Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 14:08, курсовая работа
На рубеже XX и XXI веков в мире произошли кардинальные перемены в экономической, политической и особенно военно-политической областях. Однако прекращение глобальной конфронтации по линии Восток-Запад, распад биполярной системы мирового политического устройства принесли человечеству как позитивные, так и негативные итоги.
"Средиземное море - это море прошлого, Атлантика - море настоящего. Тихий океан - море будущего". Пророческие слова в отношении последнего, которые, как утверждают, принадлежат Джеймсу Хейсу, государственному секретарю США в 1908-1912 гг. в наше время приобретают все более значимый смысл. Азиатско-Тихоокеанский регион уже сегодня является одним из важнейших узлов мировой политики, в котором пересекаются всевозможные интересы разных стран. А со временем значение АТР будет еще более возрастать.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Современное состояние международных отношений в АТР………..5
1.1 Геополитическая обстановка в АТР…………………………………………5
1.2. Конфликтный потенциал региона……………………………………….....13
Глава 2. Территориальные споры в АТР……………………………………….22
2.1. Территориальные споры между РФ и Японией…………………………..22
2.2. Тайваньская проблема………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….31
Библиографический список……………………………………………………..33
Министерство образования и науки КР
Министерство образования и науки РФ
Кыргызско-Российский Славянский Университет
Факультет Международных отношений
Кафедра Международных отношений
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: Теория международных отношений
Хронические конфликты в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Выполнила: Балгожаева А.
Бишкек-2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Современное состояние международных отношений в АТР………..5
1.1 Геополитическая обстановка в АТР…………………………………………5
1.2. Конфликтный потенциал региона……………………………………….....13
Глава 2. Территориальные споры в АТР……………………………………….22
2.1. Территориальные споры между РФ и Японией…………………………..22
2.2. Тайваньская проблема………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..33
Введение
На рубеже XX и XXI веков в мире произошли кардинальные перемены в экономической, политической и особенно военно-политической областях. Однако прекращение глобальной конфронтации по линии Восток-Запад, распад биполярной системы мирового политического устройства принесли человечеству как позитивные, так и негативные итоги.
"Средиземное море - это море прошлого, Атлантика - море настоящего. Тихий океан - море будущего". Пророческие слова в отношении последнего, которые, как утверждают, принадлежат Джеймсу Хейсу, государственному секретарю США в 1908-1912 гг. в наше время приобретают все более значимый смысл. Азиатско-Тихоокеанский регион уже сегодня является одним из важнейших узлов мировой политики, в котором пересекаются всевозможные интересы разных стран. А со временем значение АТР будет еще более возрастать.
За последнее десятилетие в международных отношениях значительно возросла роль Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Относительно высокие темпы экономического развития и стратегически - выгодное географическое положение делают его привлекательным не только для региональных государств, но и для держав.
Высокий уровень развития ведущих тихоокеанских стран служит главной причиной возрастания роли этого экономического союза в мировом хозяйстве. АТР занимает лидирующее положение в международных торговых отношениях
Азиатско-тихоокеанский регион (АТР) занимает особое положение в структуре международных и международных экономических отношений современного мира. АТР представляет собой зону взаимодействия национальных интересов пяти крупных держав: России, Китая, Японии, США, Индии, а также динамично развивающихся индустриальных стран АТР. Разнонаправленность этих интересов создает основу потенциальной конфликтности этих стран. Китай, Япония, США и другие индустриально развивающиеся страны предъявляют повышенный спрос на разнообразные ресурсы развития. Все это реанимирует территориальные претензии ряда стран к соседям, создает стимулы для появления и усиления претензий на "справедливое уточнение границ".
Проблемы неурегулированных границ продолжают оставаться главным источником напряжения между нациями и в настоящее время. Китай имеет ряд неурегулированных территориально-пограничных споров с соседями по всему периметру его границ: Японией, Вьетнамом, Филиппинами, Индией и др. — как на суше, так и на море (Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря). Япония имеет территориальные претензии к России. Существуют японо-корейский, японо-китайский территориальные споры. Несмотря на урегулирование российско-китайских пограничных разногласий, потенциальные опасности заключаются в не высказываемых пока явно, но сохраняющихся претензиях Китая на обширные российские регионы Дальнего Востока. Активизируются претензии Японии на острова Курильской гряды, отказ от которых означал бы нейтрализацию России как центра силы на Дальнем Востоке и усиление военного присутствия США в непосредственной близости от восточных границ России.
Актуальность исследования обусловлена возрастанием роли Азиатско-Тихоокеанского региона, усилением влияния региональных геополитических процессов и изменение геополитической обстановки в мире. В этом регионе пересекаются интересы крупнейших государств мира и Китай, Япония, Индия ряд новых индустриальных стран соперничают как между собой, так и с США, со странами Запада.
Объект исследования - геополитические отношения и их развитие в Азиатско-Тихоокеанском регионе в современных условиях.
Предмет исследования - анализ геополитических процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, их влияние на развитие отношений между государствами АТР.
Цель работы: исследовать территориальные споры в регионе и развитие взаимодействия национальных интересов государств этого региона.
