Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 11:43, контрольная работа
Россия была и остается азиатской державой. Здесь стоит сконцентрировать свое внимание на геополитических перспективах России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который уже стал одним из ведущих центров мирового развития. Осознание этого факта было продемонстрировано уже во Владивостокских инициативах М.С. Горбачева 1986 года.
Введение…………………………………………………………………………………………...1
1 Россия и АТР ……………………………………………………………………………………...3
2 Перспективы и интеграции в регионе АТР……………………………………………………...8
Заключение ………………………………………………………………………………………26
Список использованных источников …………………………………………………………..30
Однако до последнего времени Россия оставалась для стран АТЭС гораздо менее интересным торгово-экономическим партнером, чем они для нее (доля России во внешнеторговом обороте стран АТЭС составляет примерно 1%, в то время как доля стран АТЭС во внешнеторговом обороте России превышает 15%). Причина проста: Россия пока может предложить региону, главным образом, лишь сырье, в то время как саму ее интересует в первую очередь высокотехнологичная продукция, производимая в странах АТЭС. Что касается российских производителей сложной технологической и наукоемкой продукции, то они пока слабо представлены в АТЭС.
Исправление такой ситуации вполне соответствует озвучиваемым в последние несколько лет стремлениям руководства России избавить ее экономику от зависимости от экспорта сырья и сделать более современной и конкурентоспособной. Однако следованию в этом направлении, видимо, в какой-то степени помешал новый финансовый кризис, с которым в 2008 году столкнулся мир, и который отвлек внимание от других тем. Борьбе с кризисом был, в основном, посвящен саммит 2008 г. в Лиме.
Однако и спустя год главной темой очередного саммита 2009, на этот раз в Сингапуре, стал кризис и его преодоление. Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона, особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Они могут стать своеобразным «сухопутным мостом» между странами так называемого Тихоокеанского кольца и Европой.
В сентябре 2012 года прошел саммит АТЭС в России, на острове Русский, Владивосток. Специально для саммита было осуществлено строительство объектов саммита. Сейчас еще рано говорить дало ли проведение саммита привлечение инвестиций иностранных инвесторов укрепились ли отношения России и стран АТЭС в целом, но ряд положительных тенденций налицо.
На завершившемся во Владивостоке саммите АТЭС, президент России Владимир Путин призвал участников форума к более активной экономической интеграции, а также к поиску новых подходов к решению ключевых проблем глобальной экономики. В то же время, основной темой выступления главы России было продвижение финансово-экономических интересов страны на глобальном и региональном уровне.
2 Перспективы и интеграции в регионе АТР
Как известно, в АТР нет единого доминирующего международного объединения, подобного ЕС в Европе. Вместо этого здесь действуют несколько региональных образований разного формата и разной нацеленности. Со многими из них Россия уже сотрудничает. Мировой финансовый кризис в значительной мере затронул Европу и США, однако многие страны АТР пережили его, не понеся ощутимых экономических потерь. Тем самым подтвердились прогнозы экспертов о том, что этот регион превращается в локомотив мирового развития. И, возможно, это превращение происходит даже быстрее, чем прогнозировалось раньше. Это обстоятельство повышает ценность АТР как возможного партнера России, сотрудничество с которым поможет ей не только решить задачи подъема Сибири и Дальнего Востока, но и оживления всей российской экономики. Возникает вопрос, с кем из «обитателей» АТР России следует развивать сотрудничество, чтобы максимально эффективно вписаться в экономику региона?
Во-первых, это АТЭС, занимающееся в основном экономическим сотрудничеством. Создание АТЭС стало, в значительной степени, ответом стран региона на усиление европейской экономической интеграции. В 1991 году в Сеульской декларации АТЭС целями Организации были названы поддержание экономического роста стран региона, укрепление взаимной торговли и ликвидация ограничений на передвижение между странами товаров, услуг и капиталов согласно нормам ГАТТ/ВТО.
Отсутствие у АТЭС специального административного аппарата, полномочий правопринуждения при разрешении конфликтов, жесткого планирования перспектив эволюции Форума, а также сложившаяся в Организации практика сотрудничества на основе консенсуса и невмешательства во внутренние дела членов Организации и безусловном признании незыблемости государственного суверенитета сделали Форум чрезвычайно привлекательным клубом для обсуждения региональных и даже глобальных проблем. Поэтому в начале XXI века участниками Форума стала, по принятой в АТЭС терминологии, 21 экономика: Австралии, Брунея, Вьетнама, Гонконга (как особой зоны Китая), Индонезии, Канады, КНР, Республики Корея, Малайзии, Мексики, Новой Зеландии, Папуа-Новой Гвинеи, Перу, России, Сингапура, США, Таиланда, Китайского Тайбея (Тайваня), Филиппин, Чили, Японии. По данным 2008 года, на этих территориях проживает 2,7 млрд. человек, то есть почти половина (43,8 %) населения планеты. Совокупный валовой внутренний продукт превышает 20 триллионов долларов (почти 55 % мирового ВВП). На долю стран АТЭС приходится 49 % мировой торговли товарами и услугами и 40 % прямых иностранных инвестиций.
