Межнациональные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в выявлении особенностей разрешения межнациональных конфликтов в Северокавказском регионе.
Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо осуществить ряд задач:
Рассмотреть понятие межнационального конфликта;
Выявить основные виды и формы межнациональных конфликтов;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретико-методологические основы изучения межнациональных конфликтов…………………………………………………………………5
1.1 Понятие межнационального конфликта……………………….…..5
1.2 Виды и формы межнациональных конфликтов………………….9
1.3 Причины и динамика межнациональных конфликтов в России……………………………………………………………………………14
2. Особенности межнациональных конфликтов в современной России…………………………………………………………………….18
2.1 Последствия межнациональных конфликтов в Северо-Кавказском регионе……………………………………………………………………………18
2.2 Стратегия разрешения межнациональных конфликтов в Северо-Кавказском регионе……………………………………………………………..22
2.3 Способы управления межнациональными конфликтами в Северо-Кавказском регионе…………………………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………………28
Библиографический список……………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 70.39 Кб (Скачать файл)

       Для разрешения межнациональных  конфликтов в Северо-Кавказском  регионе нужно предпринять меры, способствующие стабилизации обстановки  на Кавказе, а именно:

     1) в экономической области: оказание адресной финансовой помощи конкретным категориям населения республики; развитие перспективных отраслей производства; создание новых рабочих мест;

     2) в сфере укрепления безопасности  и правопорядка: обеспечение действенной защиты населения Чечни и граничащих с ней дагестанских, ставропольских, ингушских сел от бандитских нападений; усиление мер по предотвращению проникновения в Чечню, Дагестан, Ингушетию и Ставрополье боевиков и оружия;

     3) в этнополитической сфере: обеспечение реализации государственной национальной политики на Северном Кавказе; подписание договоров, в том числе об урегулировании отношений и сотрудничестве между Северной Осетией и Ингушетией и др.; формирование системы коллективного рассмотрения северокавказских этнополитических проблем и выработка рекомендаций органам власти;

     4) в сфере межгосударственных отношений:  создание государственной системы мониторинга этнополитической ситуации в регионе для выполнения функции прогнозирования и раннего предупреждения возможных конфликтов;

     5) в духовной сфере: активная  пропаганда идеи духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия с учетом традиций и обычаев кавказских народов; направление усилий на сохранение и развитие самобытных культурных традиций северокавказских и других российских народов, проживающих в регионе; оказание всемерного содействия в реализации прав и свобод граждан, связанных с их национальной принадлежностью, на основе многовариантных форм национально-культурного самоопределения, в том числе и путем создания национально-культурных автономий как важного средства выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения межнациональной стабильности;

     6) необходимо развязать «чеченский  узел»: нейтрализовать его вооруженный этап, маневрируя различными рычагами воздействия на общество и руководство, и реализовать мероприятия по стабилизации жизни в республике, что предполагает: выделение средств Чечне для поддержки социально значимых сфер, но при оговариваемых федеральным центром условиях использования и контроля средств; совместную разработку и реализацию программ восстановления и развития Чеченской Республики;

     7) не допустить нарастания напряженности  в относительно благополучном западном секторе Кавказского;

     8) обеспечить свободное расселение  и проживание граждан любой  национальности на любой территории;

     9) активизировать работу с политическими  элитами, общественностью в Центре и регионах, с религиозными деятелями основных конфессий для консолидации усилий перед угрозой экспансии религиозного экстремизма, отвергающего идеи межнационального и межконфессионального сотрудничества, строительства в России гражданского общества21.

       Таким образом, обобщая опыт России по сохранению этнополитической стабильности, можно утверждать, что для реализации данной цели применялись такие инструменты, как специализация и адаптация системы государственного управления к особенностям национальных окраин, предоставление некоторым из них политической и автономии, интеграции этнических элит в общероссийскую политическую элиту, силовое подавление этнического сепаратизма, отказ от вмешательства в культурную и религиозную жизнь. Снижению уровня конфликтности немало способствовала и общая толерантность межэтнических отношений.

     Заключение 

     Причиной  возникновения этнического конфликта  может стать посягательство на территорию проживания этноса, стремление этносов  выходить из-под «имперского обруча»  и создавать независимые территориально-государственные  образования.

     Борьба  за природные ресурсы, приоритеты в  трудовой деятельности, социальные гарантии – всё это вызывает этнические стычки, которые в дальнейшем перерастают  в крупномасштабный конфликт.

     Прогнозирование, предупреждение и разрешение этнических конфликтов – важная задача современной  науки. Регулирование конфликтов на этнической основе, поиск взаимопонимания  сторон затрудняется рядом факторов, к которым следует отнести  следующие:

    • Конфликтующие этнические группы существенно различаются по культурным характеристикам (язык, религия, образ жизни);
    • Конфликтующие этнические группы существенно отличаются по социально-политическому статусу;
    • На территории проживания одного из этносов за исторически короткий срок существенно меняется ситуация
    • Наличие внешних по отношению к конфликтующим сторонам сил, заинтересованных в продолжение конфликта;
    • Конфликтующие стороны сформировали устойчивые негативные стереотипы по отношению друг к другу.

