Содержание
Введение
1. Конкурентные преимущества России: плюсы
и минусы
2. Внешнеторговая деятельность
3. Этапы формирования системы государственного
регулирования внешнеторговой деятельности
Заключение
Список литературы
Введение
Внешнеторговая политика Российской Федерации
находится в стадии формирования, постепенно
оформляется соответствующая ей нормативная
база. Формирование осуществляется в сложных
условиях рыночной реформы перехода к
открытой экономике, экономического кризиса
и распада сложившихся экономических
связей.
Как известно, в течение многих десятилетий
в нашей стране господствовала монополия
внешнеэкономической деятельности, то
есть исключительное право государства
на осуществление всех видов внешнеэкономических
связей. Государство осуществляло свою
монополию через специально созданные
органы. Внешняя торговля проводилась
через Министерство внешней торговли
(позднее – Министерство внешнеэкономических
связей) и его отраслевые экспортно-импортные
объединения; международные расчеты –
через Внешэкономбанк СССР.
Постепенное реформирование внешнеэкономической
деятельности начинается с 1986г. Были расширены
права государственных внешнеторговых
организаций, наряду с ними на внешний
рынок были допущены отраслевые, республиканские
и региональные организации. С конца 80-х
годов начали получать право непосредственного
выхода на внешний рынок производители
экспортной продукции.
Решительный перелом в регулировании
внешнеэкономической деятельности связан
с Указом Президента России от 15 ноября
1991 г. “О либерализации внешнеэкономической
деятельности на территории РСФСР”. В
соответствии с этим указом право на осуществление
внешнеэкономической деятельности получили
все субъекты хозяйственной деятельности,
независимо от форм собственности, без
специальной регистрации.
Таким образом, в регулировании внешней
торговли и внешнеэкономической деятельности
в целом остается большое количество нерешенных
проблем.
1. Конкурентные преимущества
России:
плюсы и минусы
Будущая модель вхождения России в мировое
хозяйство должна носить в основном производственно-инвестиционный
характер и основываться на всемирном
учете существующих российских конкурентных
преимуществ и слабостей. К наиболее значимым
преимуществам можно отнести следующие:
– крупные и в основном комплексные минерально-сырьевые
ресурсы, имеющие по некоторым категориям
мировое значение;
– наличие отвечающих мировому уровню,
а иногда превосходящих его промышленных
и научно-технических мощностей;
– многочисленные трудовые ресурсы с
высоким общеобразовательным уровнем
и хорошей профессиональной подготовкой;
– крупные масштабы основных производственных
фондов в промышленности и транспорте,
позволяющие экономить на инвестиционных
затратах.
Одновременно на внешнеэкономических
связях и всей экономике страны сказываются
слабости, устранить которые в сжатые
сроки без крупных финансовых и иных затрат,
нельзя.
А именно:
– преобладание неконкурентоспособных
по современным стандартам технологий
и методов организации производства, его
чрезвычайно высокая ресурсоемкость и
затратность (в том числе и в технологически
продвинутых секторах);
– колоссальный износ основных фондов,
ограниченные возможности внутреннего
накопления;
– слабая мотивация и низкая интенсивность
труда, инерция бюрократизации экономики,
а также значительная социально-политическая
неустойчивость;
– резкая неравномерность в экономическом
развитии регионов и разрывы в стандартах
жизни между ними;
– ощутимая особенно после распада единого
народно- хозяйственного комплекса СССР
иррациональность размещения производства,
зон потребления коммуникаций (включая
экспортные), высокая доля дальних перевозок
на транспорте;
– большая зависимость стандартов жизни
и производственной модернизации от импорта
и привлечения зарубежных кредитов, сложное
положение с платежами по достигшей крупных
масштабов внешней задолженности;
– разрыв после распада СЭВ и СССР сложившихся
линий хозяйственных и торговых связей,
отсутствие опыта бизнеса маркетинга
в новых условиях, а также адекватной инфраструктуры.
В конкретных условиях начала переходного
периода сравнительные преимущества российской
экономики либо использовались, ограничено
и малоэффективно, либо вообще не использовались.
