Цели, задачи и принципы Шанхайской Организации Сотрудничества. Механизмы и организационная структура Шанхайской Организации Сотрудничес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – обосновать необходимость трансформации «Шанхайской пятёрки» в Шанхайскую Организацию Сотрудничества для стран азиатского региона.
Объектом исследования является Шанхайская Организация Сотрудничества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛОГИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАНИЯ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА 5
1.1. Формирование «Шанхайской пятерки», основные направления сотрудничества 5
2.2. Трансформация «Шанхайской пятерки» в Шанхайскую Организацию Сотрудничества. 13
ГЛАВА 2. МОДЕРНИЗАЦИЯ ШОС 19
2.1. Цели, задачи и принципы Шанхайской Организации Сотрудничества. Механизмы и организационная структура Шанхайской Организации Сотрудничества 19
2.2. Направления сотрудничества в рамках ШОС 27
2.3. Оценка эффективности организации ШОС 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЛИТЕРАТУРЫ 39

Вложенные файлы: 1 файл

Модернизация ШОС-курс.docx

— 76.81 Кб (Скачать файл)

Секретариат возглавляется Исполнительным секретарем, который утверждается Советом глав государств по представлению Совета министров иностранных дел.

Отсюда  следует, что данная структура имеет  наднациональный характер.

Местом  расположения Секретариата ШОС является город Пекин 29.

Таким образом, институты ШОС являются наднациональными и не зависят от национальных правительств.

ШОС имеет собственный бюджет, который  формируется и исполняется в  соответствии со специальным соглашением  между государствами-членами. Это  соглашение также определяет размеры  взносов, которые ежегодно взносят  государства-члены в бюджет Организации  на основе принципа долевого участия.

Размеры взносов государств-членов ШОС в  бюджет Организации:

Республика  Казахстан – 20%;

Республика  Узбекистан – 15%;

Республика  Таджикистан – 6%;

Кыргызская  Республика – 12%;

Китайская Народная Республика – 23,5%;

Российская  Федерация – 23,5% 30.

Бюджет Организации составляется сроком на один календарный год, который  также является финансовым годом  и утверждается Советом Глав Правительств.

Бюджет Организации охватывает все предполагаемые поступления  и планируемые расходы на финансовый год, к которому они относятся, и  формируется в долларах США. Ежегодные  взносы и авансы начисляются и  уплачиваются в долларах США 31.

Суммы, подлежащие уплате в  счет долевых (начисленных) взносов, перечисляются  в банк, определенный Исполнительным секретарем по согласованию с Советом  национальных координаторов. Начисленные  взносы подлежат уплате в полном объеме в течение тридцати дней с момента  получения от Исполнительного секретаря  уведомления о причитающихся  взносах или к первому дню  календарного года 32.

Неуплаченные государством-членом суммы начисленных ежегодных  долевых взносов являются задолженностью данного государства перед Организацией, подлежащей обязательному погашению 33.

Депозитарием настоящего Соглашения является Китайская Народная Республика 34.

ШОС открыта для приема в ее члены  других государств региона, которые  обязуются соблюдать цели и принципы Хартии, а также положения других международных договоров и документов, принятых в рамках ШОС.

Контроль  за выполнением обязательств государств-членов по реализации настоящей Хартии, других действующих в рамках ШОС договоров  и решений ее органов осуществляется органами ШОС в пределах их компетенции 35. Следовательно, какого-либо единого контролирующего органа не существует.

Государства-члены  в соответствии с их внутренними  правилами и процедурами назначают  своих постоянных представителей при  Секретариате ШОС, которые будут  входить в состав дипломатического персонала посольств государств-членов в г. Пекине 36.

ШОС и ее должностные лица пользуются на территориях всех государств-членов привилегиями и иммунитетами, которые  необходимы для выполнения функций  и достижения целей Организации. Объем привилегий и иммунитетов  ШОС и ее должностных лиц определяется отдельным международным договором.

2.2. Направления  сотрудничества в рамках ШОС

В соответствии со статьей 3 Хартии ШОС основными  направлениями сотрудничества в  рамках ШОС являются:

- поддержание  мира и укрепление безопасности  и доверия в регионе;

- поиск  общих точек зрения по внешнеполитическим  вопросам, представляющим общий  интерес, в том числе в международных  организациях и на международных  форумах;

- выработка  и реализация мероприятий по  совместному противодействию терроризму, сепаратизму и экстремизму, незаконному  обороту наркотиков и оружия, другим видам транснациональной  преступной деятельности, а также  незаконной миграции;

- координация  усилий по вопросам разоружения  и контроля над вооружениями;

- поддержка  и поощрение регионального экономического  сотрудничества в различных формах, содействие созданию благоприятных  условий для торговли и инвестиций  в целях постепенного осуществления  свободного передвижения товаров,  капиталов, услуг и технологий;

- эффективное  использование имеющейся инфраструктуры  в области транспорта и коммуникаций, совершенствование транзитного  потенциала государств-членов, развитие  энергетических систем;

- обеспечение  рационального природопользования, включая использование водных  ресурсов в регионе, осуществление  совместных специальных природоохранных  программ и проектов;

- оказание  взаимной помощи в предупреждении  чрезвычайных ситуаций природного  и техногенного характера и  ликвидации их последствий;

- обмен  правовой информацией в интересах  развития сотрудничества в рамках  ШОС;

- расширение  взаимодействия в области науки  и техники, образования, здравоохранения,  культуры, спорта и туризма. 

