Сотрудничество Республики Узбекистан со странами СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 00:23, доклад

Краткое описание

Самый надежный и продуктивный путь к разрешению накопившихся в СНГ проблем – встречи на высшем уровне. Но в структуре Содружества нет действенного экономического механизма реализации достигнутых на саммите договоренностей, усиливающих, с одной стороны, эффективное взаимное присутствие в реальных экономиках стран региона, а с другой – создающих достаточно высокую экономическую заинтересованность государств-участников в совместных действиях.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад.docx

— 57.04 Кб (Скачать файл)

Самый надежный и продуктивный путь к разрешению накопившихся в  СНГ проблем – встречи на высшем уровне. Но в структуре Содружества  нет действенного экономического механизма реализации достигнутых на саммите договоренностей, усиливающих, с одной стороны, эффективное взаимное присутствие в реальных экономиках стран региона, а с другой – создающих достаточно высокую экономическую заинтересованность государств-участников в совместных действиях.

• Для России СНГ –  зона стратегических интересов, а страны ближнего зарубежья пока еще являются естественной экономической средой друг для друга 

• Нельзя упустить шанс построения в рамках СНГ мощного экономического блока на основе обеспечения модернизации национальных экономик стран-участниц

• Реформа Межгосударственного  банка и создание на его основе регионального банка развития СНГ  – ключевой экономический механизм оживления интеграционных процессов

Уже более 15 лет прошло со дня образования СНГ и более 14 лет, как главы государств Содружества  подписали Договор о создании Экономического союза. Взаимодействие стран в рамках Содружества осуществляется через его координирующие институты: Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентскую Ассамблею, Исполнительный Комитет, который является правопреемником Исполнительного  Секретариата СНГ и Межгосударственного  экономического комитета Экономического союза. Кроме того, создано большое  число отраслевых органов. В последнее  время все чаще говорится о  неэффективности многочисленных бюрократических  структур СНГ.

Действительно, прогресса  на пути интеграции не наблюдается. Формально  в СНГ существует зона свободной  торговли с изъятиями и ограничениями, но Россией соответствующие документы  не ратифицированы. Более того, в  последнее время активизировались разнообразные «торговые войны», явно не способствующие налаживанию  сотрудничества между странами. Как  следствие этого происходит снижение доли взаимной торговли стран Содружества. Так, доля стран СНГ во внешнеторговом обороте России (основного локомотива взаимной торговли) сократилась с 18,4% в 2004 г. до 15,2% в 2005 г. и до 14,4% в первом полугодии 2006 г., по данным Федеральной  таможенной службы России. Вместе с  тем некоторые страны СНГ в  результате произошедших в них внутриполитических событий довольно скептически относятся  к реанимации этой организации и  периодически заявляют о возможном  выходе из нее. Во многом это обусловлено  тем, что страны ближнего зарубежья  в настоящее время находятся  на разных уровнях политического  и экономического развития, а ряд  из них предпочитают иные интеграционные векторы.

В то же время в последние  годы происходит наращивание экономического присутствия России в странах  СНГ в основном за счет инвестиций бизнес-структур. Данные статистики свидетельствуют о наращивании взаимных капиталовложений в СНГ. Так, за период 2000-2005 гг. объем российских инвестиций в страны СНГ, даже по данным официальной статистики, отражающей лишь часть реальных потоков, вырос в 4,7 раза. И это несмотря на селективные ограничения взаимопроникновения бизнеса, а также на связи местных элит с органами власти, которые не допускают конкуренцию со стороны бизнеса из СНГ [1]. Свою роль здесь играют схожесть институтов и динамичное экономическое развитие стран региона, ВВП которых за последние 6 лет рос со средним темпом 7,1% в год [2]. То есть при «пробуксовывании» интеграции «сверху» бизнес «снизу» постепенно консолидирует постсоветское пространство.

Следует также отметить, что экономическая взаимозависимость  стран СНГ пока еще находится  на достаточно высоком уровне. Так, показатель взаимной торговли составляет более 25%, т.е. четвертая часть внешнеторгового  оборота приходится на страны СНГ [3]. Это сравнимо, например, с внутренней торговлей в АСЕАН, которая наращивает экономическое сотрудничество в  своей интеграционной группировке. Такая торговая взаимозависимость  в СНГ объясняется тем, что  прежде страны Содружества представляли собой единый народнохозяйственный комплекс, часть кооперационных связей которого еще сохранилась в ряде отраслей промышленности, например авиастроении, металлургии, машиностроении. Ряд производств в рамках этих связей вполне могли бы функционировать в новых рыночных условиях, если бы получили импульс для развития. Ярким примером является гражданское авиастроение. Сохранилась и развивается инфраструктура, в частности сеть магистральных трубопроводов. Однако поддержание, а тем более развитие связей в этих направлениях требует значительных инвестиций.

