Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 10:13, курсовая работа
Проблема трудовой адаптации работника актуальна при любых экономических, социальных и политических условиях, формах собственности и уровнях развития производства. От успешности трудовой адаптации во многом зависят результаты трудовой деятельности работника, производственные показатели предприятия, развитие отрасли, благополучие и стабильность региона, всего государства. Теоретическое понятие трудовой адаптации является полезным инструментом комплексной оценки разнообразных факторов производства (экономических, технических, социальных), их роли и степени воздействия на трудовую деятельность работника. Трудовая адаптация является мерой соответствия взаимных интересов работника и предприятия, государства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………………………………7
1.1. Сущность, структура и цели трудовой адаптации………………………..12
1.2. Управление процессом адаптации на предприятии………………………17
2. ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ на предприятии нефтегазового комплекса……………..………………………………………………………….22
2.2. Проблема адаптации персонала на предприятии Н Г К ………………………………………………….…………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……27
Особо следует отметить адаптацию женщин, выходящих на работу после отпуска по уходу за ребенком. Чем дольше она находится дома, тем сложнее ей включиться в трудовой ритм. Связано это с тем, что, во-первых, после ее выхода на работу обычно обнаруживается большой пробел в знаниях (за три года может очень многое поменяться, например, появиться новое программное обеспечение или новые технологии). Во-вторых, нарушается ритм жизни: во время отпуска женщина сама планировала свое время, выйдя же на работу, она вынуждена находится положенное количество времени на одном месте. В-третьих, возникает психологический барьер, при котором женщина должна опять принять статус подчиненной [28, c. 62].
Все это нельзя оставлять без внимания и необходимо учитывать при составлении программ по адаптации.
В течение всего адаптационного периода руководитель должен неформально обсуждать с сотрудником его взаимоотношения с коллективом подразделения, его степень адаптации, контролировать выполнение индивидуального плана.
В случае увольнения сотрудника во время адаптационного периода, руководитель обязан направить его в течение двух недель в службу по персоналу для собеседования.
Адаптация как процесс характеризуется определенной продолжительностью, и следовательно, имеет свое начало и окончание. Если в отношении начала адаптации вопросов не возникает (это начало деятельности работника в новых условиях), то определить ее окончание весьма трудно. Дело в том, что адаптация — это процесс, протекающий постоянно в меру изменения факторов внешней среды трудовой деятельности работника, да и изменения самого человека. Поэтому адаптация имеет отношение и к человеку, который не менял рабочего места.
Для молодого специалиста в период адаптации большую опасность представляет некомпетентный первый руководитель, безразличный к его нуждам и потребностям и чинящий различные препятствия вместо помощи.
Процесс адаптации можно
считать завершенным лишь в том
случае, если производственным успехам
молодого специалиста сопутствуют
хорошие отношения в
Зная темп различных этапов адаптации, организациям легко установить, на каком этапе находится в данный момент молодой специалист, задержался ли он на этом этапе по сравнению с нормой или прошел его быстрее.
Если адаптация проходит успешно, то достигается стабилизация коллектива, означающая, что работник нашел свое место в нем, стал его органической частью [10, c. 63] .
Адаптация новых сотрудников. Приход в новую организацию - психологически сложный момент для любого человека. Если он не ощущает поддержки со стороны организации, у него появляются сомнения в правильности выбора нового места работы, происходят ошибки в рабочем процессе, причины которых кроются в психологически некомфортном, неуверенном состоянии человека.
Адаптация руководителей. Особенно сложна адаптация руководителей. Это происходит, прежде всего, из-за несоответствия их уровня и уровня новых подчиненных. Если руководитель будет на голову выше коллектива, последний не сможет воспринимать его требований.
2.2. Анализ
эффективности адаптации
Главная цель управления персоналом состоит в обеспечении предприятия работниками, отвечающими требованиям данного предприятия, их профессиональной и социальной адаптации, развитии персонала.
