Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 20:34, контрольная работа
Целью данной работы является детальное рассмотрение такого института как международные организации, и определение их роли в современном мире.
Для реализации указанной цели необходимо, прежде всего, ответить на вопросы, что собой представляет международная организация, какие есть классификации таких организаций; рассмотреть структуру и функции ряда известных международных организаций, а также определить их место и роль в международной политике.
Введение……………………………………………………………………..2
1. Международные организации……………………………………………3
1.1 История развития международных организаций до создания ООН…3
1.2 Международные организации. Межправительственные и неправительственные международные организации………………..…….…...9
2. ООН: международная организация по обеспечению мира и международной безопасности……………………………………………..……26
2.1 Создание Организации Объединенных Наций…………………..…...26
2.2 ООН: международная организация по обеспечению мира и международной безопасности…………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………....49
Таблица……………………………………………………………………..50
Словарь……………………………………………………………………..51
Список использованной литературы……………………………………..56
В дальнейшем вопрос о создании первой международной организации мира и безопасности обсуждался на Тегеранской конференции руководителей трех союзных держав, проходившей с 28 ноября по 1 декабря 1943г.
На конференции было достигнуто соглашение по широкому кругу вопросов, включенных в специальный документ, получивший название «Предложения относительно создания Всеобщей международной организации безопасности», содержавший перечень предложений, подлежащих, по мнению участников, закреплению в уставе будущей организации: о целях, принципах, членстве в организации, о составе, функциях, полномочиях главных ее органов; о Международном суде, о мероприятиях по поддержанию мира и безопасности, включая предотвращение и подавление агрессии, о международном сотрудничестве по экономическим и социальным вопросам, о Секретариате, процедуре внесения поправок в Устав.
«Предложения» в дальнейшем легли в основу Устава ООН. Они стали предметом широкого обсуждения правительств многих стран антигитлеровской коалиции, представивших по ним свои замечания. Однако в Думбартон-Оксе (август-октябрь 1944г., СССР, США, Великобритания, Китай) государства-участники не смогли прийти к договоренности по некоторым вопросам, в том числе, по процедуре голосования в Совете Безопасности, о составе постоянных членов Совета Безопасности; о статуте, составе и порядке избрания Международного суда; о международной территориальной опеке, о месте пребывания организации, об участниках учредительной конференции Объединенных Наций и первоначальном членстве в международной организации безопасности, об иммунитете представителей государств.
Практически вопрос об учреждении ООН был решен на Крымской конференции руководителей трех держав антигитлеровской коалиции (4-11 февраля 1945г.)*(5:17). На ней были приняты решения о согласовании вопросов по процедуре голосования в Совете Безопасности, принципе единогласия постоянных членов Совета и о составе государств-учредителей Организации. По вопросу о создании международной системы опеки была лишь достигнута договоренность о том, что такая система будет применяться: а) к существующим мандатам Лиги Наций; б) к территориям, отторгнутым от вражеских государств в результате войны; в) к любой другой территории, которая может быть добровольно поставлена под опеку.
Также на Крымской конференции было принято решение, что, учредительная конференция Объединенных Наций откроется 25 апреля 1945г. в г. Сан-Франциско и что в работе этой конференции примут участие государства Объединенных Наций «по составу на 8 февраля 1945», а также «те из присоединившихся наций, которые объявили войну общему врагу к 1 марта 1945года».
Устав Организации Объединенных Наций был разработан представителями 50 стран на проходившей в Сан-Франциско с 25 апреля по 25 июня 1945г. Конференции по созданию международной организации. В основу работы делегаты положили предложения, выработанные представителями Китая Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в Думбартон-Оксе. На Конференции было рассмотрено около 1200 поправок по проекту Устава, отражающих различные позиции государств. В результате был выработан Устав ООН и Статут Международного суда.
Устав был подписан 26 июня 1945г. представителями 50 стран*(6:3). Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее и стала 51-м государством-основателем. Официально Устав вступил в силу 24 октября 1945г после его ратификации и сдачи на хранение правительству США ратификационных грамот всеми пятидесятью государствами-постоянными членами Совета Безопасности (Китаем, Францией, Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами) и 24 другими государствами-членами.
День 24 октября, по решению Генеральной Ассамблеи ООН, был объявлен и ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций.
10 декабря 1945г. конгресс США
предложил Организации
Что касается эмблемы и флага ООН, то на эмблеме изображен земной шар, обрамленный оливковыми ветвями – такой она была одобрена Генеральной Ассамблеей в 1946 году (6:17). Флаг ООН появился в 1947 году – это светло-голубое полотнище с белой эмблемой ООН в центре*(6:17). В этом же году Генеральный секретарь ООН издал свод положений о флаге, регулирующих его использование: он может использоваться как отдельными людьми, так и организациями, желающим продемонстрировать свою поддержку Организации.