Кризис привел к тому, что имевшиеся конкурентные
преимущества шаг за шагом утрачивались.
Были отмечены критически низкий прирост
разведанных геологических запасов, отток
за рубеж научно-технических заделов и
кадров НИОКР, уход профессионалов из
сферы производства в коммерческий бизнес,
завышенный уровень оплаты труда в монополизированных
отраслях и соответствующее снижение
международной конкурентоспособности.
Ускорилось физическое старение основных
фондов промышленности, сельского хозяйства,
транспорта, ведущее к их выбытию или аварийному
состоянию. Утеряны позиции на ряде освоенных
ранее рынков зарубежья.
Главной целью развития ВЭС является равноправная
интеграция России в систему международных
экономических отношений, с тем чтобы
использовать в интересах страны преимущества
международного разделения труда. Нынешняя
модель взаимодействия России с мировым
рынком не соответствует ни ее потенциальным
возможностям, ни долговременным экономическим
интересам.
2.
Внешнеторговая деятельность
Роль внешнеэкономического комплекса
в экономике страны в 1993-1997гг. постоянно
возрастала.
Рост объемов внешней торговли, и прежде
всего экспорта, явился одним из важнейших
факторов замедления падения ВВП.
Внешнеторговый оборот России (без учета
неорганизованной торговли) возрос с 95,2
млрд. долларов в 1993г. до 126,6 млрд. долларов
в 1997г., или на 33%, в том числе оборот со
странами дольнего зарубежья возрос за
этот период на 39% – до 98,8 млрд. долларов,
со странами ближнего зарубежья (СНГ) –
на 15% и составил 27,8 млрд. долларов.
Положительное сальдо торгового баланса
по сравнению с 1993г. выросло более чем
на 43% и достигло 33,2 млрд. долларов, причем
практически целиком за счет стран дальнего
зарубежья.
Во внешнеторговом обороте России в 1997г.
на страны дальнего зарубежья приходилось
75%, в 1997г. – 78%, на страны СНГ – 25% и 22% соответственно.
Среди стран дальнего зарубежья крупнейшими
торговыми партнерами России в 1997г. были:
– Германия (12,6 млрд. долларов)
– США (7,2 млрд. долларов)
– Италия (5,2 млрд. долларов)
– Нидерланды (4,8 млрд. долларов)
– Финляндия (4,4 млрд. долларов)
– Япония (4,4 млрд. долларов)
– Китай (4,3 млрд. долларов)
– Великобритания (4,2 млрд. долларов)
Из стран СНГ:
– Украина (13,6 млрд. долларов)
– Казахстан (5,1 млрд. долларов)
– Беларусь (5,0 млрд. долларов).
Экспорт России вырос за этот период с
59,2 млрд. долларов до 79,9 млрд. долларов,
или на 35%, при этом в дальнее зарубежье
он возрос с 44,3 млрд. долларов до 65,7 млрд.
долларов (+48,2%), в ближнее – сократился
с 14,9 млрд. долларов до 14,2 млрд. долларов
(-4,3%). В результате этого доля стран дальнего
зарубежья в общем объеме экспорта России
возросла с 74,9% в 1993г. до 82,2% в 1997г., а стран
СНГ – сократилась с 25,1% до 17,8%.
Анализ географии экспортных поставок
свидетельствует об ориентации российских
участников ВЭД в основном на промышленно
развитые страны. В течении последних
лет существенных изменений в географическом
распределении экспорта по регионам дальнего
зарубежья не наблюдалось. Товарная структура
экспорта продолжала носить сырьевую
направленность с преобладанием в ней
энергоносителей. Вместе с тем доля необработанных
сырьевых материалов в этот период несколько
снизилась за счет опережающего роста
экспорта металлопродукции, удобрений,
нефтепродуктов, продукции органической
и неорганической химии, бумаги и др. Доля
экспорта энергоносителей в страны дальнего
зарубежья сократилась за этот период
с 46 до 41%.
Рост экспорта в страны дальнего зарубежья
был обусловлен не только увеличением
его физического объема, но и в значительной
степени повышением мировых цен на топливно-сырьевые
товары. В результате действия этих двух
факторов экспорт нефти увеличился на
24%, аммиака – в 1,7 раза, минеральных удобрений
– в 2,2 раза, каучука – в 2,6 раза, целлюлозы
и бумаги – в 4,3% раза, алюминия и ферросплавов
– в 1,8-3,0 раза.
