Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории международных отношений"
Война США во Въетнаме.Женевские соглаш.1954-признание независ, суверенитета и террит.целостности 3 гос.Индокитая: Вьетнама,Лаоса,Камбоджи. ДРВъетнам временно разделена демаркац.линией на 2 части:север- сторон.коммунистов за полное освоб.страны, юг – антиком.силы. Франц.колонизаторы ушли из Индокитая,пришли американцы("Южный Вьетнам –наше детище, и мы не можем бросить его на произвол судьбы").США оказывали всяческую помощь южновьетнам. режиму: финанс., военно-техн, идеолог.«концепция домино»-америк. считали, что с потерей Юж.Вьетнама рухнет вся конструкция сдерж.коммунизма в этом регионе.Неотъемл.часть стратег.линии США-задача перерезать пути оказания помощи Севера борющимся патриотам.
"тонкинская резолюция"
– уполномоч. прав-во принять "все необход.воен.меры
для защиты США" в Индокитае=>зеленый
свет вовлечению США во вьетнам.войну
почти на 10 лет.СССР оказывал ДРВ пол, экон.и
воен.помощь. За время войны около 80 % всей
экон.помощи и 65 % военной помощи от СССР.Протесты
против войны США и ее жестоких методов
звучали во Франции,скандинавских странах,Италии,ФРГ,Мексике.
Индия.опора движения неприсоединения+претенд.на вед.роль в Южной Азии.
*конфликт с Китаем(кит.
*конфликт с Пакистаном(состоял из Вост. и Зап.частей,раздел. террит. Индии)+внутр. пакистан. конфликт=>откр.воен.действия между П.и И.(независ.Бангладеш).
Положение в Юж.Азии-динамика пятиугольника: Индия – Пакистан – СССР – Китай – США.
58-Ближневост. конфликт в 1960–1970-е.
Результат суэцкого кризиса –уменьш. влияния Великобр.
и Фр. на Ближнем Востоке(БВ) при ꜛ роли
в регионе США и СССР.БВ занимал важное
геостратег. и геоэкон.положение.Зап.державы
поддерж.Израиль(видели в нем осн.антикоммун.
и антиислам.силу на БВ).Израиль
к н. 60-х- мощный регион.центр силы(2,5 млн.
чел,соврем.экономика и квалифиц.боеспос.армия)+пост.
финанс. и воен.поддержка Запада.США стрем.опираться
на умеренные антикоммун. режимы в регионе:
Турцию,СА,Бахрейн,Иран,
Наиболее вражд. позиции в отношении
Израиля - Сирия и Ирак(курс на подгот.
к новому воен.столк. и в конечном счете
на ликвид.еврейского
гос-ва. Египет готовился к новому
туру вооруж.борьбы с Израилем.1958-объед.Египта
и Сирии в–ОАР+Йемен(непрочное:1961-
НО с.60-х полож. Израиля ухудшилось+на пол. сцене
новый "игрок –Организ.освоб.Палестины
(ООП). Резолюция ГА ООН
о разделе Палестины и создании на части
ее терри.араб палестин.гос-ва не была выполнена(Палестинцы-полож.
6-дневная война 1967. над сирийско-израил.границей –возд. столкн.авиации 2 стран. Правительство Израиля угрожало Дамаску превентивной войной.Президент Египта Насер поспешил на помощь Сирии,затем закрыл залив Акаба для судов Израиля и перерезал его выход в южные моря.США втяг. в войну во Вьетнаме и не были заинтерес. в еще одном конфликте со своим участием.Руководство Израиля решило начать превентивную войну против арабских соседей(завоевал полное господство в воздухе+ нанесли поражение египетским войскам на Синае,взяли под свой контроль сектор Газа,захватили Шарм аль-Шейх)!Одноврем. израильские ВС нанесли удары по Иордании и Сирии+захватили арабскую часть Иерусалима и овладели сирийским позициям на Голанских высотах. За 6 дней воен.действия завершены бесспорной победой ВС Израиля(тер.увел.в 4р)+ объявили об аннексии арабской части Иерусалима и провозгласили город столицей страны. НО осудил СС,Франция.Межд.сообщество не приняло аннексию Израилем Иерусалима.СССР и США были заинтерес. в огранич.конфликта и недопущении его разрастания. 6дневная война резко обострила проблему палестинцев(стали использ. террор.акции,в Иордании фактически создали «государство в государстве»).Основы урегулир. ближневост.конфликта -в резолюции СБ ООН-неприемлемость террит.приобретений путем войн+принцип:мир в обмен на террит,захваченные Израилем в 1967.