     Но, несмотря на это, наука и общественность находят способы регулирования  этнических конфликтов, а в сегодняшнее  время, когда большинство россиян  по-прежнему опасается развала российского  государства в результате межнациональных  конфликтов, это весьма значимо.

     Конфликты не похожи один на другой и, следовательно, однозначного пути для урегулирования различных конфликтов, в разных частях мира не могут быть решены используя  только один и тот же метод. Конфликт зависит от двух составляющих: обстоятельства и конфликтующих сторон. Следовательно, разрешение этого конфликта надо искать именно в этих двух факторах.

           Конфликт никогда  не бывает статичным. Он постоянно развивается  фактически по всем параметрам. Сам  факт развития, изменения конфликта  открывает возможности для его  урегулирования. Именно в силу появления  новых аспектов в отношениях между  сторонами-участниками конфликта  они могут прийти к согласию, которое  еще вчера казалось невозможным. Таким образом, если конфликт не урегулируется  в данный конкретный момент, то это  не означает, что он вообще не подлежит урегулированию. Суть урегулирования как раз и заключается в  том, чтобы изменить ситуацию и сделать  возможным нахождение мирного взаимоприемлемого  решения.

     Длительные  этнические конфликты, имеющие глубокие исторические корни скорее требуют  технологий, разрабатываемых в рамках «миростроительства».

     Самым тяжелым последствием Северокавказского конфликта стала массовая гибель людей, прежде всего, мирных граждан. В Чечне, по официальным данным, потери среди мирного населения составили: около 3 тыс. убитыми и свыше 4,5 тыс. ранеными. К последствиям войны следует отнести и нравственно-психологические раны, которые еще долго будут заживать как в чеченском, так и в российском обществе.

     Двадцатый век не дал универсального рецепта  решения таких конфликтов. Единственно, что стало очевидным, - эти конфликты  не имеют решения, если не достигнуто согласие между непосредственными  сторонами конфликта. Третья сторона  может выполнять либо роль посредника, либо - гаранта. А условием мирной трансформации  конфликта может быть только отказ  от применения силы, именно потому, что  в конечном итоге нужна готовность к устранению ненависти между  конфликтующими сторонами. 
 

     Библиографический список 

  
  1. Амелин  В. Этнополитические конфликты: типы и  формы проявления, региональные особенности. – М.: Изд-во «Аспект-Пресс», 2009 – 325с.
  2. Анцупов А.Я. Конфликтология – М.: Изд-во «Юнити», 2006. – 552с.
  3. Война и ислам на Северном Кавказе. XIX-XX века. Под ред. В. В. Трепавлова - М.: Изд-во «Эксмо»,  2000 – 210с.
  4. Ворожейкин И. Е.  Конфликтология – М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2004. – 240с.
  5. Дегоев В.В. Большая игра на Кавказе: история и современность - М.: Изд-во Русская панорама», 2001. - 448с.
  6. Дмитриев А.В. Конфликтология – М.: Изд-во «Альфа», 2003. – 315с.
  7. Дробижева Л.М. Этнические конфликты. Социальные конфликты в меняющемся российском обществе (детерминация, развитие, разрешение) // Полис -1994 -№2.-138с.
  8.        Заславский В. Русско-чеченский конфликт глазами Запада // Неприкосновенный запас.- 2001- № 2. – 48с.
  9. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта - М.: Изд-во «Аспект-Пресс», 2006. – 317с.
  10.       Маслов Ю.Г. Кавказский хребет. Ахмат Кадыров не допускает возможности потери Россией Северного Кавказа // Независимая газета – 2002 - №16. – 24с.
  11.       Паин Э.А., Попов А.А. Межнациональные конфликты в СССР// Советская этнография – 1990 - №1. – 36с.
  12.       Стрелецкий В.Н. Этнотерриториальные конфликты в постсоветском пространстве: сущность, генезис, типы. Доклад в Московском центре Карнеги, 2006. – 22с.
  13. Султыгов А.А. Урегулирование этнополитических конфликтов в России: исторический опыт и современность // Вестник Московского университета. Сер.12. Политические науки – 2005 -  № 3 – 108с.
  14. Юраков Д.А. Основные направления государственной национальной политики Российской Федерации на Северном Кавказе - М.: Изд-во «Наука»,  2009. – 253с.
  15. Якименко Н.А. Генезис конфликтов в Закавказье и роль России // Мировая экономика и международные отношения – 2008 - № 10. -  128с.
  16. Ямсков А. Н. Межнациональные конфликты в Закавказье: предпосылки возникновения и тенденции развития // Полис – 2005 - № 2. – 48с.
  17.        Ярлыкапов А. Национальное и религиозное возрождение в Чечне// Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе. –1999 - №4 – 56с.

Информация о работе Межнациональные конфликты