Экспорт продукции российского машиностроения
в 1997г. был выше уровня 1993г. на 12,7% и составил
8,1 млрд. долларов. Однако, несмотря на
рост стоимостного объема, его доля в общем
экспорте России сократилась с 12,1% в 1993г.
до 10,2% в 1997г. Продолжается спад объема
экспорта машин оборудования гражданского
назначения в страны дальнего зарубежья
при одновременном его росте в страны
СНГ, где их доля составила в 1997г. около
20%.
Объем российского импорта в 1997г. возрос
по сравнению с 1993г. с 36,61 млрд. долларов
до 46,7 млрд. долларов (+29,5%), в том числе
из дальнего зарубежья – с 26,8 млрд. долларов
(+23,7%), из ближнего – с 9,2 млрд. долларов
до 33,2 млрд. долларов (+46,2%).
В 1993-1997гг. отмечались определенные изменения
в географии российского импорта. Доля
стран дальнего зарубежья снизилась –
с 73,3 до 71% при увеличении доли стран СНГ
с 25,7% до 29%. Произошло также перераспределение
объемов импорта между государствами
дальнего зарубежья.
На структуру импорта оказало влияние
дальнейшее снижение производства внутри
страны. В частности, этим фактором обусловлен
значительный объем импорта продовольствия
(около 30%). Повышению эффективности импортных
операций и росту их объемов способствовала
стабилизация курса рубля по отношению
к доллару.
В 1993-1997гг. в несколько раз увеличились
закупки основных продуктов питания –
мяса, птицы, животного и растительного
масла, фруктов, чая, кофе. Продолжалось
увеличение импорта алкогольных и безалкогольных
напитков, достигшего в 1997г. почти 2млрд.
долларов, что составило свыше 4% общего
российского импорта. Одновременно по
сравнению с 1993г. резко сократился импорт
зерна, особенно из стран дальнего зарубежья
(в 8 раз), а также одежды и обуви (в 3 раза).
Импорт машин и оборудования из стран
дальнего зарубежья возрос за этот период
в 1,7 раза при некотором его снижении из
государств СНГ. Доля машин и оборудования
в импорте России в 1997г. составила 34%. Увеличение
импорта машин и оборудования по сравнению
с 1996г. на 31,4% – до 17,9 млрд. долларов подтверждает
положительные изменения в структуре
импорта: после спада импорта машинно-технической
продукции в 1993г. ее закупки начиная с
1994г. стали увеличиваться, что обусловлено
необходимостью обеспечения современным
технологическим оборудованием жизненно
важных отраслей национальной экономики,
завершения ввода в эксплуатацию ряда
объектов сельского хозяйства, сооружаемых
на базе импортного оборудования и технологий,
реализация принятых программ технического
перевооружения различных отраслей.
3.
Этапы реформирования системы государственного
регулирования внешнеторговой деятельности
Одной из приоритетных задач экономических
преобразований в России стала либерализация
внешней торговли, которая была призвана
способствовать равноправной интеграции
российской экономики в мировое хозяйство.
Это предполагало в свою очередь формирование
базирующегося на рыночных принципах
механизма государственного регулирования
внешнеторговых потоков, снятие неоправданных
ограничений в этой сфере.
Задачи первого этапа экономических реформ
были определены в принятой в 1993г. среднесрочной
Программе Правительства Российской Федерации
– «Развитие реформ и стабилизация российской
экономики», рассчитанной на 1993-1995гг. В
целях улучшения положения России в системе
международного разделения труда, проблемы
неплатежеспособности страны задачами
среднесрочного характера в сфере регулирования
внешнеэкономической деятельности были
определены:
– сокращение и отказ от количественных
ограничений во внешней торговле, использование
экономических методов регулирования,
переход к единому курсу рубля:
– сближение структуры внутренних и мировых
цен, последовательное снижение ставок
экспортного тарифа с отменой его к началу
1996г., введение унифицированного импортного
тарифа;
– поддержка экспорта и расширение рынков
сбыта российской продукции.
