Экономическое сотрудничество России с наиболее важными торговыми партнёрами, странами - лидерами мирового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Сейчас по уровню экономического развития Российская Федерация занимает промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами. И на данном этапе для неё характерно интенсивное сотрудничество с иностранными государствами. Россия сохраняет своё место ведущего экономического и политического компонента на постсоветском пространстве; она, будучи частью Европы, многие столетия оказывала существенное влияние на общеевропейский процесс развития и сегодня, не вписываясь по своим масштабам в нормальное членство в составе ЕС, активно сотрудничает и с ним, и с его членами на взаимосогласованных основах; она, как один из крупнейших по территории и природным ресурсам партнёр в Азиатско-Тихоокеанском регионе активно проявляет заинтересованность в участии в существующих и нарождающихся интеграционных объединениях различных форматов в этой части мира. Рассмотрим более подробно внешнеэкономическую деятельность России в XXI веке, её отношения с наиболее важными торговыми партнёрами, странами - лидерами мирового рынка.

Содержание

Введение 3
1. Внешнеполитическое сотрудничество 5
1.1 Экономическое сотрудничество 13
1.2 Россия в ОЕЭП 16
2. Россия и США 19
2.1 Торговые отношения России с США 19
2.2 Деятельность российских предприятий на рынке США 21
2.3 Инвестиционное сотрудничество 23
2.4 Современные взаимоотношения 26
3. Россия - АТР, АТЭС: Широкие горизонты сотрудничества 27
3.1 Общая картина взаимоотношений 27
3.2 Россия и Китай 30
4. Россия - СНГ 32
5. Присоединение России к ВТО: Плюсы и минусы 35
Заключение 40
Задание: 42
Список используемой литературы: 44

Вложенные файлы: 1 файл

Макроэкономика.docx

— 82.79 Кб (Скачать файл)

 

 

5. Присоединение России к ВТО: Плюсы и минусы

 

