Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории международных отношений"
46. Ялтинско-Потсдамская система МО
Ялтинско-Потсдамская система
Германия была разгромлена и
на некоторое время перестала
существовать как независимое государство,
Япония капитулировала и превратилась
в оккупированную страну. Италия была
побеждена и утратила свое международное
влияние. Франция переживала экономические
и политические трудности. Даже Великобритания
вышла из войны ослабленной в
финансовом и экономическом отношении.
Определяющее влияние СССР и США
на всю Ялтинско-Потсдамскую
США вступили в послевоенный мир с неоспоримым преобладанием в экономике и финансовой сфере. По ее окончании на долю США приходилось примерно половина мирового промышленного производства, около трети мирового экспорта товаров, более половины всего золотого запаса.Еще в июне 1944 г. конференция в Бреттон-Вудсе приняла решение о создании Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития, США получили определяющее влияние на деятельность этих международных финансовых институтов. Была создана Бреттон-Вудская система международных финансовых отношений. Ядерное оружие обладает громадной разрушительной силой и рядом поражающих факторов, относится к оружию массового уничтожения. Первое успешное испытание ядерного устройства было проведено в США 16 июля 1945 г. Американские атомные бомбы были сброшены на японские города Хиросиму и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 г. Таким образом, США стали обладателем ядерного оружия, они приобрели ядерную монополию, заметно усилившую их международные позиции. СССР провел успешные испытания атомной бомбы в августе 1949 г. В 1952 г. обладателем ядерного оружия стала Великобритания, в 1960-м – Франция, в 1964-м – Китайская Народная Республика.
США обладали прекрасной армией, получившей опыт боевых действий, громадными военно-воздушными силами, военно-морским флотом, более могущественным, чем все остальные флоты мира вместе взятые. Президенты Ф. Д. Рузвельт и Г. Трумэн играли важную роль в "большой тройке". США могли опираться на прочный военно-политический союз с Великобританией. Именно США стали инициаторами создания ООН, получили место постоянного члена Совета Безопасности ООН, смогли опираться на большинство голосов на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН.Советский Союз вступил в послевоенный мир в ореоле основного победителя нацизма, важной силы в антигитлеровской коалиции. По американским данным, советские вооруженные силы в августе 1945 г. насчитывали около 16 млн. человек, а силы США – около 12 млн. человек. Правда, объективные наблюдатели полагали, что Красная Армия уступала западным союзникам по уровню и качеству вооружения. Тем не менее общий высокий уровень боеспособности Красной Армии, одержавшей блистательные победы и овладевшей Берлином, не подвергался сомнению.Советские войска к концу войны находились на территории Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии и Болгарии. Они приняли участие в освобождении Югославии, Албании и небольшой пограничной территории Норвегии. Красная Армия оккупировала Восточную Германию и восточную часть Австрии. Советские представители выполняли контрольные функции в Финляндии. Советские войска находились в северной части Ирана, куда они вступили в августе 1941 г., чтобы пресечь деятельность прогерманских кругов в этой стране. Советское руководство отстояло возврат к границам СССР на июнь 1941 г., то есть закрепление вхождения в состав Советского Союза Западной Украины и Западной Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литвы, Бессарабии и Северной Буковины, а также изменения границы с Финляндией после "зимней войны" 1939–1940 гг. К концу второй мировой войны международное влияние Советского Союза заметно возросло. И. Сталин был полноправным участником встреч "большой тройки", вел интенсивную переписку с президентами США и главами правительств Великобритании. СССР заключил договоры о союзе (или дружбе) и послевоенном сотрудничестве и взаимопомощи с Великобританией, Францией, Чехословакией, Югославией, Польшей, Китаем. СССР стал одним из учредителей ООН и постоянным членом ее Совета Безопасности. Если до Великой Отечественной войны Советский Союз имел дипломатические отношения с 26 государствами, то к концу войны – уже с 52. В последний период войны СССР вместе с США и Великобританией играл главенствующую роль в решении проблем мировой политики и в немалой степени участвовал в определении дальнейшей судьбы ряда государств и народов.
