Российско-иорданские отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 07:10, дипломная работа

Краткое описание

К власти пришли круги, которые стали подталкивать Россию к проведению внешней политики, отличной от политики Советского Союза, что, соответственно, отразилось на положительных отношениях между Россией и арабскими странами. Таким образом, арабский мир полностью выпал из поля зрения России в последующие годы, в то время, как западные страны и, не считавшиеся союзниками СССР, выдвинулись на первый план в российской внешней политике. Они внимательно следили за тем, что происходит в России, и даже сами порой становились инициаторами тех изменений, свидетелями которых стала Россия.

Содержание

Введение………………………………………………….…3
Глава 1: Советско-Иорданские отношения…………........5
Глава 2: Отношения Иорданского Хашимитского Королевства и Российской Федерации после 1991 г. ….14
Выводы по Главе…………………………………………..32
Глава 3: Экономическое сотрудничество России и
Иордании…………………………………………………..34
Выводы по Главе…………………………………………..46
Глава 4: Военно-техническое сотрудничество России и Иордании…………………………………………………..49
Выводы по Главе…………………………………………..62
Глава 5: Российско-иорданские культурные связи
§1. Северокавказские диаспоры………………………….63
Черкесская диаспора…………………………...66
Чеченская диаспора…………………………….75
Выводы……………………………………………………..86
§2. Русский язык в Иордании…………………………….88
Заключение………………………………………………...91

Вложенные файлы: 1 файл

РОССИЙСКО-ИОРДАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ.doc

— 570.00 Кб (Скачать файл)

         Как следствие, вопросы закупки вооружений как ключевой элемент национальной безопасности, являются важнейшим  элементом внешнеполитического планирования государств Ближнего Востока, в частности Иордании. Помимо всего прочего, это объясняется тем, что подобно Израилю, располагая не самой многочисленной армией, она, с одной стороны, стремится к качественному технико-технологическому превосходству, а с другой – к формированию эффективной системы сдержек и противовесов в условиях неизбежного присутствия в регионе внешней силы. Именно поэтому Иордания ориентируется, во-первых, на передовых производителей и экспортеров вооружений, а во-вторых, на выстраивание конструктивных отношений с региональными лидерами и ведущими мировыми державами, к которым относится и Российская Федерация.

 

 

 

 

СЕВЕРОКАВКАЗСКИЕ ДИАСПОРЫ

 

              Диаспоры представляют собой многогранное явление, включающие в себя политические, экономические и культурные пространства, пересекающие границы суверенных государств. Эта система самосоздается и саморазвивается, состоит из совокупности людей одного этноса, проживающих за пределами исторической родины, мигрировавших в результате прямого или косвенного насилия, сохраняющих этническое самосознание, имеющих социальные институты для развития и функционирования данной общности, а также возможность влиять на политическую ситуацию внутри страны и геополитику региона расселения. Соотнесение данного определения с диаспорными общностями в Иордании позволило отнести их к классическим диаспорным общинам, для которых характерны такие признаки как: наличие страны исхода; продолжительность проживания в принимающем государстве; наличие институтов для сохранения этнокультурных ценностей; наличие материальных ресурсов; юридический статус; связи с исторической родиной, постоянность или прерывистость которых зависит от геополитических интересов, как страны исхода, так и государства проживания, по отношению к диаспоре.

           Диаспорные общины поддерживают  со своей исторической родиной  этнокультурные связи, по возможности  инвестируют ее. В свою очередь  историческая родина проводит  доброжелательную политику в  отношении диаспоры, оказывая ей культурную поддержку. Занимая высокий статус в принимающем обществе, диаспорам в Иордании удалось выработать и поддерживать такие взаимоотношения с арабским населением, которые позволяют сохранять и воспроизводить этнокультурную самобытность при полной интегрированности в иорданское общество. Однако это не значит, что этнокультурные ценности в диаспорах сохранились в первозданной форме. Многие из них подверглись трансформации, так как их деятельность, как открытой сложной системы, не протекает изолировано от политической, культурной, экономической, социальной жизни принимающего арабского населения в Иордании. В результате исламизации Востока наиболее сильной трансформации подверглись религиозные верования и институт семейно-брачных отношений. Эндогамность в браке, обеспечивающая относительное противостояние процессам ассимиляции, за последние десятилетия стала явлением желательным, а не обязательным.