Нынешняя экономическая политика с точки зрения взаимодействия с ВТО, ЕС, АТЭС и СНГ требует переосмысления. Если не принимать во внимание политическую риторику, то следует констатировать отсутствие в этой политике стратегического стержня и расплывчатость целей, вытекающие из недостаточного учёта закономерностей и особенностей процессов глобализации и международного интегрирования. С одной стороны, на переговорах о присоединении к ВТО Россия отстаивала право на применение сравнительно высоких импортных тарифов по ряду чувствительных товарных позиций, ограничение допуска иностранных фирм на рынки услуг, поддержку и субсидирование сельского хозяйства. По существу проводится линия на сохранение определённого уровня протекционистской защиты. С другой стороны, идя в направлении создания зон свободной торговли со сторонами СНГ и ЕС, а в перспективе и с АТЭС, наша страна ведёт дело к снятию тарифных и нетарифных барьеров на пути перемещения товаров и услуг почти с 60 странами мира, на которые приходится около 4/5 российского внешнеторгового оборота. Иными словами, предпринимается попытка одновременного продвижения по пути умеренного протекционизма и масштабной либерализации торгово-политического режима для всех основных партнёров, создающей предпосылки для интегрирования с ними. В случае реализации заявленных интеграционных намерений Россия может получить возможность свободно оперировать на гигантском рынке, охватывающем примерно половину населения планеты. Естественно, что при этом ей придётся полностью открыть свой внутренний рынок для стран-партнёров, что может привести к серьёзным экономическим осложнениям, несоизмеримым с последствиями присоединения к ВТО. При этом в отношениях с Россией в проигрыше окажется основной массив развивающихся стран - латиноамериканские и африканские страны, страны Ближнего Востока, Индия и некоторые другие страны Азии. Высказываются различные точки зрения относительно последствий вступления России в ВТО, отражающие как завышенные ожидания, так и чрезмерную драматизацию последствий вхождения в ВТО. «Ни одна отрасль российской экономики не пострадает от присоединения к ВТО. Это показали независимые исследования, проведенные в последние годы отечественными экспертами. А, к примеру, исследование Всемирного банка на эту тему показало, что уже через несколько лет после присоединения российская экономика будет получать дополнительно по 19 млрд. долл. в год», - заявил в ходе конференции «Россия в ВТО: баланс плюсов и минусов» директор информационного бюро по присоединению России в ВТО Алексей Портанский. С ним согласен руководитель отдела ВТО департамента торговых переговоров МЭРТ РФ Дмитрий Лякишев. «Некоторые отрасли, несомненно, окажутся более чувствительными к «фактору ВТО» - мясомолочная, химико-фармацевтическая, микробиологическая промышленность, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение. Однако и в этих случаях фактор присоединения не ведет к падению или стагнации производства. Расчёты показали, что влияние понижений ставок на некоторые виды товаров на размер производства не превышает доли процента. В целом, на экономический рост страны, в том числе, отдельных отраслей гораздо большее влияние будет оказывать общий ход экономических реформ и другие факторы, такие, например, как цены на энергоносители или обменный курс рубля». Экономист инвестиционной компании «ФИНАМ» Ольга Беленькая придерживается другой точки зрения, считая, что в краткосрочном периоде вступление России в ВТО приведет к потере российскими предприятиями существенной доли внутреннего рынка при массовом внедрении международных корпораций с более высоким качеством товаров и низким уровнем издержек. «Возможен существенный спад производства и сокращение рабочих мест в отдельных отраслях (автомобильная промышленность, авиация, сельское хозяйство). Этот эффект может затронуть и смежные отрасли, изменив структуру производства в России и увеличив ее зависимость от импорта». Присоединение РФ к ВТО также может обесценить значимость некоторых масштабных проектов, реализуемых сейчас государством, в частности, инвестиций в развитие отечественного автопрома. «Проблема заключается в возможности отечественных предприятий предложить потребителям товар, который по критерию «цена-качество» сможет быть конкурентоспособным. Если судить по нынешним моделям управления, то инвестиции окажутся потраченными впустую», - заявил ведущий эксперт «Центра политической конъюнктуры России» Александр Павлюк. Компромиссной точки зрения придерживается заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму Алексей Лихачев. Он выделяет такие базовые риски присоединения к ВТО как снижение таможенных тарифов и обострение конкуренции, в том числе за счет прихода в Россию иностранных инвесторов. По мнению депутата, присоединение к ВТО ориентировано не на добывающие отрасли, а на сегменты высокой переработки. «Я не просто надеюсь, я верю, что наша страна из образа «мировой керосинки» будет переходить в состояние экспортера высоких технологий, интеллектуальной собственности, товаров с высоким содержанием добавленной стоимости. А вот здесь как раз необходимо участие мировой торговой системы, иначе наши партнеры будут иметь слишком большое количество инструментов для сдерживания российского прихода на мировой рынок. Переход в качество экспортера не энергоресурсов, а технологий и высокотехнологичной продукции невозможен без участия в мировой торговой системе. Я еще раз хочу подчеркнуть, что это не гарантированный плюс. Это лишь та возможность, тот инструмент, который приобретет Россия после оформления своего участия во Всемирной торговой организации». В принципиальном плане (признании необходимости присоединения к ВТО) власть, общественные и предпринимательские круги ныне занимают солидарную позицию.

