Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 10:57, дипломная работа
Цели работы:
-проследить становление японо-советских отношений;
-показать, какую роль сыграла агрессивная политика Японии на Дальнем Востоке в появлении новой расстановки сил в мире;
-раскрыть противоречия, существовавшие в отношениях двух стран.
Введение ..................................................................……………………………....5
Глава I Восстановление и развитие советско-японских отношений (1925–1936)………………………………………………………………………………..7
1.1 Нормализация отношений между СССР и Японией………..………………7
1.2 Современный взгляд на «меморандум Танаки»…………………………..10
1.3. Международное значение установления советско-японских отношений....................................……………………………………….............10
1.4 Вторжение японских войск в северо-восточный Китай и позиция СССР по этому вопросу….……………….……………………………………………….13
1.5.Предложение СССР Японии заключить Пакт о ненападении (1931-1932)…………………………………………………………………………….. 15
1.6. Мероприятия СССР по укреплению безопасности. Нагнетание напряжённости в дальневосточном регионе……………….…………………16
1.7. Советско-японские вооружённые конфликты .………………………….20
Глава II Советско-японские отношения во время Второй мировой войны............................................................……….………………………..…..29
2.1. Позиция Японии и Германии………………………….………...………...29
2.2.Переговоры о «Пакте четырёх» в Берлине и советско-японские отношения в 1940 г.............................……………………………………….….31
2.3. Заключение Пакта о нейтралитете между СССР и Японией…………….34
2.4. Советско-японские отношения в начальный период Великой Отечественной войны………………………………………………………..…38
2.5. Советско-японские отношения в декабре 1941 – начале 1942 гг……….42
2.6. Вопрос о предоставлении Советским Союзом США военно-воздушных баз на территории СССР………………………………………………………..44
2.7. Ликвидация японских концессий на Северном Сахалине и продление рыболовной конвенции 1928 года как условие заключения пакта о нейтралитете…………………………………………………………………..…47
2.8. Советско-японские конфликты в связи с препятствием судоходству в морях Дальнего Востока……………………………………………………..…49
2.9. Советско-японские отношения на встречах руководителей и представителей союзных держав в 1943-1944 гг…………………………..…50
2.10. Попытки Японии улучшить отношения с СССР и добиться прекращения войны между Германией и СССР в 1944 г………………………………….…51
2.11. Вопросы советско-японских отношений на Ялтинской (Крымской) конференции………………………………………………………………….….53
Глава III Советско-японские отношения после ялтинской конференции и до окончания Второй мировой войны ........................................………………….55
3.1.Советско-японские отношения с 11 февраля до 5 апреля 1945 года………………………………………………………………….....................55
3.2.Потсдамская (Берлинская) конференция и решение союзников в отношении Японии……................ ....…………………………………………...56
3.3.Подготовка к военным действиям………….…………………………...…57
3.4.Военные действия и переговоры о капитуляции Японии...........................58
Заключение .........................................................……………………….….........64
Список использованных источников ……………………………………….....66
Приложения............................................................……………………….….... 68
В ст. 4 страны соглашались заключить договор о торговле и мореплавании в соответствии с принципами свободы въезда, передвижения, права частной собственности и свободы торговли, мореплавания и занятия различными промыслами на основе национального законодательства договаривающихся сторон.
В ст. 5 страны торжественно утверждали, что они намерены жить в мире и дружбе между собой и строго уважать национальное законодательство друг друга, не допускать того, чтобы какие бы то ни было лица или организации одной договаривающейся стороны предоставляли какую-либо финансовую помощь каким бы то ни было лицам или организациям другой стороны. Стороны соглашались воздерживаться от любых действий, которые могли представлять угрозу порядку или безопасности любой части территории СССР или Японии. Стороны брали на себя также обязательство не допускать на территории, находящейся под их юрисдикцией, действий каких бы то ни было организаций или групп и связанных с ними лиц и граждан, претендующих стать правительством другой договаривающейся стороны, и осуществляющих соответствующую политическую деятельность.
В ст. 6 советская сторона выражала готовность предоставить японской стороне концессии на разработку минеральных, лесных и других природных ресурсов на территории СССР.
Протокол А обязывал стороны взаимно обеспечить права собственности на движимое и недвижимое имущество, которое в прошлом принадлежало России в Японии и Японии — в России до 7 ноября 1917 г. (ст. 1).
В этом документе предусматривалось также проведение переговоров по долгам России правительству Японии и её частным лицам, которые возникли в связи с займом и казначейскими билетами бывшего царского и Временного правительств России. Такие же переговоры должны были быть проведены и в случае возникновения любых других односторонних или взаимных требований сторон (ст.2).
По Протоколу А (ст. 3) Япония была обязана к 15 мая 1925 г. завершить вывод своих оккупационных войск с Северного Сахалина. Детали, касающиеся порядка передачи власти на этой территории от командующего японскими оккупационными войсками соответствующим органам СССР, должны были быть согласованы в г. Александровске.
