Россия и ВТО: проблемы и возможности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в следующем: присоединение России к ВТО – сложный и длительный переговорный процесс. Его результатом стало полноправное участие России в системе мировой торговли, реализация преимуществ международного разделения труда и кооперации, совершенствование экономического сотрудничества России со странами мира.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. ВТО – Всемирная Торговая организация……………………………..5
1.1. История создания и деятельность ВТО………………………………….5
1.2. Основные цели, принципы и функции ВТО……………………………6
Глава 2. Россия и ВТО………………………………………………………….11
2.1. Механизм вступления России в ВТО…………………………………..11
2.2. Проблемы вступления в ВТО на современном этапе…………………..14
Глава3. Экономическая оценка вступления в ВТО………………………….21
3.1. Плюсы и минусы…………………………………………………………..21
3.2. Значение вступления в ВТО для России…………………………………24
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………..28
Приложение………………………………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

глава1МЭО.docx

— 166.96 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Глава 2.  Россия и ВТО

2.1. Механизм  вступления  России в ВТО

Протокол о вступлении России в ВТО был подписан в  декабре 2011 года после переговоров, продлившихся 18 лет.

Протокол  подписали в Женеве тогдашний министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, а со стороны ВТО - глава организации Паскаль Лами.

Одновременно был утвержден  сопутствующий пакет документов, включая обязательства по доступу  на рынок товаров и услуг. Таким  образом, Россия официально была принята  в организацию, членства в которой  добивалась с 1993 года. Однако,  окончательно Россия  присоединилась к ВТО летом этого года.

Итак, протокол о присоединении РФ к ВТО вступил в силу, и Россия стала 156-м членом ВТО. [4]

Правда, в торговле между РФ и  США пока не будут действовать  нормы и принципы ВТО - до отмены так называемой поправки Джексона-Веника, которую конгресс США так и не успел отменить. Поправка Джексона-Вэника, названная так по имени внесших ее в 1974 году конгрессменов, запрещала предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле странам, ограничивающим право граждан на эмиграцию. Поправка в закон о торговле США была внесена специально против СССР, который перестал существовать в 1991 году. С нормами ВТО эта поправка несовместима. [7]

Вступило  в силу постановление правительства РФ от 21 июля об утверждении ставок экспортных пошлин, а 23 августа вступило в силу новый Единый таможенный тариф Таможенного союза (прописывающий ставки импортных пошлин). [5]

Россия с 23 августа снизила только так называемые "антикризисные" пошлины, которые были повышены на некоторые товары с 2009 года. Например, речь идет о понижении импортных пошлин на новые легковые автомобили с 30% до 25% с момента присоединения к ВТО(далее по ним предусматривается постепенное снижение в течение семи лет до 15%).

Средневзвешенный импортный тариф  в РФ в 2008-2010 годах составлял в  среднем 10,3%, в том числе 15,6% по сельхозтоварам и 9,4% - по промышленным. В течение переходных периодов пошлины будут снижаться, и в результате средневзвешенный импортный тариф упадет примерно до 7,1%, в том числе до 11,3% по сельхозтоварам и 6,4% - по промышленным товарам.

Таким образом, в целом снижение средневзвешенной ставки от текущего уровня до конечного, согласованного на переговорах, составил порядка 3 процентных пунктов. Аналогичное снижение наблюдается в части промышленных товаров. В части сельскохозяйственных товаров и продовольствия снижение составило порядка 4,4 процентного пункта.

По оценкам Минэкономразвития, по истечении всех переходных периодов по снижению до финального уровня импортных  пошлин около половины всех ставок останется на уровне не ниже нынешнего  действующего Единого таможенного  тарифа Таможенного союза. Около 30% ставок будут уменьшены не более  чем на 5 процентных пунктов.

Россия приняла на себя обязательства по 116 секторам услуг (из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО). В ряде секторов обязательства предусматривают возможность введения более жестких мер по сравнению с существующим режимом. Например, Россия сможет при необходимости ввести государственную монополию на оптовую торговлю алкоголем.

Вступление в ВТО не заставляет правительство РФ отказываться от регулирования  цен на услуги естественных монополий. Есть только одно ограничение - цены на природный газ для внутренних промышленных потребителей должны формироваться  таким образом, чтобы приносить  прибыль газовым компаниям (а  это итак происходит уже несколько  последних лет). Что касается социальной сферы, то государство может устанавливать тарифы на любом уровне, не обращая внимания на рентабельность продаж товара населению.

Обязательства РФ в области сельского  хозяйства отличаются от стандартных, которые принимались другими странами, присоединявшимися к ВТО. В соответствии со стандартным подходом, страна "связывает" общий объем поддержки, искажающей условия торговли, на уровне трехлетнего периода, предшествующего присоединению, и сокращает в течение короткого периода после присоединения.

