Страхование ответственности автомобильных перевозчиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 12:15, контрольная работа

Краткое описание

Деятельность каждого предприятия связана с рисками. Одним из рисков является риск наступления гражданской ответственности предприятия за причинение вреда жизни, здоровью или имущества иных лиц вследствие какого-либо действия или бездействия сотрудника предприятия или вследствие иных обстоятельств, предусмотренных законодательством или договором. Страхование гражданской ответственности является одним из наиболее эффективных, надежных и недорогих способов защиты Ваших имущественных интересов и интересов Ваших клиентов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….
СТРАХОВОЙ РЫНОК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ………………………….
Страховой рынок Республики Беларусь…………………………………….
1.2 Основные показатели деятельности страховых организаций в Республике Беларусь……………………………………………………………..
СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ…………………………………………………………………
Транспортное страхование. CMR страхование……………………………
Транспортное страхование грузов (страхование карго)………………….
Обязанности страхователя и страховщика грузов………………………..
Обзор состояния, тенденций и перспектив развития информационных технологий в страховании………………………………….
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………….
Список использованных источников………

Вложенные файлы: 1 файл

контр Ивуть 111111.docx

— 311.54 Кб (Скачать файл)

Количество перегрузок влияет на стоимость страхования, поскольку  мировой опыт свидетельствует, что  груз наиболее подвержен риску при  погрузочно-разгрузочных работах.

Набор страхуемых рисков может  быть достаточно широким, но чем он больше, тем дороже полис. Поэтому  в интересах грузовладельца –  всегда внимательно ознакомиться с  перечнем страхуемых рисков и выбрать  из них только те, которые ему  действительно необходимы. Однако здесь  нельзя забывать, что самое дешевое  не всегда самое хорошее. Например, самый дешевый тариф получается в случае страхования «с ответственностью только от полной гибели». В случае лишь частичного повреждения или  утраты груза страховое возмещение выплачено не будет.

Каждый полис страхования  груза имеет ряд исключений, поэтому  важно при покупке страховки  ознакомиться с ними. В основном это форс-мажорные обстоятельства, но могут быть и специальные оговорки. Все страховые компании «не любят» никакие проявления ядерной энергии (включая повреждения от соседства  радиоактивных материалов). В случае необходимости следования груза  через зоны военных действий можно  получить специальное подтверждение  страховой компании о расширении страхования на этот регион, однако это значительно повышает стоимость страховки.

Относительно новым видом  услуг является страхование ответственности  перевозчика, когда страхуется ответственность  перевозчика перед грузовладельцем  в случае повреждения или утраты груза вследствие случайных рисков. Пример из практики – автомобиль с  грузом холодильников из-за плохих дорожных условий скатился с обочины. Результат – утеря товарного  вида большинства холодильников. Естественно, что в этом случае у перевозчика  возникла ответственность возместить ущерб грузовладельцу. Поскольку  перевозчик застраховал свою ответственность, ущерб возместила за него страховая компания.

Предлагаемое сегодня  на рынке страхование ответственности  перевозчика в основном касается лишь автомобильных перевозчиков, т.е. фирм-владельцев грузового автотранспорта. Условия страхования в основном совпадают с условиями международной  конвенции перевозчиков, определяющей пределы ответственности грузоперевозчика перед грузовладельцем.

Полис страхования ответственности  перевозчика включает ответственность  по таможенным рискам. Это позволяет  рассматривать такой полис как  основание для приобретения карты  ТIR-Сагnеt в национальной ассоциации перевозчиков. Только национальные ассоциации имеют право выдавать эти карты в своих странах.

Страхование ответственности  экспедиторов. Этот страховой продукт  во многом схож с вышеописанным. Однако он охватывает и интермодальные перевозки, так как не привязан к одному конкретному виду транспорта.

Стoимость страхования ответственности экспедиторов и ответственности перевозчиков зависит, в первую очередь, от годового оборота фирмы и частично от состояния автопарка (для перевозчиков) и удельного веса используемого транспорта (для экспедиторов).