Вместе с тем реформирование внешнеэкономических
связей в 1993-1996гг. проводилось с учетом
результатов, достигнутых в предшествующий
период.
Система регулирования внешнеторговых
операций стала формироваться в конце
1991г. – начале 1992г. Основную роль при этом
играли методы нетарифного регулирования:
квотирование и лицензирование экспортных
поставок, а также регистрационный режим
в отношении экспортеров стратегически
важных сырьевых товаров. Под лицензионным
контролем находилась подавляющая часть
экспорта России (в 1992-1993гг. – порядка
75-80%), причем по основному его объему лицензии
выдавались в пределах установленных
государством квот.
С 1992г. стал действовать экспортный таможенный
тариф. В первые два года его действия
вывозные пошлины охватывали около ¾ российского
экспорта. Обложению пошлинами подлежал
экспорт топливно-сырьевых товаров, продовольствия,
промышленных полуфабрикатов, а также
некоторых видов готовой промышленной
продукции.
Ввоз товаров в Россию начиная с 1992г. свободен
от квотирования, тогда как лицензированию
подлежит ввоз ограниченного круга изделий
– в их число входят химические средства
защиты растений, лекарства, промышленные
отходы, а также товары, включенные в перечень,
по которому разрешения выдаются в порядке,
определяемом Правительством и Президентом
(вооружение, боеприпасы, ядерные материалы
и технологии, драгоценные металлы и камни,
наркотические, психотропные вещества
и яды, продукция, имеющая двойное назначение).
Поэтому регулирование импортных поставок
осуществлялось преимущественно тарифными
и налоговыми мерами.
В 1993-1994гг. имела место частичная либерализация
экспортного режима: список квотируемых
товаров постепенно сокращался, уменьшался
также перечень товаров, облагаемых экспортными
пошлинами, а их ставки снижались. В отношении
импорта товаров экономические меры регулирования
дополнялись обязательной сертификацией
на предмет их безопасности и соответствия
российским стандартам.
В течение второй половине 1994г. и в начале
1995г., по существу, был отменен прежний
порядок регулирования российского экспорта
на основе квот и лицензий. С этого времени
в перечень товаров, подпадающих под лицензионный
режим, стали входить:
– продукция, вывоз которой регламентируется
квотами, установленными «извне», т.е.
на базе подписанных Россией международных
обязательств;
– товары, по которым сохранен особый
порядок экспорта.
Отмена количественных ограничений и
особого режима экспорта основных валютоемких
товаров не могла компенсироваться регистрацией
экспортных контрактов, которая была введена
во второй половине 1994г. в отношении отдельных
товаров, ранее подпадавших под лицензионный
контроль.
С 1994г. действует система валютного контроля
при экспорте товаров, разработанная ГТК
России и Центробанком.
В случае непоступления или несвоевременного
поступления экспортной валютной выручки
обоснованность данного факта оценивает
специальная комиссия, созданная под эгидой
МВЭС.
Важнейшие сдвиги в области государственного
регулирования внешнеторговой деятельности
произошли в 1995г. Наиболее значимыми мероприятиями
явились либерализация нефтяного экспорта,
отмена института спецэкспортеров СВСТ,
ограничение области применения мер нетарифного
регулирования, отмена в целях обеспечения
экономической эффективности и повышения
доходов федерального бюджета льгот по
таможенным пошлинам, введение новых ставок
ввозных таможенных пошлин по основным
товарным группам.
Форсированная либерализация внешнеторгового
режима вызвала необходимость создания
достаточно сложной и громоздкой системы
учета и контроля, разработанной по разным
ведомствам (ГТК, ВЭК, Центробанк, МВЭС,
Госналогслужба, Налоговая полиция и др.).
Однако, как свидетельствуют данные оперативного
контроля, манипуляции с количеством и
качеством и как следствие стоимостью
товара позволяли экспортерам образовывать
до 30% неучтенной валютной выручки.