На фоне этих разнонаправленных  тенденций неизменным является то, что для России СНГ – зона стратегических интересов, а страны ближнего зарубежья  пока еще являются естественной экономической  средой друг для друга. Приведем лишь один пример. На фоне разговоров о необходимости ухода от сырьевой зависимости доля продукции машиностроения в совокупном экспорте России в первом полугодии 2006 г. составляла лишь 4,6%, тогда как в экспорте в страны СНГ – 19,4% [4]. Соответственно и для Содружества как организации назрела необходимость реформирования для повышения эффективности ее работы.

Поэтому на Казанском саммите  в августе 2005 г. было принято решение  о совершенствовании и реформировании органов Содружества. На последнем же саммите в ноябре 2006 г. в Беларуси главы государств решили образовать Межгосударственную рабочую группу в составе заместителей глав внешнеполитических ведомств с участием представителей Исполнительного комитета СНГ, других органов Содружества и экспертов и подготовить до 1 июня 2007 г. на основе Доклада Группы высокого уровня и предложений государств-участников проект Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств [5].

На наш взгляд, особую важность приобретают следующие основные направления реформирования СНГ:

  1. Содружество безусловно должно сохраниться как форум для обсуждения наиболее важных проблем и обмена опытом постсоветских государств. Несмотря на значительную дивергенцию экономических и политических систем и ослабление взаимных хозяйственных связей, регион СНГ все еще характеризуется большим числом общих проблем. Одной из важнейших среди этих проблем является необходимость модернизации национальных экономик стран СНГ, которые в своем развитии попадают все в большую зависимость от добывающих отраслей и отраслей с низкой степенью переработки.
  2. Необходимо усилить роль СНГ как организации социальной, гуманитарной, культурной и научной интеграции. Эти направления создают основу для дальнейшего взаимодействия в других сферах. Если эта основа разрушится, то все остальные интеграционные процессы окажутся сильно затрудненными.
  3. В экономической сфере нужно отойти от «жестких» интеграционных схем, предполагающих постадийное движение от зоны свободной торговли через таможенный союз к более высоким формам интеграции – экономическому и валютному союзам. Ряд стран СНГ, по крайней мере политически, пока не готовы к такому движению. В то же время существует большое количество секторов в экономике, где могут быть реализованы взаимовыгодные многосторонние проекты, интересные для широкого круга стран: транспорт, энергетика, машиностроение и др.
  4. Придание дополнительного импульса развитию СНГ как площадки для взаимодействия бизнеса, совместного решения им ряда вопросов, в том числе, возможно, формирования кодексов поведения, усвоения «лучших практик» деятельности и т.д.

Самый надежный и продуктивный путь к разрешению накопившихся проблем  – встречи на высшем уровне. В  их подготовке и последующей реализации достигнутых принципиальных решений  на политическом уровне участвует весь широкий спектр действующих политических институтов. Однако в структуре СНГ  нет действенного экономического механизма осуществления достигнутых договоренностей, усиливающих, с одной стороны, эффективное взаимное присутствие в реальных экономиках стран региона, а с другой – создающего достаточно высокую экономическую заинтересованность участников Содружества в совместных действиях.

Наиболее действенным  и, пожалуй, единственно возможным  таким механизмом на современном  этапе нам видится создание регионального  банка развития СНГ. Он призван реализовывать  две основные задачи: финансирования совместных инвестиционных проектов, связанных с интеграцией и  в том числе с взаимодействием  бизнеса, и содействия развитию стран  региона.

Использование для этих целей  именно банковского института повышает транспарентность осуществляемого финансирования [6].

В аналогичных интеграционных союзах в различных регионах мира такие банки активно действуют  и создаются, как правило, одновременно с наднациональными органами управления. На сегодняшний день действует порядка  нескольких десятков таких финансовых организаций в различных регионах мира. Например, кредитным механизмом интеграции в Европейском союзе  выступает Европейский инвестиционный банк, содействующий сбалансированному  развитию и экономической и социальной конвергенции стран-членов. Значительное количество многосторонних финансовых институтов создано в интеграционных группировках развивающихся стран  Латинской Америки и Африки. Примерами  являются Центрально-Американский банк экономической интеграции и Андская  корпорация развития, основными задачами которых являются обеспечение устойчивого  развития и содействие экономической  интеграции в соответствующих регионах.

