Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 10:24, курсовая работа
Целью данной диссертационной работы является комплексное и всестороннее изучение казахстанско-турецких взаимоотношений в 60-90-е гг. XX столетия. В этой связи нами были выдвинуты следующие задачи:
выявить основные факторы, оказавшие влияние на становление и развитие казахстанско-турецких взаимоотношений;
- определить характерные черты и динамику процессов взаимодействия и взаимовлияния социально-политических и культурно-духовных идей двух народов;
- дать характеристику и определить роль и место казахской и турецкой диаспор в развитии казахстанско-турецких отношений в современный период;
- определить роль и место Турецкой Республики в системе внешнеполитических координат Казахстана;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНСКО-ТУРЕЦКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 13
1.1 Казахстан и Турция: причины стратегического партнерства 13
1.2 Исторические истоки казахстанско-турецких
отношений 23
Казахская и турецкая диаспоры, как важный фактор развития
отношений между Казахстаном и Турцией 36
2 ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КАЗАХСТАНА И ТУРЦИИ 49
2.1 Становление и развитие казахстанско-турецких
политических отношений 49
2.2 Основные направления развития торгово-экономических отношений Казахстана и Турции 60
2.3 Сотрудничество Казахстана и Турции в инвестиционной сфере 69
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КАЗАХСТАНА И ТУРЦИИ В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ 87 3.1 Динамика развития казахстанско-турецких культурных
связей 87
Углубление двустороннего гуманитарного сотрудничества
в рамках международных организаций и проектов 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 123
Кульминацией этого этапа развития сотрудничества было заключение в апреле 1972 г. Декларации о принципах добрососедства и сотрудничества. 60-е годы стали годами развития контактов между государственными деятелями Советского Союза и Турции. После государственного переворота 27 мая 1960 г. во внешней политике Турции появились новые нюансы, означавшие, по существу, конец периода враждебной конфронтации с социалистическими странами и односторонних отношений с Западом.
Общее потепление международного климата и советская оттепель, новый реалистичный курс турецкого правительства привели к новому этапу в отношениях между СССР и Турцией.
Все сказанное относится и к казахстанско-турецким отношениям, так как в советский период Казахстан не имел возможности осуществлять самостоятельную внешнюю политику.
Этот период для нас представляет особенный интерес, потому что именно тогда начинается установление контактов Казахстана с Турцией. Впервые за долгие годы близкие народы получают эпизодическую возможность для начала политических и гуманитарных контактов.
Но по-настоящему развитие казахстанско-турецких политических отношений начинается лишь после провозглашения Республики Казахстан в 1991 г. За короткий срок уровень и интенсивность политических взаимоотношений Казахстана и Турции приобретают активную динамичность. Сегодня о степени интенсивности казахстанско-турецких контактов можно судить по значительному количеству подписанных на разных уровнях двусторонних документов. При этом эти документы относятся к самому разнообразному спектру взаимоотношений двух государств.
Прямые двусторонние контакты между Казахстаном и Турцией начались в 1990 году, когда государственные делегации обменялись официальными визитами.
Именно тогда были достигнуты первые договоренности и подписаны первые казахстанско-турецкие документы - Протокол намерений между правительствами Казахской ССР и Турецкой Республикой и Соглашение о культурном сотрудничестве. На новый уровень казахстанско-турецкие отношения перешли после обретения Казахстаном независимости в 1991 г. Именно с этого момента сотрудничество двух стран становится многообразным и развивается очень динамично на новом качественном уровне.
Турция первой признала независимость Казахстана 16 декабря 1991 г. и прилагала активные усилия по интеграции нашей страны в международное сообщество. С первого дня обретения суверенитета Казахстан рассматривается в качестве серьезного и важного регионального партнера Анкары в международных вопросах.
15 марта 1991 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между Казахской Советской Социалистической Республикой и Турецкой Республикой, в котором стороны выразили стремление к дальнейшему расширению и углублению взаимовыгодного сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, экологической, культурной, гуманитарной, информационной и других сферах на долговременной основе. Положения этого Соглашения были развиты в подписанном в октябре 1994 г. Договоре о дружбе и сотрудничестве между Турцией и Казахстаном /83/.
Дальнейшему развитию и углублению сотрудничества двух стран во всех сферах послужила Декларация о принципах и целях взаимоотношений между Казахстаном и Турцией, принятая Президентами двух стран в сентябре 1991 г. В Декларации отмечалась решимость укреплять дружественные отношения в рамках целей и принципов Устава ООН, Хельсинского заключительного акта, Парижской хартии о новой Европе и других документах ОБСЕ на основе приоритета права, уважения суверенитета, невмешательства во внутренние дела, в духе сотрудничества и солидарности /84/. Обе стороны подтвердили, что экономики Казахстана и Турции, взаимодополняющие друг друга природными ресурсами, индустриальной базой и квалифицированной рабочей силой, имеют широкие возможности для реализации конкретных проектов сотрудничества, которые внесут вклад в благосостояние и благополучие народов двух стран.