Протоколом Б устанавливалось предоставление Японии концессий на эксплуатацию 50 % площади восьми нефтяных месторождений на Северном Сахалине, выбранных японской стороной. Ей СССР предоставлял также две угольные концессии. Соответствующие концессионные договоры были заключены в декабре 1925 г. сроком до 1970 г. [17, с.85-87].
Особенно важным для советско-японских отношений являлось обязательство СССР и Японии не вмешиваться во внутренние дела друг друга, данное сторонами в ст. 5 Конвенции об основных принципах взаимоотношений между СССР и Японией 1925 г.
Предложение японской стороны о включении в Конвенцию этой статьи было вызвано активизацией революционного движения в Японии под влиянием революционных событий в России и в Западной Европе и установками Коминтерна на мировую коммунистическую революцию.
Обязательства по этой статье Конвенции носили взаимный характер и отвечали в определенной степени интересам договаривающихся сторон. Однако её положения противоречили теоретическим установкам и практике влиятельных правящих группировок в обеих странах.
При этом, в Манифесте I Конгресса Коммунистического интернационала к пролетариям всего мира, в одобренном для рассмотрения СНК РСФСР и письме в адрес зам. наркома по иностранным делам Л.М. Карахана, в письме Л. Троцкого в ЦК РКП(б) о подготовке элементов „азиатской“ ориентации» принципы статьи 5 Конвенции откровенно попирались.
На средства Коминтерна начался выпуск газеты японских коммунистов «Мусанся симбун» («Пролетарская газета»)
В 1928 г. японское правительство выступило с протестом против вмешательства Коминтерна во внутренние дела Японии, обвинив Москву в нарушении положения ст. 5 Конвенции между СССР и Японией об отказе от содействия организациям, деятельность которых направлена «против порядка и безопасности» договаривающихся сторон.
Вопрос о движимом и недвижимом имуществе регулировался Протоколом А, подписанным сторонами 20 января 1925 г. одновременно с Конвенцией об основных принципах взаимоотношений СССР и Японии. В соответствии со ст. 1–2 Протокола А спорные вопросы должны были быть обсуждены на конференции сторон.
8 июня 1925 года полпред
СССР в Японии В.Л. Копп направил
в МИД Японии ноту протеста
в отношении того, что ряд японских
банков хранят на своих
Требования НКИД СССР выполнены не были. Таким образом обе стороны изначально были весьма далеки от точного исполнения буквы Конвенции.
1.2. Современный взгляд на «Меморандум Танаки»
В истории довоенных отношений СССР с Японией немалую роль сыграл «Меморандум Танаки» (1927 г.) — генерала, премьер-министра и министра иностранных дел и колоний Японии. Этот документ сыграл значительную роль в процессе милитаризации Японии, нагнетания экспансионистских устремлений в ее внешней политике, которая в конечном счете привела к возникновению очага Второй мировой войны на Дальнем Востоке, а позднее и к войне на Тихом океане.
«Меморандум Танаки»
представляет особый интерес
с точки зрения использования
его для мобилизации советских
масс на противостояние
В материалах Токийского международного военного трибунала для Дальнего Востока (1946–1948) «меморандум» фигурирует как документ, представленный американскими обвинителями под № 169. Он объявляется программой вооруженного захвата стран Евразии, начиная с сопредельных районов Китая и СССР, в целях достижения мировой гегемонии.
Подобная точка зрения долго сохранялась в статьях и книгах отечественных историков вплоть до последних лет. Сегодня же большинством историков считается, что «Меморандум Танаки» был фальшивкой. Это мнение в июле 1995 г. в Москве подтвердил директор Центра изучения Японии в Тяньцзиньском университете Нанкай профессор Ю Синьчун.
«В подлинности меморандума
сомнений не было не только
потому, что в сопроводительном
письме генерального штаба
1.3. Международное
значение установления
Установление межгосударственных отношений между СССР и Японией в результате подписания Конвенции 1925 г. ознаменовало завершение борьбы Советского Союза за его дипломатическое признание с ведущими капиталистическими государствами и явилось событием огромного международного значения. Япония же получила в результате этого стратегический выигрыш. Конвенция с СССР, которую в перспективе рассматривали как пролог к советско-японскому союзу предоставляла Японии защиту в отношении войны с США.
На основе Конвенции и приложенного к ней Протокола А в декабре 1925 г. было заключено два советско-японских концессионных договора о добыче нефти и угля на Северном Сахалине и учреждено два акционерных общества с капиталом по 10 млн. иен. При этом общая оценка нормализации советско-японских отношений официальными кругами Японии носила сдержанный характер. Тем не менее установление нормальных отношений между СССР и Японией привело к оздоровлению обстановки на Дальнем Востоке, оживлению контактов по линии общественных организаций между двумя странами, развитию отношений на базе концессионных соглашений и рыболовной конвенции 1928 г., по которой японским компаниям предоставлялось право промысла и обработки любых видов рыбы и морепродуктов, кроме котиков и каланов, у побережья Советского Союза на Дальнем Востоке, за исключением 37 бухт и залива Петра Великого, и в бассейне р. Амур на участках, приобретенных с публичных торгов, в которых могли участвовать и советские организации.