Для РФ разрешенный уровень поддержки  будет составлять $9 млрд (что более чем вдвое выше уровня, который был бы разрешен России в соответствии со стандартными правилами). Затем разрешенный уровень поддержки будет постепенно сокращаться, а с 2018 года - будет "связан" на нынешнем уровне.

Некоторые изменения коснулись  также  российского экспорта. Так, Евросоюз должен отменить квоты для России на поставки металлургической продукции. В соответствии с договоренностями правительство утвердило увеличение в три раза квот на экспорт из РФ сосны и ели в 2013 году. Также правительство РФ ранее утвердило ставки экспортных таможенных пошлин на российские товары, приведя их в соответствие с обязательствами после присоединения к ВТО.

Ставки вывозных пошлин на газ природный, газы нефтяные и углеводороды в газообразном состоянии не изменяются. По природному газу ставка остается на уровне 30%, остальным  — 5% от таможенной стоимости.

Остаются без изменений вывозные таможенные пошлины на нефть и ряд нефтепродуктов, ставки по которым устанавливаются правительством РФ ежемесячно, с учетом средней цены на нефть марки Urals на мировых рынках.

Россия в рамках присоединения к ВТО согласилась на ограничение импортных пошлин по более чем 700 товарным позициям. По итогам переходного периода РФ взяла обязательство снизить средневзвешенную ставку импортного тарифа на товары до 7,8% с 10% в 2011 году. 
Средний сельскохозяйственный тариф будет снижен до 10,8% с нынешних 13,2%, средневзвешенная импортная пошлина на промышленные товары – с 9,5% до 7,3%. Более трети импортных тарифов будет снижено с момента присоединения, еще четверть – спустя три года после него. 
При этом в России суммарная господдержка экспорта не превышает $600 млн. в год. В мире господдержка только по линии страхования экспорта в 2011 г. составила (в млрд долл): Китай – 60; Франция – 30; США – 17; Индия – 15; Германия – 13; Италия – 10; Бразилия – 10; Япония – 5; Канада – 5; Великобритания – 3. [20].

В итоге, как уже было указано, протокол о вступлении России в ВТО был подписан в декабре 2011 года. Однако, окончательно Россия  присоединилась к ВТО летом этого года. После чего Россия в рамках присоединения к ВТО начала проводить активно мероприятия по снижению импортных ставок (По программе нового Единого таможенного тарифа Таможенного союза), при этом изменения также коснулись и российского экспорта. Что касается сельского хозяйства, обязательства России отличаются от стандартных, которые принимались другими странами. А в общей сложности Россия приняла на себя обязательства по 116 секторам услуг.

 

2.2.    Проблемы вступления  в ВТО на современном этапе

 

Правительство успешно защитило отрасли, которые могли пострадать от снижения таможенных пошлин по правилам ВТО. Но одновременно оно и не допустило  в страну дешевые иностранные  товары. А бизнесмены уже жалуются, что иностранцы ставят им более высокие барьеры, чем было до вступления в организацию

Москва. 18 сентября. FINMARKET.RU - Российские чиновники всячески успокаивают  бизнес и общественность: вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) не лишит отечественные рынки  ни государственной поддержки, ни защиты от импорта. Просто действующие механизмы  будут переформатированы в те, что разрешены правилами ВТО.

Но из-за этого, увы, снижение таможенных пошлин не приведет к падению  цен на импортные товары. Такой  подход начинает тревожить представителей тех отраслей, которые собирались получить дивиденды от присоединения  к ВТО.

На состоявшемся в круглом столе «Россия в ВТО. Бизнес и власть. Вопросы взаимодействия» высказывались опасения, что в ответ на переформатирование наших мер поддержки западные партнеры могут отказаться от снятия барьеров перед российскими товарами.

Андрей Слепнев, министр  по торговле ЕЭК Таможенного союза 

«Не стоит ждать от вступления в ВТО заметного влияния на инфляцию. Как не будет и каких-то системных катаклизмов, потрясений для экономики в целом или  отдельных отраслей. Колебания валютного  курса в разы - в 3-4 раза - превышают  эффект от снижения таможенных барьеров (уровня связывания – «Финмаркет») с 9,6% до 7,8%. Наша экономика за долгие годы адаптировалась к свободным валютным курсам, а теперь [эти свободные курсы предоставляют] дополнительную защиту от тарифных колебаний. Но и сама база ВТО вряд ли способна дать большой кумулятивный эффект для российской экономики.

Мы можем вести активную политику защиты наших интересов, так  как являемся крупнейшим мировым  импортером. Рыночная правда на нашей стороне. Здесь мы не имеем серьезных торгово-политических ограничителей и можем действовать достаточно эффективно.

 Кризис приводит к  тому, что растет агрессивность  экспортоориентированного бизнеса при экспансии на наш рынок. Это касается не только китайских, но и европейских, американских компаний. И ВТО дает дополнительные возможности для работы этих компаний на российском рынке. Мы должны держать ухо востро.