Для преодоления указанных недостатков
в конце 1995г. было принято решение ввести
единую систему обязательной экспертной
оценки количества, качества и цены экспортируемых
товаров. В соответствии с постановлением
Правительства РФ от 21 марта 1996г. № 298 эта
система сохраняется, но она, во-первых,
не будет носить обязательного характера,
а, во-вторых, будет распространяться на
ограниченный перечень товаров.
Прогрессирующее сужение сферы тарифного
регулирования экспорта завершается полной
отменой этого инструмента. Вывозные таможенные
пошлины отменены с 1 апреля 1996г. практически
по всем товарам, за исключением нефти
и газового конденсата. При этом отмена
экспортных пошлин сопровождается увеличением
внутренних налогов и сборов.
Заключение
Не вызывает сомнения, что роль и место
внешних экономических связей должны
измениться, тем более что возможности
для дальнейшего экстенсивного роста
экспорта уже практически исчерпаны. Соответственно
приоритетное значение приобретает решение
задачи создания внутренних и внешних
условий для эффективной интеграции России
в мировое хозяйство, реализации ее конкурентных
преимуществ.
На первый план выходят такие направления,
как обеспечение необходимого уровня
защиты внутреннего производства, содействие
развитию экспорта наукоемкой продукции
и услуг, защита интересов российских
участников ВЭД на внешнем рынке. В этом
контексте особое значение приобретают
присоединение России к ВТО на выгодных
для себя условиях, активизация торгово-политической
работы, направленной на обеспечение рынков
сбыта для российской наукоемкой продукции
и услуг, в том числе и нетрадиционных
рынков. Необходимо также предусмотреть
определенное ужесточение системы государственного
регулирования ВЭС, не входя при этом в
противоречие с принятой в мире практикой
и с общим курсом на либерализацию.
Ее суть заключается в том, что иностранный
капитал, воспользовавшись кризисным
состоянием отечественного производства,
а также открытостью российскими предпринимательскими
структурами настоящий торгово-финансово-сбытовой
комплекс (иногда даже с элементами производства),
который, прежде всего благодаря огромным
прибылям занял практически центральное
место на потребительском рынке страны,
и в первую очередь на наиболее привлекательных
его сегментах (в крупнейших городах и
морских портах). Благодаря своей финансовой
мощи, обеспеченной во многом в ущерб российским
производителям, и хорошей структурированности
этот комплекс мобилизует на российском
рынке значительную часть свободных капиталов,
отвлекая их от других сфер приложения,
а за счет контроля за соответствующей
инфраструктурой создает препятствия
на пути реализации отечественной продукции.
Необходимо в максимально сжатые сроки
отладить и механизм применения традиционных
мер антидемпинговых и компенсационных
пошлин, а также защитных мер. Весьма важно
также в короткий срок упорядочить ввоз
необлагаемых практически никакими налогами
товаров, поставляемых в рамках так называемой
неорганизованной торговли.
В то же время не исключено, что в условиях
структурного кризиса отечественного
производства могут понадобиться и более
кардинальные решения, предусматривающие
введения на период структурных преобразований
целого ряда административных ограничений,
направленных на защиту внутренних производителей
и создающих для сбыта их продукции льготные
условия.
Следует отметить, что специфика нового
этапа реформ в части ВЭС нашла отражение
в среднесрочной программе правительства,
которая в этой сфере исходит прежде всего
из необходимости решения триединой задачи:
развития экспорта и совершенствования
его структуры; защиты внутреннего рынка
и отечественных производителей, главным
образом с помощью экономических методов;
продолжения курса на интеграцию российской
экономики в мировое хозяйство и обеспечения
для этого благоприятных внешних условий.
Среди основных мер, предусмотренных в
области ВЭС (некоторые уже приняты), необходимо
выделить принятые Федеральной программы
развития экспорта и развитие системы
кредитования и страхования экспорта,
разработку процедуры введения защитных
мер, отвечающих правилам и нормам ВТО,
снижение экспортных контрактов и валютного
контроля и введения на этой базе единой
государственной системы внешнеторгового
и валютного контроля и учета.
