Кризис в Европейском союзе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Данная исследовательская работа посвящена изучению, рассмотрению и получению сведений о кризисных явлениях, происходящих в Европейском союзе (далее ЕС, Евросоюз) на современном этапе, а также роли Германии в данной организации, как ведущего игрока в Европе.
Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть и охарактеризовать проблемы, стоящие сегодня перед правительствами европейских стран, а также выяснить степень участия Германии в решении этих проблем.

Вложенные файлы: 1 файл

ХХХ.docx

— 78.45 Кб (Скачать файл)

Для немцев соблюдение мирного баланса интересов с соседями и с остальным миром стало залогом успеха для интеграции Европы. Председательство Германии в ЕС в первой половине 2007 г. еще раз подчеркнуло это. Германия заложила основу для Лиссабонского договора и добилась одобрения всех стран ЕС в важных вопросах, касающихся способности ЕС принимать решения, вырабатывать политику и институтов ЕС.

Объединенная Германия, страна-экспортер, расположенная в самом центре Европы и интегрированная в мировое хозяйство, немало выигрывает от наличия новых возможностей. Во все более тесно переплетающемся мире национальная изолированность стала уже невозможной. Важнейшим проявлением произошедших перемен является глобализация, взрывающая национальные границы благодаря интернационализации коммуникации и хозяйственной деятельности.

По всей Европе достигнут решающий прогресс в области демократии, правового государства и рыночной экономики. В то же время за последние годы Европе переживает не лучшие кризисные годы.

Германия действительно играет в Европейском союзе роль «великой державы», во всяком случае, одного из таковых — во взаимодействии, по меньшей мере, с Францией и Великобританией. Причем таких эпитетов ФРГ добилась отнюдь не поневоле, а ценой огромных многолетних усилий по реализации ее интеграционной политики.

Огромное влияние Германии в международной политике обусловлено, прежде всего, ее экономической мощью, в частности, ее ролью крупнейшего финансового донора ЕС. С начала 1970-х годов ФРГ входит в число мировых лидеров по объемам финансовой и технической помощи, предоставляемой другим странам. Особенно большая доля помощи направляется в государства Восточной Европы.

При этом ФРГ с самого начала последовательно руководствовалась своими экономическими интересами более высокого порядка, связанными с прогрессирующей либерализацией, а в конечном итоге с полным объединением в рамках ЕС рынков товаров, услуг и факторов производства (капиталов, рабочей силы и интеллектуальных ресурсов).

Социально-экономическая система Федеративной республики Германии (ФРГ), известна под названием «социально-рыночное хозяйство». В ней в органическом единстве удалось совместить эффективный конкурентный рынок с благоприятным предпринимательским климатом и принципы социальной справедливости. Особенностью социального рыночного хозяйства является то, что эта либеральная в своей основе система предполагает сильную государственную политику, которая, в частности, активно участвует в его становлении. Такая политика означает не интервенционизм, не вмешательство в хозяйственные процессы и структуру, а формирование и изменение хозяйственного порядка.

Для основных линий германской политики в отношении ЕС характерен надпартийный консенсус. Немцы стремятся к дееспособной, но демократически устроенной и прозрачной Европе с более сильным Европейским парламентом. Как и многие другие европейцы, они отвергают идею европейского супер государства и предпочитают более четкое разграничение компетенций. В 2005 г. Германия подавляющим большинством голосов ратифицировала конституционный договор в Бундестаге и Бундесрате и по-прежнему заинтересована в дальнейшем развитии ЕС в духе этого договора. Германия получила как экономическую, так и политическую выгоду от членства в ЕС, от формирования общего рынка, еврозоны и от процесса расширения. Центральным положением на крупнейшем едином рынке Земли в значительной мере объясняется и экспортная мощь германской экономики. Кроме того, экономические связи с соседями из восточной части Центральной Европы могут строиться сегодня по правилам интеграции. На этих рынках германская экономика является крупнейшим торговым партнером и в большинстве случаев важнейшим инвестором. Одновременно Германия в особой мере испытывает на себе последствия объединения Европы. Она не может защитить свой восточногерманский рынок от конкуренции со стороны партнеров по ЕС.

Германия несет на себе основное бремя «новой открытости» в области инфраструктуры, так как большинство крупных транспортных магистралей проходит через Германию. На долю Германии в соответствии с ее валовым внутренним продуктом приходится около 30% бюджета ЕС, хотя государству приходится нести значительное бремя расходов в связи с объединением страны15. В интересах собственной бюджетной дисциплины германская политика делает ставку на экономный и в то же время дающий возможность для динамичного дальнейшего развития бюджет ЕС, а также на поэтапную реформу старой структуры расходов союза. Однако она готова прилагать особые усилия и идти на уступки, как показала договоренность по финансовым рамкам до 2013 г., достигнутая на саммите ЕС в декабре 2005 г. в Брюсселе.

