Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 17:41, курсовая работа
Технический и технологический прогресс в транспортной, компьютерной и телекоммуникационных отраслях, включая развитие сети Интернет и электронной коммерции, особенно актуализирует участие национальных экономик в международной торговле услугами. Под воздействием ряда объективных факторов в последние десятилетия происходит увеличение её объемов, усиление конкуренции, борьба за укрепление и расширение позиций государств на мировом рынке услуг.
Введение
Интернационализация и глобализация, являющиеся современными тенденциями мирового экономического развития, приводят к интенсификации международного экономического сотрудничества, к росту экономической взаимосвязи государств, в том числе через торговлю услугами.
Технический и технологический прогресс в транспортной, компьютерной и телекоммуникационных отраслях, включая развитие сети Интернет и электронной коммерции, особенно актуализирует участие национальных экономик в международной торговле услугами. Под воздействием ряда объективных факторов в последние десятилетия происходит увеличение её объемов, усиление конкуренции, борьба за укрепление и расширение позиций государств на мировом рынке услуг.
Россия пока проигрывает в данной конкурентной борьбе. На мировом рынке услуг она занимает позиции, не соответствующие её экономическому потенциалу. Экономические реформы, проводимые в стране, углубление интеграции России в мировую экономику остро ставят вопрос о повышении конкурентоспособности отечественных услуг, что невозможно без переориентации экономики на высокотехнологичные, инновационные отрасли и ухода от ресурсоемкого типа воспроизводства, исторически сложившегося в нашей стране.
Перед Россией на сегодняшний день стоит задача расширения присутствия на мировых рынках услуг путем усиления позиций отечественных экспортеров традиционных услуг и опережающего развития экспорта высокотехнологичных видов. Поэтому теоретическое, методологическое и практическое осмысление опыта развития мирового рынка услуг, выработка предложений по диверсификации российского экспорта услуг с учетом тенденций развития мирового рынка и предстоящего присоединения России к ВТО имеют важное значение для экономического развития страны.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Авдокушин Е.Ф., Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н., Куликов В.В., Агабабьян Э.М. и др.
Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений. Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – рассмотреть мировой рынок услуг и какое место занимает в нем РФ.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать объективную
необходимость и специфику
2.На основании теоретического
анализа изучения проблемы, систематизировать
знания о структуре
3.Рассмотреть современные тенденции мирового рынка услуг;
4.Систематизировать и
обобщить существующие в
5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.
Успешность выполнения задач по написанию курсовой работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования.
В работе использовались методы
как эмпирического
Структура курсовой работы выражается в ее содержании.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав заключения, списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.
1. Общие принципы формирования мирового рынка услуг
1.1 Понятие и сущность мирового рынка услуг
Мировой рынок услуг - составная часть всемирного хозяйства, представляющая сферу спроса и предложения, а также коммерческого обмена услуг; система устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, предпринимателями, коммерческими организациями, фирмами разных государств, связанными между собой участием в международном разделении труда.
Мировой рынок представлен различными видами рынков услуг. Деятельность мировых рынков услуг регулируется международными товарными соглашениями. По способу организации торговли различают особые виды рынков: товарные биржи, аукционы, торги, международные выставки и ярмарки.[11]
В мировом хозяйстве складывается не только мировой рынок товаров, но и мировой рынок услуг. В настоящее время на мировом рынке от сделок купли-продажи товаров в значительной мере обособилась реализация услуг. Под услугой принято понимать деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а всегда проявляется в некотором полезном эффекте, который получает ее потребитель.
К сфере услуг относят:
- традиционные отрасли: транспорт и связь, торговля;
такие отрасли хозяйственной деятельности, как финансы, кредит и страхование, консультационные, информационные и другие деловые услуги;
- социально-культурные отрасли: наука и научное обслуживание, образование, медицина и физическая культура, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, жилищное и коммунальное хозяйство, искусство, культура, туризм и другие рекреационные услуги.
К основным внешнеторговым сделкам по купле-продаже услуг относятся: операции по техническому обслуживанию и обеспечению запасными частями машинотехнической продукции; инжиниринг, или операции по торговле инженерно-техническими услугами; арендные отношения; операции по экспорту и импорту туристических услуг; консультационные услуги в области информатики и совершенствования управления. [6, стр.87]
Услуги – это экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме.
Одной из важнейшей закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономике. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных, финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. Несмотря на это на протяжении многих лет услуги практически не изучались теорией международной экономики. Отчасти это было связано со сложностью определения самого понятия услуг, которых существует великое множество.
Торговля услугами также широко развита, как и международная торговля товарами (в вещественном понимании этого слова).
Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым экспортом или импортом. Однако и в этом случае существует много исключений. Обычно услуги не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации.
В отличие от товаров услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. В отличие от операций с товарами они не подлежат таможенному контролю. Услуги могут быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными или требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей. Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги. Сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. [14, стр.189]
Все многообразие услуг в современной развитой экономике можно сгруппировать в несколько крупных, функционально более или менее однородных подразделений общей весьма разнородной структуры:
1. Транспорт:
- пассажирский (международная перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг)
- грузовой (международная перевозка грузов)
2. Поездки:
- деловые (товары и услуги, приобретаемые нерезидентами, путешествующими по делу: командировки)
- личные (например, туризм)
3. Связь (услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами)
4. Строительство
5. Страхование
6. Финансовые услуги
7. Компьютерные и информационные услуги (например, консультации в области компьютерных программ, обслуживание компьютеров и т.д.)