При асимметричности мощи и влияния СССР и США именно эти две державы заняли определяющее положение в Ялтинско-Потсдамской системе. Ее биполярность усиливалась наличием у обеих держав союзников и сателлитов.
47.Сущность и генезис-«Холодная война»
(5 марта 1946-1 июля 1991)— период в развитии МО и внешней политики СССР, длившийся почти 40 лет после окончания 2мв. Сутью «холодной войны» было политическое, военно-стратегическое и идеологическое противостояние стран кап. и так называемой соц. системы.
Причины
«холодной войны»:
Первый этап «холодной
войны» — конец 40-х— 60-е гг. —
крайняя острота
претензии Сталина на пересмотр границ в Европе и Азии и режима Черноморских проливов, изменение режима управления бывшими итальянскими колониями в Африке;речь У. Черчилля в Фултоне в марте 1946 г. с призывом защитить всеми возможными средствами западный мир от «распространения влияния СССР»;«Доктрина Трумэна» (февраль 1947 г.). Меры по «спасению Европы от советской экспансии» (включая создание сети военных баз вблизи советских границ). Главные доктрины — доктрины «сдерживания» и «отбрасывания» коммунизма;создание СС (при опоре на местные компартии и советские военные базы) просоветского блока восточноевропейских стран, воспроизведение в этих странах советской модели развития; «железный занавес», сталинский диктат во внутренней и внешней политике стран социалистического лагеря, политика чисток, репрессий, расстрелов.
Апогей «холодной войны» — 1949—1950-е гг.: создание НАТО, Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора. Противостояние двух военно-политических блоков и наращивание вооружений, в том числе ракетно-ядерных;Берлинский кризис, создание ФРГ и ГДР; конфликты и войны в Юго-Восточной Азии (Корея, Вьетнам), на Ближнем Востоке, в которых прямо или косвенно участвовали США и СССР. Карибский кризис 1962 г. (мир на пороге новой мировой войны); ввод войск СССР в Чехословакию в 1968 г.
Второй этап «холодной войны» — 1970-е гг. — разрядка международной напряженности:оговоры между ФРГ и СССР, Польшей, ГДР, Чехословакией;соглашение по Западному Берлину, советско-американские договоры об ограничении вооружений (ПРО и ОСВ);Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки в 1975 г. (попытки мирного сосуществования двух систем, его сложности и противоречия); военно-политический паритет между СССР и США.
Третий этап — конец 1970-х — середина 1980-х гг.:конец разрядки, новое обострение международного противостояния двух систем;ухудшение советско-американских отношений, новый виток гонки вооружений, американская программа СОИ(стратег обор иниц);рост вмешательства США в политику стран Ближнего Востока и Лат Америки;
ввод советских войск в Афганистан;«доктрина Брежнева» — ограничение суверенитета стран соц. лагеря, усиление трений внутри него;попытки продолжения политики «холодной войны» в условиях кризиса мировой социалистической системы. В феврале 1989 были выведены советские войска из этой страны. Были сняты проблемы, вызвавшие обострение международной напряженности не только в 1979-1980 гг., но и в 1946-1947 гг. Поэтому можно констатировать фактическое прекращение «холодной войны» уже в 1990. Уровень отношений между СССР и странами Запада вернулся к состоянию до «холодной войны», и ее вспоминали лишь для того, чтобы провозгласить ее окончание, как это сделал президент Дж. Буш, объявив о победе в «холодной войне» после распада СССР и президенты Б. Н. Ельцин и Буш, заявив о ее прекращении в 1992. Однако связь между прекращением «холодной войны» и распадом СССР является опосредованной. У них общая причина — кризис социальной системы СССР.
48. Герм вопрос 1945-1949 гг. +(МПП вспомни!)