Одной из задач Германии в ЕС с момента развития Европейского политического сотрудничества является повышение роли Евросоюза в мировой политике. Безопасность членов ЕС перед лицом угроз нового типа, по мнению Германии, – общая задача. На мировой политической сцене голос ЕС имеет больший вес, чем голос входящих в него государств. Германская внешняя политика использовала ЕС как опору и инструмент для представительства интересов так, как это вряд ли делалось в каком-либо другом государстве. На фоне германской истории XX века взаимодействие с партнерами в Европе открывало шанс для эффективной деятельности. В германском общественном мнении многие годы стабильное большинство имеет точка зрения, согласно которой вопросы в области внешней политики и безопасности лучше решать в союзе с другими. Поэтому германская политика в отношении ЕС направлена на усиление дееспособности союза, что включает в себя активизацию совместной внешней политики и политики безопасности и разработку системы совместной обороны.

ЕС – это организация, в которой решаются важнейшие проблемы региона. Что касается процветания и безопасности, классических и важных сфер деятельности государства, то сегодня добиться их без вмешательства ЕС представляется сложным делом. Поэтому политика интеграции, ее процедуры и институты относятся к субстанции, а не к орнаменту политической составляющей в Европе. Любая крупная тема, обсуждаемая в обществах на континенте, содержит одновременно и запрос о созидательном вкладе ЕС, так как почти ни один вопрос не оставляет в стороне тему взаимосвязи между европейцами. В центре политической Европы ЕС остается для Германии приоритетным полем деятельности ее международной политики.

Однако Германия не обладает военно-силовым компонентом мощи, достаточным для того, чтобы быть великой державой даже не во всемирном масштабе, а только на субконтиненте, ограниченном контурами ЕС (таковым компонентом среди стран-членов Евросоюза располагают, причем в минимально необходимом объеме, лишь Франция и Великобритания).

Таким образом, если Германия, крупнейшая по численности населения страна ЕС, и заслуживает эпитетов «великая держава» и «мягкий гегемон», то не Европы, а в лучшем случае Евросоюза. Это выражается в первую очередь в ее доле и роли в экономике ЕС16.

3.2. Способна ли Германия вывести  ЕС из кризиса?

В тяжелое для Европейского Союза время Германия сохранила лидирующую роль среди своих европейских партнёров в разработке антикризисных мер по выводу еврозоны из кризиса, в том числе через разработку мер по фискальной унификации и монетарной стабилизации.

Финансовые проблемы Греции, Ирландии, Португалии, Испании и других стран с высоким уровнем бюджетного дефицита (Бельгии, Италии), обусловившие резкое ухудшение ситуации весной 2010 г., по-прежнему были доминирующими и актуальны на сегодняшний день. Угроза банкротства отдельных стран, государственные финансы которых оказались в критическом состоянии, не только не уменьшилась, но даже возросла. Меры, которые начали принимать правительства в области сокращения государственных расходов, не привели к существенному снижению государственных долгов и бюджетных дефицитов, в том числе и по причине сокращения налоговых поступлений. К концу года активизировались дискуссии о возможном развале еврозоны и даже всего ЕС.

Правительства большинства стран ЕС понимают, что без активного вмешательства Германии спасение еврозоны вряд ли возможно. ФРГ – это страна, не только обладающая наиболее крупным экономическим потенциалом и солидными резервами в Евросоюзе для оказания необходимой финансовой поддержки проблемным государствам, но и в наибольшей степени заинтересованная в сохранении сформированного единого валютного пространства на основных рынках сбыта своих товаров и услуг. Заслугой коалиционного правительства ХДС/ХСС и Свободной демократической партии Германии, в первую очередь, федерального канцлера Ангелы Меркель, стала разработка весной соответствующей антикризисной стратегии в отношении еврозоны и её проблемных стран17. Она стала итогом жёстких дискуссий и дебатов, как в Бундестаге, так и в Европе в целом. Сначала был достигнут консенсус о целесообразности предоставления помощи за счёт средств государственного бюджета Германии. Затем немецкие политики договорились о создании мер для предотвращения банкротств отдельных стран-членов. Правительства Франции и Германии существенно повлияли на решение об увеличении объёма Европейского фонда финансовой стабильности, что очень помогло странам, пострадавшим от кризиса.

Особое внимание Германия ещё раз обратила на необходимость придерживаться намеченных планов бюджетной консолидации. К тем членам еврозоны, которые не могут или не хотят соблюдать установленные правила, должны применяться санкции.

Особую активность ФРГ проявила в убеждении своих партнёров в необходимости введения в Европе налога на финансовые операции, однако решение по этому вопросу так и не было принято.

