Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 00:23, доклад
Самый надежный и продуктивный путь к разрешению накопившихся в СНГ проблем – встречи на высшем уровне. Но в структуре Содружества нет действенного экономического механизма реализации достигнутых на саммите договоренностей, усиливающих, с одной стороны, эффективное взаимное присутствие в реальных экономиках стран региона, а с другой – создающих достаточно высокую экономическую заинтересованность государств-участников в совместных действиях.
Самый надежный и продуктивный путь к разрешению накопившихся в СНГ проблем – встречи на высшем уровне. Но в структуре Содружества нет действенного экономического механизма реализации достигнутых на саммите договоренностей, усиливающих, с одной стороны, эффективное взаимное присутствие в реальных экономиках стран региона, а с другой – создающих достаточно высокую экономическую заинтересованность государств-участников в совместных действиях.
• Для России СНГ – зона стратегических интересов, а страны ближнего зарубежья пока еще являются естественной экономической средой друг для друга
• Нельзя упустить шанс построения в рамках СНГ мощного экономического блока на основе обеспечения модернизации национальных экономик стран-участниц
• Реформа Межгосударственного банка и создание на его основе регионального банка развития СНГ – ключевой экономический механизм оживления интеграционных процессов
Уже более 15 лет прошло со
дня образования СНГ и более
14 лет, как главы государств Содружества
подписали Договор о создании
Экономического союза. Взаимодействие
стран в рамках Содружества осуществляется
через его координирующие институты:
Совет глав государств, Совет глав
правительств, Межпарламентскую Ассамблею,
Исполнительный Комитет, который является
правопреемником
Действительно, прогресса
на пути интеграции не наблюдается. Формально
в СНГ существует зона свободной
торговли с изъятиями и ограничениями,
но Россией соответствующие
В то же время в последние годы происходит наращивание экономического присутствия России в странах СНГ в основном за счет инвестиций бизнес-структур. Данные статистики свидетельствуют о наращивании взаимных капиталовложений в СНГ. Так, за период 2000-2005 гг. объем российских инвестиций в страны СНГ, даже по данным официальной статистики, отражающей лишь часть реальных потоков, вырос в 4,7 раза. И это несмотря на селективные ограничения взаимопроникновения бизнеса, а также на связи местных элит с органами власти, которые не допускают конкуренцию со стороны бизнеса из СНГ [1]. Свою роль здесь играют схожесть институтов и динамичное экономическое развитие стран региона, ВВП которых за последние 6 лет рос со средним темпом 7,1% в год [2]. То есть при «пробуксовывании» интеграции «сверху» бизнес «снизу» постепенно консолидирует постсоветское пространство.
Следует также отметить,
что экономическая
На фоне этих разнонаправленных тенденций неизменным является то, что для России СНГ – зона стратегических интересов, а страны ближнего зарубежья пока еще являются естественной экономической средой друг для друга. Приведем лишь один пример. На фоне разговоров о необходимости ухода от сырьевой зависимости доля продукции машиностроения в совокупном экспорте России в первом полугодии 2006 г. составляла лишь 4,6%, тогда как в экспорте в страны СНГ – 19,4% [4]. Соответственно и для Содружества как организации назрела необходимость реформирования для повышения эффективности ее работы.
Поэтому на Казанском саммите
в августе 2005 г. было принято решение
о совершенствовании и
На наш взгляд, особую важность приобретают следующие основные направления реформирования СНГ:
Самый надежный и продуктивный путь к разрешению накопившихся проблем – встречи на высшем уровне. В их подготовке и последующей реализации достигнутых принципиальных решений на политическом уровне участвует весь широкий спектр действующих политических институтов. Однако в структуре СНГ нет действенного экономического механизма осуществления достигнутых договоренностей, усиливающих, с одной стороны, эффективное взаимное присутствие в реальных экономиках стран региона, а с другой – создающего достаточно высокую экономическую заинтересованность участников Содружества в совместных действиях.
Наиболее действенным и, пожалуй, единственно возможным таким механизмом на современном этапе нам видится создание регионального банка развития СНГ. Он призван реализовывать две основные задачи: финансирования совместных инвестиционных проектов, связанных с интеграцией и в том числе с взаимодействием бизнеса, и содействия развитию стран региона.