Турция, являющаяся страной, ориентированной на интеграцию со странами Запада и светский характер, сумела накопить богатый опыт в осуществлении рыночных реформ. Ее пример имеет позитивное значение для Казахстана и может стать хорошим стимулом для поиска путей оптимального развития казахстанского общества.
Казахстан и Турция отмечали дружественный характер отношений между нашими странами, широкую интенсивность контактов, как на государственном, так и региональном, коллективном и личностном уровнях, которые проистекают из общности культуры, истории и языка, уходящих в глубокую древность.
Турция в международных отношениях с Казахстаном является наиболее надежным и перспективным партнером в регионе Среднего Востока. Это сотрудничество носит стабильный стратегический характер, как в политическом, так и в экономическом и гуманитарном аспектах. Более того, политические отношения между нашими странами демонстрируют большую схожесть подходов и интересов двух стран. Интенсивность внешнеполитических контактов Казахстана с Турцией объясняется не только географической близостью. Важным аспектом в этом вопросе является успешное ведение конструктивного политического диалога при обсуждении и решении общих региональных проблем.
В Казахстане внимательно наблюдают за внутриполитическим развитием Турции и выражают желание видеть политическую стабильность страны, поддерживая ее территориальную целостность и борьбу с вооруженным сепаратизмом. Отвечает интересам Казахстана и ускоряющийся процесс вхождения Турции в ЕС.
Турецкая сторона в свою очередь постоянно отмечает приоритетную роль казахстанской составляющей в своей внешней политике по отношению к Центральноазиатскому региону. Можно утверждать, что стремление к расширению взаимодействия между двумя странами является обоюдным и нарастающим.
Мировое сообщество отмечает, что Казахстан и Турция являясь крупными евразийскими государствами, последовательно выступают за ускорение и углубление процесса разносторонней интеграции между странами континента.
Таким образом, будучи крупными евразийскими государствами, Казахстан и Турция выступают за ускорение процессов установления тесных взаимосвязей между странами континента. Так, наши страны сотрудничают в рамках ООН, ОБСЕ, на иных международных форумах, оказывают поддержку друг другу в различных национальных и международных вопросах, в частности, в вопросе интеграции в евразийском пространстве, в деле формирования атмосферы доверия и стабильности в Азии. В этом смысле есть значительные перспективы сотрудничества: Турция, тесно связанная со странами европейского союза, и Казахстан, играющий важную роль в СНГ, могут содействовать сотрудничеству между двумя крупными политико-экономическими образованьями в Евразии. Активное вовлечение Казахстана и Турции в миротворческие процессы в горячих точках планеты также говорит об авторитете наших государств.
Опыт Турции в построении демократического и светского общества может служить привлекательным примером для новых стран региона. Руководство Казахстана привержено общемировым демократическим ценностям и действует, исходя, прежде всего из интересов народа своей страны. Существующая общественно-политическая стабильность и межэтническое согласие в Казахстане служат надежным залогом динамичного продвижения демократических и социально-экономических реформ, конечной целью которых является построение правового государства с социально-ориентированной рыночной экономикой.
30-31 октября 1993 года в Анкаре состоялось двухдневное совещание руководителей Турции и пяти тюркоязычных государств бывшего Советского Союза. Президенты Турции, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана и Узбекистана подписали так называемую «Анкарскую декларацию», в которой выразили свое стремление развивать двустороннее и многостороннее сотрудничество, а также указали, что в различных международных организациях они будут предпринимать совместные действия во имя достижения общих целей.
Шесть стран - участниц договорились о формировании рабочих групп, которые должны способствовать развитию сотрудничества в различных областях промышленности и сельского хозяйства, других сферах экономики. Именно с этого времени начинается тесное сотрудничество тюркоязычных стран региона в торгово-экономической сфере. В то же время это не означало, что для Казахстана стал менее приоритетным вопрос сотрудничества с Россией. Турция также подтвердила свои намерения развивать союз тюркоязычных стран без ущерба для дружественных отношений с Россией.
«Совещание тюркских стран в Анкаре совершенно не значит, что создан общий, по типу Европы, рынок тюркоязычных государств», - заявил президент Турции. «Более того, - сказал он, - Турция по-прежнему отдает приоритет России. Это значит, что любые экономические, торговые, культурные отношения со Среднеазиатскими странами и Азербайджаном заключаются только на основе двусторонних отношений. То есть, для России однозначно не существует и не может существовать никаких преград для осуществления договоренностей, заключенных между Турцией и Россией ранее» /85/.