Участие в ВТО, вопреки расхожим представлениям, не требует от нашей страны полного и безоговорочного таможенного разоружения. По оценке РАН и Национального инвестиционного совета, народному хозяйству не грозят сколько-нибудь значительные негативные последствия в результате ожидаемого связывания импортных пошлин на сравнительно низком уровне: динамика ВВП может сократиться максимум один процентный пункт. Расширение допуска иностранных фирм на отечественные рынки товаров и услуг обострит конкуренцию, но к захвату подавляющей части рынков не приведёт. Вступление в ВТО должно стать важным шагом по пути укрепления рыночных отношений и формирования конкурентной среды в России, полноправного включения её в систему международного экономического обмена, совершенствования хозяйственного законодательства и сближения его норм с правовой практикой других стран. Выигрыш России от вступления в ВТО будет тем весомее, чем последовательнее и эффективнее будет проводиться политика реформирования экономики. Особенно важным в этом плане представляется формирование полноценных рынков факторов производства - производственных ресурсов, земли, труда, капитала, сопровождаемое созданием систем кредитования, страхования, лизинга, внедрения инноваций. Всё это - необходимые условия для проведения структурной перестройки экономики и адаптации народного хозяйства, его институтов и субъектов к деятельности в условиях дальнейшего открытия рынка и усиления конкуренции. Само собой, последствия перехода к режиму свободной торговли должны быть достаточно достоверно спрогнозированы как с точки зрения расширения притока импортных товаров и услуг на российский рынок, так и в плане уменьшения таможенных доходов бюджета, за счёт которых в настоящее время осуществляется финансирование реального сектора и социальных программ.

 

Заключение

 

Оставаясь в мировом хозяйстве в незавидном качестве поставщика энергоресурсов и полуфабрикатов и потребителя готовой продукции, Россия не сможет динамично расширять экспорт, противостоять экспансии потребительского импорта, диверсифицировать товарную и географическую структуру внешней торговли, участвовать в промышленной кооперации, эффективно подключаться к процессам экономического интегрирования. Более активному включению России в международный обмен призвана способствовать продуманная и сбалансированная внешнеэкономическая политика, учитывающая как общемировые тенденции, так и интересы отечественной экономики. Качественно менять характер своего участия в международном разделении труда России предстоит в ходе формирования глобального экономического пространства, которое складывается на планете в результате усиления интеграционных процессов в различных регионах и роста открытости национальных хозяйств. Полное устранение барьеров для входа на рынке либо их снижения не только расширяют возможности внешнеэкономического обмена, но и выравнивают условия конкуренции для национальных и зарубежных производителей и инвесторов, сближают требования потребителей в разных странах к цене и качеству товаров и услуг. В таких условиях обеспечения и поддержание конкурентоспособности становится универсальным требованием, предъявляемым глобализацией к фирмам и предприятиям. Поэтому наиважнейшая задача России состоит в повышении конкурентоспособности материального производства и сферы услуг. Степень конкурентоспособности национальных отраслей и фирм в решающей мере будет определять позиции страны в мировом хозяйстве - объёмы и структуру её экспорта и импорта, состояние торгового и платёжного балансов. Современная Россия находится на стадии развития конкуренции, базирующейся в основном на факторах производства. Для укрепления позиций в мировой экономике ей жизненно необходимо приступить к расширению источников конкурентных преимуществ за счёт включения в их число инвестиций и инноваций.

Поэтапное продвижение от умеренного протекционизма к региональному интегрированию позволит России оперировать на всех ярусах мирового экономического пространства. На первом из них, где будут взаимодействовать страны, не входящие в интеграционные группировки, она будет поддерживать торгово-экономические отношения главным образом со странами Африки и некоторыми странами Латинской Америки. На втором ярусе этого пространства, сосредоточивающем взаимодействие внутри относительно небольших интеграционных группировок, Россия может быть представлена в случае успеха в создании зоны свободной торговли «четвёрки» наиболее экономически развитых стран СНГ. На третий ярус она может выйти путём включения в азиатско-тихоокеанский торгово-экономический суперблок. Двигаясь по такой траектории, Россия попадает и на четвёртый ярус этого пространства - ярус взаимодействия трёх формирующихся центров экономической мощи. В результате она сможет влиять на модификацию механизмов регулирования международного экономического оборота не только как рядовой член ВТО, но и как участник влиятельного интеграционного объединения.

России было бы важно определить своё отношение к доминирующим в международном экономическом обмене тенденциям и последовательно реализовывать внешнеэкономическую политику, обеспечивающую её подобающее место в мире. Вполне очевидно, что темпы и качество экономического развития нашей страны не в последнюю очередь будет зависеть также и от того, каким окажутся её позиции в меняющемся мировом экономическом пространстве, на континентальных и трансконтинентальных рынках.