Использование для этих целей именно банковского института повышает транспарентность осуществляемого финансирования [6].
В аналогичных интеграционных
союзах в различных регионах мира
такие банки активно действуют
и создаются, как правило, одновременно
с наднациональными органами управления.
На сегодняшний день действует порядка
нескольких десятков таких финансовых
организаций в различных
Модель функционирования
таких финансовых институтов была заимствована
у ключевых многосторонних банков развития
(Всемирного банка, Азиатского банка
развития, Межамериканского банка развития
и т.д.), которые объединяют капитал
стран-членов и направляют его на
решение таких насущных проблем
стран-бенефициаров, как сокращение
бедности, улучшение уровня жизни
населения, повышение
Опыт функционирования интеграционных банков развития показывает, что они являются важным инструментом в кредитовании социальных, инфраструктурных проектов, усилении взаимозависимости стран через углубление специализации и кооперации производства. Например, Центрально-Американский банк экономической интеграции предоставил кредиты странам-членам, за счет которых в регионе к 2000 г. было сооружено 22% энергетических мощностей, построено 9% дорог с твердым покрытием, 7% водопроводов, 14% телефонных линий, прошли обучение 6% школьников и 8% студентов средних специальных учебных заведений [7].
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) играет важную роль в развитии инфраструктуры в ЕС, а также конвергенции экономик стран-членов, в особенности недавно присоединившихся. О масштабах деятельности ЕИБ свидетельствует объем непогашенных кредитов, который по состоянию на конец 2005 г. приблизился к 300 млрд евро. Только за 2005 г. ЕИБ выдал кредитов на сумму около 50 млрд евро [8].
Необходимость в создании многосторонних наднациональных организаций в интеграционных группировках обусловлена несколькими факторами [9].
Во-первых, низкая рентабельность реализуемых программ не может заинтересовать коммерческие банки кредитовать эти проекты.
Во-вторых, инвестиционные проекты зачастую носят региональный характер, например строительство автомобильных и железных дорог, трубопроводов, ЛЭП в рамках транспортных коридоров, программы по защите окружающей среды, вложения в социальную сферу (содействие региональному развитию). Совместное финансирование будет эффективнее и дешевле, нежели старания каждой страны по отдельности.
В-третьих, такой наднациональный институт выполняет важную функцию по координации действий стран-участниц.
В-четвертых, удобство использования
данного механизма кредитования
связано с большими возможностями
многосторонних банков привлекать средства
на мировом рынке ссудных
В-пятых, многосторонний институт
развития может стать примером эффективного
наднационального механизма государственно-
До недавнего времени на постсоветском пространстве отсутствовали многосторонние банки, занимающиеся финансированием интеграционных проектов в СНГ. Только в 2006 г. был учрежден Евразийский банк развития, занимающийся углублением экономического сотрудничества России и Казахстана. И хотя он учрежден в рамках ЕврАзЭС, другие члены группировки пока лишь размышляют над членством в этом банке развития, а распространение его деятельности на другие страны СНГ может быть лишь делом отдаленного будущего. В принципе это первый «живой» инвестиционный механизм на постсоветском пространстве, у которого есть определенная перспектива. Вместе с тем идет активный процесс усиления национальных банков развития в ряде стран СНГ, особенно в странах – экспортерах энергоносителей (России, Казахстане), сталкивающихся с притоком «избыточных» финансовых ресурсов. Однако ниша по построению финансового института, занимающегося финансированием интеграционных процессов во всем регионе СНГ и содействием развитию входящих в него стран, остается незаполненной.
Были и неудачные примеры учреждения таких институтов. Созданный в 1994 г. Центрально-Азиатский банк сотрудничества и развития при участии Казахстана, Узбекистана и Киргизии с целью финансирования и кредитования региональных проектов, а также осуществления межгосударственных расчетов ввиду неэффективной деятельности был вынужден прекратить свою работу [10].
Ввиду отсутствия действующих многосторонних механизмов финансирования развития свободную нишу заняли зарубежные банки развития. В настоящее время страны постсоветского пространства являются бенефициарами Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Азиатского банка развития (АБР), Исламского банка развития (ИБР), национальных институтов развития Германии, Китая, Японии и ряда других стран (см. таблицу).
Информация о работе Сотрудничество Республики Узбекистан со странами СНГ