Сотрудничество Республики Узбекистан со странами СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 00:23, доклад

Краткое описание

Самый надежный и продуктивный путь к разрешению накопившихся в СНГ проблем – встречи на высшем уровне. Но в структуре Содружества нет действенного экономического механизма реализации достигнутых на саммите договоренностей, усиливающих, с одной стороны, эффективное взаимное присутствие в реальных экономиках стран региона, а с другой – создающих достаточно высокую экономическую заинтересованность государств-участников в совместных действиях.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад.docx

— 57.04 Кб (Скачать файл)

ОБЪЕМ И ГЕОГРАФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЯДА МНОГОСТОРОННИХ БАНКОВ РАЗВИТИЯ В СНГ, МЛРД ДОЛЛ.

 

География деятельности перечисленных  банков неодинакова, наиболее полно  постсоветское пространство охватывают Всемирный банк и ЕБРР, которые  являются также основными институциональными инвесторами в СНГ. Однако их миссии значительно различаются: если Всемирный  банк в основном занимается программами  развития, то ЕБРР финансирует проекты, способствующие трансформации экономик стран СНГ. Значительная доля средств  со стороны этих институтов приходится на три наиболее крупные экономики  СНГ – Россию, Украину и Казахстан.

При этом указанные банки, являясь кредиторами, привлекают также  и других инвесторов для финансирования проектов, поскольку реальная стоимость  значительно превышает уровень  кредитования.

Другие банки развития имеют ограниченную географию деятельности. Например, членами АБР являются страны Центральной Азии, а также Армения  и Азербайджан. Основными его  заемщиками выступают страны СНГ, являющиеся бенефициарами инициативы ЦАРЭС - Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и  Узбекистан. АБР уже предоставил 275 млн долл. в рамках этой программы, однако в ближайшие несколько лет банк планирует увеличить ее проектную стоимость до 11 млрд долл. [11]. Исламский банк развития совместно с АБР поддерживает инициативу ЦАРЭС и уже выделил на эти цели более 100 млн долл.

Банки развития на постсоветском  пространстве выполняют важную функцию  по улучшению качества жизни населения  и поддержке экспортного производства, в том числе и регионального  значения. Однако, несмотря на значимые объемы кредитования этими банками, что, безусловно, является благом для  стран СНГ, Россия не может влиять на политику этих банков и финансировать  приоритетные региональные проекты, в  которых она заинтересована. Кроме  того, целью деятельности упомянутых банков не является содействие интеграционным процессам в регионе СНГ, они  работают в основном с отдельными странами или с субрегиональными организациями (как в случае с  ЦАРЭС).

Многие проблемы стран  СНГ перечисленными банками не могут  быть решены. Это в первую очередь  налаживание как экономического взаимодействия между странами региона, так и шире – поддержка региональной экономической интеграции. Ее базой  могли бы стать те взаимосвязанные  отрасли промышленности, о которых  мы упоминали и которые нуждаются  в крупных совместных инвестициях  для их развития. Сюда относится прежде всего строительство транспортной инфраструктуры – автомобильных и железных дорог, трубопроводов – в частности в рамках транспортного коридора Восток-Запад. Немаловажным направлением является также интеграция предприятий машиностроения: военно-промышленного комплекса, а также консолидация авиастроения, сотрудничество в космической сфере и др.

Отсутствует также экономический механизм реализации инвестиционных проектов, касающихся вопросов социальной интеграции, сохранения общего культурно-исторического наследия, поддержания единого научного пространства, которые выходят на первый план в связи с реформированием Содружества. Осуществление таких проектов не всегда под силу синдикату коммерческих банков, которые зачастую не заинтересованы в финансировании неприбыльных проектов. Значительная проблема существует и в координации проектов, поскольку многие страны СНГ заинтересованы в интеграции с Россией, а не между собой, что нередко затрудняет выделение средств на инвестирование региональных проектов без участия России.