 

Задание:

 

1) Сокращают количество денег в обращении следующие операции Центрального банка:

а) повышение учетной ставки процента, под который он выдает ссуды другим банкам;

б) повышение обязательной нормы резервов:

в) продажа государственных облигаций населению и коммерческим банкам;

г) покупка государственных облигаций на открытом рынке.

Ответ: в) продажа государственных облигаций населению и коммерческим банкам.

2) Задача:

Имеются следующие данные по экономике США за 1929 г. млрд. $:

Трансфертные платежи 4,0

Валовые внутренние инвестиции 16,2

Косвенные налоги на бизнес 7,0

Личные подоходные налоги 2,6

Чистый экспорт 1,1

Нераспределенная прибыль корпораций 2,8

Амортизация 7,9

Личные потребительские расходы 77,2

Налоги на прибыль корпораций 1,4

Взносы на социальное страхование 0,2

Государственные закупки товаров и услуг 8,2

Рассчитать:

а) показатель ВНП и личного располагаемого дохода:

б) величину частных сбережений;

в) величину, на которую вырос запас капитала в экономике.

 

Решение:

а) Исходя из данных, можно рассчитать ВВП по расходам (для расчета другими методами не хватает информации):

ВНП = C + I + G + X, где С - потребительские расходы; I - инвестиционные расходы; G - государственные расходы; X - экспорт.

ВНП = 77,2 + 8,2 + 16,2 + 1,1 = 102,7 (млрд. $)

Чтобы рассчитать величину РЛД, необходимо вначале найти чистый внутренний продукт (ЧВП), национальный доход (НД) и личный доход (ЛД):

ЧВП = ВВП - ПОК, ЧВП = 102,7 - 7,9 = 94,8 (млрд . $)

НД = ЧВП - косвенные налоги на бизнес, НД = 94,8 - 7 = 87,8 (млрд. $)

ЛД = НД – взносы на социальное страхование – нераспределенная прибыль предприятий – налог на прибыль + трансфертные платежи,

 ЛД = 87,8 - 0,2 - 2,8 - 1,4 + 4 = 88,2 (млрд. $).

РЛД = ЛД – индивидуальные налоги,

РЛД = 88,2 – 2,6 = 85,6 (млрд . $).

б) Частные сбережения могут быть рассчитаны как разница между располагаемым личным доходом (РЛД) и личными потребительскими расходами (С):

Cб = РЛД - С, т.е.

Сб = 85,6 - 77,2 = 8,4 (млрд. $).

в) Запас капитала в экономике увеличивается за счет потока чистых инвестиций, которые в рассматриваемом году равны 8,3 млрд. $ (чистые инвестиции = валовые внутренние инвестиции - ПОК =16,2 – 7,9 = 8,3).

 

Список используемой литературы:

 

1. А.Н. Барковский, В.П. Оболенский Внешнеэкономическая политика России в глобальном экономическом пространстве/Журнал Экономической теории - №1, стр. 21-40, 2010 г.

2. И.А. Василенко Диалог России и Европейского Союза: через тернии к…/ВЛАСТЬ - №7, М., 2010 г.

3. И. Мухамедшин Россия и ВТО: возможные последствия присоединения./ЗАКОН, №4, 2009 г.

4. Торговые отношения  России с США/Бюллетень Иностранной  Коммерческой Информации, №106 – 107, стр. 1-4, 2-4. 2010 г.

5. Международные отношения  и внешнеполитическая деятельность  России. М., 2011 г.

6. Россия – ШОС, ЕврАзЭС, ЕЭП, СНГ/Российско-китайский центр торгово-экономического сотрудничества. М., 2012 г.

7. Россия: интеграция в  мировую экономику. М., 2009 г.

8. Сайт Федеральной Службы  Государственной статистики - www.gks

9. Сайт Президента РФ  - www.kremlin

 

 


Информация о работе Экономическое сотрудничество России с наиболее важными торговыми партнёрами, странами - лидерами мирового рынка