Конвенция о принципах взаимоотношений между СССР и Японией фиксировала новое соотношение сил, сложившееся к середине 20-х гг. на Дальнем Востоке после поражения Японии в ее интервенции на советском Дальнем Востоке .
В 1926–1928 гг. Советский Союз в развитие принципов упомянутой Конвенции вносил предложение японской стороне заключить пакт о ненападении, одной из задач которого являлось предотвращение вооруженных столкновений с японскими войсками в Китае при оказании содействия китайским коммунистам за «советизацию» страны в их борьбе с войсками Чан Кайши и китайскими милитаристами, которых поддерживала Япония.
Выступая на словах за взаимное невмешательство во внутренние дела (ст. 5 Основной конвенции), стороны стремились на основании этой статьи ограничить подрывную деятельность другой стороны. Причем Япония имела гораздо большие возможности поддерживать самые различные антисоветские белоэмигрантские организации в Японии и в Маньчжурии, чем СССР малочисленные марксистские группы в Японии.
В первые годы после восстановления отношений между СССР и Японией между ними имелись различные экономические и политические вопросы.
Первый из них — конкуренция Владивостока с занятым японцами в результате Русско-японской войны Дайреном, которая обострилась в связи с тем, что правление КВЖД, находившееся под контролем СССР, установило повышенные тарифы на перевозки на ее южном участке Харбин — Чаньчунь (Куанченцзы).
Второй вопрос — это стремление японцев снизить советские доходы от КВЖД за счет конкуренции с нею других железных дорог, строящихся на японские деньги в Китае. Особую угрозу представляли собой две линии: Таонаньфу — Цицикар с продолжением к Сахалину и Гирин — Дунхуа с продолжением к Сэйсину в Корее. Советские протесты японская сторона отводила ссылкой на то, что формально это строительство проводится властями Китая, хотя и на японские деньги и с помощью японских инженеров, и предлагала СССР развивать такое же строительство, хорошо зная, что наша страна не располагала в тот период необходимыми средствами.
Одним из важных для СССР вопросов, по которому Москве удалось добиться успеха в отношениях с Японией, был вопрос о позиции Японии по международному протоколу о признании присоединения Бессарабии к Румынии, подписанному 23 октября 1920 г. Англией, Францией, Японией и Италией. По его условиям этот документ вступал в силу только после ратификации его тремя участниками, среди которых Япония играла роль одной из ведущих держав.
Поэтому еще в 1924 году в ходе переговоров в Пекине о восстановлении дипломатических отношений советская делегация предложила Токио выступить с заявлением об отказе от ратификации этого протокола.
Японская сторона от публичного заявления на этот счет воздержалась, но заключила с Москвой секретное соглашение о том, что Токио не будет ратифицировать Бессарабский протокол, и сдержала свое слово. .
При всей сложности отношений между СССР и Японией по вопросам Маньчжурии Москва имела реальные рычаги давления. Первым из них был вопрос о японских рыболовных предприятиях на Камчатке и в Приморье, вторым являлся такой же подход к японским лесным концессиям в Приморье, а третьим — к угольным и особенно нефтяным концессиям на Сахалине в условиях, при которых военно-морской флот Японии рассчитывал использовать последние в качестве своей нефтяной базы в возможном вооруженном конфликте с США[6, с.78].
Стремление советского правительства получить дипломатическое признание государств Европы и Азии, среди которых важное место занимала Япония, свидетельствует о том, что во внешней политике советского руководства стали отчетливо проявляться элементы реализма, выразившиеся в претворении в жизнь концепции «мирного сосуществования» с другими странами.
1. 4. Вторжение
японских войск в северо-
После разгрома в 1929 г. в Северной Маньчжурии Особой дальневосточной армией под командованием маршала В. К. Блюхера, войск китайского милитариста Чжан Сюэляна, пытавшегося противодействовать усилению советского влияния в зоне КВЖД, руководство японской Квантунской армии стало опасаться, что СССР попытается взять реванш за поражение в Русско-японской войне и вытеснить японцев из Южной Маньчжурии.
В связи с этим в военных кругах Японии крепло намерение, разрешить проблему Маньчжурии. С этой целью руководство армии учредило секретную комиссию, которая летом 1931 г. разработала «Основные положения мероприятий по разрешению проблем Маньчжурии и Монголии». Под давлением правительства армейское руководство решило отодвинуть на четыре года осуществление программы, изложенной в этом документе, хотя он уже был одобрен и принят к исполнению военным министром Д. Минами.
Однако в штабе Квантунской армии все более усиливавшие свое влияние сторонники немедленных военных действий, тайно поддержанные высокопоставленными военными в Токио, не согласились с этой отсрочкой и выступили за продолжение политики, которую Япония последовательно проводила с периода Русско-японской войны.
Учитывая эти настроения, армейское руководство в Токио пошло на фактическую отмену сдвига сроков нападения на Маньчжурию, намеченных на 1935 г., и выступило за ее немедленную оккупацию.
Информация о работе Советско – японские отношения в 1930х – 1940х гг