Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:01, реферат
Каждая организация, ориентированная на эффективную и долгосрочную работу с персоналом, уже давно осознала значимость процесса адаптации новых сотрудников. От того, насколько успешно пройдет период адаптации новичка зависит дальнейшая продуктивность его работы, а значит и эффективность организации в целом.
1. Введение
2. Адаптация персонала
3. Профессиональная дезадаптация
4. Мероприятия по введению в должность
5. Профориентация и обязанности профконсультанта
6. Список литературы
Профессиональная дезадаптация
Дезадаптацией называется процесс, который приводит к нарушению взаимодействия со средой, усугублению проблемной ситуации и сопровождается межличностным и внутриличностными конфликтами. Диагностическими критериями дезадаптации являются нарушения в профессиональной деятельности и в межличностной сфере, а также реакции, выходящие за пределы нормы и ожидаемых реакций на стресс (агрессия, депрессия, аутизм, тревожность и др.). Эти критерии находят свое отражение в различных определениях дезадаптивного поведения, например в кратком словаре-справочнике «Отклоняющееся поведение молодежи» дезадаптация определяется как «поведение, неадекватное нормам и требованиям ближайшего окружения»
Причинами возникновения состояния дезадаптированности являются:
1) пережитый психосоциальный стресс, вызванный разводом, пpoфeccиoнaльными проблемами, хроническими заболеваниями и др.;
2) пережитые
экстремальные ситуации —
3) неблагополучное
включение в новую социальную
ситуацию или нарушение
Профессиональная дезадаптация проявляется в отсутствии работы, несоответствии между уровнем подготовки и выполняемой деятельностью, хронической неудовлетворенности работой, во вредном воздействии профессиональной деятельности, отсутствии на рабочем месте необходимых условий. Она может возникнуть при любом изменении среды, например, при использовании новых технологий или при смене руководителя.
Мероприятия по введению в должность
Введение в должность комплекс мероприятий, предназначенных для быстрой и эффективной Адаптации нового персонала. Программа введения в должность, разработанная в организации, позволяет обеспечить наилучший трудовой старт новому члену коллектива. Ее главная цель состоит в ознакомлении новых сотрудников с общими правилами работы в организации, правилами техники безопасности и охраны здоровья, с новыми рабочими условиями, корпоративными традициями и нормами поведения. Новичок обязательно должен быть ознакомлен с общей деятельностью организации; со своими сослуживцами, особенно с теми, кто будет работать с ним непосредственно; характером самой работы; рабочими условиями (правилами трудового распорядка, техники безопасности и охраны здоровья, оборудованием, общим планом здания и т.д.).
Положения программы по введению в должность:
Участники процедуры
Линейные руководители обеспечивают составление и выполнение программы введения в должность на рабочем месте.
Сотрудники, имеющие возможность оказать реальную поддержку и помощь в адаптации работника.
Коллеги, работающие в одном отделе или в смежных подразделениях.
Как правило, подразделение управления персоналом.
Организация процедуры
Первый рабочий день нового сотрудника рекомендуется начать несколько позже обычного времени с тем, чтобы все сотрудники были уже на местах и можно было выполнить все формальности без суеты и спешки. Нового работника встречает кто-нибудь из подразделения управления персоналом и первым делом обеспечивает заполнение необходимых документов. После этого нового сотрудника представляют куратору (не обязательно прямому руководителю), который отвечает за реализацию программы введения в должность.
Сначала сотрудник получает инструменты и оборудование, необходимые ему для работы. Затем его ведут на рабочее место и знакомят с коллегами. И только после этого его начинают знакомить с организацией.
Список тем, по которым происходит знакомство с организацией и должностью:
1. Подробная
история компании и ее
2. Высшее и среднее звено управления;
3. Наиболее важные документы компании, например, миссия, стратегия, система управления качеством и т.д.;
4. Описание бизнеса организации. Политика в области работы с заказчиками;
5. Содержание работы, должностная инструкция, пределы полномочий, ответственность;
6. Взаимодействие
с другими отделами или
7. Техника безопасности (инструктаж);
8. Список документов, с которыми новому работнику необходимо ознакомиться в первую очередь.