Рук-дить эк. и полит жизнью в Германии после войны был призван Союзный контрольный совет (КС)– орган 4-х оккупационных держав для совм реш-я вопросов, затрагивающих Германию в период оккупации. Состав:главнокомандующие войсками СССР, США, Великобритании и Франции в Германии. Местонахож - Берлин. Осн задачей СКС стала реализация реш-ний Потсдамской конф-ции и др согласованных рекомендаций правительств оккупационных держав по Германии. СКС прекратил свою деят-сть в марте 1948 г. из-за нарастания противоречий между державами-победительницами. Решениями Потсдамской конференции в основу управления Германией были положены принципы "четырех Д": денацификации, демилитаризации, демократизации, декартелизации. Денацификация означала упразднение и запрещение нацистск партии и всех связанных с ней орг-ций, искл-ние влияния нацистов на общественно-полит жизнь. Демилитаризация включала ликвидацию всей германской военной машины и составляющих ее элементов (сухопутных, военно-морских, военно-воздушных сил, а также военизированных организаций:СС, СА, СД и гестапо), слом германского военного потенциала и запрещение военного производства.Демократизация предусматривала ликвидацию фашистского полит режима и гос устр-ва, всех соответствх институтов и учреждений, постепенную реконструкцию политической жизни на демократической основе. Декартелизация означала упразднение чрезмерной концентрации экономической мощи, особенно в форме крупных монополистических объединений. Союзники предусматривали также ограничение уровня германского промышленного производства. Германия рассматривалась оккупационными державами как единое экономическое целое. В полит сфере в принципе намечалась перспектива создания центрального германского правительства. Именно оно должно было принять документ мирного урегулирования, подготовка которого возлагалась на Совет министров иностранных дел. Германская проблема обсуждалась на нескольких сессиях мида: Парижской (апрель – май, июнь – июль 1946), Московской (март – апрель 1947), Лондонской (ноябрь – декабрь 1947), Парижской (май – июнь 1949). В сентябре 1945 г. американское руководство выдвинуло идею заключения договора о разоружении Германии. был отвергнут – шанс закрепить демилитаризацию Германии был упущен. Что касается мирного урегулирования с Германией, то СССР выступал в 1946–1947 гг. за проведение общегерм выборов, созд-е общегерм правит-ва и заключение с ним мирного договора. Западные державы начали непосредственную подготовку к созданию западногерм гос-ва. Лондонская конф по герм вопросу 1948 г. – конф шести зап гос-ств, рассмотревшая вопросы подготовки к созданию западногерм гос-ва. В ней приняли участие представители США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. В берлинском кризисе 1948–1949 гг. переплетались геополит, идеологические и психологич факторы, на его развитие оказывали влияние и ошибочные представления лидеров великих держав о намерениях и возм-стях др стороны. Руководители стран Запада, и прежде всего США, упорно проводили курс на раскол Германии, на создание западногерм гос-ва и вкл-е его в сис-му зап военно-полит блоков. При этом весной 1948 г. они недооценили готовность советской стороны предпринять решительные меры в отношении западных секторов Берлина и пойти на серьезный международный кризис. Анализ действий советского руководства во время берлинского кризиса 1948–1949 гг. позволяет утверждать, что это была борьба против расширения западной сферы влияния. Москва стремилась не допустить образования западногерманского государства и его включения в западный блок. Блокада Берлина была призвана создать ситуацию, в которой СССР мог бы вести переговоры по германский проблеме с позиции силы. В случае отказа западных держав пойти на серьезные политические уступки оставалась попытка вытеснить их из Берлина, включив весь город в финансово-экономическую систему советской зоны оккупации. Но при любом варианте реальностью стало дальнейшее обострение конфронтации двух систем.
49- Формирование «
Сотрудничество СССР со странами народной демократии развивалось в самых различных сферах: политической, военной, идеологической, культурной. Важнейшее место принадлежало связям между коммунистическими и рабочими партиями государств социалистического лагеря.
Весной 1947 г. Сталин в беседе с лидером польских коммунистовВ. Гомулкой предложил, чтобы Польская рабочая партия (ППР) выступила инициатором созыва совещания представителей нескольких коммунистических партий для создания совместного информационного периодического издания. Гомулка согласился. Был составлен список компартий, представителей которых следовало пригласить на совещание: ВКП(б), компартии Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии, а также Италии и Франции.
Сам созыв совещания осуществлялся сталинским руководством как хорошо продуманная операция. В приглашении на совещание говорилось лишь об обмене информацией и создании с этой целью совместного периодического издания. На самом деле Сталин и представители ВКП(б) на совещании А. Жданов и Г. Маленков втайне готовили создание нового координационного органа компартий.