Вместе с тем уже сейчас становится ясно,
что вышеперечисленные пункты программы
отнюдь не обеспечивают реализацию всего
комплекса задач, стоящих перед ВЭС на
сегодняшнем этапе. Они лишь намечают
основные пути начала движения. Конкретные
механизмы пока лишь обозначаются. В случае
же их оптимальной отработки внешнеэкономическая
сфера может стать реальным, весомым фактором
структурной перестройки российской экономики,
восстановления и роста ее производственного
потенциала.
Список использованной
литературы
1. Международные экономические отношения
под ред. Б.П. Супруновича, 1995.
2. Международные отношения И.П. Фаминский
, 1994.
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ
РЕФОРМА ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ.
7
2. РОЛЬ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ
ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В ПЕРЕХОДНЫЙ
ПЕРИОД. 8
3. ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ
ТЕНДЕНЦИИ. 11
4. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ. 15
5. СОСТОЯНИЕ ВНЕШНЕЙ
ТОРГОВЛИ РОССИИ. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
ЛИТЕРАТУРА. 33
ВВЕДЕНИЕ
Самая старая форма
международных отношений - это международная
торговля. Еще до формирования мирового
хозяйства народы вели активную торговлю
товарами, то есть обменивали то, что у
одних было в избытке на то, с чем был дефицит,
а у других народов на оборот. Поэтому
международная торговля предшествовала
мировому хозяйству.
Такой вид торговли
способствовал развитию машинного производства,
так как оно нередко производило продукцию
из импортного сырья. Из-за применения
производственных машин прибыль росла,
что предшествовало относительно избыточному
капиталу, что решалось его вывозом за
границу, Как раз последнее способствовало
формированию мирового хозяйства и общественного
разделения труда.
На протяжения столетий
внешняя торговля была и есть основой
международных экономических отношений,
так как рост мирохозяйственных связей
ускорил процесс формирования международного
разделения труда, что соединяет все страны
в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует,
что интернационализация хозяйственных
связей обусловлено развитием производительных
сил, которые, перерастая национальные
рамки, подводят к необходимости интернационализации
производства. Для экономического роста
и развития слаборазвитых стран в постоянно
развивающейся мировой экономике очень
важное значение имеет внешняя торговля.
В настоящее время
торгово-экономические связи в основном
сохранили прежние черты. Это, прежде всего,
относится к структуре товарооборота,
которая изменилась не так сильно. Основу
товарообменных операций составили топливно-энергетические
товары, черные и цветные металлы, удобрения,
машиностроительная продукция.
В числе причин, вызывающих
сокращение объемов торговых связей, являются:
всеобщий кризис денежной наличности
и кассовые взаимные неплатежи; существенные
различия в темпах проведения и характере
экономических реформ в республиках, отсутствие
координации, согласованного механизма
и рыночной инфраструктуры на товарных
рынках стран СНГ односторонние действия
республик в области торговой, таможенной,
денежно - кредитной и ценовой политики
в отношении с третьими странами без учета
интересов стран Содружества; и, наконец,
полное отсутствие дисциплины и ответственности
в выполнении достигнутых соглашений
о взаимных поставках товаров. Россия,
например, за 1993-1997 годы выполнила обязательства
по поставкам энергоносителей в страны
Содружества на 70-7$%, а получила из них
товаров всего на 25-30% от объемов, обусловленных
соглашениями и договорами. Кредиты, выданные
Россией странам СНГ на поддержание товарооборота,
не оправдали себя и привели лишь к росту
задолженности.
Страны СНГ являются
гарантированным рынком сбыта российской
продукции, не только энергоресурсов и
сырья, но и высокотехнологичных изделий.
Поэтому необходимо определить экономически
оправданные пропорции взаимоотношений
во внешнеэкономических связях России,
которые бы не позволили их ослабить со
странами Содружества до опасных пределов.
Россия импортирует
из стран СНГ многие виды сырья, материалы
и технику, продовольственные я непродовольственные
товары, что составляет 30% их импорта. Падение
импорта в последние годы происходило
еще более стремительно, чем экспорта.