С другой стороны, те же факторы, что способствовали росту привлекательности Форума, стали причиной чрезвычайно низкой практической эффективности АТЭС, закрепившей за ним ярлык «говорильни», «клуба болтунов» и тому подобное.
Самое главное, что под большим вопросом остается создание Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества как зоны свободной торговли и инвестиций. Этот курс был зафиксирован в Богорской декларации 1994 года и в Манильской программе действий 1996 года. Вхождение в Сообщество намечено к 2010 году для про-мышленно развитых стран-участниц, и к 2020 году — для развивающихся стран. Однако перспективы реализации этих планов остаются туманными.
Главная причина такого положения заключается в том, что даже внутри каждой из двух обозначенных выше групп стран (промышленно развитых и развивающихся) нет единства по поводу скорости формирования зоны свободной торговли. В частности, США, как и Австралия и ещё ряд стран, заинтересованы в ускорении этого процесса и открытии рынков стран Восточной Азии. В то же время, Япония и Республика Корея хотели бы этот процесс притормозить, поскольку не спешат пустить конкурентов на свои рынки, например: рынок сельскохозяйственной продукции. Аналогичную Японии и Корее позицию занимают и входящие в АТЭС страны АСЕАН, больше заинтересованные не в либерализации торговли, а в развитии научно-технического сотрудничества, которое помогло бы им уменьшить технологический и экономический разрыв с развитыми странами.
Правда, разразившийся в конце 1990-х годов азиатский финансовый кризис, выявивший неспособность АТЭС выработать механизмы, которые побуждают, располагая значительными валютными резервами страны, помогать оказавшимся в худшем положении соседям, стимулировал озвучивание на саммите в Куала-Лумпуре в 1998 году предложений активизировать процесс экономической и финансовой интеграции в рамках АТЭС. Однако в связи с достаточно быстрым преодолением кризиса эти идеи не получили развития. Зато популярность приобрели идеи создания азиатской валюты или Азиатского валютного фонда и поиска новых форм внутрирегиональной интеграции по типу АСЕАН + или двусторонних торговых соглашений.
Сохраняются и расхождения в представлениях о целях интеграции, существующих у США и Австралии, с одной стороны, и у стран Восточной и Юго-Восточной Азии — с другой. Поэтому, начиная с Шанхайского саммита 2001 года, набирает популярность идея о приоритетности для АТЭС программы экономического и технического сотрудничества (ЭКОТЕК).
Пробуксовка процесса либерализации торговой и инвестиционной деятельности, а также то обстоятельство, что АТЭС стало все больше напоминать формальную организацию, принимающую каждый год декларации, не дающие никаких конкретных результатов в экономической области, привели к снижению интереса членов АТЭС к сотрудничеству в рамках этой Организации.
Осознание проблем, с которыми сталкивается АТЭС, заставило участников саммита в Сингапуре заговорить о необходимости реформ. В частности, председатель КНР Ху Цзиньтао призвал: во-первых, продолжить создание благоприятных условий для либерализации торговли и инвестиций; во-вторых, на практике помочь развивающимся странам — членам Форума в их развитии, расширить и активизировать передачу технологий и повысить уровень экономического и технического сотрудничества; в-третьих, путем реформ и инноваций повысить динамичность механизма функционирования АТЭС [1].
В итоговых документах саммита-2009 года в Сингапуре среди главных направлений реформ АТЭС были отмечены: поддержка развития малых и средних предприятий; повышение занятости прежде всего в новых и растущих отраслях и активизация сотрудничества в решении социальных проблем в процессе глобализации.
Чтобы облегчить условия создания и функционирования бизнеса в рамках АТЭС, участники саммита в Сингапуре поставили целью к 2015 году снизить стоимость, продолжительность и число процедур, которые необходимо осуществить предпринимателям для открытия бизнеса, получения кредита, выполнения контракта, получения необходимых разрешений и проведения трансграничной торговой операции.
Россия была принята в АТЭС в 1998 году. Обильным на события, связанные с российским сотрудничеством с АТЭС, стал 2002 год: в мае в Москве прошел Форум по деловому сотрудничеству в сфере инновационного предпринимательства, в августе — заседание рабочей группы АТЭС по телекоммуникациям, 4-7 сентября во Владивостоке состоялся Седьмой инвестиционный симпозиум АТЭС, а 9-12 сентября там же — Третья инвестиционная ярмарка АТЭС. А в 2005 году во Владивостоке состоялось ежегодное заседание Транспортной группы АТЭС.