Совещание представителей девяти коммунистических партий состоялось с 22 по 28 сентября 1947 г. в Польше. Совещание началось информационными докладами представителей всех представленных компартий об их деятельности. Затем по предложению советских представителей было решено обсудить вопросы международного положения и меры по усилению координации деятельности компартий. Доклад о международном положении сделал А. Жданов. Тем самым провозглашался раскол мира на два противостоящих политических лагеря, насаждался дух холодной войны. Все компартии должны были последовательно ориентироваться на Советский Союз и безоговорочно поддерживать его внешнюю политику. Представители ВКП(б) добились принятия решения о создании Информационного бюро коммунистических и рабочих партий, представленных на совещании. Оно должно было размещаться в Белграде и издавать газету "За прочный мир, за народную демократию!". Коминформ – международный центр ряда коммунистических и рабочих партий, существовавший в 1947–1956 гг. Официальной целью Коминформа стал обмен опытом между компартиями и координация их деятельности, мобилизация трудящихся на борьбу за прочный мир, демократию и социализм. В последующем Коминформ использовался как инструмент контроля Кремля за политикой и идеологией стран народной демократии. В конце 1950 – начале 1951 г Сталин предложил лидеру итальянских коммунистов П. Тольятти занять пост генерального секретаря Коминформа, который должен был стать как бы вторым изданием Коминтерна. Однако Тольятти отказался. Активность Коминформа пошла на спад. Официально он прекратил свое существование в апреле 1956 г.
В январе 1949 г. на совещании в Москве было принято решение о создании Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Его членами стали Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия. Официальные цели СЭВ состояли в объединении и координации усилий его членов, достижении на этой основе планомерного развития народного хозяйства, ускорении экономического и технического прогресса. (СЭВ) – межправительственная экономическая организация социалистических стран, учрежденная в январе 1949 г. Первоначально членами СЭВ стали Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакии. В 1949–1961 гг. в его работе участвовала Албания. В 1950 г. в СЭВ вступила Германская Демократическая Республика, в 1962 г. – Монголия, в 1972 г. – Куба, в 1978 г. – Вьетнам. Официальной целью СЭВ стало содействие дальнейшему углублению и совершенствованию сотрудничества его членов, развитию социалистической экономической интеграции, планомерному развитию народного хозяйства, ускорению экономического и технического прогресса. В действительности СЭВ способствовал ориентации экономики его членов на Советский Союз и созданию замкнутого социалистического рынка.перестал существовать в июне 1991 г.
50.Создание Западного Блока.
Западный блок - военно-полит. организация Бельгии, Великобритании, Люксембурга, Нидерландов и Франции, создан в соотв. с Брюссельским пактом от 17 марта 1948. Заключение пакта (вступил в силу в 1948 на 50 лет) означало создание первой в период после 2-й мир.войны агрессивной воен. группировки в Европе. В преамбуле и в ст. 7 пакта говорилось о готовности его участников принять необход. совместные меры на случай новой агрессии со стороны Германии. Однако 4-я и ряд др. статей пакта были сформул. так, чтобы Западный блок можно было направить против стран социализма. Инициатором создания Западный блок выступила Великобритания, рассчитыв. использовать его для укрепления своих междунар. позиций, ослабл. войной. Западный блок явился по сущ-у подготовит.этапом к созданию в 1949 Ор-ии Североатл. договора (НАТО), членами кот. стали все участники блока. В 1950 воен. организация Западный блок была замен.командованием НАТО, возгл. США. В результате подписания Парижских согл. 1954, один из протоколов кот.предусматривал измен. и дополн. Брюсс. пакта, Западный блок в мае 1955 был преобраз. в Западноевропейский союз с участием ФРГ и Италии.
51.Становление Сан-Францисской системы МО.
В конце 1950 – нач. 1951 г. происходил обмен мнениями между Москвой и Вашингтоном по вопросам заключения мирного договора с Японией. И по порядку закл-я договора, и по содержанию между сторонами сохр. сущ. разногласия.
совместный американо-
Информация о работе Шпаргалка по "Истории международных отношений"