 С другой стороны,  протекционизм в мировой торговле  будет расти. Это уже подтверждает  мониторинг в рамках ВТО: если  в прошлом году объем мировой  торговли, затронутый барьерами,  был равен 3%, то в этом году  уже говорят о 5%.

 Вступление в ВТО  активизировало интеграционные  процессы: Таможенный союз, Единое  экономическое пространство сформированы  на условиях ВТО, но идут  дальше. Может даже «ВТО три  плюс». Взаимная торговля в  рамках ТС в прошлом году  росла быстрее, чем внешняя  в целом (38% и 35%).

 К Таможенному союзу  со всех сторон посыпались  заявки на заключение соглашений  о создании зон свободной торговли: 35 стран и объединений находятся  в той или иной стадии диалога.  Мы не готовы на дружбу по  политическим мотивам. Будем проявлять  исключительно прагматичный подход, понимая, какие выгоды мы получим.  Это касается и стран СНГ. 

 В среднесрочной перспективе  мы воздержимся от заключения  большого количества соглашений  о свободной торговле, понимая,  что нам нужно переварить эффект вступления в ВТО. Мы вряд ли мы готовы к следующему этапу либерализации, не осознав до конца, что мы получим от ВТО, и как это наложится на кризисные явления. Акцент мы будем делать на стратегических рынках и товарах высокого передела.

Меморандум об учреждении торгового диалога между ТС и  Украиной подписан на прошлой неделе.

 Во втором квартале  следующего года намерены начать  переговоры о создании зоны  свободной торговли с Вьетнамом.  Совет ЕЭК в пятницу одобрил проект соответствующего решения. С сегодняшних $3 млрд совместного оборота с Вьетнамом мы можем прийти к $12 млрд к 2020 году

 Активные переговоры  по утилизационному сбору на  автомобили ведутся с Украиной. Надо учитывать, что мы торгуем  в паритете – количество машин,  поставляемых нами на Украину,  и ими к нам, примерно сопоставимо.  Аналогичные нашим меры по утилизации колесных транспортных средств там собираются ввести уже на этой неделе. В этом смысле у нас образуются возможности по гармонизации требований в отношении утилизации. Как это будет выглядеть в пока еще не подписанном соглашении, я говорить не готов. Главное - избежать появления барьеров во взаимной торговле».

Георгий Каламанов, замглавы Минпромторга

 «В рамках работы  по адаптации российской экономики  к работе в условиях ВТО  определены те отрасли, которым  надо помогать с особым усердием. Прежде всего, это легкая промышленность: производство обуви и одежды. Во-вторых, сельхозмашиностроение. 

 Пока еще трудно  понять, с чем связаны проблемы  этих отраслей: со вступлением  России в ВТО или с их  системными бедами. Например, в легкой  промышленности главная проблема  – нехватка сырья. Она никак  не связана с ВТО. Надо развивать  отечественный рынок сырья. 

 Наше автомобилестроение  в ближайшие несколько лет  серьезно собирается выйти на  внешние рынки. Надо готовить  новые меры господдержки этого  процесса.

 Обсуждается возможность  повышения таможенных пошлин  по тем направлениям, где нынешний  уровень связывания позволяет  нам это сделать в рамках  соглашений с ВТО. Например, по  углю и по оборудованию для  металлургической промышленности 

 Опыт использования  утилизационного сбора на колесные  средства можно было бы распространить  и на сельхозтехнику. Это реально  работающий механизм. Соответствующее решение будет подготовлено в течение двух недель и внесено в правительство».

Олег Алдошин, заместитель  министра сельского хозяйства 

 «Из 1,5 трлн рублей господдержки, которые предполагается выделить аграрному сектору в соответствии с утвержденной правительством в июле новой госпрограммой по развитию сельского хозяйства на 2013-2020 годы, 1,1 трлн относятся к «зеленой» корзине и полностью соответствуют правилам ВТО.

 В растениеводстве  мы переходим к новым видам  субсидий, которые не связаны  с поддержкой производства конкретных  видов продукции – к несвязанной  поддержке. Это субсидии на  повышение доходности товаропроизводителей.

 В животноводстве будем  стимулировать производство товарного  молока: субсидии на литр продукта  только высшего и первого сорта.  К сожалению, значительная часть  продукции производится в личных  подсобных хозяйствах, где качество  значит ниже и не отвечает  требованиям переработчиков. Поэтому  они неохотно работают с частниками. Мы же должны способствовать  повышению конкурентоспособности  нашего производства». 

Александр Дейнеко, директор Фонда развития трубной промышленности

«Вступление в ВТО нас  не очень-то пугает, хотя по ряду товарных позиций тарифы были сразу снижены  в три-четыре раза. Тревожит другое.

Информация о работе Россия и ВТО: проблемы и возможности