В регионе сохранялась и
Война судного дня.Противники Израиля и союзники СССР в регионе-Сирия, Ирак, Южный Йемен и ООП.Договор о дружбе и сотруд-ве СССР с Ираком-1972,с Египтом-1971(осущ.поставки вооружений Египту).Август 1970-америк.дипломатия добилась 1 успеха на БВ:соглаш. о прекращ.регулярных артиллер.обстрелов противопол.берегов Суэцкого канала египтянами и израильтянами.
Арабские лидеры-попытка воен.
59-Разрядка напряженности между СССР и США.ПРИЧИНЫ РАЗРЯДКИ И ЦЕЛИ
Во вт. Пол. 60-х годов СССР и США стремились сохранить преобладание в биполярной сис-ме МО, пытались выработать «правила игры», не допустить втягивания в новый серьезный межд. кризис, избежать угрозы возникновения яд. войны. Каждая из сторон стремилась «переиграть» другую, получить в процессе разрядки политич. преимущества. Желательно было ограничить разорительную гонку. При этом сов. руководство добивалось установления подлинного стратегического паритета и его признания Ваш, а амер— сохранения своего технологического отрыва от СССР. Разрядка призвана была содействовать закреплению сложившегося тер-пол устройства в Европе и признания Западом господства СССР в его сфере влияния.СССР: последовательно и полно осуществлять на практике принципы мирного сосуществования, развивать взаимовыгодные связи с гос-вами, которые готовы к сотрудн. по укреплению мира. США стремились сохранить роль «балансира» в сис-ме МО при свертывании своих военных обязательств. Необходимо было уменьшить угрозу яд. войны, создать пол. механизм «взаим. сдерживания».Осознание необходимости сосуществования и привело к разрядке.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РАЗРЯДКИ
в пер. пол. 70-х годов поворот в двусторонних отношениях в сторону разрядки и нормализации: улучшении общего политич. климата в отношениях между СССР и США, но и в подготовке и подписании более 60 соглашений по самым различ. Вопр., начиная от мер по предотвращению воен.столкновения до науч.и кул. связей. 1971 г. появились признаки улучшения отношений. 30 сентября мин. Ин. дел СССР А. Громыко и гос. секретарь США У. Роджерс подписали соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения яд. войны. было подписано соглашение об усовершенствовании линии прямой связи между руководителями СССР и США.В итоге заинтересованности обеих сторон в мае 1972 г. состоялся визит президента США Р. Никсона в СССР. был подписан основополагающий политич. Док. «Основы взаимоотношений между СССР и США»(зафиксирована общая убежденность сторон в том, что «в ядерный век не существует иной основы для поддержания отношений между ними, кроме мирного сосуществования».)СССР и США признали пр-п равной безопасности сторон. взяли на себя обязательства делать все возможное для предотвращения военной конфронтации и возникновения яд. войны; проявлять сдержанность, готовность урегулировать разногласия мирными средствами с учетом интересов обеих сторон; продолжать усилия по ограничению вооружений, прежде всего стратегических; развивать двусторонние связи в области экономики, науки, техники и культуры. Сердцевиной совет.-америк. отношений были вопр. ограничения гонки стратегических вооружений.
По Договору об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) стороны взяли на себя обяз-во не развертывать системы обеспечивали бы защиту всей тер. страны от ракетного нападения. Запрещалось испытывать и развертывать противоракетные системы мор, возд, косми или мобильно-наземного базирования. было подписано Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1)- отказ 2 сторон в теч. 5 лет наращивать число пусковых установок стратегических наступат. ракет наземного базирования и пусковых установок ракет, размещенных на подводных лодках. Одновременно ограничивалось и кол-во подводных лодок, несущих баллистические ракеты. Соглашение не означало сокращения стратегических вооружений: оно лишь устанавливало их согласованные потолки.
СССР и
США создали постоянную консультативную
комиссию для содействия осуществлению
целей соглашений об ограничении стратегических
вооружений.
