Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 22:39, курсовая работа
Седативными (от лат. sedatio — успокоение) называются средства, уменьшающие раздражительность, психическое напряжение. В современных условиях, когда повышается напряженность ритма жизни, нарастает интенсивность стрессовых, психотравмирующих ситуаций, потребность в таких препаратах возрастает. В настоящее время отмечается тенденция к росту уровня психопатологических расстройств. В Украине сложившуюся ситуацию потенцируют разные социально-психологические и биологические факторы (социально-экономические проблемы, глобальная информационная перенасыщенность, хроническая усталость, экологическая ситуация, ухудшение качества жизни).
Вступление
Раздел I. Теоретические аспекты формирования ассортимента ЛС в аптеке
1.1 Ассортимент товаров и его характеристики
1.2. Подходы к формированию ассортимента ЛС в аптеках
Раздел II. Анализ ассортимента на примере седативных средств растительного происхождения
2.1. Анализ ассортимента седативных средств растительного происхождения , который представленный на отечественном рынке
2.2. Определение удельного веса седативных средств в общем ассортименте аптеки
2.3. Определение стойкости ассортимената
2.4. Расчета показателя скорости реализации седативных средств в аптеках
2.5. Определение конкурентоспособности седативных средств растительного происхождения
Выводы к разделу II
Общие выводы
Список литературы
Национальный фармацевтический университет
Министерство здравоохранения Украины
Кафедра менеджемента и маркетинга в фармации
Курсовая работа
с дисциплины «Менеджмент и маркетинг в фармации»
на тему:
«Анализ ассортимента седативных средств растительного происхождения»
Студентки 5 курса 15 группы
направления подготовки «фармация»
специальности «фармация»
Левченко Ольги Викторовны
Руководитель:
Доцент кафедры ММФ
Ольховская А.Б.
Количество баллов___Оценка: ЕСТS___
Харьков- 2014 г.
Вступление
Раздел I. Теоретические аспекты формирования ассортимента ЛС в аптеке
1.1 Ассортимент товаров и его характеристики
1.2. Подходы к формированию ассортимента ЛС в аптеках
Раздел II. Анализ ассортимента на примере седативных средств растительного происхождения
2.1. Анализ ассортимента
2.2. Определение удельного веса седативных средств в общем ассортименте аптеки
2.3. Определение стойкости
2.4. Расчета показателя скорости реализации седативных средств в аптеках
2.5. Определение конкурентоспособности седативных средств растительного происхождения
Выводы к разделу II
Общие выводы
Список литературы
Дополнения
Введение
Седативными (от лат. sedatio — успокоение) называются средства, уменьшающие раздражительность, психическое напряжение. В современных условиях, когда повышается напряженность ритма жизни, нарастает интенсивность стрессовых, психотравмирующих ситуаций, потребность в таких препаратах возрастает. В настоящее время отмечается тенденция к росту уровня психопатологических расстройств. В Украине сложившуюся ситуацию потенцируют разные социально-психологические и биологические факторы (социально-экономические проблемы, глобальная информационная перенасыщенность, хроническая усталость, экологическая ситуация, ухудшение качества жизни). Это приводит к повышенной утомляемости организма, снижению работоспособности, появлению раздражительности, напряженности, тревоги, снижению настроения, потере привычных интересов, немотивированным страхам, нарушениям сна и т. п. Наиболее оптимальными для лечения невротических состояний являются седативные средства растительного происхождения. Повышенный интерес к седативным средствам со стороны потребителей обусловлен возможностью самолечения, легкостью их применения, простотой дозировки, минимумом противопоказаний и побочных эффектов. В связи с этим актуальным является исследование конъюнктуры отечественного рынка седативных лекарственных средств, изучение отношения потребителей к седативным средствам растительного происхождения. Важным направлением рыночной ориентации деятельности фармацевтических предприятий является определение позиции товара на рыночных сегментах. Позиционирование товара заключается в том, чтобы, исходя из оценок потребителей, выделить позиции на рынке определенного товара, осуществить выбор таких параметров товара и элементов комплекса маркетинга, которые с точки зрения целевых потребителей обеспечат его конкурентные преимущества.
Раздел I. Теоретические аспекты формирования ассортимента ЛС в аптеке
2.1. Ассортимент товаров и его характеристики
Ассортимент препаратов исследуемой группы на фармацевтическом рынке Украины представлен 42 позициями, 52 фирмами-производителями из 16 стран. Анализ предложений препаратов на отечественном рынке свидетельствует о преимущественной позиции отечественных предприятий — 69,2%, зарубежные производители составляют 30,8%. Основными странами, экспортирующими на украинский фармацевтический рынок седативные лекарственные средства растительного происхождения, являются Словения, Германия, Индия.