Курсовое исследование состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя несколько подпунктов, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Современное состояние международных отношений
в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) – это узел пересечения экономических, геополитических, военно-стратегических, демографических, геоцивилизационных интересов ведущих государств мира, в первую очередь, России, США, Китая и Японии. В настоящее время АТР переживает период глубокой структурной трансформации, которая охватывает все сферы жизнедеятельности: политику, экономику и безопасность. Значительно возросло роль АТР в международных делах. Присутствие традиционных восточных культур и мировых цивилизаций, сплетенных в тугой клубок острых межгосударственных противоречий, рост амбиций ряда государств региона, наличие взаимных претензий позволяют говорить о регионе как о конфликтогенной зоне. АТР вобрал в себя, как минимум, три-четыре региональных силы и мировой (США) центр. Интерес к этому региону объясняется рядом важных обстоятельств. Это, прежде всего, выгодное геополитическое и геостратегическое положение. Кроме того на территории данного региона проживает 40% населения планеты, производится более половины общемирового валового продукта, реализуется более 50% общего объема мировой торговли. Странам АТР характерны наиболее высокие темпы экономического роста. США, Япония, Китай, Сингапур, Тайвань входят в десятку ведущих экономических держав мира. Добавим к этому наличие государств, стремительно набирающих экономический, политический и военный вес, таких, как Республика Корея, Австралия и т.д. Ряд этих государств может претендовать на роль лидера в регионе, так и, при определенном стечении обстоятельств, стать лидером в мировой политике (или потерять свое лидерство, что может произойти даже с США). Они имеют важное геополитическое и геостратегическое положение, обширные политические, экономические и торговые интересы в регионе и в мире, обладая при этом мощным потенциалом для их реализации. Эти факторы обусловливают стремление государства АТР к активным действиям в мировой политике.
Характерной
геостратегической
Основными факторами, определяющими геополитическую ситуацию в АТР, являются:
- скрытое соперничество ведущих государств региона за роль лидера, которое оказывает существенное влияние на развитие политических процессов в регионе;
- отсутствие какой-либо структуры, объединяющей, подобно Европе, суверенные государства в некий региональный союз соответствующими органами управления и единой валютой. Система военно-политической безопасности в регионе основывается преимущественно на двухсторонних соглашениях, важнейшим из которых можно считать японо-американский «Договор безопасности», договор «О взаимной обороне между США и Республикой Корея».
- наличие большого числа очагов потенциальных конфликтов из-за территориальных споров стран региона, межэтнических и межконфессиональных противоречий, нестабильной внутриполитической ситуации в отдельных странах.
На сегодня принято считать, что мировым лидером в экономическом и военном плане являются США. Они же самое влиятельное государство в политическом отношении. «США совместно со странами Запада, имея 15% населения, контролируют более 70% мирового производства, 80% торговли высокими технологиями, 90% вывоза капитала, потребляют 70% энергоресурсов, 85% обработанных металлов, 85% обработанных древесины»1. Такие возможности дают им мощные средства контроля и воздействия – от предоставления займов до вооруженного вмешательства. В результате и страны АТР, и мир в целом сталкиваются с вызовом однополярной модели, несовместимой с национальными интересами других стран.
Создание в
Западной Европе блока НАТО, кроме
сдерживания коммунизма и
Военно-политическое
руководство США понимает, что
достижение глобального
Поэтому главная цель политики США – воспрепятствовать появлению в АТР какой-либо новой сверхдержавы, способной оспаривать американское лидерство в регионе. Этой цели подчинено стремление закрепить экономическое и военное присутствие США в регионе по линиям двухстороннего, а по возможности и многостороннего, сотрудничества Америки с другими странами региона.
Относительно
Японии следует заметить, что
за последнее время ее
Япония – одно из наиболее развитых государств, относится к числу основных центров силы региона. Она имеет второй в мире (после США) объем валового продукта (более 60% объема ВВП США и до 15% объема мирового ВВП ), является одним из мировых лидеров по уровню развития науки и техники. Стержнем военно-политического курса японского руководства является укрепление стратегического партнерства с США. В рамках общей стратегии укрепления статуса страны как одного из мировых лидеров и гарантов стабильности в Азии Япония активно повышает в последнее время роль и эффективность военного аспекта государственной политики. При этом его главным содержанием становится обеспечение всестороннего развития так называемых сил самообороны, фактически выполняют функции вооруженных сил, и их беспрепятственного применения за пределами национальной границы. В октябре 2001 года парламентом Японии был утвержден закон «О специальных мерах по борьбе с терроризмом», по которому Япония получила право направлять военные контингенты за рубеж вне рамок миротворческой деятельности ООН. При этом зона использования сил самообороны может включать территории любых иностранных государств с их согласия, что снимает какое-либо ограничения на районы применения японских войск. В результате с декабря 2003 года контингент вооруженных сил Японии принимает участие в послевоенном урегулировании в Ираке. В целом Токио рассматривает международную антитеррористическую кампанию в качестве благоприятного фактора для повышения собственной роли как центра силы в АТР, а также продвижения своих политико-экономических интересов в государствах Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Деятельность японского руководства по совершенствованию военного законодательства поощряется Вашингтоном, который заинтересован в получении от своего союзника не только политической, финансовой, материально-технической, но и в перспективе реальной военной поддержки в АТР или в другом регионе мира. Можно утверждать, что наблюдаемое сейчас укрепление двустороннего союза является стратегическим шагом, направленным как на сдерживание процесса становления Китайской Народной Республики в АТР.
Информация о работе Хронические конфликты в Азиатско-Тихоокеанском регионе