        Для иорданских адыгов начался  другой период – адаптации  к новым социальным и политическим реалиям, поиск новых идентичностей. Сегодня адыги в Иордании – это другие адыги. Особенно это заметно по активно себя проявляющим представителям нового поколения адыгов – потомкам. Молодые люди – члены диаспоры – ни разу не видели своей исторической Родины, однако они чаще бывают в европейских странах. Для них гораздо важнее утвердиться в экономической, а не социально-политической сфере. Их специфическая черта – прагматизм. По сравнению с предыдущими поколениями у них больше практичности, трудолюбия, желания учиться. Молодые люди менее догматизированы этническими предрассудками. Важно отметить, что члены диаспор осознают необходимость жить и работать в глобальном мире, то есть диаспорная община не может функционировать в изоляции от глобальной культуры, потому что это обязательно требует изоляции и от глобальной экономики. Именно поэтому члены диаспоры пытаются принять особенности иорданского общества: совместить участие в глобальной экономике с сохранением этнокультурных ценностей. И вряд ли в ближайшее время Иордания станет «американизированной» страной. Иордания для них становится своей родиной, поскольку они перенимают особенности местной материальной культуры и обычаев, то есть то, что созвучно их менталитету. Одним словом, более точным представляется говорить о формировании новой идентичности, например, у чеченцев в Иордании: иорданский чеченец, а не чеченец в Иордании. Таким образом, данные теоретические размышления могут явиться еще одним шагом к осмыслению такого многогранного феномена как «диаспора» и выявить некоторые проблемы, касающиеся полиэтнических государств. 

          Общая  численность Северокавказская диаспоры  Иорданского Хашимитского Королевства  (ИХК), составляет 120 тыс. чел. Среди них – черкесы, чеченцы, хорды, армяне, адыгейцы. Арабы называют их «шаракизы». Они появились на территории Иордании в 1877-1878 годах, сбежав сюда после Кавказской войны или переселенные в эти края правительством Османской империи. Одной из причин мухаджирства (переселения) было стремление части переселиться в страну ислама («Дар аль-ислам»), а не жить под властью «неверных».47 Однако в тот период многие переселенцы лишь формально считали себя мусульманами, а в повседневной жизни следовали не только установлениям шариата, но и нормам адата.

            В Османской империи черкесские мухаджиры были расселены в Малой Азии, на Балканах и в Дамасском вилайете, куда в то время входила территория современной Сирии, Иордании и части Палестины.

            Эмигрировав, общины оказались в другой языковой и культурно-исторической среде. Перед ними, как и перед любыми этническими группами, находящимися вне материнского этноса, возникла проблема сохранения языка, своеобразия традиционной культуры и обрядности. Оказавшись в Османской империи, мухаджиры должны были влиться в мусульманское общество и приспособить к догмам ислама горские нормативные установки. Те нормы адата, которые не соответствовали

________________________

47 АВПРИ ф.151, Политархив, оп. 482, д.4325, л.3

 

 шариату,  или уже не были востребованы  в новом обществе (например, регулирование сословных отношений) постепенно исчезали48.

            Основными общинами, объединяющих выходцев с Северного Кавказа, являются черкесы и чеченцы, которые достаточно хорошо ассимилировались в стране исторически и активно участвуют во всех областях жизни Королевства, в т.ч. и в его политической и общественной составляющих.

            Черкесская община Иордании является одной из самой многочисленной из числа национальных меньшинств. Первоначально, во II пол. 19 века, черкесские народности расселились в районе Аммана, а затем турецкие власти выделили им пустующие земли в других городах и регионах страны – Джераш, Вади Ас-Сир и других. Местами компактного проживания черкесов на территории Иордании являются столичные районы Баядер, Вади Ас-Сир, а также города Сувейлих, Наур, Джераш, Зарка и Русейфа. Сумев сохранить компактность проживания и чувство этнической близости, иорданские черкесы в целом не утеряли свой язык, обычаи, традиции и фольклор.

             С первого дня существования Иорданского Хашимитского Королевства черкесы занимали видные посты в правительстве, армии, спецслужбах, что, безусловно, повысило их этносоциальный статус в рамках системы межэтнических коммуникаций страны.

             К примеру, первым в Иордании начальником полиции был кавказец Омар Хекмет (1923 г.), а после смерти лидера северокавказцев Мирза-паши, во главе их встал Сейд ал-Муфти, в 1950-х годах занимавший пост премьер-министра.

_________________________

48 Weightman G.H. The Circassians// Readings in Arab Miiddle Eastern Societies and Cultures. The Hague-Paric, 1970, p.94

             Кроме того, представители черкесской этнической группы исторически занимали определенные позиции в религиозной, административной и общественной сферах жизни Королевства. Так, председатель Черкесского благотворительного общества Закария Бакир Хорма, получив образование в главном исламском высшем учебном заведении – каирском университете ал-Азхар, был назначен в 1929 году советником Шариатской консультации в правительстве восточной Иордании, затем занимал различные посты в высшем комитете вакфов. Подтверждением высокого социально-политического статуса черкесов служит тот факт, что на открытии в 1940 году здания Черкесского благотворительного общества присутствовал лично эмир Абдалла и ряд ответственных государственных лиц49.

             В конце 1940-х годов министром  внутренних дел был черкес  Аббас-Мирза. Сегодня в палате  депутатов – нижней палате  Национального собрания, имеющей  с 2003 года 110 мест – за ними  закреплено два амманских мандата.