Управление трудовыми ресурсами на любом предприятии включает два взаимосвязанных аспекта. С одной стороны, для предприятия необходимо, чтобы в его распоряжении имелось достаточное количество персонала соответствующей квалификации в нужное время и нужном месте. С другой стороны, работники заинтересованы в благоприятных условиях труда и высоких заработках.
Поскольку процесс адаптации тесно связан с процессом поиска и набора сотрудников, необходимо охарактеризовать политику предприятия в этой области. Набор персонала производится в соответствии со штатным расписанием. Конкуренция кандидатов при подборе кадров на вакантные должности очень большая. Отбор производится по данным трудовой книжки кандидата (статья увольнения, места работы и частота их смены). Затем сотрудник отдела кадров направляет соискателя в соответствующее подразделение, организуется собеседование с руководителем. При этом требование рекомендаций, характеристик с предыдущего места работы, практикуется сбор информации о кандидатах. Оценка кандидатов при приеме на работу происходит на основании документального подтверждения квалификации.
Работник отдела кадров знакомит кандидата с условиями труда – местом работы, характеристикой условий труда, режимом труда и отдыха, оплатой труда, если работник согласен с предложенными условиями, то его знакомят с руководителем подразделения.
С целью максимального сокращения сроков адаптации в трудовом коллективе, выявления деловых качеств и организаторских способностей молодых работников предприятие организует стажировку молодых специалистов. Ежегодно на предприятии проходят стажировку молодые специалисты из числа выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений, как обучавшихся по договору, так и устроившихся самостоятельно.
При прохождении молодым специалистом стажировки предусмотрены следующие процедуры: закрепление наставника из числа работников предприятия; составление индивидуального плана стажировки молодым специалистом и наставником, реализация плана стажировки и оценка ее результатов.
Предприятие нефтегазового комплекса в качестве одной из важнейших своих задач видит обеспечение социального благополучия и достойного уровня жизни работников. Это находит отражение в политике оплаты труда, практике охраны труда, а также в социальных гарантиях персоналу.
Основополагающим документом в создании безопасных условий труда является ежегодная разработка и реализация Соглашения по охране труда администрации и первичной профсоюзной организации.
Компания реализует собственную программу развития персонала, которая включает в себя адаптацию вновь принятых работников; получение работниками компании первого высшего образования по специальности и профилю основной деятельности; повышение профессионального квалификационного уровня; поддержку и развитие научно-технической деятельности, изобретательства и рационализаторства; поощрение самообразования.
Социальный пакет сотрудников – это решение жилищной проблемы, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, поддержка детства, семьи и молодежи.
Проблема адаптации новых специалистов существует на предприятии, хоть и она не так ярко выражена. Одни недовольны условиями труда, другим кажется, что профессиональные обязанности слишком трудные, третьим трудно влиться в коллектив. Некоторые не знают, что ждет их в перспективе, поэтому эффективность работы специалиста в период адаптации сводится к минимуму.
2.3. Программа по улучшению системы адаптации работников
Результаты исследования помогли нам выявить ряд проблем, касающихся адаптации персонала на предприятии – это коллеги мало уделяют времени новичку; сотрудники старше возрастом плохо адаптируются; молодым сотрудником тяжело влиться в коллектив; условия труда не на высшем уровне.
В современных условиях развития промышленности особую актуальность приобретают проблемы преемственности поколений, подготовка профессиональных рабочих и специалистов, развитие трудовой активности рабочих, укрепление трудовой дисциплины, объединение молодых работников предприятия на успешное решение производственных задач, привлечение их к управлению производством.
Руководство предприятия осознает ценность человеческого фактора и рассматривает его как стратегический ресурс, работающий на повышение экономической стоимости предприятия.
Отсюда вытекает необходимость создания программы адаптации и профориентации, направленной на решение проблем работающей молодежи, снижение социальной напряженности и оказание поддержки молодым семьям.
