Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 17:41, курсовая работа
Технический и технологический прогресс в транспортной, компьютерной и телекоммуникационных отраслях, включая развитие сети Интернет и электронной коммерции, особенно актуализирует участие национальных экономик в международной торговле услугами. Под воздействием ряда объективных факторов в последние десятилетия происходит увеличение её объемов, усиление конкуренции, борьба за укрепление и расширение позиций государств на мировом рынке услуг.
- В региональном разрезе основными экспортерами услуг являются Европа (экспорт составил 1113,0 млрд. долл. в 2004 г.), Азия (486,0 млрд. долл.), Северная Америка (397,6 млрд. долл.).
- Географическое распределение мирового экспорта услуг характеризуется преобладающей, хотя и несколько снижающейся долей развитых стран и ростом удельного веса развивающихся стран и стран Центральной, Восточной Европы и СНГ, благодаря более быстрым темпам прироста экспорта и импорта услуг, начиная с 1990-х годов.
В мировом экспорте услуг доля развитых стран снизилась с 78,6% в 1985 г. до 74,9% в 2004г., развивающихся стран возросла с 20,2% до 22,7%, стран ЦВЕ и СНГ возросла с 1,2% до 2,4% соответственно.
В мировом импорте услуг удельный вес развитых государств возрос с 70,2% до 71,5%, развивающихся стран снизился с 28,7% до 25,5% и стран ЦВЕ и СНГ возрос с 1,4% до 3,0% за 1985-2004 гг.
Особо следует выделить динамичный рост экспорта услуг развивающимися странами за последние десять лет. Крупными экспортерами услуг из числа развивающихся стран являются КНР и Гонконг (КНР), которые входят в первую «десятку» мировых экспортеров услуг.
- Высокая концентрация торговли услугами в небольшой группе государств. На 50 экспортеров и импортеров услуг приходится 90,7% мирового экспорта и 89,1% мирового импорта услуг по итогам 2005 г.
- Основными странами-лидерами в мировом экспорте услуг по итогам 2005 г. являются (1) США – 14,7%; (2) Великобритания 7,8%; (3) Германия – 6,2%; (4) Франция -4,8%; (5) Япония – 4,5%. Ведущими импортерами услуг – (1) США – 12,0%; (2) Германия -8,6%; (3) Великобритания – 6,6%; (4) Япония (5,6%); (5) Франция – 4,5%.
Из числа стран Центральной, Восточной Европы и СНГ важным экспортером и импортером услуг является Российская Федерация, которая занимает 27-е место в экспорте (удельный вес равен 1,0% в 2005 г.) и 17-е место в импорте (1,6%).
Российский рынок услуг начал формироваться в первой половине 90-х годов, следуя процессу рыночных реформ и приватизации. До этого времени деятельность в большинстве секторов услуг жестко регулировалась государством, а в ряде из них государство являлось основным поставщиком услуг. С начала 90-х годов до настоящего времени отечественный рынок услуг находится в процессе непрерывного развития. Наибольшая активность наблюдалась в сферах банковского дела и страхования, телекоммуникаций и компьютерных технологий, торговли и питания, туризма и в целом индустрии развлечений. В 2000г. доля сферы услуг в ВВП России составила около 55%, в то время как в 1990г. эта доля в ВВП РСФСР равнялась 35%. Существенную роль играет сфера услуг в решении вопросов занятости населения: доля занятых в сфере услуг в общей занятости населения достигает 56%. С другой стороны, роль сферы услуг в экономике России еще недостаточно высока - в ВВП развитых стран ее доля превышает 65%, а в США достигла 77%.
Структура и основные качественные параметры российского рынка услуг существенно отличаются от западных прежде всего преобладанием традиционных отраслей, обеспечивающих транспортировку и сбыт произведенной продукции. Так, в 2000 г. в структуре добавленной стоимости, созданной в сфере коммерческих рыночных услуг, доминировали позиции: "торговля, общественное питание и заготовки" (54%), "транспорт" (17%), а также "связь" (4%), что составляет в совокупности более 70% от общего объема созданной добавленной стоимости.
В то же время экономические реформы в Российской Федерации привели не только к активизации развития традиционных отраслей, но и созданию новых видов услуг (аудиторские, консалтинговые, компьютерные, бухгалтерские, услуги по проведению операций на рынке недвижимости, услуги в области рекламы, по подбору персонала, частной охранной деятельности и другие). Однако в целом российская индустрия услуг характеризуется все еще как нарождающаяся – infant industry. Это состояние требует продуманного подхода к стратегии развития и регулирования отраслей услуг с учетом соблюдения баланса интересов иностранных и отечественных поставщиков в тех или иных секторах услуг: с одной стороны следует обеспечивать защиту интересов российских поставщиков а, с другой стороны, создавать конкурентную среду с участием иностранных поставщиков на рынках услуг, что ведет в конечном итоге к стимулированию деятельности российских участников рынка.
Важное значение имеет дальнейшее совершенствование транспортных, телекоммуникационных, финансовых услуг, которые являются основой инфраструктуры всей экономики. Многие из секторов услуг (например, туристические, юридические, консультационные), не требуя больших капиталовложений, являются фактором социальной стабильности, обеспечивая создание рабочих мест в стране. Другие сектора, такие как строительство, не только создают рабочие места, но и через систему межотраслевых связей стимулируют развитие широкого круга секторов промышленности. Важное социальное значение имеют такие сектора услуг, как здравоохранение, образование, социальное страхование, услуги по организации досуга. Ряд секторов услуг связаны с наиболее передовыми в научно-техническом отношении областями, например, компьютерные услуги, услуги космических запусков и т.д.