Разрядка способствовала развитию сотрудничества
2стран по проблеме нераспространения
ядерного оружия, переговорам о запрещении
противоспутникового и наиболее опасных
типов химического оружия. В политич. сфере
СССР и США успешно взаимодействовали по европейским проблемам(
проведении Совещания по безопасности
и сотрудничеству в Европе.)
Руководители
обоих государств приложили усилия для
развития двусторонних торгово-экономических
связей.В окт. 1972 г-соглашение о торговле(предоставление
другой стороне статуса наибольшего благоприятствования
и отказ от какой-либо дискриминации в
торговых отношениях, достигнута договоренность
об урегулировании расчетов по ленд-лизу.)ЗАВЕРШЕНИЕ !!Срыв реализации советско-американского
торгового соглашения стал одним из
показателей трудностей разрядки.
Каждая из сторон стремилась в ходе разрядки
укрепить свои собственные позиции, добиться
для себя некоторых преимуществ. При этом
США не готовы были воспринимать СССР
как равного партнера. В обмен на признание
паритета в области стратегических вооружений
между двумя сверхдержавами США и СССР
согласия на сохранение соц.-политич. статус-кво, включая
«третий мир». СССР- разрядка— как наращивание
преимуществ СССР и укрепление позиций
социализма.Разрядка
не отменила соперничества 2стран
в наращивании ракетно-ядерных потенциалов.
При этом США делали ставку
на сохранение своего технологического
преимущества, на создание новых более
совершенных компонентов стратегической
триады, на качественное улучшение систем
управления войсками. СССР преодолел отставание
в производстве ракет с РГЧ ИН и стремился
обойти США, Завершение подготовки нового ОСВ-2
становилось еще более трудным делом.
60-Страны Зап Европы в процессе разрядки международной напряженности
Разрядка напряженности в Европе основывалась на взаимном признании раздела континента на Восток и Запад, принятии господства СССР в его сфере влияния. Обе стороны сознавали невозможность изменения силой сложившегося положения. Постепенно начали развиваться эконом, научные и культурные связи м/д Союзом и Европой. СССР и ФРГ подписали торгово-эконом и культурные соглашения, соглашение о воздушном сообщении. СССР и Фр. - соглашение о научно-техническом и эконом сотрудничестве, о сотрудничестве в области изучения и освоения космического пространства в мирных целях.
Основные принципы сотрудничества: «нерушимости нынешних границ; невмешательства во внутренние дела; равенства; независимости; отказа от прим. силы или угрозы ее применения».
Франция –СССР. Внешнеполит концепция де Голля была нацелена на возвращение Фр статуса ведущей мировой державы, на придание фр политике самостоятельности. Де Голль претендовал на роль равноправного союзника США. В поисках опоры для проведения своего внешнеполит курса де Голль обратился к Москве.
визит президента Фр де Голля в СССР - лето1966 г. - итог - подписание советско-фр декларации: установление атмосферы разрядки м/д всеми странами Зап и Востока; решено проводить регулярные консультации между Москвой и Парижем по европ и междунар проблемам.
Преемник де Голля Жорж Помпиду посетил СССР в качестве премьера в 1967 г., а затем 2 раза уже в качестве президента. Ответные визиты: главы сов прав-ва Косыгина, генсека Брежнева. В 1975 г. Сов Союз посетил премьер Фр Ж. Ширак, президент В. Жискар д'Эстэн.
Из комплекса сов-фр. док-тов следует выделить Принципы сотрудничества 1971 г. Руководители СССР и Фр подтвердили линию на разрядку, на укрепление безопасности, мирных отношений и сотрудничества м/д всеми европ гос-вами при условии соблюдения ими принципов… [указанных выше – см. основные пр-пы сотрудн]
ФРГ-СССР. До 1967 г. правит-во ФРГ отказывалось признать окончательный хар-р границ в Европе и существование ГДР. К концу 60-х выявилась несостоятельность подобных подходов. Париж и Вашингтон склонялись к политике разрядки, т.е. Бонн мог оказаться в междунар изоляции.
1969 г. В. Брандт возглавил правительство. Он осуществил поворот к полной нормализации отношений и налаживанию сотрудничества с СССР, Польшей, Чехословакией, к признанию реальности существования 2х германских гос-в. Этот внешнеполитический курс - «новая восточная политики» ФРГ.ФРГ-СССР:
1969 г- присоединение ФРГ
к Договору о
Информация о работе Шпаргалка по "Истории международных отношений"