Первый официальный визит Президента РК Н.А.Назарбаева в Турцию состоялся в октябре 1994 года, в ходе его был рассмотрен ряд вопросов, представлявших взаимный интерес для обеих стран. Несмотря на свою кратковременность и отсутствие деклараций общего характера, он получил оценку, как политическое событие особой важности.
Во время визита Н.А.Назарбаев подтвердил, что развитие всесторонних связей с Турцией рассматривается Казахстаном как одно из приоритетных направлений своей внешней политики. Обе стороны выразили готовность к проведению регулярных политических консультаций на различном уровне, к взаимодействию в рамках международных организаций. Практическим шагом в этом направлении стал подписанный в ходе визита протокол о консультациях между внешнеполитическими ведомствами двух стран.
По завершении официального визита Президент Казахстана принял участие во втором саммите тюркоязычных государств, проходившем в Стамбуле. На совещании были подведены итоги сотрудничества шести стран за два года, прошедшие со времени предыдущей встречи, и разработаны планы по экономическому и политическому взаимодействию на будущее. По результатам саммита была принята Стамбульская декларация. В ней главы тюркоязычных государств отметили удовлетворительное развитие двусторонних и многосторонних отношений в области политики, образования, культуры, экономики и других сферах, подтвердили политическую волю к дальнейшему укреплению этих связей.
Подтверждением углубления сотрудничества и значительного совпадения интересов двух стран явились переговоры на высшем уровне в ходе официальных визитов в 1995 г. Президента С.Демиреля и Премьер-министра Т.Чиллер в Казахстан. Стороны вновь подчеркнули стратегический характер взаимоотношений между нашими странами. Была достигнута договоренность о необходимости продолжения контактов на высшем уровне, по меньшей мере, раз в год. Особо хочется отметить, что, продолжая развивать двустороннее сотрудничество, Турция и Казахстан при каждой встрече не забывали отметить важную роль России в сохранении стабильности и безопасности на глобальном уровне, выразить готовность к развитию своих отношений с Москвой на принципах невмешательства во внутренние дела, уважения суверенитета и территориальной целостности.
Практически у каждого государства имеются внутренние проблемы, связанные с национальными отношениями. Казахстан, провозглашая право народов на независимость, в тоже время придерживается принципа невмешательства во внутренние дела суверенных государств. Поэтому столь сложный и острый курдский вопрос не нанес урона качеству казахстанско-турецких отношений. Турецкая сторона выразила благодарность руководству Казахстана за тактичную позицию в отношении так называемого «Курдского парламента в изгнании», отраженную в заявлении Министерства иностранных дел РК в апреле 1995 года.
Турция также выражает поддержку и высоко оценивает уровень развития отношений Казахстана с Центральноазиатскими республиками, в основе которых лежит казахстанская инициатива по созданию трехстороннего экономического союза. Совпадают позиции обеих стран по поводу развития событий в Афганистане
Успешно развивается сотрудничество двух стран в рамках Организации экономического сотрудничества. При этом стороны отмечают наличие проблем внутри- и внешнеполитического характера, присущих странам-участницам, что создает преграды на пути к широкомасштабному сотрудничеству.
Между Турцией и Казахстаном достигнуто понимание относительно того, чтобы Иран, в силу географического расположения являющийся транзитным звеном между Казахстаном и Турцией, а также крупным торговым партнером наших стран, не оказался в международной изоляции.
Весомым аргументом приоритетности отношений между двумя странами может служить периодичность и регулярность встреч руководителей двух стран – их было более 10 только на самом высшем уровне. Практически все они завершились достижением конкретных договоренностей и подписанием двусторонних документов.
Характеризуя отношения, сложившиеся между двумя странами Н.Назарбаев отмечал: «Казахстанско-турецкие отношения динамично развиваются. Сейчас трудно назвать сферу экономики, культуры и образования, где не осуществлялись совместные проекты. Наши народы становятся не просто равноправными партнерами..., между ними большая дружба...» /86/.
Обмен визитами премьер-министров Казахстана и Турции в 1997 г. – еще одно подтверждение этому. В ходе мартовского официального визита премьер-министра Казахстана в Анкару еще раз было сказано, что «...Турция придает особое значение отношениям с Казахстаном и подчеркивает общности, которые объединяют нас. Во всех сферах взаимоотношений между Турцией и Казахстаном отмечены важные сдвиги. Наблюдается значительный рост объема внешней торговли и инвестиций в Казахстан...Как и в прошлом наши страны будут служить развитию своих регионов..., способствуя упрочению стабильности и мира...». /87/.
Информация о работе Казахско-турецкие взаимоотношений в 60-90-е гг. XX столетия