Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 16:27, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Международные отношения".
• создание благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для повышения уровня благосостояния народа, развития политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала государства;
• формирование добрососедских отношений с сопредельными государствами;
• обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан РБ за границей;
• содействие реализации национальных, культурных и иных прав и законных интересов этнических белорусов, выходцев из РБ и лиц, идентифицирующих себя как белорусы, проживающих за пределами ее территории;
• содействие укреплению международной безопасности, нераспространению оружия массового поражения и контролю над вооружением;
• расширение международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды, в информационной и гуманитарной сферах;
• привлечение внешних интеллектуальных и научных ресурсов в интересах образовательного, научного и культурного развития РБ;
• участие в международном сотрудничестве в области поощрения и защиты прав человека.
44. Финансово-промышленные группы и транснациональные корпорации как основной субъект внешнеэкономической деятельности.
Финансово-промышленная группа (ФПГ) — объединение промышленных предприятий с финансовыми учреждениями на основе установленных между ними отношений экономического и финансового взаимодействия. Может быть в форме коммерческой организации.
Это совокупность экономических субъектов (обычно юридических лиц), либо действующих как основное и дочерние общества, либо объединивших свои активы в целях технологической или экономической интеграции.
Наиболее важным видом финансово-промышленных групп является концерн — объединение нескольких торгово-промышленных предприятий под общим финансовым руководством.
Задачи:
- активизация преобразований в экономике;
- улучшение инвестиционной ситуации;
- развитие
конкурентоспособности
Финансово-промышленные группы имеют следующие преимущества:
возникают новые возможности для оптимального использования и перераспределения капитала в соответствии с главными стратегиями группы;
создаются реальные возможности для структурной перестройки производственных подразделений группы;
происходит укрепление технологических связей между различными этапами — от добычи сырья до выпуска конечной продукции;
улучшаются перспективы будущего развития компании за счет активного аккумулирования капитала для новых, инновационных проектов.
Одним словом, тенденции формирования ФПГ отражают закономерности развития всего мирового производства. К таким закономерностям относятся: концентрация капитала (слияние, поглощение, создание альянсов); интеграция промышленного и финансового капиталов; диверсификация форм и направлений деятельности; глобализация и интернационализация капитала; использование новейших информационных технологий, международных стандартов регулирования национальных рынков.
ТНК – компания, включающая хозяйственные единицы в двух или более странах, независимо от их юридической формы и поля деятельности, оперирующие в рамках системы принятия решений, позволяющих проводить общую политику, в которой отдельные единицы связаны посредством собственности или каким-либо другим образом (финансово, технологически). В рамках ТНК одни элементы влияют на другие, происходит распределение знаний, ресурсов и ответственности.
Место ТНК в мировой экономике. Насчитывается свыше 11 тыс. корпораций, имеющих дочерние компании в двух или нескольких странах.Организационные формы ТНК: 1. ТНК – преимущественно мононациональные по составу ядра акционерного капитала материнской компании и характеру контроля над деятельностью всей корпорации («Дженерал моторс», «ИБМ»). 2. Мультинациональные корпорации (МНК) – международные не только по масштабам и характеру деятельности, но и по капиталу и контролю над ним. («Ройял Датч-Шелл», «Юниливер»). 3. Новые формы сотрудничества на неакционерных началах: совместные научно-исследовательские программы; субподряд; предоставление услуг (финансовых, сбытовых и т. д.); соглашения об обмене лицензиями, патентами и др.
45. Современные перспективы и проблемы развития ВЭД в РБ.
46.Государственное
Государственное регулирование экономики – это скоординированное воздействие на экономические процессы для развития в желаемом направлении, обеспечивающем эффективное функционирование националь¬ной экономики посредством мер законодательного, исполнительного и кон¬тролирующего характера. Государство при регулировании ВЭД не должно ущемлять интересы других стран
и обязано действовать в рамках тех правил, которые выработаны междуна¬родными организациями (ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Всемирной таможенной организацией и др.).
Государственное регулирование ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нета¬рифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законо¬дательстве.
Целью регулирования являются стабилизация и приспособление вне¬шнеэкономического комплекса страны к изменяющимся условиям между¬народного разделения труда, мирового рынка и форм международного сотрудничества, решение национальных стратегических и тактических задач.
Функции государственного регулирования ВЭД:
1) системообразующие:
• разгосударствление, отмена государственной монополии ВЭД;
• формирование конкурентной среды, курс на открытость экономики;
• формирование рыночных «правил игры», порядок осуществления ВЭД;
2) системоутверждающие:
• структурная трансформация, обеспечение конкурентоспособности
на мировых рынках;
• рост уровня и качества жизни;
3) системовоспроизводящие:
• достижение устойчивого экономического развития;
• обеспечение и защита общенациональных экономических интересов
в мировой экономике;
• упрочение и расширение поля страны в мировом экономическом
и политическом пространстве.
47. Внешнеэкономическая политика государства и ее составляющие.
ВЭП. – деятельность государства, направ¬ленная на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами. Главная цель ВЭП – создание благоприятных внешних экономических условий для рас¬ширения воспроизводства внутри страны, т. е. для роста ВВП.
Разработка ВЭП государства должна осуществляться на основе анализа
и учета ряда внутренних и внешних факторов.
К группе основных внутренних факторов следует отнести:
• уровень развития и структуру производительных сил страны;
• состояние природных ресурсов и климатические условия;
• количественный и структурный баланс внутреннего производства
и потребления;
• валютно-финансовое положение страны;
• количественный и профессиональный состав экономически активного населения.