Может возникнуть вопрос –  надо ли грузовладельцу страховать груз, если перевозчик (или экспедитор) все  равно отвечает за него? Теоретически, если груз дешевый (менее 11 долл. за килограмм), можно и не страховать, но в этом случае необходимо быть уверенным в  платежеспособности перевозчика либо убедиться в наличии у него страхования ответственности. Практически, необходимо страховать груз всегда. Во-первых, страховая сумма все же выше на 10%, чем стоимость груза (перевозчик будет обязан возместить грузовладельцу лишь 100% стоимости в случае полной утраты). Во-вторых, повреждение груза  может произойти в результате обстоятельств, признанных форс-мажорными  по страхованию ответственности. А  это не всегда форс-мажор по отношению к страхованию грузов.

Сегодня страхованием грузов занимается множество компаний во всем мире. Выбор страховой компании всегда за клиентом.

Наиболее удобно страховаться в компании, которая ближе всего  географически, или же, с которой  вы уже имели дело. При выборе необходимо быть уверенным, что в случае возникновения ущерба компания действительно сможет его вам возместить. Основа надежности страховой компании – ее платежеспособность. Единственным официальным документом, подтверждающим этот факт, является лицензия на страхование, выданная органом страхового надзора. Все страховые компании доказывают свою платежеспособность такому органу не реже двух раз в год.

Существует также достаточно много систем рейтинга страховых  компаний: от листинга по сумме собираемых денег до достаточно сложной системы  американской компании по финансовым оценкам Standart & Poor. Однако рейтинг лишь оценивает вероятность банкротства той или иной компании.

Поэтому надежность своей  страховой компании клиент должен оценивать  сам. Можно попытаться оценить стабильность компании (сколько лет на рынке), профессионализм персонала, с которым  вы общаетесь, величину компании и т.д. Например, западные компании с годовым  оборотом в миллиарды долларов могут  брать на себя достаточно высокие  риски без каких-либо затруднений. Страховые компании Восточной Европы, возникшие в течение последнего десятилетия, высокие риски, как  правило, перестраховывают. В этом случае полезно поинтересоваться, где компания перестраховывает конкретно вашу перевозку.

Наличие хорошего перестраховщика  позволяет компании иметь хороших  партнеров по всему миру для урегулирования ущербов. Например, при возникновении  ущербов, связанных с ответственностью перевозчика, пользуются услугами высокопрофессиональной немецкой компании, имеющей многолетний  опыт работы по убыткам во всех странах Западной Европы.

Если страховые компании в данном регионе не удовлетворяют  ваши запросы, ничто (с точки зрения законности) не мешает застраховать перевозку  за пределами вашего города или страны. При страховании вам необходимо будет предъявить оригиналы сопроводительных документов. Прямой связи между пунктами отправления, получения и местом страхования нет. При сравнении цены по конкретной перевозке в нескольких страховых компаниях необходимо не забыть также, сравнить условия страхования, покрываемые риски и список исключений.

2.2 Транспортное страхование грузов (страхование карго)

 

При осуществлении международных  перевозок в настоящее время  широко применяется страхование, которое  может быть обязательным и добровольным (договорным). Его основная цель –  создать для грузовладельцев  и пассажиров гарантии компенсации, предполагаемых при перевозке убытков  и упростить получение такой  компенсации, ибо взыскание убытков  с транспортных организаций требует  времени и нередко связано  со значительными судебными издержками.

Страхование используется также  перевозчиками многих видов транспорта, в особенности морского и речного, автомобильного и воздушного для  покрытия потерь от возможных аварий транспортных средств, когда убытки, падающие на перевозчика, нередко достигают  внушительных сумм, могущих поставить  под угрозу финансовое благополучие перевозчика. Наконец, страхование  призвано обезопасить перевозчика  от возможной ответственности перед  третьими лицами, не являющимися сторонами  по договору перевозки.

Правила транспортного страхования  предусматривают три вида условий, на которых может быть заключен договор  транспортного страхования, в зависимости  от которых варьируется как объем  ответственности страховщика, так  и соответственно и размер страховой  премии, уплачиваемой страхователем.

Наиболее полным является страхование «ответственностью за все риски», при котором возмещаются убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, произошедшее по любой причине.

Страхование на условиях второго  вида называется страхованием «с ответственностью за частную аварию». В этом случае страховщик возмещает убытки, произошедшие не по любым, а лишь по определенным причинам. К ним относятся:

– убытки от повреждений  или полной гибели всего или части  груза вследствие огня, бури, вихря  и других стихийных бедствий, крушения или столкновения перевозочных средств  между собой или их удара о  неподвижные или плавучие предметы, посадки судна на мель, провала мостов, взрыва, а также вследствие мер, принятых для спасения или тушения пожара;

– убытки вследствие пропажи  судна или самолета без вести;

– убытки от повреждения  или полной гибели всего или части  груза вследствие несчастных случаев  при погрузке, укладке, выгрузке груза и приемке судном топлива.