Модель функционирования таких финансовых институтов была заимствована у ключевых многосторонних банков развития (Всемирного банка, Азиатского банка  развития, Межамериканского банка развития и т.д.), которые объединяют капитал  стран-членов и направляют его на решение таких насущных проблем  стран-бенефициаров, как сокращение бедности, улучшение уровня жизни  населения, повышение конкурентоспособности  местного производства и т.д.

Опыт функционирования интеграционных банков развития показывает, что они  являются важным инструментом в кредитовании социальных, инфраструктурных проектов, усилении взаимозависимости стран  через углубление специализации  и кооперации производства. Например, Центрально-Американский банк экономической  интеграции предоставил кредиты  странам-членам, за счет которых в  регионе к 2000 г. было сооружено 22% энергетических мощностей, построено 9% дорог с твердым  покрытием, 7% водопроводов, 14% телефонных линий, прошли обучение 6% школьников и 8% студентов средних специальных  учебных заведений [7].

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) играет важную роль в развитии инфраструктуры в ЕС, а также конвергенции экономик стран-членов, в особенности  недавно присоединившихся. О масштабах  деятельности ЕИБ свидетельствует  объем непогашенных кредитов, который  по состоянию на конец 2005 г. приблизился  к 300 млрд евро. Только за 2005 г. ЕИБ выдал кредитов на сумму около 50 млрд евро [8].

Необходимость в создании многосторонних наднациональных организаций  в интеграционных группировках обусловлена  несколькими факторами [9].

Во-первых, низкая рентабельность реализуемых программ не может заинтересовать коммерческие банки кредитовать  эти проекты.

Во-вторых, инвестиционные проекты  зачастую носят региональный характер, например строительство автомобильных  и железных дорог, трубопроводов, ЛЭП  в рамках транспортных коридоров, программы  по защите окружающей среды, вложения в социальную сферу (содействие региональному  развитию). Совместное финансирование будет эффективнее и дешевле, нежели старания каждой страны по отдельности.

В-третьих, такой наднациональный  институт выполняет важную функцию  по координации действий стран-участниц.

В-четвертых, удобство использования  данного механизма кредитования связано с большими возможностями  многосторонних банков привлекать средства на мировом рынке ссудных капиталов  с целью их трансформации в  кредиты на внутреннем рынке стран-бенефициаров.

В-пятых, многосторонний институт развития может стать примером эффективного наднационального механизма государственно-частного партнерства, поскольку конкретные проекты, финансируемые им, реализуются  частным бизнесом.

До недавнего времени  на постсоветском пространстве отсутствовали  многосторонние банки, занимающиеся финансированием  интеграционных проектов в СНГ. Только в 2006 г. был учрежден Евразийский  банк развития, занимающийся углублением  экономического сотрудничества России и Казахстана. И хотя он учрежден в рамках ЕврАзЭС, другие члены группировки пока лишь размышляют над членством в этом банке развития, а распространение его деятельности на другие страны СНГ может быть лишь делом отдаленного будущего. В принципе это первый «живой» инвестиционный механизм на постсоветском пространстве, у которого есть определенная перспектива. Вместе с тем идет активный процесс усиления национальных банков развития в ряде стран СНГ, особенно в странах – экспортерах энергоносителей (России, Казахстане), сталкивающихся с притоком «избыточных» финансовых ресурсов. Однако ниша по построению финансового института, занимающегося финансированием интеграционных процессов во всем регионе СНГ и содействием развитию входящих в него стран, остается незаполненной.

Были и неудачные примеры  учреждения таких институтов. Созданный  в 1994 г. Центрально-Азиатский банк сотрудничества и развития при участии Казахстана, Узбекистана и Киргизии с целью  финансирования и кредитования региональных проектов, а также осуществления  межгосударственных расчетов ввиду  неэффективной деятельности был  вынужден прекратить свою работу [10].

Ввиду отсутствия действующих  многосторонних механизмов финансирования развития свободную нишу заняли зарубежные банки развития. В настоящее время  страны постсоветского пространства являются бенефициарами Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Азиатского банка развития (АБР), Исламского банка развития (ИБР), национальных институтов развития Германии, Китая, Японии и ряда других стран (см. таблицу).

Информация о работе Сотрудничество Республики Узбекистан со странами СНГ