Перечисленные выше задачи как раз и должен решать региональный банк развития, который, с одной стороны, сможет привлекать государственные  средства, а также кредиты под  государственные гарантии, а с  другой – управлять и координировать их расходование с целью усиления экономического сотрудничества между  странами. На наш взгляд, в СНГ  в качестве такой организации  мог бы выступить созданный еще  в 1992 г. Межгосударственный банк, но, конечно, не в его сегодняшнем состоянии. Имеется реальная возможность при  соответствующей организации работы в короткие сроки превратить Межгосударственный банк на его существующей нормативно-правовой базе в рамках принятых и ратифицированных соглашений в эффективно действующий экономический инструмент реализации экономической стратегии развития отношений со странами Содружества. За достаточно короткий срок он сможет занять соответствующую нишу в СНГ, адекватную роли Европейского банка реконструкции и развития в Европе и Азиатского банка развития в АТЭС, что позволит строить финансовые отношения на соответствующем уровне, несмотря на меньшие на данном этапе ресурсы по сравнению с этими финансовыми институтами.

Представляется, что при  поддержке его главных акционеров – России, Украины и Казахстана в настоящее время возможно увеличение уставного капитала организации  до порядка 5 млрд долл. Но при этом, как свидетельствует мировой опыт, необязательно, чтобы все средства вносились «живыми деньгами» [10]. Повсеместной практикой является деление уставного капитала на две части: оплачиваемую и гарантийную. И если первая часть формируется путем оплаты странами-учредителями финансового института развития его акций, то вторая сразу не оплачивается, а вносится странами-учредителями по первому требованию банка развития.

Разумеется, значительные вложения потребуются со стороны России для  сохранения своей 50%-ной доли в банке, объективно отражающей ее роль как  локомотива интеграции в СНГ. В дальнейшем другие страны Содружества могут  принять участие в уставном капитале в посильных размерах.

Мировой опыт свидетельствует  о реальности и перспективности  такой реформы. Андская корпорация развития, которая была учреждена  в 1970 г. в качестве финансового института  Андского сообщества наций в Латинской  Америке, на протяжении десятков лет  не была активным участником инвестиционного  процесса в странах-членах. Однако за годы своего существования она превратилась из скромной корпорации в основной механизм кредитования стран Андского сообщества наций. Реформа организации  началась в конце 1980-х годов, когда  было принято решение об увеличении уставного капитала в два раза, а также расширении числа участников. Впоследствии корпорация привлекла  также частный сектор для увеличения размера капитала.

С изменением политики заимствований  и инвестиционной политики объем кредитных ресурсов резко возрос. Так, с начала реформы он достиг 40 млрд долл., тогда как за предыдущие годы составил лишь порядка 3 млрд долл. На сегодняшний день ежегодный объем финансирования равен около 4 млрд долл., что сравнимо с деятельностью крупных региональных банков развития (ЕБРР, АБР).

Опыт Андской корпорации развития показывает, что на базе существующего  неэффективного банка можно создать  эффективно работающий финансовый институт. Однако реформы Межгосударственного  банка не должны быть ограничены только увеличением уставного капитала. Необходимо будет разработать политику заимствований у международных  организаций, банков и на мировых  финансовых рынках, а также инвестиционную политику банка; привлечь признанную в  мировом сообществе аудиторскую  компанию для обеспечения его  кредитного рейтинга.

Откладывание организации  работы в этом направлении почти  в течение 14 лет может в конечном счете привести к потере этой стратегической «площадки» и занятию существующей ниши финансовыми институтами Европы и Азии, которые не будут ставить во главу угла интересы экономической интеграции в регионе, и будет упущен шанс, наконец-то, создать действующий механизм интеграционного взаимодействия.

 

 

Сотрудничество  Республики Узбекистан со странами СНГ 

 
Динамично развиваются двусторонние отношения с Российской Федерацией. Россия занимает первое место во внешнеторговом обороте Узбекистана. По итогам 2010 года товарооборот между двумя странами достиг 6377,6 млн. долл. Всестороннее сотрудничество между двумя странами развивается на основе Договоров о стратегическом партнерстве (2004г.) и союзнических отношениях (2005г.).  
 
19-20 апреля 2010г. состоялся официальный визит Президента РУ И.А.Каримова в Россию. 2-3 ноября 2010г. в Ташкенте состоялись межмидовские политконсультации между РУ и РФ, в которых приняла участие делегация РФ во главе со статс-секретарем, замминистра Г.Карасиным. Г.Карасин был принят Президентом Республики Узбекистан И.А.Каримовым.  
 