             Черкесы пользуются покровительством  королевской семьи. Северокавказская  диаспора с уважением восприняла  приход в 1923 году к власти  в Трансиордании арабской администрации  во главе с эмиром Абдаллой, представителем династии Хашимитов. С его обоснованием в местности аль-Макарр сразу вспыхнуло восстание под предводительством одного из вождей кочевых племен Султан-паши аль-Удвана. Как пишет Ф. Бадерхан, «обстановка потребовала сформировать черкесский эскадрон под

_____________________

49 Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа//Русские авторы XIX в. О народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Том I. Нальчик, 2001, с.254-260

 руководством  Мирза-паши…Черкесы взяли на  себя защиту эмира Абдуллы»50. Кроме того, перед черкесами встала задача ликвидации мелких ханств на севере страны. Впоследствии, воспринятая на определенном этапе прогосударственная функция в условиях жесткого межэтнического противостояния имела большое значение для дальнейшей жизни северокавказской общины в Иордании.

              В благодарность за это на  них и впредь была возложена  почетная миссия охранять короля, которая выполняется и сегодня.  Поэтому черкесы занимают Особое  место в иорданских политических  органах.  Среди них выделяется  род Мирза, основатель которого – Мирза Аббас Паша был одним из первых черкесских переселенцев в ИХК. Прибыв на территорию Трансиордании в 1900г., к 1955г. А.Мирза занимал пост министра внутренних дел Иордании. Еще больших успехов добился его сын – Васфи Мирза, который последовательно с 1938 по 1967гг. занимал посты депутата иорданского парламента, министра сельского хозяйства, министра внутренних дел и министра социальных вопросов ИХК51. Род Мирза породнился и с королевской семьей. Сын В.Мирзы – Насер Васфи Мирза был женат на старшей дочери короля Хусейна (отец нынешнего короля Иордании Абдаллы II) от его первой жены Дины – принцессе Алия Бинт Аль Хусейн. От этого брака у них родился сын – Хусейн Мирза, который носит титул принца и является по национальности черкесом.              

             В нынешнем кабинете министров присутствует лишь одна представительница этой диаспоры – министр культуры Иордании Нэнси ______________________________

50  Бадерхан, Ф. Северокавказская диаспора в Турции, Сирии и Иордании (вторая половина 19 – первая половина 20 века). М., Институт востоковедения РАН, 2001, с. 80

51      Шинкуба Б. Последний из ушедших. Нальчик, Эльбрус, 1994 г.

 

 

Бакир, которая  получала образование в т.ч. и  на территории бывшего СССР.

 

               В 1932  черкесская община организовала Черкесское благотворительное общество (ЧБО). Создание общественного объединения было обусловлено целым рядом объективных причин, главными из которых являлись создание условий для выживания в инокультурной среде, сохранения черкесов как этноса и полноценной интеграции с титульной нацией. Представители научных и писательских кругов ИХК, являющиеся членами ЧБО, при финансовой поддержке общества публикуют и в королевстве и за рубежом свои труды по этнокультурной, лингвистической, исторической и другим тематикам.

              На базе Общества периодически  проводятся демонстрации кино- и  видеоматериалов по истории, национальным  обычаям и культуре народов  Кавказа, на подобные мероприятия  приглашаются соплеменники из  стран региона. Для укрепления собственного имиджа среди других народностей страны руководством ЧБО активно пропагандируется и предоставляется консультационная помощь местному населению, включая иорданцев, палестинцев, чеченцев и представителей других народностей по юридическим, медицинским, социальным, финансово-деловым и другим вопросам.

             В отношении характера взаимодействия  черкесской диаспоры с объединениями  этнических общин Северного Кавказа  необходимо отметить, что члены  актива ЧБО периодически посещают  мероприятия, проводимые другими диаспорами, и приглашают их руководителей на свои акции.

             Одним из основных направлений  деятельности является социальная  поддержка малоимущих семей. Вопросами  принятия решения об оказании  финансовой помощи занимается специальная комиссия, рассчитывающая объемы и продолжительность помощи по отработанным научным методикам. Существует резервный фонд, который обеспечивает в экстренной ситуации продолжение оказания финансовой помощи 180 семьям в течение 2-х лет.

             Важным структурным органом общества является совет старейшин, одной из основных функций которого является урегулирование межэтнических и межклановых конфликтных ситуаций, в которые попадают члены общины. Третейскому суду в подавляющем большинстве случаев удается полюбовно решать возникающие споры, не доводя их до рассмотрения в государственных судебных инстанциях, включая случаи причинения по неосторожности телесных повреждений, вреда здоровью и нанесению ущерба имуществу (например, всевозможные случаи ДТП в т.ч., и со смертельным исходом).

             Община располагает собственным  комплексом в одном из центральных  районов столицы, который включает  административное здание, летний  театр, подсобные помещения. Предметом  особой гордости руководства  ЧБО является реализация собственного бизнес-проекта по созданию дополнительных рабочих мест для членов общины – строительство современной пекарни с кондитерским цехом и ресторана национальной кухни на средства гранта Всемирного банка. Для этого Япония безвозмездно поставит необходимое оборудование.

Информация о работе Российско-иорданские отношения