Предусмотрено, что государства-члены ШОС могут  по взаимному согласию расширять  сферы сотрудничества.

Торгово-экономическое  сотрудничество ШОС. Экономический рост стал важным объединяющим началом для ШОС. Во всех без исключения странах Организации в последние годы он составляет 6-8%, значительно превышая среднемировые показатели. Лидерами по росту ВВП в ШОС являются Китай и Казахстан, за ними следуют Таджикистан и Узбекистан. Россия в этой компании оказалась на последнем месте, что впрочем, нисколько не умаляет ее значимости в ШОС. Именно Россия и Китай являются фактическими руководителями Организации, и многие эксперты рассматривают ШОС как механизм сотрудничества этих двух «столпов» континента. Кроме того, Организация является механизмом «упорядочения» Центральной Азии – чем занимаются, опять же, Россия и Китай, вытесняя оттуда США 37.

Экономическая составляющая в деятельности ШОС не уступает по значимости политическому взаимодействию.

Культурно-гуманитарное сотрудничество в рамках ШОС. Согласно Хартии ШОС, сотрудничество в гуманитарной области является одним из приоритетных задач организации. Руководители 6 стран-членов ШОС многократно подчеркивали, что организация должна уделять больше внимания гуманитарному сотрудничеству, которое становится одной из динамично развивающихся сфер взаимодействия в рамках ШОС.

За  годы существования ШОС страны-члены  наладили практическое и эффективное  сотрудничество в области культуры, образования, защиты окружающей среды, молодежной политики, спорта, туризма  и СМИ. Министры культуры стран ШОС  проводили совещания, принята программа  многостороннего культурного сотрудничества в рамках организации. Начиная с 2005 года, ежегодно одновременно с саммитом ШОС проводится фестиваль культуры и искусств. При этом главы государств-членов организации принимают коллективное участие в открытии фестиваля 38.

26-28 февраля  2008 года в г. Пекине в Секретариате  Шанхайской Организации Сотрудничества  состоялось очередное заседание  экспертной рабочей группы по  вопросам культурного взаимодействия  в рамках ШОС.

В ходе данного заседания была принята  к сведению информация кыргызской стороны  о ходе подготовки к проведению Совещания  министров культуры государств-членов ШОС в г. Чолпон-Ата (Кыргызская Республика) 27-28 июня 2008 г. К 1 апреля 2008 г. Стороны представили кыргызской стороне свои предложения для окончательного согласования сроков проведения и проекта повестки указанного мероприятия. Обсуждены и приняты за основу проекты следующих документов, вносимых на рассмотрение очередного Совещания министров культуры государств-членов ШОС: Совместное информационное сообщение; план реализации Соглашения между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области культуры от 16 августа 2007 г. на 2009-2011 годы; план работы экспертной рабочей группы по вопросам культурного взаимодействия в рамках ШОС на 2008-2009 годы; положение о Фестивале искусств государств-членов Шанхайской Организации. Стороны предоставили в Секретариат свои замечания и предложения по проектам указанных документов с тем, чтобы Секретариат направил сторонам доработанные проекты документов. Проект Положения был согласован в ходе очередного заседания экспертной рабочей группы для внесения на утверждение министров культуры государств-членов ШОС.

Также была достигнута договоренность о направлении таджикской стороне  участниками IV Фестиваля искусств государств-членов ШОС материалов о составе делегаций, их фотографий, программ и видеозаписей выступлений и информации иного  характера, в том числе, рекламного на русском или английском языках. Таджикская сторона представила  сторонам-членам ШОС окончательную  программу и список участников гала-концерта.

Несколько лет назад в  международном политическом лексиконе  появился новый термин – «Шанхайский  дух». Несмотря на определенные различия в потенциале, экономическом развитии, культуре государств-членов Шанхайской Организации Сотрудничества, взаимное доверие, уважение и заинтересованность, равенство в общении, совместное стремление к прогрессу служат важной основой развития организации. Все эти факторы являются основными составляющими «Шанхайского духа». Именно он постоянно присутствует на саммитах ШОС и различных мероприятиях Организации.