Настоящая программа вводится в целях ускорения адаптации молодых специалистов предприятия, повышения эффективности применения в производстве их профессиональной подготовки и определяет статус молодого специалиста, предоставляемые им льготы и предусматривает работы по:
- привлечению и закреплению молодых кадров на предприятии;
- повышению научно-технического, творческого потенциала молодежи и производительности труда;
- функционирующей на предприятии системы адаптации молодых работников;
- повышению уровня доходов молодежи, улучшение социально-бытовых и жилищных условий;
- формированию условий для выдвижения способных и компетентных молодых рабочих в резерв кадров на руководящие должности;
- росту деловой активности молодежи, участие молодых работников в инновационной деятельности предприятия;
- снижению социальной напряженности.
Основные задачи:
- Привлечение и закрепление молодых кадров на предприятии.
- Организация профессиональной и социальной адаптации и содействие профессиональному росту молодого специалиста, поступившего на предприятие.
- Подготовка, переподготовка и повышение квалификации молодых специалистов.
- Социально-экономическая, правовая поддержка молодых специалистов.
Внутреннее
направление подпрограммы
предусматривает
включение молодого работника
в рабочий коллектив
и общественную жизнь предприятия, обучение,
повышение квалификации. Внешнее направление подпрограммы
предусматривает активную работу с учебными заведениями.
Для привлечения молодых кадров на предприятие предлагается использовать следующие методы: регулярно информировать о наличии вакансий Центры занятости населения, кадровые агентства, службы по подбору персонала, молодежную биржу труда, средства массовой информации.
Адаптация вновь принятых работников:
- закрепление за ними наставников (с доплатой за наставничество в размере 10 % оклада, тарифной ставки наставника в течение двух месяцев);
- знакомство с историей, традициями предприятия, структурными подразделениями, перспективами развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе была рассмотрена проблема адаптации работника на предприятии. Процессы, происходящие на предприятии типичны, независимо от масштабов и вида деятельности, где существуют проблемы, касающихся адаптации персонала на предприятии – это коллеги мало уделяют времени новичку; сотрудники старше возрастом плохо адаптируются; молодым сотрудником тяжело влиться в коллектив; условия труда не на высшем уровне.
Успешность адаптации зависит от целого ряда условий: качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников; объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации работников); отработанность организационного механизма управления процессом адаптации; престиж и привлекательность профессии, работы по определенной специальности именно в данной организации; особенности организации труда, реализующие мотивационные установки сотрудника.
Несмотря на то, что большинство новичков не собираются в ближайшее время изменить место работы, следует отметить, что многие работники не уверенны в завтрашнем дне и для них не совсем понятны система распределения премий и порядок выдвижения кандидатов на поощрение.
Новые работники отмечают
высокий уровень
Адаптация помогает сотруднику при смене работы быстрее сориентироваться на новом рабочем месте, найти варианты наиболее успешного производственного поведения, сформировать позитивные отношения с коллегами. Это снижает уровень внутренней напряженности, что позволяет высвобождать значительные психологические и энергетические ресурсы работника и направлять их на профессиональную деятельность. Молодые специалисты, как специфическая категория рабочей силы на рынке труда, требуют особого отношения и внимания со стороны работодателя.
Подводя итоги необходимо отметить, что адаптация есть социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, когда личность и трудовая среда активно взаимодействуют друг с другом. Она имеет сложную структуру и представляет собой единство разных видов адаптации профессиональной, социально-психологической, общественно-политической и культурно-бытовой.
Молодой специалист проходит несколько стадий адаптации в коллективе. Поначалу в коллектив приходит «маленькая девочка», которая удивленно и восторженно воспринимает окружающих ее коллег, свою профессию. Она вызывает у сотрудников лишь тонкое и чуткое отношение. Но, если эта стадия затянется, то такое трепетное отношение коллег может смениться противоположным, и периодических конфликтов просто будет не избежать. И только определенная политика молодого сотрудника, сможет изменить обстановку в коллективе. И постепенно молодой сотрудник приобретет опыт общения с коллегами, а с ним придет и профессиональный опыт, карьерный рост.