При этом необходимость уплаты долгов
России за энергоносители поставками
многих товаров, особенно потребительских,
осуществляется в виде бартера, что не
способствует укреплению рыночных принципов
взаимоотношений
Наибольшая интенсивность
товарооборота России сохраняется с Украиной,
Белоруссией и Казахстаном, на долю которых
приходится 87,3% российского экспорта и
84% импорта со странами Содружества. Для
всего Содружества торговля с Россией,
несмотря на резкое сокращение, по - прежнему
имеет первостепенное значение. Она составляет
свыше 50% их общего внешнеторгового оборота,
а для Украины, Казахстана и Белоруссии
- более 70%. Тем не менее, Россия хотя и не
потеряла сегодня, но значительно ослабила
свои позиции на территории СНГ, и поэтому,
одним из шагов России, направленных на
укрепление СНГ, могла бы стать ратификация
договора о создании зоны свободной торговли,
подписанной в апреле 1994 года.
Важнейшей задачей
России во внешнеэкономической сфере
остается вступление во Всемирную торговую
организацию, без чего невозможно эффективно
защитить интересы отечественных экспортеров.
Также по согласованию с МИДом проводится
реорганизация торговых представительств.
Проводится отказ от малоэффективных
торговых представительств. Их функции
передаются посольствам.
1.ПОЛИТИЧЕСКАЯ
РЕФОРМА ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ.
В процессе перехода
к рыночной экономике важное значение
имеет проведение ряда внутриэкономических
реформ (либерализация, перестройка государственных
финансов и банковской системы, приватизация
и т.д.) и, конечно же, макроэкономическая
стабильность. Радикальная реформа внешнеэкономической
политики, в частности внешнеторговой,
также должна быть доминирующей задачей.
С одной точки зрения,
либерализация внешней торговли помогает
добиваться и макроэкономической стабильности,
и последующей структурной перестройки
экономики, тем самым приближая уровень
внутренних цен к внешним, делая рынок
внутри страны более конкурентно способным,
при этом активно используются преимущества
Международного разделения труда, кооперирование
производства и т.д.
С другой точки зрения,
большинство внутриэкономических проблем,
с которыми в данный период времени сталкиваются
различные страны - спад производства,
следовательно, рост безработицы, кризисы
в сфере платежей - прямым образом связано
с действием факторов внешней экономики.
Традиционные хозяйственные связи, которые
десятилетиями складывались между республиками,
входившими в состав СССР и между странами
— членами СЭВ, разрушились, а отдельные
технологические цепочки и некоторые
единые рынки сбыта разрушили государственными
границами. Для того чтобы восстановить
старые и наладить новые связи, необходимо
решать таможенные, валютные и другие
внешнеторговые проблемы в торговле с
ближним и дальним зарубежьем.
Исходя из рекомендаций
международных экономических организаций
и опыта многих стран, либерализация внешней
торговли должна была стать действенным
инструментом структурной перестройки
экономики, повышением конкурентоспособности
и эффективности научного производства.
2.РОЛЬ
ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД.
Взаимодействие между
внутренним и внешним секторами экономики,
в условиях централизованной плановой
экономики, было крайне ограничено. Так
как государство обладало монополией
на внешнеэкономическую политику, то разделение
этих двух секторов поддерживалось сознательно.
Все это во многом способствовало формированию
искаженной структуры цен и неэффективному
распределению ресурсов, создавало благоприятные
условия для существования неконкурентоспособных
производств, и, в конце концов, сдерживало
экономический рост.
Либерализация внешнеэкономических
связей и отмена государственной внешнеторговой
монополии стали одним из первых существенных
шагов предпринятых странами в процессе
перехода от командно-административной
экономике к рыночной.
Стратегически важную
роль в переходный период играет либерализация
внешней торговли, которая в конечном
итоге стимулирует процесс становления
рыночных отношений. Отсюда можно выделить
несколько целей либерализации внешней
торговли:
- реализация экономической самостоятельности
предприятий и создание жизнеспособного
частного сектора путем снижения степени
вмешательства государства в экономику
и наделение всех экономических агентов
правом осуществлять внешнеторговые операции;
- установление связи между внутренними
и мировыми ценами, что позволяет отечественным
производителям получать через рыночные
цены необходимые сигналы для эффективного
распределения ресурсов и выявления сравнительных
преимуществ страны;
- включение отечественных производителей
в конкурентную борьбу на внешнем рынке
и повышение международной конкурентоспособности
национального производства (1.стр.8). Либерализация
внешней торговли, способствуя формированию
рыночного механизма (конкуренция, частное
предпринимательство и свободное ценообразование),
становится важным составляющим элементом
программы структурной экономической
перестройки.