Важным фактором, влияющим
на развитие российской сферы услуг,
является характеристика трудовых ресурсов.
В этом отношении третичный сектор
экономики обладает неплохими потенциальными
возможностями: сравнительно низкая стоимость
рабочей силы, что особенно важно
для трудоемких услуг; в целом
высокий образовательный
В настоящий момент в России имеются пробелы в отношении статистического учета услуг как во внутреннем производстве, так и во внешней торговле (особенно в отношении географической структуры экспортных и импортных потоков отраслей услуг). Есть проблемы с классификацией услуг. Так, тормозом развития практической деятельности операторов рынка услуг является разнобой в отнесении тех или иных видов услуг к экспортно-импортным операциям. Имеется необходимость и уже ведется работа по составлению общероссийского классификатора видов экономической деятельности по товарам и услугам, адаптированного к международной классификационной системе. [13, cтр.435]
Экономическое
развитие секторов услуг сопровождалось
созданием соответствующей
Однако, динамика развития секторов услуг все еще неадекватно отражена в существующей законодательной системе. «Запаздывание» законодательства, регулирующего рыночные взаимодействия, в значительной степени является следствием того, что до 1991г. большинство секторов услуг было полной монополией государства. В частности, одной из причин, вызвавших российский банковский кризис в августе 1998г., был недостаток эффективных пруденциальных мер в банковской деятельности, из-за чего внутренняя финансовая система сильно зависела от ситуации на краткосрочном рынке иностранного капитала. В настоящее время процесс совершенствования законодательной базы и механизмов для выполнения законодательных норм идет в секторах связи, страхования, транспорта, здравоохранения, образования, туризма, в банковской сфере, в области аудиторских услуг и др.
Кроме того, формирование систем
регулирования в некоторых
Потребность в дальнейшем формировании режима регулирования сферы услуг, который обеспечит оптимальное сочетание государственных контролирующих мер и конкурентных условий для деятельности отечественных и иностранных поставщиков услуг, становится для России все более явной в свете задачи присоединения к ВТО.
В отличие от рынка товаров, где либерализация может стать причиной достаточно ощутимого ущемления национальных интересов в отдельных отраслях, либерализация в сфере услуг предполагает не просто расширение иностранного участия, но и фактически создает в силу специфики способов торговли услугами условия для устранения административных барьеров для входа на рынок всех его участников, в том числе и представителей его национального сегмента. Это, в свою очередь, создает условия для появления на рынке новых поставщиков услуг, создания новых рабочих мест, роста профессионализма российских специалистов и в конечном итоге развития эффективной конкуренции. Такие условия позволят удовлетворить потребности предприятий и населения в разнообразных услугах высокого качества при одновременном снижении затрат на их приобретение. «Торговля услугами путем коммерческого присутствия иностранных поставщиков на территории страны» (в терминологии ГАТС), являющаяся одной из основных форм доступа на рынок поставщиков услуг, представляет собой вложение инвестиций. Если либерализация торговли товарами ведет к частичному замещению отечественных товаров на российском рынке продукцией иностранных производителей, то при либерализации коммерческого присутствия иностранцев на российском рынке услуг происходит рост объема услуг, производимых в России, с использованием имеющихся в России материальных и интеллектуальных ресурсов. [21, стр.57]
Очевидно, что если Россия станет развивать рынок услуг, опираясь исключительно на национальные ресурсы или с минимальным допуском иностранных поставщиков на свой рынок, то качественный уровень развития отраслей услуг в стране будет неизбежно отставать от международного уровня. Это негативно скажется на динамике экономического роста и не будет соответствовать интересам российских потребителей. В то же время, Россия заинтересована в создании благоприятных условий для выхода отечественных поставщиков на мировой рынок, что будет достигнуто в более полной мере в случае членства в ВТО.
Одновременно с пониманием выгод от движения в сторону либерализации российской сферы услуг нельзя упускать из виду и необходимость разумного протекционизма российских поставщиков услуг, уровень конкурентоспособности которых в ряде секторов (транспорт, страхование, банковская сфера, туризм, отрасли связи, здравоохранение, ряд деловых услуг) по объективным причинам пока остается ниже уровня иностранных поставщиков.
До 90-х гг. коммерческое присутствие
иностранных поставщиков услуг
допускалось только в форме представительств,
без права осуществления
Открытие
российского рынка услуг
Очевидно, что чрезмерная
защита слабых национальных
Одновременно благодаря комбинации сравнительно низких цен, роста профессионализма и предприимчивости, российские производители, несмотря на наплыв в ряд секторов услуг мощных иностранных конкурентов после либерализации внешней торговли, смогли закрепиться на многих рынках, а после кризиса 1998г. даже расширить свое присутствие (розничная торговля, реклама, аудиторские, консультационные услуги, компьютерные услуги, туризм и др.).
Благодаря притоку иностранного капитала российский бизнес получает крайне необходимые для развития финансовые ресурсы и, что не менее важно, передовые технологии, эффективные методы реализации услуг и управления; приобщается к высокой культуре деловых отношений и обслуживания клиентов и т.д.