международная безопасность организация
2.2 ООН – международная
организация по обеспечению
ООН – это субъект международного права, образованный волеизъявлением суверенных государств, исконных субъектов этого права. ООН создана как центр для согласования действий государств во имя мира и развития международного сотрудничества на демократических началах, она наделена определенной международной правосубъектностью, необходимой для осуществления ее функций. (4:288).
Черты субъектности ООН взаимосвязаны и образуют специфическую правосубъектность, лежащую в иной правовой плоскости, нежели правосубъектность государств. Организация распространяет свое право лишь в пределах, очерченных ее Уставом.
Учредительным документом Организации служит Устав Организации Объединенных Наций, излагающий права и обязанности государств-членов и устанавливающий органы и процедуры Организации. Будучи международным договором, Устав кодифицирует основные принципы международных отношений – от суверенного равенства государств до запрещения применения силы в международных отношениях. Устав открывается Преамбулой. В ней выражены основные идеалы и общие цели всех народов, правительства которых объединились для создания Организации Объединенных Наций. Устав содержит главы о целях и принципах Организации Объединенных Наций, о членстве, об органах, о мирном разрешении споров, о действиях при возникновении угрозы миру, при нарушениях мира и в случаях актов агрессии, а также о международном экономическом сотрудничестве и о несамоуправляющихся территориях. Поправки в Устав вносились четыре раза (за них голосовали двумя третями голосов): в 1965г. число членов Совета Безопасности увеличено с 11 до 15; в 1965г. было увеличено число членов Экономического и Социального Совета; в 1973г. еще раз было увеличено число голосов в этом Совете; в 1968г. – еще одна поправка относительно числа голосов в Совете Безопасности.
В Уставе изложены основные цели и принципы Организации:
Цели ООН: поддерживать международный мир и безопасность; развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения, принципа равноправия и самоопределения народов; осуществлять сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения к правам человека и основным свободам; быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.
Для достижения целей своей работы ООН и ее члены действуют в соответствии со следующими принципами:
суверенное равенство всех ее членов;
добросовестное выполнение принятых на себя по Уставу обязательств;
разрешение международных споров мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность, и справедливость;
воздержание в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН;
оказание Организации всемерной помощи во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с Уставом, и воздержание от оказания помощи любому государству, против которого ООН предпринимает действия превентивного или принудительного характера;
обеспечение Организацией того, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности;
невмешательство ООН в дела, по существу, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства (этот принцип, однако, не затрагивает применения принудительных мер в случае угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии).
Согласно ст. 105 Устава Организация пользуется на территории каждого из своих членов такими привилегиями и иммунитетами, какие необходимы для достижения её целей. Кроме того, представители членов ООН и ее должностные лица также пользуются такими привилегиями и иммунитетами…. ООН является юридическим лицом. Она имеет свой бюджет, который утверждается Генеральной Ассамблеей раз в два года. Основной источник пополнения бюджета – взносы государств-участников. Размер взносов определяется на основе специальной шкалы, которая вырабатывается и утверждается коллективно всеми членами ООН на трехлетний период. При этом принимаются во внимание такие критерии как национальный доход и платежеспособность каждого государства, т.е. определяется его экономический вес в мире. Взносы в бюджет являются обязательными, если отдельные государства не согласны с какими-то расходами, они все равно должны их покрывать в силу взятых на себя обязательств по Уставу. Максимальный взнос – 25% бюджета, минимальный – 0,01%. Максимальный взнос вносят США. Беларусь вносит % бюджета ООН. Помимо обязательных взносов важным источником финансовых поступлений служат добровольные взносы. Операции ООН по поддержанию мира, требующие высоких затрат, финансируются отдельно, не из регулярного бюджета. Для этого в ООН учреждаются специальные счета.
Как субъект международного права организация вправе предъявлять претензии юридического характера, как субъект международного права Организация не может быть ограничена финансовым контролем, правилами или мораторием какого бы то ни было рода.
Перечень качеств ООН можно продолжать и далее. Вместе с тем, ООН не имеет статуса государства.
Теперь коротко об основных структурных единицах Организации:
Генеральная Ассамблея ООН
Компетенция. Генеральная ассамблея является самым представительным органом Организации. Она состоит из всех членов и является высшим органом Организации (гл.4 Устава) Она получает и рассматривает ежегодные и специальные доклады совета Безопасности. Эти доклады содержат в себе отчет о мерах по поддержанию международного мира и безопасности, которые СБ решил предпринять или предпринял. Также Ген Ассамблея получает и рассматривает доклады других органов Организации.