Повышению весомости участия России на саммитах АТЭС способствовало расширение их повестки дня за счёт политических вопросов. Эта тенденция проявилась ещё в 1999 году, когда на саммите в Окленде было согласовано решение об отправке войск ООН в Восточный Тимор и была закреплена в 2001 году, когда на саммите в Шанхае была принята резолюция, осуждающая терроризм.
На саммите в Сантьяго в 2004 году Россия совместно с США выдвинули инициативу о внедрении принципов контроля за перемещением в регионе АТЭС переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). По настоянию России в итоговых документах саммита была отмечена необходимость опоры контртеррористической активности АТЭС на соответствующие международно-правовые документы, в частности резолюцию 1566 СБ ООН, а также важность активизации взаимодействия Форума с профильными международными организациями и институтами.
Кроме того, Россия выступила одним из инициаторов создания в рамках АТЭС механизма сотрудничества в области повышения готовности государств региона к чрезвычайным ситуациям.
Впрочем, Россия выступала и с экономическими предложениями. На том же саммите в Сантьяго по ее инициативе в рамках АТЭС был создан «Диалог по цветным металлам» (ДЦМ), где за Россией было закреплено место сопредседателя совместно с Чили. Россия неоднократно предлагала свою помощь в формировании новой энергетической конфигурации в АТР, и прежде всего в Восточной Азии, путём создания системы нефте- и газопроводов, поставок судами сжиженного природного газа из восточных регионов России, где имеются значительные запасы углеводородов.
Однако до последнего времени Россия оставалась для стран АТЭС менее интересным торгово-экономическим партнером, чем они для нее (доля России во внешнеторговом обороте стран АТЭС составляет примерно 1 %, в то время как доля стран АТЭС во внешнеторговом обороте России превышает 15 %). Причина проста: Россия пока может предложить региону, главным образом, лишь сырье, в то время как саму ее интересует, в первую очередь, высокотехнологичная продукция, производимая в странах АТЭС. Что касается российских производителей сложной технологической и наукоемкой продукции, то они пока слабо представлены в АТЭС.
Исправление такой ситуации вполне соответствует озвучиваемым в последние несколько лет стремлениям руководства России избавить ее экономику от зависимости от экспорта сырья и сделать более современной и конкурентоспособной. Однако следованию в этом направлении, видимо, в какой-то степени помешал новый финансовый кризис, с которым в 2008 году столкнулся мир и который отвлёк внимание от других тем. Борьбе с кризисом был, в основном, посвящен саммит 2008 года в Лиме. Участвовавший в нем президент Д.А. Медведев заявил о намерении России «содействовать созданию такой системы энергообеспечения в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которая позволит потребителям энергоресурсов диверсифицировать географию импорта, обеспечить надежные и бесперебойные поставки». А в опубликованной накануне саммита статье «АТЭС: на пути к стабильному, безопасному и процветающему сообществу» Д. А. Медведев подчеркнул, что «Россия заинтересована в том, чтобы Сибирь и Дальний Восток были самым непосредственным образом вовлечены в региональную интеграцию», и готова предложить партнерам по АТЭС богатейшие запасы нефти, газа и других полезных ископаемых, биоресурсы и пресную воду. Он также напомнил, что «конкурентоспособным активом является научно-технологический, производственный и интеллектуальный потенциал нашей страны, в том числе её восточных регионов»
Однако стоит иметь в виду, что в АТР уже достаточно успешно действуют вполне реальные экономические союзы, например АСЕАН. Россия начала активно развивать отношения с АСЕАН с 2001 года, когда начал функционировать Совместный планово-распорядительный комитет «Россия — АСЕАН». В 2004 году Россия присоединилась к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийс-кий договор) 1976 года, а 10 декабря 2005 года министры иностранных дел РФ и стран АСЕАН подписали в Малайзии «Межправительственное соглашение о сотрудничестве в области экономики и развития». Позднее страны АСЕАН поддержали вступление РФ в ВТО.
Российские эксперты отмечают, что наиболее успешно сотрудничество России и АСЕАН осуществляется в области безопасности и что одной из основных задач РФ в АТР является формирование региональной системы коллективной безопасности с участием максимального числа государств, включая США, Японию, Китай, Россию, Индию, Республику Корея, КНДР и АСЕАН. После подписания в июле 2004 года российско-асеановской «Совместной декларации о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом» систематически проводятся совещания по проблемам транснациональной преступности. По предложению российской стороны на манильской сессии АРФ в августе 2007 года было одобрено заявление «О развитии межцивилизационного диалога», нацеленное на снижение религиозных и межэтнических противоречий. Россию ценят и как партнера, готового прийти на помощь в случае стихийных бедствий, нередких в этом регионе.