Двусторонние отношения характеризуются регулярными встречами на высшем и высоком уровнях. Так, за последние 5-6 лет состоялись более 20 встреч на высшем уровне.  
 
Характер стратегического партнерства носят отношения с Азербайджаном.  
 
За период с 1991 года состоялось 2 визита (сентябрь 1998г. и 11-12 сентября 2008г.) Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова в Азербайджан и 3 визита (июнь 1997г., 23-24 марта 2004г. и 27-28 сентября 2010г.) Президента Азербайджана в Республику Узбекистан.  
 
В ходе этих визитов были достигнуты важные договоренности. Подписан ряд документов (соглашения по охране природы о сотрудничестве в сфере охраны окружающей среды, о сотрудничестве в области информационных и коммуникационных технологий, о мерах по дальнейшему углублению сотрудничества в области железнодорожного транспорта и развитию комбинированных перевозок, о сотрудничестве и обмене информацией в налоговой сфере, о взаимной защите секретной информации, в области гуманитарного сотрудничества и о дальнейших мерах по развитию торгово-экономического и научно-технического сотрудничества), которые подняли двустороннее сотрудничество на более высокий, качественный уровень.  
 
Украина является одним из крупнейших внешнеторговых партнеров Узбекистана. Двусторонние отношения между Узбекистаном и Украиной основываются на солидной правовой базе, состоящей из 149 договоров и соглашений, регулирующих сотрудничество в различных областях.  
 
За истекший период состоялось 6 визитов Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова в Украину и 4 визита Президента Украины в Республику Узбекистан.  
 
Узбекистан придает важное значение укреплению всестороннего сотрудничества с Беларусью, что обуславливается взаимодополняемостью экономик двух стран.  
 
18-20 июня 2008г. в г.Минск состоялось третье заседание Совместной межправительственной комиссии по двустороннему сотрудничеству между Республикой Узбекистан и Республикой Беларусь.  
 
Подписаны Договор между Республикой Узбекистан и Республикой Беларусь об экономическом сотрудничестве на 2008-2017гг. и Программа к нему, Соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области борьбы с преступностью, Соглашение между Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан и Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь о сотрудничестве в области предупреждения чрезвычайных ситуации и ликвидации их последствий.  
 
В декабре 1994 года состоялся официальный визит Президента Республики Беларусь А.Лукашенко в Узбекистан. В декабре 2000 года в рамках заседания глав государств СНГ состоялась встреча Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова с Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, на которой были обсуждены основные вопросы развития двустороннего сотрудничества.  
 
Осуществляется взаимодействие с Арменией, Молдовой в рамках СНГ и других региональных и международных организаций.  
 
30-31 марта 1995г. состоялся государственный визит Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова в Республику Молдова и 17-18 декабря 1998г. состоялся официальный визит Президента Республики Молдова П.К.Лучинского в Республику Узбекистан.  
 
Узбекистан придает важное значение тесному сотрудничеству со странами Средней Азии и Казахстаном в вопросах совместной борьбы против международного терроризма, фундаментализма, сепаратизма и наркотрафика.  
 
Диверсификация транспортно-коммуникационных маршрутов, рациональное и разумное использование водно-энергетических ресурсов являются ключевыми вопросами повестки дня двустороннего сотрудничества со странами региона.  
 
Динамично развиваются узбекско-казахские отношения. Казахстан входит в число важных торговых партнеров Узбекистана, на его долю приходится более половины товарооборота республики со странами региона. Несмотря на это, между двумя странами имеется значительный нереализованный потенциал для дальнейшего развития двусторонней торговли.  
 
В силу своих потенциалов и возможностей Узбекистан и Казахстан играют значимую роль в решении очень многих принципиальных вопросов по обеспечению безопасности, стабильности и устойчивого развития в регионе в целом.  
 
За истекший период состоялось 25 визитов Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова в Казахстан и 7 визитов Президента Казахстана в Республику Узбекистан.  
 
Узбекско-кыргызские отношения характеризуются поступательной реализацией достигнутых договоренностей в сфере двустороннего сотрудничества на основе принципов равноправия и уважения интересов друг друга.  
 
