могут существовать, не взаимодействуя так или иначе друг с другом. То или иное государство вступает в разного рода связи с другими странами через посредство своей внешней политики, через нее же реагирует на всевозможные явления международной жизни. Проводя внешнюю политику исходя из своих интересов, государство устанавливает те или иные отношения с другими странами. Вычленение всех этих связей позволяет представить определенную систему международных отношений, которая охватывает сложный комплекс процессов и регулируется различными отраслями международного права.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 99.91 Кб (Скачать файл)

Временный поверенный в делах  фигура весьма распространенная в современной  дипломатии. Его назначают, когда  впервые открывается посольство или миссия. В таком случае задачей  временного поверенного будет обустройство представительства, подготовка его  к активной деятельности после приезда  посла. Временного поверенного назначают  в случае отъезда посла (посланника, постоянного поверенного в делах) на родину по каким-либо причинам. В  таком случае временный поверенный выполняет все функции руководителя дипломатического представительства.

Должностная иерархия дипломатического состава посольства после посла  и его заместителя (советника-посланника) выглядит следующим образом: советник – руководитель отдела (группы), советник, первый секретарь – руководитель отдела (группы), второй секретарь, третий секретарь, атташе. Обычно должностям соответствуют ранги дипломатов, на должность советника назначают дипломата с рангом советника II класса или советника I класса, на должность второго секретаря – второго секретаря II класса или второго секретаря I класса. Однако могут быть и отступления от этого правила. Скажем, на должность третьего секретаря может быть назначен дипломат в ранге атташе с последующим присвоением ему очередного дипломатического ранга. И наоборот, должность советника может занимать дипломат в ранге чрезвычайного и полномочного посланника, если должность советника-посланника отсутствует в штатном расписании [23, с. 76].

Среди сотрудников диппредставительств  можно выделить несколько категорий  по форме рекрутации (найма на работу). Во-первых, это профессиональные дипломаты, посвятившие свою жизнь дипломатической  карьере. Поэтому за ними закрепилось  название «карьерные» дипломаты. Их работа в загранпредставительстве (два-три года для младших дипломатов, т. е. в ранге от атташе до второго  секретаря и четыре-пять лет для  старших дипломатов, т. е. первого секретаря, советника, чрезвычайного и полномочного посланника) чередуется с работой в министерстве иностранных дел.

Во-вторых, это приглашенные на временную дипломатическую службу ученые, политики, предприниматели, высококвалифицированные  специалисты из различных сфер жизнедеятельности  общества. Как правило, это старшие  дипломаты, первые секретари и советники. Они назначаются на эти должности  без учета дипломатических рангов (которых обычно и не имеют), критериями здесь служит уровень деловой квалификации и служебный опыт. Выполнив возложенную на них миссию, отработав в загранпредставительстве четыре-пять лет, приглашенные специалисты возвращаются к своим прежним занятиям и лишь немногие из них продолжают дипломатическую службу, перейдя в штат министерства иностранных дел на постоянную работу. Эта категория дипломатов была широко представлена в советской дипслужбе, она занимает большой удельный вес в аппарате посольств США, России, Польши, Японии, но совершенно отсутствует в посольствах Англии.

В отдельную группу сотрудников  посольств, миссий, консульств можно  объединить служащих, командированных  в загранпредставительство, но не имеющих  дипломатического статуса: референтов, переводчиков, охрану, шифровальщиков, водителей, машинисток, поваров. Все они составляют административно-технический и обслуживающий персонал посольства.

В четвертую категорию  служащих диппредставительства можно  зачислить работающих по вольному найму  в них членов семей дипломатов. Жены, взрослые дети сотрудников послов первых трех категорий принимаются  на работу на различные административно-технические  должности: секретарей-референтов, бухгалтеров, машинисток и т. д. Практика использовать труд членов семей дипломатов широко используется в странах СНГ, в других государствах с невысоким жизненным уровнем. Эти же должности, а также обслуживающий персонал диппредставительства формируют пятую категорию работников – из местных граждан. Водителей, садовников, поваров, уборщиц, слесарей, электриков набирают обычно из числа граждан страны пребывания. В посольствах США и некоторых других государств перечень должностей, представляемых местным гражданам, значительно расширен. Но в отдельных государствах традиция и законодательство запрещают прием иностранцев на работу в дипломатические учреждения.