В аптеках имеються такие растительные препараты:
Валериана лекарственная, корневища и корни.
Выпускаются измельченное сырье в различной
упаковке; брикеты из измельченного сырья;
настойка валерианы (на 70% спирте, 1:5) во
флаконах по 30 мл;
Кава-кава, корневища. Препараты «Антарес
120» (таблетки) и «Лайтан» (капсулы) содержат
сухой экстракт корневищ соответственно
по 400 и 50 мг.
Мелисса лекарственная, трава. Фильтр-пакеты
содержат по 1,5 г лекарствественногосырья.
Пассифлора инкарнатная, трава. Выпускается
экстракт пассифлоры жидкий во флаконах
по 25мл.
Пион уклоняющийся, трава и корни. Выпускается
настойка пиона (10%, на 40% спирте) во флаконах
по 200мл.
Пустырник сердечный (трава). Выпускается
резаное сырье, в том числе прессованное
в круглых брикетах; настойка пустырника
(на 70% спирте, 1:5) во флаконах-капельницах
по 25 мл; экстракт пустырника жидкий во
флаконах по 25 мл. Сырье используют для
приготовления настоев (15 г травы на 1 стакан
воды).
Фитопрепараты комбинированного состава
Ново-пассит — раствор для приема
внутрь во флаконах по 100 мл; содержит в
5 мл 150 мг экстрактов боярышника колючего,
хмеля обыкновенного, зверобоя продырявленного,
мелиссы лекарственной, пассифлоры инкарнатной,
бузины черной, валерианы лекарственной.
Персен (persen) - седативный препарат
растительного происхождения. Состав:
сухой экстракт валерианы-50 мг, сухой экстракт
мяты перечной - 25 мг, сухой экстракт мелиссы
– 25мг.
Успокоительные сборы
№2 и №3 — растительное сырье
для приготовления настоев.
Сбор №2: валерианы корневища с корнями
(15%), пустырник трава (40%), хмеля шишки (20%),
мяты листья (15%), солодки корень (10%).
Сбор №3: валерианы корневища с корнями
(17%), донника трава (8%), чабреца трава (25%),
душицы трава (25%), пустырника трава (25%).
Настои готовят из расчета 8—10
г сбора на 200 мл воды.
С целью расчета статистики был проведен опрос
экспертов-провизоров в 8 областях Украины,
получено более 300 анкет. В результате
проведенного анализа выделены препараты
высокого, стабильного и низкого спроса.
При оценке степени удовлетворения спроса
на препараты исследуемого ассортимента
установлено, что у 48% седативных средств
растительного происхождения спрос превышает
предложение (валокордин, адонис-бром,
седавит, ново-пассит, фитосед), у 41% — спрос
соответствует предложению (корвалол,
экстракт валерианы, нотта, настойка пустырника)
и у 11% препаратов спрос ниже предложения
(дормиплант, трипсидант-авант, гербион
успокоительный капли).
2.2. Подходы к формированию ассортимента ЛС в аптеках
Основными факторами,
влияющими на потребление седативных
средств растительного происхождения,
являются: эффективность и безопасность
препаратов, рекомендация врача и (или)
провизора, цена, отсутствие побочных
эффектов. Большая часть экспертов (54%)
указали, что седативные средства растительного
происхождения нуждаются в рекламе. Наиболее
предпочтительными формами рекламы для
средств исследуемого ассортимента эксперты
считают содержательные аннотации на
препарат, проспекты, научные семинары
для специалистов, сообщения и публикации
в специализированныхизданиях.
Проведено исследование фактического ассортимента седативных лекарственных средств на локальном фармацевтических рынках Украины. Анализ ассортимента на локальном рынке показал, что большей популярностью пользуются седативные средства растительного происхождения.
При детальном анализе
было выявлено, что основными
зарубежными странами- производителями,
а соответственно и
При анализе лекарственных форм седативных ЛС было выявлено, что жидкие и твердые ЛФ занимают равное положение на фармацевтическом рынке 50%. Среди жидких лекарственных на первом месте находятся сиропы (38,44%), среди твердых ЛФ- таблетки, 69,2%. Можно сказать, что ассортимент лекарственных средств по видам лекарственных форм достаточно разнообразен. Помимо сиропов и таблеток, мы можем наблюдать капсулы, драже, гранулы, настойки, капли и др.