8. Роялти и лицензионные платежи
9. Посреднические услуги, лизинг, прочие деловые, профессиональные и технические услуги (правовые, управленческие, бухгалтерские, рекламные и иные услуги, услуги по проектированию, картографии и т.д.)
10. Личные, культурные, рекреационные услуги: аудиовизуальные (производство фильмов, программ, дисков и т.д.) прочие (показ выставок, проведение мероприятий)
11. Правительственные
услуги (поставка товаров в
В рамках сферы услуг объединяется широкий круг видов хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение личных потребностей населения и нужд производства, а также потребления общества в целом.
1.2 Особенности развития мировой торговли услуг России
Международный рынок услуг в течение предшествующего десятилетия развивался более быстрыми темпами по сравнению с рынком товаров. Для двухкратного роста услуг потребовалось всего лишь 7-8 лет, а для подобного расширения рынка товаров - 15. [7] Особенно быстро растет доля услуг, предоставляемых частными фирмами, за этот период она увеличилась в 2,5 раза. Доля экономически развитых стран составляет примерно 80%. Если же учитывать и объем торговли услугами новых индустриальных стран, то эта доля составит более 85%. Удельный вес экспорта услуг в экспорте товаров всей мировой системы в 1990-2000 гг. приблизился к 30% Появлению и развитию рынка услуг логически и исторически предшествовало развитие мирового рынка товаров. Увеличение объемов внешней торговли, серьезная конкуренция товаропроизводителей привели к появлению неценовой конкуренции, сопровождающейся продажей товаров с предоставлением определенных услуг, таких, как транспортировка, фрахт, страхование, банковские и финансовые услуги. Впоследствии эти услуги стали обособляться, и затем сформировался самостоятельный рынок - рынок услуг, расширяющийся за счет вовлечения в него все новых услуг в сфере туризма, образования, медицины. В современных условиях с развитием научно-технической революции все большее значение приобретают консалтинговые, инженерно-строительные услуги, ноу-хау. За 1990-2005 гг. мировой экспорт услуг увеличился с 365,3 млрд. долл. до 2415 млрд. долл., мировой импорт услуг – с 396,6 млрд.долл. до 2345 млрд. долл (таблица 1). В совокупном мировом товарообороте на долю торговли услугами приходится 15,5%.
Таблица 1 - Динамика мировой торговли услугами в 1990-2005 гг. (млрд. долл.)
1990г. |
1995г. |
2000г. |
2005г. | |
Экспорт |
782,0 |
1188,9 |
1475,7 |
2415 |
Импорт |
810,3 |
1190,9 |
1460,9 |
2345 |
Источник. International Trade Statistics: 2006.WTO, Geneva, 2006.
Основные тенденции развития международной торговли услугами:
- Более динамичные темпы роста мировой торговли услугами в 1990-2000-е гг. по сравнению с торговлей товарами и другими макроэкономическими показателями мировой экономики.
- Товарная структура торговли услугами отличается наиболее динамичным ростом торговли прочими коммерческими услугами, удельный вес которых растет, тогда как доля транспортных и туристических услуг падает.
В 2005г. мировой экспорт прочих коммерческих услуг составил 1160 млрд.долл., а его доля в совокупном экспорте услуг увеличилась с 38,0% в 1990г. до 48,1% в 2004г. благодаря наиболее динамичным темпам прироста (11% в среднем ежегодно в течение 2000-2005 гг.).
В группе прочих коммерческих услуг следует выделить платежи роялти и лицензионные вознаграждения (13%), финансовые услуги (11%), компьютерные и информационные услуги (8%), страховые услуги (6%), строительные услуги (5%), услуги связи (5%), персональные, культурные и рекреационные услуги (3%), на которые приходится половина всех услуг данной группы и которые отличаются наиболее динамичными темпами роста.
Основными экспортерами прочих коммерческих услуг являются США (16,7%), Великобритания (11,8%), Германия (7,3%), Япония (5,2%), Франция (4,3%). В число пятнадцати экспортеров мира входят и три развивающихся государства – Индия, Гонконг (КНР) и КНР.
Мировой экспорт туристических услуг оценивался в 685 млрд долл. в 2005г., а доля снизилась с 33,7% до 28,4% за 1990-2005 гг. из-за более низких темпов прироста (8% в среднем ежегодно в период 2000-2005гг.). Из числа ведущих экспортеров следует выделить США (15,3%), Испанию (7,4%), Францию (6,5%), Италию (5,7%), Германию (4,4%). Из развивающихся стран – КНР, Турцию, Грецию, Мексику, также входящих в группу пятнадцати экспортеров мира по данным услугам.
Мировой экспорт транспортных услуг равнялся 570 млрд долл. в 2005 г., удельный вес снизился с 28,4% до 23,6% за 1990-2005 гг. (при среднегодовом темпе прироста в 12% в 2000-2005гг.). Основные экспортеры этих видов услуг – США (11,2%), Германия (6,6%), Япония (6,5%), Великобритания (5,4%), Франция (5,1%), а также развивающиеся страны – Республика Корея, Гонконг (КНР), Греция, Сингапур.