Кроме того, действуют и внешние факторы, к важнейшим из которых относятся:
• глобализация мировой экономики, приводящая к расслоению стран
на «золотой миллиард» и «нищие миллиарды»;
• тенденция к либерализации международной торговли и роста степени открытости стран;
• поляризация мирового экономического пространства, доминирование
в нем триады;
• функционирование региональных интеграционных группировок;
• регулирующая роль международных организаций и др.
Основными принципами ВЭП являются:
• независимость;
• открытость;
• равноправие;
• признание приоритета международных договоров.
Структурообразующими элементами ВЭП выступают:
• внешнеторговая политика;
• валютно-кредитная политика;
• внешняя инвестиционная политика;
• научно-техническая (инновационная) политика;
• миграционная политика.
48.Система органов гу, основные
задачи и функции
Высшими органами управления внешнеэкономической деятельностью в Республике Беларусь являются Президент (уполномочен подписывать указы, предоставлять те или иные льготы в торгово-экономической области, выступать инициатором экономических программ), Парламент (как высший законодательный орган издает законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность, разрабатывает основы внешнеэкономической политики государства, ратифицирует торговые договоры с зарубежными странами. К его компетенции относится определение общих принципов валютной политики, утверждение по представлению Совета Министров РБ плана формирования и использования государственного валютного фонда республики, лимита внешнего государственного долга)
и Совет Министров (высший исполнительный и распорядительный орган власти в республике, издает постановления и распоряжения во исполнение законов по внешнеэкономической деятельности, осуществляет общее руководство в области отношений республики с иностранными государствами и международными организациями).
Немаловажную роль в развитии внешнеэкономической деятельности регионов играют администрации свободных экономических зон, призванные управлять процессом привлечения инвестиций.
Специальным государственным органом, осуществляющим общую координацию внешнеэкономической деятельности в республике, является МИД РБ. В своей деятельности оно подчиняется непосредственно Совету Министров РБ.
Важное место в системе управления внешнеэкономической деятельностью в республике занимают Министерство экономики, Министерство торговли и Министерство финансов.
49.Механизм гос. регулирования ВЭД и характеристика его элементов.
Механизм государственного регулирования ВЭД включает:
• механизм целеобразования – представляет собой совокупность прин¬ципов и нормативов, предопределяющих состав и величину целевых параметров по всей совокупности интересов – общегосударственных, корпоративных, частных;
• экономический механизм – образует базис, объективную основу механизма государственного регулирования ВЭД и представлен системой экономических отношений, складывающихся во внешнеэкономической сфере по поводу реализации государственных, корпоративных, индиви¬дуальных целей и интересов;
• механизм управления – представляет собой направляющее воз¬действие государственных органов власти на внешнеэкономическую сферу с использованием определенного инструментария на основе созданной правовой базы. Таким образом, в механизм управления ВЭД включены государственные органы власти, нормативные правовые основы и инстру¬менты воздействия.
Механизм государственного регулирования ВЭД призван обеспечить баланс взаимных интересов, согласование функций, прав и ответственности субъектов внешнеэкономического комплекса на государственном, региональ¬ном и микроуровнях регулирования.
50.Таможенные режимы и их характеристика.
Таможенный режим является одной из основных категорий таможенного законодательства РБ. С его помощью определяются:
— порядок перемещения товаров через таможенную границу РБ в зависимости от цели такого перемещения;
— условия нахождения и допустимое использование товаров на таможенной территории РБ либо вне таможенной территории РБ;
— права и обязанности бенефициара таможенного режима;
— требования к товару, правовому статусу лица, перемещающего его через таможенную границу РБ.
Kаждый из
таможенных режимов во многом
обуславливает порядок
Законодательством РБ установлено 14 видов таможенных режимов: свободное обращение; экспорт; переработка на таможенной территории (дает право декларанту совершать на таможенной территории операции переработки иностранных товаров в течение установленного срока, чтобы получить продукт переработки, предназначенный для последующего вывоза); переработка вне таможенной территории; временный ввоз; временный вывоз; таможенный склад; реимпорт (постоянное размещение и использование на таможенной территории РБ товаров, ранее вывезенных с таможенной территории республики и ввезенных на ее территорию в установленные сроки, без возникновения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов); реэкспорт (вывоз и постоянное размещение товаров за пределами таможенной территории РБ без возникновения налогового обязательства по уплате вывозных таможенных пошлин); уничтожение (уничтожение товаров под таможенным контролем на таможенной территории РБ); отказ в пользу государства (безвозмездную передачу товаров в государственную собственность); свободная таможенная зона; беспошлинная торговля; свободный склад.
51. Методы государственного регулирования ВЭД.
В соответствии с мировой практикой гос-ва используют 2 набора методов регулирования: экономические (тарифные, косвенные); административные (нетарифные, прямые).
Экономические методы – это стимулирование или дестимулирование участников внешнеторговой деятельности осуществить или воздержаться от совершения конкретных операций (сделок): налоги, пошлины, субсидии, льготное кредитование и страхование, валютное регулирование, направление из госбюджета ресурсов на развитие экспортных производств и информационной инфраструктуры внешнеторговой деятельности и т.д. Косвенным подобное регулирование считается потому, что при этом гос-во не запрещает осуществление внешнеторговых операций, а только регулирует уровень прибыльности операций.
Главным инструментом при регулировании внешней торговли явл. использование тарифного регулирования посредством таможенного тарифа. Таможенный тариф – это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин на товары, провозимые через границу данной страны, устанавливаемый на зак-ном уровне. Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются протекционистская и фискальная. Протекционистская функция связана с защитой нац. производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость при реализации их на внутреннем рынке. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Международные отношения"