Раздел II. Анализ ассортимента на примере седативных средств растительного происхождения
2.1. Анализ
ассортимента седативных
Для определения рыночной позиции седативных средств растительного происхождения на отечественном фармацевтическом рынке использован метод построения карты позиционирования. На рисунке представлена карта позиционирования средств исследуемого ассортимента, пользующихся наибольшим спросом у потребителей на целевом рынке. В результате опроса целевой аудитории установлены наиболее значимые свойства препаратов, среди которых выделены их эффективность и безопасность. Основное место на рынке занимают лекарственные средства отечественных производителей. Среди зарубежных производителей выгодные позиции занимают препараты производства Чехии, Австрии, Словении, Германии. Сходные позиции на рынке имеют препараты фитосед, настойка пустырника, экстракт валерианы и нотта.
Современная концепция маркетинга
состоит в том, чтобы каждый аспект маркетинговой
программы фармацевтического предприятия,
желающего выжить и достичь конкурентного
преимущества на рынке, разрабатывался
с учетом основных закономерностей поведения
потребителей, знания потребительского
спроса и его изменений в перспективе.
Руководству предприятия необходимо учитывать
психологию формирования привычек потребителя,
факторы организационного, социального
и личностного влияния на поведение и
предпочтения потребителей, причины принятия
потребителем соответствующего решения
с целью ориентировать производство лекарственных
средств на удовлетворение этих предпочтений
и запросов [2, 10]. При проведении сегментации
потребителей седативных средств растительного
происхождения установлено, что контингент
опрошенных представляет собой потребителей
разного возраста, пола, уровня дохода,
уровня образования и рода занятий. Основную
часть потребителей седативных средств
растительного происхождения составили
лица в возрасте от 18 до 30 лет — 51%. Среди
потребителей препаратов исследуемой
группы преобладают женщины — 58%. Для наиболее
полного удовлетворения предпочтений
потребителей необходимо выявить и проанализировать
уже сложившиеся потребности, изучить
закономерности их развития и формирования
новых потребностей [3, 8]. С этой целью в
аптечных учреждениях Украины был проведен
опрос респондентов методами анкетирования.
2.2. Определение удельного веса седативных средств в общем ассортименте аптеки
Определение удельного веса седативных средств в общем ассортименте аптеки. Проанализировав общерыночные тенденции, рассмотрим деятельность конкретного аптечного учреждения в сравнении с общегородской ситуацией на розничном рынке.
Для проведения анализа мы использовали реальные данные о продажах ЛС в январе–июне 2008 г. в аптеке, которая находится в крупном городе с населением около 200 тыс. человек и входит в состав аптечной сети. Товарооборот этой аптеки составляет 100–150 тыс. грн. в месяц. Так, по данным, любезно предоставленным аптекой для анализа, в I полугодии 2008 г. в ее ассортименте насчитывалось более 2,7 тыс. наименований реализуемых препаратов (с учетом формы выпуска и производителя). Тогда как во всех учреждениях города по итогам I полугодия 2008 г. количество торговых наименований составило 5,9 тыс. В январе–феврале 2014 г. в исследуемой аптеке, как и по городу в целом, изменение объемов продаж в денежном и натуральном выражении в пользу ЛС отечественного производства соответствовало общерыночным тенденциям (рис. 1). При этом отмечено увеличение объема продаж ЛС отечественного производства средне- и высокостоимостной ниши, и, наоборот, уменьшение такового низкостоимостной ниши.
Проанализировав ассортимент седативных ЛС рецептурной и безрецептурной групп в исследуемой аптеке, следует отметить отсутствие некоторых позиций, обеспечивающих значительный объем продаж по городу в целом. Таким образом, возникает необходимость внести коррективы в ассортимент исследуемой аптеки, включив препараты, обеспечивающие наибольший объем продаж в других аптечных учреждениях города, а также исключить позиции, которые не пользуются спросом.
Метод первый: расширение аптечного ассортимента
Стратегия расширения ассортимента предпологает ввод новых товарных групп в погоне за увеличением общего товарооборота аптеки.
Если руководство аптеки готово направить полученную на развитие и расшиерение ассортимента – это безпроигрышный шаг.
В соответствии с приказом 2.5. «Отраслевого стандарта лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» аптекам , кроме ЛС, разрешен отпуск:
Информация о работе Анализ ассортимента седативных средств растительного происхождения