При страховании на условии  третьего вида – «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения», – страховщик возмещает убытки от полной гибели всего или части груза в тех же случаях, что и при страховании «с ответственностью за частную аварию». Однако убытки от повреждения возмещаются страховщиком лишь в случае крушения транспортных средств.

При страховании на условиях всех трех видов страховщик возмещает  убытки, расходы и взносы по общей  аварии, все необходимые и целесообразно  произведенные расходы по спасению груза и по уменьшению убытка и  установлению его размера, если убыток возмещается по условию страхования.

Согласно Правилам транспортного  страхования ответственность по договору страхования действует  во времени по принципу «от склада до склада» с момента, когда груз будет взят со склада в пункте отправления  для перевозки, продолжаясь в  течение всей перевозки (включая  перегрузки и перевалки, а также  хранение на промежуточных складах) до тех пор, пока груз не будет доставлен  на склад грузополучателя, но не более 60 дней после выгрузки груза с морского судна в конечном порту.

Правила особо отмечают случаи, освобождающие страховщиков от возмещения убытков:

•   когда убытки появляются из-за нарочных, преступных действий или бездействия страхователя;

 • когда вред появляется из-за большой неосторожности страхователя или застрахованного лица;

 • когда причиной убытков является война, агрессия, вражеские действия иностранных сил, действия военного характера, вооружённые конфликты, гражданская война, массовые беспорядки, забастовки, революция и пр.;

 • когда причиной убытков являются террористические акты любого характера;

 • когда фиксируется необъяснимая нехватка (пропажа) груза, особенно в случае его доставки c оригинальными пломбами или без внешних нарушений транспортного средства или упаковки груза, и это не зафиксировано компетентными службами – полицией, милицией, пожарной, таможней;

 • когда вред возникает из-за действий или бездействия нетрезвых водителей или других работников страхователя;

 • когда вред возникает из-за конфискации, ареста, задержки, уничтожения груза по указанию государственных организаций, а так же таможенных штрафов, нарушений правил TIR системы и других законов или другого вмешательства;

 • когда причиной убытков является кража груза и/или документов груза, которая возникла из-за того, что автомобиль был оставлен без присмотра (стоял на неохраняемой стоянке. Доказательство предоставления услуг – чек оплаты платной стоянки);

 • когда грубо нарушаются правила транспортировки, хранения груза, правила режима работы и пр. требования, которые предусмотрены в законах и международных конвенциях (ATP, AETR, ADR, правила перевозки негабаритных грузов и пр.).

 Это только образец  списка нестраховых случаев, который на практике бывает гораздо шире. Очевидно, что некоторые перечисленные страховые случаи обязывают перевозчика придерживаться не всегда в реальности осуществимых требований.

При морской транспортировке  грузов следует предлагать иностранным  покупателям страхование за их счет военных и забастовочных рисков в соответствии с оговорками, действующими на международном страховом рынке.

Наличие и содержание договора страхования могут быть доказываемы  исключительно письменными доказательствами. Согласно правилам договор страхования заключается на основе письменного заявления страхователя, которое должно содержать определенные – перечисляемые в Правилах – сведения о грузе (род, вид упаковки, число мест, вес); о виде транспорта; о способе и времени отправки, номерах перевозочных документов; страховой сумме груза и условиях страхования; наименовании судна, на который отгружен товар; о дате рейса; о порте отгрузки и порте назначения; все другие известные страхователю сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для суждения о степени риска.

Все эти сведения необходимы страховщику для определения  риска и ставки страховых премий, устанавливаемых Тарифом.

Ставки страховых премий меняются в зависимости от условий  страхования и зависят от характера  груза, его физико-химических свойств, от направления, сезонности отправки, от способа отправки (автомобильный, железнодорожный, морской или авиационный  и т.д.). При морских отправках  учитывается, отгружен груз в трюме или на палубе.

Очень важно, чтобы в запродажном  контракте указывались полные и  точные по возможности условия страхования.

Информация о работе Страхование ответственности автомобильных перевозчиков