Все сотрудники диппредставительств  – дипломаты и недипломаты – распределяются по структурным подразделениям учреждения. В практике работы дипломатических представительств сложились два основных вида структурных подразделений: отделы и группы. Отделы – это более крупные, формализованные структуры. В них работают сотрудники различных категорий, ведется внутреннее делопроизводство. Едва ли не во всех посольствах имеются административно-хозяйственные, консульские отделы, на правах отделов работают военные атташаты, информационные службы посольств. В крупных посольствах создаются отделы по всем основным направлениям работы: отдел внутренней политики (или политический), отдел экономики (или торгово-экономического сотрудничества), отдел внешней политики аккредитующего государства и т. д. [23, с. 78].

В небольших посольствах  дипломаты объединяются в группы (два-четыре человека): группа внешней  политики, группа экономического сотрудничества, группа культуры и т. д.

Посольства и постоянные представительства Республики Беларусь по количеству сотрудников – небольшие, в них занято от 3 до 15 дипломатов, а с учетов вспомогательных и  технических сотрудников их штатный  состав колеблется в пределах 5-25 человек. Наиболее крупные белорусские диппредставительства работают в России, Германии, Польше, США, Украине, Литве, Латвии. В их внутренней структуре в отделы выделены консульская  служба, военные атташаты, внешнеэкономические  подразделения. Другие дипломаты либо объединены в группы, либо работают самостоятельно, индивидуально обеспечивая одно, а то и два-три направления деятельности посольства.

 

3 Функции дипломатических  представительств

Функции дипломатического представительства  в общей форме определяются Венской  конвенцией 1961 г. и более детально национальным законодательством (в  Республике Беларусь – Положением о посольстве Республики Беларусь 1999 г.).

К конвенциональным относятся следующие функции дипломатического представительства:

- представительство  своего государства в стране  пребывания. На практике это означает, что представительство и особенно МИД направляющей стороны обращаются к органам власти государства аккредитации только через диппредставительства.

- защита интересов  своего государства и его граждан. Необходимость участия в защите интересов своего государства и сограждан диппредставительство определяет либо по поручению МИД, либо по заявлениям сограждан, либо по своему усмотрению.

- ведение переговоров  с правительством страны пребывания. Инициатива переговоров может исходить как от МИД направляющей стороны, так и от властей страны пребывания.

- изучение ситуации  в стране пребывания и информирование  своего правительства. Здесь важно подчеркнуть, что конвенция обязывает принимающие государства создавать благоприятные условия диппредставителям для изучения положения в стране, оказывать всякое содействие им.

- развитие дружественных  отношений между странами в  экономике, культуре науке. Эта функция по своему содержанию весьма широкая, она предусматривает деятельное участие дипломатов в организации всестороннего сотрудничества государств и народов.

Этот перечень функций  диппредставительства можно было продолжить и конкретизировать. Традиционными  направлениями частью дипломатической  работы являются также консульская служба, деятельность военного атташата, информационно-культурная работа посольства среди общественности страны пребывания и целый ряд других.

Особенности, различия в  деятельности дипломатии тех или  иных стран диктуются их стратегическим потенциалом, задачами внешней политики, национальной традицией.

Рассмотрим основные направления  деятельности дипломатических представительств.

Представительство и защита интересов. Представительство своего государства демонстрируется прежде всего путем протокольных мероприятий: нанесение официальных визитов руководителям государства аккредитации, визитов вежливости, присутствие на официальных мероприятиях а аккредитующем государстве, направление поздравлений государственным и политическим деятелям страны пребывания по случаю национальных праздников, знаменательных дней и событий, дней рождения и так далее. Эти действия подчеркивают положительный и благоприятный характер отношений между двумя государствами, свидетельствуют о наличии морально-политических предпосылок для практического сотрудничества в различных сферах жизни.

Представительство и защита интересов государства и граждан-соотечественников, пожалуй, важнейшие функции диппредставительства. Действия в этом направлении дипломаты  могут предпринимать по поручению  своего представительства, МИД, по представлению  других государственных структур или  общественных  организаций своей  страны, по заявлениям граждан и, наконец, по собственной инициативе.