Сохранение взаимопонимания, уважительных и стабильных отношений между Узбекистаном и Кыргызстаном, реализация взаимовыгодных перспективных проектов в равной степени отвечают интересам народов обеих стран.  
 
За период с 1991 года состоялось 2 визита (16 января 1994г. и 26-27 сентября 2000г.) Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова в Кыргызстан и 4 визита (сентябрь 1992г., декабрь 1996г., ноябрь 1998г. и октябрь 2006г.) Президента Кыргызстана в Республику Узбекистан.  
 
C 1996 года функционирует Совместная узбекско-кыргызская межправительственная комиссия по двустороннему сотрудничеству. Проведено 7 заседаний Совместной комиссии. Последнее седьмое заседание МПК состоялось 28 декабря 2009 года в городе Ташкенте.  
 
Узбекско-туркменские отношения характеризуются высоким уровнем двустороннего сотрудничества. Между Республикой Узбекистан и Туркменистаном существуют прочные добрососедские и дружественные связи, неуклонно повышается уровень сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурно-гуманитарной сферах.  
 
Договоренности, достигнутые на высшем уровне, создали прочную основу для дальнейшего расширения взаимовыгодных двусторонних отношений.  
 
За период с 1991 года по настоящее время состоялось 12 визитов на высшем уровне, в том числе 7 визитов Президента Туркменистана в Узбекистан и 5 визитов Президента Республики Узбекистан в Туркменистан. В мае 2011 года по приглашению Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова Президент Туркменистана Г.М.Бердымухамедов посетил Узбекистан с официальным визитом.  
 
Между Узбекистаном и Туркменистаном последовательно развивается торгово-экономическое сотрудничество. Объем двустороннего товарооборота имеет устойчивую положительную динамику и по итогам 2010 года приблизился к 200 млн. долл.  
 
Важное значение имеет тесное взаимодействие двух государств в нефтегазовой отрасли. Реализация проекта по строительству крупнейшего транснационального газопровода Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай способствует диверсификации маршрутов экспортных поставок важного стратегического сырья.  
 
Сфера транспортной коммуникации является еще одним значимым направлением экономического сотрудничества.  
 
Практическая реализация многостороннего проекта по формированию нового международного транспортно-коммуникационного коридора «Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман-Катар» создаст благоприятные условия для дальнейшего укрепления торгово-экономических отношений и позитивно повлияет на наращивание транзитных грузопотоков.  
 
Важным фактором развития двусторонних отношений является культурно-гуманитарное сотрудничество. Представители Узбекистана и Туркменистана регулярно принимают участие в фестивалях, выставках и форумах, которые организовываются в двух странах.  
 
Поддержание конструктивного и открытого диалога между Узбекистаном и Таджикистаном является важным условием обеспечения региональной безопасности, а также устойчивого развития региона в целом.  
 
Узбекистан заинтересован во всестороннем и взаимовыгодном развитии сотрудничества с Таджикистаном в торгово-экономической и гуманитарной сферах, а также по вопросам взаимодействия по борьбе с угрозами безопасности, обеспечению стабильности в регионе  
 
В июне 2000 года состоялся официальный визит Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова в Таджикистан.  
 
В январе 1998 года и в декабре 2001 года Президент Республики Таджикистан Э.Рахмон посетил Республику Узбекистан с официальными визитами.  
 
Создана совместная узбекско-таджикская МПК по вопросам торгово-экономического сотрудничества. Состоялось два заседания: первое – 22 августа 2002г. в г.Душанбе, второе– 18 февраля 2009г. в г.Душанбе.

 

СНГ: позиция Узбекистана

Приобретение Узбекистаном государственной независимо-сти и переход к рыночной экономики

обусловили необходи-мость развития внешне экономической деятельности респуб-лики и

интеграции её в мировое  хозяйство.

Одним из направлений этого  процесса является развитие прямых и  многосторонних отношений со

странами образую-щими Содружество Независимых Государств (СНГ). Это Со-дружество было

создано 21 декабря 1991 года. В  Алма-Ате одиннадцать руководителей  независимых государств подписали  декларацию о взаимодействии участников Содружества. СНГ представляют следующие  государства: Азербайджанская Рес-публика, Республика Армения, Республики Беларусь, Респуб-лики Казахстан, Республики Кыргызстан, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркмени-стан, Республики Узбекистан и Украины.