По данным темам стоит подготовить два пакета документов. Первые четыре положить пакет об общих положениях, принятых в компании, а остальные - в пакет, касающийся непосредственно должности новичка.
Если организация обладает соответствующими ресурсами, то в течение первого месяца следует провести формальный семинар для всех вновь принятых работников. На таком семинаре раскрываются основы философии организации, приводятся примеры обычной рабочей практики, обрисовываются перспективы, показывается положение на рынке. Обычно также рассказывается об основных продуктах или услугах, важнейших заказчиках и принципах работы с ними, манерах и способах общения в компании.
В один из дней первой недели организуется встреча сотрудника и куратора с менеджером по обучению для разработки индивидуального плана обучения.
В ходе всего процесса адаптации необходим контроль прогресса сотрудника. Для этого необходимо проводить периодические встречи по результатам выполнения программы введения в должность.
Процесс адаптации
заканчивается аттестационным собеседованием,
на котором подводятся итоги адаптационного
периода и планируются
Список необходимых действий для службы персонала.
Перед приходом нового работника необходимо:
В первый рабочий день нового сотрудника необходимо сделать следующее:
До конца
периода адаптации службе персонала
и непосредственному руководите
Поскольку процедура введения в должность не регулируется никакими правовыми нормами, все вышеизложенное носит рекомендательный характер. Для каждой организации данная процедура будет иметь исключительно индивидуальный характер, также как и специфика должности, и дело организации решить, в каком объеме использовать эту процедуру, какие дополнительные аспекты в нее внести и использовать ли ее вообще.
Профориентация и обязанности профконсультанта
Профессиональная ориентация и
адаптация выступают важным составным
элементом системы подготовки кадров
и являются регулятором связи между системой
образования и производством. Они призваны
способствовать покрытию потребностей
организаций в рабочей силе в необходимом
качественном и количественном отношении
для повышения их прибыльности и конкурентоспособности.
Профессиональная ориентация представляет
собой систему мер по профинформации,
профконсультации, профподбору и профадаптации,
которая помогает человеку выбирать профессию,
наиболее соответствующую потребностям
общества и его личным способностям и
особенностям. Неполное использование
возможностей работника в трудовой деятельности
не только наносит ущерб его собственному
развитию, но и оборачивается потерей
для организации. Разрыв между профессиональной
подготовкой и содержанием трудовых функций,
выполняемых работником, снижает его интерес
к труду, работоспособность, что в конечном
счете ведет к падению производительности,
ухудшению качества продукции, к росту
профессиональной заболеваемости и травматизма.
Есть еще одна важная задача профориентации - содействие быстрым структурным сдвигам в занятости. В настоящее время многоукладная экономика предоставляет работникам с разными способностями и интересами возможность найти место на трудовом поприще. В идеальном случае сокращение рабочих мест должно проводиться только тогда, когда будут созданы условия для переобучения высвобождаемых работников с учетом мотивационного механизма выбора профессии, когда начнут действовать программы по созданию новых рабочих мест в приоритетных для общества областях. Чтобы выявить и развить психологический и мотивационный механизм выбора профессии, необходимо использовать механизм управления профориентацией. Он представляет собой способ организации взаимосвязанных процессов формирования личности работника, обладающего конкурентоспособными качествами, включающих профессиональное обучение, консультирование, отбор, информирование и др.
Цель профориентации - оказание помощи молодым людям и людям, ищущим работу, в выборе профессии, специальности, нахождении места работы или учебы с учетом склонностей и интересов. Задачи профориентации - информирование заинтересованных лиц о видах профессиональной деятельности; создание условий для развития профессионально значимых способностей будущих работников; выявление степени соответствия психофизиологических качеств обратившихся за консультацией профессиональным требованиям избранного ими вида трудовой деятельности.
Сложились следующие формы профориентационной работы:
В обязанности профконсультанта
1. Профессиональная консультация для работников предприятия.