- Либерализация внешней торговли (особенно
импорта) способствует проведению антимонопольной
политики, так как вносят в экономику,
где во многих отраслях доминируют предприятия
- монополисты, необходимый элемент конкуренции.
- Либерализация экспорта для национальных
производителей открывает новые рынки
сбыта, тем самым позволяет использовать
эффект экономики от расширения масштабов
производства.
- Она ускоряет реформу цен, так как простой
переход от централизованно-устанавливаемых
к свободным ценам не только не устраняет,
но может даже усилить ценовые диспропорции
в условиях еще не сформировавшегося рынка
и значительной монополизации экономики.
В этом случае либерализация внешней торговли
позволяет как бы «импортировать» неискаженную
структуру цен.
- Жесткие условия конкурентной борьбы
на мировых рынках, быстрое расширение
объемов я номенклатуры импорта заставляют
и экспортеров, и предприятия, производящие
продукцию, конкурирующую с импортом,
снижать издержки, совершенствовать технологии,
повышать качество продукции, что в итоге
содействует повышению эффективности
всей национальной экономики.
- В результате либерализация внешней
торговли национальные производители
сталкиваются с жесткими требованиями
мировых рынков и неизбежно проходят ускоренный
«курс обучения» современным методам
менеджмента и маркетинга, формам и методам
внешнеторговых операций, кредитования,
страхования и т.д.
При правильно выбранном
времени проведения либерализации внешней
торговли, она (либерализация) дает значимый
результат, так как между внешнеторговой
и общеэкономической реформами существует
не только прямая (в смысле содействия
либерализации торговли процессу перехода
к рынку), но и активная обратная связь.
В частности, большое влияние на эффективность
либерализации внешней торговли оказывают
кредитно-денежная и бюджетно-налоговая
политики. Условия хозяйствования, при
нестабильности курса валюты и наличии
высокой инфляции, становятся нестабильными
и непредсказуемыми, а цены передают неправильную
информацию о состоянии рынка, поэтому
рациональное распределение ресурсов
и реализация сравнительных преимуществ
становятся затрудненными. То есть было
бы лучше, чтобы эта либерализация проводилась
на фоне макроэкономической стабильности.
Хотя либерализация торговли помогает
проведению реформы цен и антимонопольным
мерам, она является не единственным инструментом,
который используется в этом процессе.
Процессы приватизации и преобразование
государственного сектора должны протекать
одновременно с либерализацией торговли,
Но на практике на
первоначальном этапе осуществления экономических
реформ либерализация внешней торговли
чаще всего становится первым шагом, потому
что позволяет ощутить остроту кризиса
в экономике и ускорить достижения макроэкономической
стабильности, без которой невозможно
начать структурные преобразования.
С одной стороны, либерализация
импорта быстро позволяет наполнить внутренний
рынок продукцией необходимой потребителям
и в значительной степени снять проблему
дефицита, тем самым снизить информационное
давление на уровень внутренних цен. С
другой стороны, осуществление экономических
реформ на первоначальном этапе, который
как обычно связан с глубоким экономическим
спадом, необходима либерализация экспорта,
так как она является важным фактором
поддержания спроса. Наличие необходимых
стимулов к экспорту и открытость экономики
отечественным производителям, которые
столкнулись с существенным сокращением
внутреннего спроса, могут позволить поддерживать
уровень производства путем развития
экспорта, что способствует избежать сокращения
рабочих мест и следовательно роста безработицы.
Являясь одним из стратегических
направлений экономических реформ в переходной
экономике, либерализация внешней торговли
не означает, что воздействие государства
на внешнеэкономическую сферу полностью
прекратиться. Новая роль государства
во внешнеторговых отношениях заключается
в создании необходимой нормативной базы
и установление целей либерализации торговли.
Оно так же должно располагать адекватными
инструментами регулирования внешнеэкономических
связей,