Генеральная Ассамблея вправе обсуждать любые вопросы в пределах Устава ООН и делать соответствующие рекомендации государствам – членам ООН и Совету Безопасности. Так же Генеральная Ассамблея организует исследования и делает рекомендации в целях: а) содействия международному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития международного права; б) содействия сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии.
Порядок работы. Генеральная Ассамблея собирается не ежегодные очередные (в третий вторник сентября, с уведомлением не менее чем за 60 дней до начала со стороны Генерального секретаря) сессии, а также на специальные (в течение 15 дней со дня предъявления требования от СБ или большинства членов) сессии, которых могут потребовать обстоятельства. Существуют также чрезвычайные специальные сессии.
Предварительная повестка состоит более чем из 100 вопросов, но основными и постоянными являются: доклад Генерального Секретаря о работе ООН; доклады Совета Безопасности, ЭКОСОС, Совета по опеке, Международного суда, вспомогательных органов Генеральной Ассамблеи; вопросы, о которых ГА постановила на предыдущих сессиях; пункты, предложенные любым членом ООН; все пункты, относящиеся к бюджету о следующем и прошедшем финансовым годам; все пункты, внести которые считает необходимым Генеральный Секретарь; все пункты которые предложат государства, не являющиеся членами ООН.
Официальные и рабочие языки Генеральной Ассамблеи – английский, испанский, китайский, русский, французский.
Генеральная Ассамблея вправе по необходимости учреждать комитеты. Главными комитетами являются: первый - по политическим вопросам и вопросам безопасности, включая вопросы разоружения; второй – по экономическим и финансовым вопросам; третий – по социальным, гуманитарным вопросам и вопросам культуры; четвертый – по вопросам международной опеки и не самоуправляющихся территорий; пятый – по административным и бюджетным вопросам; шестой – по правовым вопросам. Седьмой – специальный политический комитет, который выделился из Первого после 33 сессии Генеральной Ассамблеи.
Генеральная Ассамблея выносит «постановления» (решения по вопросам приема новых членов), «рекомендации» (постановления по вопросам поддержания мира), «решения». Все государства – участники имеют на Ассамблее по одному голосу. Главные решения принимаются большинством в 2/3 голосов, участвующих в голосовании; остальные – простым большинством голосов. Государство, у которого есть долги по уплате Организации денежных взносов, лишается права голоса.
Вспомогательные органы.
Генеральная Ассамблея вправе учреждать те вспомогательные органы, которые сочтет необходимыми. Сейчас их существует около 100, которые по правовому статусу можно поделить на три группы:
По статусу являющиеся международными организациями. (Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Программа развития ООН (ПРООН)…).
Постоянные органы. (Конференция по разоружению 1961г., 40 государств; Комитет по использованию космического пространства в мирных целях,1959г., 60 государств; Межправительственный комитет по науке и технике в целях развития, 1979г., комитет полного состава; Всемирный продовольственный совет, 1974г., около 40 государств; Комиссия международного права, 1947г., входят более 30 государств; Комиссия ООН по праву международной торговли, 1966г., входят 36 государств…).
Временные органы. (Специальный комитет по Уставу ООН и усилению роли Организации, 1974г.; Специальный комитет против апартеида, 1962г.; Специальный комитет по Индийскому океану, 1972г. …). Они занимаются сравнительно узким кругом проблем, собираются эпизодически и ликвидируются после подготовки соответствующих международно-правовых документов или решения проблем, составлявших предмет их деятельности.
Совет Безопасности ООН.
Компетенция.
Согласно ст.23 Устава ООН Совет Безопасности состоит из 15 членов Организации. Из них 5 являются постоянными, а именно, Россия, Китай, Франция, Великобритания и Северная Ирландия, США. Генеральная Ассамблея избирает остальных 10 непостоянных членов на двухгодичный срок. При избрании последних обращается особое внимание их роли в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также, справедливому географическому распределению (от Азии и Африки – 5 членов, от Восточной Европы – 1, от Латинской Америки и Карибского моря – 2, от Западной Европы, Канады, Новой Зеландии и Австралии – 2). В последнее время на Сессиях Генеральной Ассамблеи обсуждается вопрос об увеличении числа членов Совета Безопасности до 20 и более, в том числе – постоянных – до 7.
На Совет Безопасности возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, декларируется, что в своей деятельности при исполнении данных обязанностей, Совет действует от имени членов ООН. Он представляет на сессии Генеральной Ассамблеи ежегодные доклады и по мере необходимости специальные доклады.