«Шанхайский дух» играет важную роль и в расширении культурно-гуманитарного  сотрудничества между государствами  ШОС. Наряду с укреплением политического  диалога, политико-экономических связей между нашими странами особое внимание уделяется сотрудничеству в области  искусства и образования. На саммитах стало традицией организовывать гала-концерты мастеров искусств из стран-членов и наблюдателей ШОС. Налажено регулярное проведение встреч руководителей министерств  культуры и образования государств ШОС, ежегодных фестивалей искусств.

Энергетическая сфера сотрудничества. Энергетическая составляющая занимает все большее место в экономических процессах. Тема энергетики глобализируется, становясь предметом споров между отдельными государствами и их союзами. Не менее актуален вопрос первичности энергетической составляющей на уровне региональных объединений, таких как ШОС.

Экономическое взаимодействие в рамках ШОС развивается  достаточно высокими темпами. Создан Деловой  совет и Межбанковское объединение  ШОС, работает Научно-экспертный форум. ШОС объединяет в себе государства, которые являются крупнейшими производителями  энергоресурсов, а также страны, которые выступают в качестве импортеров. Именно этот факт обуславливает  перспективность многостороннего  энергетического взаимодействия в  рамках ШОС.

В рамках саммита ШОС в середине июня 2006 года в Шанхае Владимир Путин выделил  ряд основных сфер сотрудничества стран-участниц ШОС, среди которых на первое место  поставил энергетику. Он также указал на наличие достаточной организационно-правовой базы для активного продвижения  экономических проектов. Более того, на заседании глав государств организации  Путин предложил создать Энергетический клуб ШОС и расширить взаимодействие в транспортно-коммуникационной сфере. При этом Путин не исключил возможности  кредитования Россией отдельных  экономических проектов в рамках ШОС. Российского президента поддержал  Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад, который выступил с инициативой проведения в Тегеране встречи министров энергетики стран ШОС для изучения возможностей регионального сотрудничества в освоении, добыче, транспортировке и переработке нефти и газа. По сути — это планы ШОС по созданию так называемой «новой энергетической конфигурации азиатского региона» 39.

Военное сотрудничество в рамках ШОС. Приоритеты сотрудничества в военной сфере были определены на состоявшейся 26-27 июня 2007 года в столице Кыргызстана встрече министров обороны государств-членов Шанхайской Организации Сотрудничества. Они были призваны внести весомый вклад в формирование и реализацию общей стратегии государств Организации по обеспечению региональной безопасности и эффективному противодействию вызовам современности – прежде всего терроризму, экстремизму, сепаратизму, транснациональной преступности и, в частности, наркоугрозе и торговле оружием.

Опасность их проявления в  регионе не снижается и сегодня. В этом отношении одним из основных очагов дестабилизации выступает Афганистан. Уже ни один год подряд здесь бьют рекорды по выращиванию урожая опийного мака. Зелье нелегально переправляется по так называемому северному  маршруту в постсоветские республики Центральной Азии и далее по всему  миру. Объемы незаконного оборота  наркотиков таковы, что по данным Службы нацбезопасности Узбекистана, прямо  угрожают национальной безопасности этой страны. Понятно, что противодействовать деятельности наркогруппировок, которые  занимаются в Афганистане выращиванием и поставками зелья в другие страны, возможно только совместными усилиями. В том числе, через сотрудничество в военной сфере и, прежде всего  – укреплении и надежной защите внешних государственных границ Центральноазиатских стран 40.

Совместные военные учения в значительной степени позволили  укрепить взаимное доверие в военной  области государств-членов ШОС, а  также оказали содействие в укреплении мира и стабильности в регионе. Уже  в самом начале создания ШОС главы вошедших в состав Организации государств определили среди основных задач сотрудничество в области обороны и безопасности 41.

После того, как человечество перешагнуло порог нового столетия, мир и развитие по-прежнему остались решающими факторами нашего времени. На этом фоне Шанхайская организация  сотрудничества, приверженная духу мира, сотрудничества и развития, стала  общепризнанной и активной силой  на планете, привлекая к себе взоры  всего мира.

2.3. Оценка  эффективности организации ШОС

Результаты, достигнутые  ШОС и механизмом «Шанхайской  пятерки» охватывают ряд важных сфер сотрудничества, таких как политика, безопасность, экономика и гуманитарная сфера.

В сфере политического  сотрудничества были подписаны соглашения об укреплении доверия в военной  области в районе границы и  о взаимном сокращении вооруженных  сил в районе границы, что усилило  взаимное доверие и сотрудничество в области безопасности между  Китаем и Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. По мере углубления развития двусторонних и многосторонних политико-экономических отношений  в рамках ШОС пограничные вопросы  между странами были полностью разрешены 42.

Информация о работе Цели, задачи и принципы Шанхайской Организации Сотрудничества. Механизмы и организационная структура Шанхайской Организации Сотрудничес