Переговоры. Переговоры с правительством и правительственными учреждениями страны пребывания по вопросам представляющим взаимный интерес, независимо от того, кто выступил с их инициативой, посольство или миссия ведут лишь по поручению своего представительства или с его ведома. Целью переговоров чаще всего бывает изучение позиции, настроенности и аргументации партнеров по переговорам по рассматриваемому вопросу. Такие переговоры носят характер консультаций, они, как правило, предваряют следующий этап переговоров между двумя странами на высоком или высшем уровне. Нередко, однако, посольству поручаются переговоры с целью подготовки проекта межправительственного соглашения и даже его подписания от имени правительства аккредитующего государства. Руководителю диппредставительства в этом случае предоставляются правительством специальные полномочия.

Изучение страны пребывания. По объему работы на первое место среди функций диппредставительства нередко выходит изучение и анализ ситуации в стране пребывания. Венская конвенция о дипломатических сношениях дает право дипломатическим представительствам государств, подписавших конвенцию, легально собирать сведения политического, экономического. военного, культурного и иного характера о положении в государстве аккредитации, за исключением тех сведений, которые законодательным путем объявлены в данной стране секретными. Для сбора этих сведений диппредставительство в праве применять все средства и методы, за исключением тех, которые запрещены местным законодательством или национальной традицией.

Венская конвенция обязывает  государства аккредитации предоставлять  все возможности для выполнения функций диппредставительства и  оказывать им помощь в объективном изучении положения дел в стране.

Дипломатические представители  их коллеги – дипломаты, имеют  право на официальные запросы  должностным лицам принимающей  страны по интересующим их аспектам проводимой внутренней и внешней политики. Дипломаты  с учетом требований дипломатического протокола и установленного в  данной стране порядка могут наносить визиты официальным лицам государства  аккредитации с целью получения  необходимой им информации.

Информирование  центра. Полученную и собранную информацию дипломат обрабатывает, т. е. систематизирует, проверяет ее достоверность, выделяет наиболее важное, анализирует и обобщает. Глубокое знание ситуации, всех процессов в стране пребывания позволяет дипломату профессионально выполнять функциональные обязанности по представительству и защите интересов своего государства, ведению переговоров с общественно-политическими деятелями страны пребывания, развитию двустороннего сотрудничества. Это, можно сказать, опосредованное применение полученных знаний. Формой их непосредственного использования является работа по обеспечению справочно-аналитической информацией о стране пребывания МИД и правительства направляющего государства.

Информационно-аналитическая  работа диппредставительства обычно выполняется в соответствии с планами, утвержденными руководителем представительства. Планы составляются на год, квартал, месяц. Вместе с тем, значительная часть этой работы выполняется под давлением обстоятельств, по инициативе дипломата, увидевшего в стране пребывания некие события или процессы, достойные изучения, или по поручению центра. Так, если принимается решение, скажем, о визите на высшем уровне в страну аккредитации, то наверняка МИД поручает посольству собрать дополнительную информацию, которая будет полезной при осуществлении визита.

Организаторская и пропагандистская работа состоит в поощрении дружественных отношений между направляющим государством и государством аккредитации, в развитии их взаимоотношений и сотрудничества в экономике, культуре, науке. Дипломаты по поручению центра, по просьбе учреждений, организаций и граждан своей страны и страны пребывания выступают посредниками в деле налаживания торгово-экономических связей, культурного и научного обмена, установления и развития связей между общественными организациями, трудовыми коллективами, городами, регионами. Нередко посредническая миссия дипломата перерастает в роль организатора неких крупных совместных акций, скажем, направление и прием делегаций, проведение двусторонних (или многосторонних) выставок, ярмарок, конференций, симпозиумов, фестивалей, спортивных состязаний.

В последние десятилетия  в практику работы диппредставительств прочно вошла еще одна функция, прямо не оговоренная в Венской конвенции, но не противоречащая соглашению и духу данного документа. Это информационно-культурная, иными словами пропагандистская деятельность дипломатических представительств. В большей степени эта функция присуща посольствам и консульствам великих держав, которые добиваются авторитета и влияния среди государств и народов всего мира, в меньшей степени – диппредставительствам малых стран, которые не имеют больших амбиций на мировой арене и не располагают материальными средствами для глобальной пропаганды. В большей степени этой работой заняты диппредставительства соседних государств, в меньшей  - представительства удаленных государств.

Информация о работе Дипломатические отношения