Узбекистан поддержал  идею Содружества, вошёл в состав его учредителей.

22 декабря 1993 года в  Минске, подписан Устав СНГ, в  ко-тором определены принципы и цели Содружества, где подчёр-кивается, что эта организация проводит свою деятельность на основании общепризнанных принципов международного права. Цели Содружества, определённые Уставом предусматривают сотрудничество в экономической, политической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; создание общего экономического пространства; обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепринятыми принципами международного права и документами СБСЕ; Сотрудничество между государствами - членами в обеспечении международного мира и безопасности и осуществлении разоружения; содействие граждан государств в свободном общении, контактах и пере-движении в сотрудничестве; взаимная правовая помощь и со-трудничество в других сферах правовых отношений; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содру-жества  (ст. 2 "Устава СНГ").

Для понимания правовой природы  СНГ важное значение имеет положение Устава о том, что

Содружество не является го-сударством и не обладает наднациональными полномочиями. Наличие у Содружества общих целей, общих интересов и общих сфер деятельности при уважении суверенитета государств- чле-нов позволяет говорить о нём, как о международной, государст-венной организации.

Для государств Содружества  многосторонние и двухсторонние  договорные отношения на основе равноправного партнерства являются естественным процессом. В основе этого процесса "лежат не только территориальная близость и экономическая сопря-жённость стран Содружества, но и глубокие исторические корни, культурные и духовные связи, общность судеб народов напротяжении большого исторического периода".

В книге Ислама Каримова "Узбекистан на пороге ХХ1 века" подчёркивается, что необходимо при этом отмечать подлинную интеграцию от "искусственно" насаждаемой политической интеграции "вопрос заключается не в том, чтобы выбирать между независимостью и интеграцией, а в том, чтобы гармонизировать эти два направления".

Очень спорным выглядит идея так называемой "углублённой интеграции стран СНГ". СНГ превращается в  ряд субрегиональных полити-ческих альянсов и экономических межгосударственных блоков. Формирование ориентированных на Россию группировок Союза Белоруссии и РФ, Сообщества Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России, а также, Восточноевропейской (Украина, Молдавия) оси и совершенно новый - ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия) без участия Росси - это в большей мере вынужденные действия вла-сти, чем закономерные следствия продуманной политики новых государств.

Для Узбекистана однозначно неприемлемы такие Союзы и  Сообщества, так как они ограничивают свободное сотрудничество со всеми  заинтересованными государствами  доброй воли.

При подобных интеграционных процессах возникает озабоченность  возвращения к старой империи, то есть потери государствами суверенитета и независимости. Это, прежде всего, относится к образованию надгосударственнх структур, которые наделяются правом "принимать решения прямого действия, то есть обязательные к исполнению всеми органами и организациями, через голову соответствующих легитимных органов каждой отдельной страны-участницы Договора". "Сколько требует себе полномочий соответствующая надгосударственная структура Сообщество, ровно столько же полномочий и прав теряет каждое отдельное сегодня, суверенное государство. Это истина, отрицать которую невозможно".

Узбекистан придерживается утверждённого устава СНГ, в рамках которого возможно углублять экономическую  и финансовую интеграцию, цивилизованно  решать вопросы платежей, снятия барьеров на пути экономической и гуманитарной интеграции. И для этого вовсе  не обязательно подписывать договоры и входить в различные Союзы, которые носят, прежде всего, геополитический  характер.

Навряд ли подобные договоры, политические альянсы помогут решить внутренние кризисные ситуации в странах Содружества. "Ведь сегодня стало совершенно очевидно, что основная причина кризисной ситуации в экономике государств на постсоветском пространстве - это, прежде всего, ломка изжившей себя идеологии тоталитарной, командно-административной, центрально-распределительной системы, переход к новым рыночным отношениям, к свободной экономике, которыми живёт сегодня весь мир".

Информация о работе Сотрудничество Республики Узбекистан со странами СНГ