Почти половина из общего объёма государственных облигаций, выпущенных правительствами Еврозоны, приходится на проблемные страны. Именно эта часть бумаг подвержена существенным кредитным рискам, которые постоянно растут, что оказывает негативное влияние на частный банковский сектор. В этой связи Еврокомиссия под давлением Германии и Франции заявила о необходимости принятия мер по регулированию банковской сферы.

«Только Германия сейчас способна вывести из кризиса весь Евросоюз и руководство Германии должно наметить планы по спасении зоны евро». Такая цитата приведена в статье Роберта Зеллика президента Всемирного банка, которая была опубликована одной из британских газет. По мнению главы Всемирного Банка, Германия должна смотреть намного шире, налаживать контакты с Великобританией, рассмотреть присоединение Польши к Евро, а также не позволять всем имеющимся разногласиям между странами и правительствами, тормозить процесс оживления и преобразований, в том числе не только в правительстве, но и в бизнесе18.

Однако не все согласны с той ролью, которую занимает в ЕС Германия.

«Если бы я был немцем, то, наверное, не стал бы поддерживать Ангелу Меркель и ее правительство. Кроме того, вполне вероятно, что как Меркель в частности, так и Германия в целом, обе они несут серьезную ответственность за сотрясающий Европу бесконечный кризис»19. Так пишет французский журналист Бернар-Анри Леви в своей статье «Остерегайтесь германофобии».

«Евросоюз представляется обреченным, попытка его консолидации даже в несколько урезанном виде невозможна в условиях набирающей темпы регионализации. Впрочем, он может сохраниться в ничего не значащем и декоративном виде, вроде СНГ. Но процесс распада на Евросоюзе не остановится – практически гарантированно распадется целый ряд стран, ныне входящих в ЕС» - пишет Владимир Стус в статье «Германия как зеркало кризиса Евросоюза»20.

Действительно, в условиях кризиса представляется маловероятным, что одна страна, даже имеющая мощный потенциал, способна вывести Европейский союз из кризиса. Несколько представителей германского правительства, включая канцлера Ангелу Меркель, выступили с заявлениями, что нельзя переоценивать способность Германии без сторонней помощи вывести страны ЕС из кризиса.

«Все взоры обращены на Германию, - отметила канцлер, слова которой приводит агентство Bloomberg. - Однако мы прекрасно знаем, что возможности Германии небезграничны. Нашей обязанностью в качестве крупнейшей экономики Европы является разумное применение силы, чтобы наши действия принесли максимальную пользу»21.

Прошедший  2012 г. показал, что Германия в своём развитии по-прежнему сталкивается со значительными внешними и внутренними вызовами. При этом в экономике за рассматриваемый период ей удалось добиться больших успехов, нежели в политической сфере, что связано не только с бизнес-механизмами в немецком социально-рыночном хозяйстве, но и в определённой степени с деятельностью правящей коалиции. Надо отдать должное Ангеле Меркель и министру финансов Вольфгангу Шойбле в настойчивом отстаивании принципов валютно-монетарной стабильности в еврозоне, одной из важнейших предпосылок которой является последовательное проведение реформ в ряде её членов и продолжение независимой политики ЕЦБ. Они сознательно идут на связанное с финансированием европейских гарантийных фондов возможное увеличение государственного долга ФРГ, с трудом убеждая и членов правительства, и членов Бундестага, и общественное мнение в необходимости продолжения и даже увеличения финансовой поддержки кризисных стран. Они рискуют не только личным имиджем, но и уровнем электоральной поддержки своей партии на выборах в Бундестаг осенью 2013 г.

Экономическое развитие Германии не сможет гарантировать электоральную поддержку нынешнего правительства. 2013 г. в этом отношении скорее даст шансы оппозиционерам. Рост ВВП и промышленного производства по отношению к 2012 г. по прогнозам снизится. Это будет связано с рецессией в странах – основных внешнеэкономических партнёрах ФРГ и соответствующим снижением внешнего спроса, который не сможет быть компенсирован внутренними факторами. В 2013 г. дефицит консолидированного бюджета страны останется на уровне 1%, правительство продолжит осуществление мер по сокращению расходов. Вопреки ожидаемому снижению налоговых поступлений (в связи с запланированным сокращением налога на прибыль), их общая величина впервые в истории может превысить отметку в 600 млрд. евро. Несмотря на сохранение высокой занятости и даже её дальнейший небольшой рост, возможно усиление социального недовольства, что найдёт своё проявление в требованиях повысить заработную плату и увеличит число забастовок.

В целом Германия имеет все возможности сохранить свою лидирующую роль в еврозоне и, соответственно, в ЕС. Но она всё чаще будет оказываться в прицеле разнообразной критики своих партнёров.

Фундаментальная, стратегическая заинтересованность всех государств-членов ЕС в преодолении кризиса, по всей вероятности, приведет к его разрешению, хотя сегодня, не представляется возможным дать прогноз того, как и в какие сроки это произойдет.

Информация о работе Кризис в Европейском союзе