Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 22:39, курсовая работа
Седативными (от лат. sedatio — успокоение) называются средства, уменьшающие раздражительность, психическое напряжение. В современных условиях, когда повышается напряженность ритма жизни, нарастает интенсивность стрессовых, психотравмирующих ситуаций, потребность в таких препаратах возрастает. В настоящее время отмечается тенденция к росту уровня психопатологических расстройств. В Украине сложившуюся ситуацию потенцируют разные социально-психологические и биологические факторы (социально-экономические проблемы, глобальная информационная перенасыщенность, хроническая усталость, экологическая ситуация, ухудшение качества жизни).
Вступление
Раздел I. Теоретические аспекты формирования ассортимента ЛС в аптеке
1.1 Ассортимент товаров и его характеристики
1.2. Подходы к формированию ассортимента ЛС в аптеках
Раздел II. Анализ ассортимента на примере седативных средств растительного происхождения
2.1. Анализ ассортимента седативных средств растительного происхождения , который представленный на отечественном рынке
2.2. Определение удельного веса седативных средств в общем ассортименте аптеки
2.3. Определение стойкости ассортимената
2.4. Расчета показателя скорости реализации седативных средств в аптеках
2.5. Определение конкурентоспособности седативных средств растительного происхождения
Выводы к разделу II
Общие выводы
Список литературы
Для расширения ассортимента понадобятся не только деньги. К сожалению этот метод не подходит, занимающих ограниченную площадь.
Метод второй: убрать лишнее
Актуальная стратегия сужения ассортимента в том случае, если денег катастрофически не хватает. Иногда ликвидировать те или иные виды товара в ассортименте приходится под воздействием внешних экономических факторов (глобальный кризис) . Часто сужение ассортимента приводит к гибели (закрытию аптеки)
Метод третий: углубляем конкретную товарную группу
Стратегия углубления ассортиментной группы – одна из самых благодатных для применения в фармацевтическом бизнесе. Использовать ее можно по-разному : в зависимости от местоположееия аптеки, в зависимости от качественного состава покупателей, в зависимости от сезона и т.д.
Метод четвертый : прореживаем товар на аптечных полках
Появлются новые лекарственные средства, и старые, уступающие им в эффективности и безопастности, постепенно отмирают. Каждый товар имеет свой жизненный цикл, часто исскуственно продлеваемый рекламой.
2.3. Определение стойкости ассортимента
Показатели ассортимента могут оказывать влияние на степень удовлетворенности покупателей и в целом на коммерческие результаты деятельности магазина.
Так, по широте ассортимента можно судить о степени насыщения рынка товарами, при этом чем больше широта ассортимента, тем больше насыщенность рынка. Широта ассортимента магазина должна соответствовать уровню спроса.
В условиях дефицита товаров, когда спрос превышает предложение, магазинам выгодно иметь узкий ассортимент, так как более широкий ассортимент требует дополнительных затрат. Широкий ассортимент требует дополнительных торговых и складских площадей, транспортных расходов и т.д. Такую ситуацию можно было наблюдать в условиях командно-административной экономической системы, когда ассортимент советских магазинов в период тотального дефицита был крайне узким.
Свойства и показатели ассортимента
Свойства |
Показатели |
Расчет коэффициента |
Глубина -действительная; - базовая |
Фактическое количество подгрупп и товарных категорий в однородной товарной группе (Пд) Базовое количество подгрупп и товарных категорий в однородной товарной группе (ПБ) Коэффициент глубины (Кг) |
Кг = Пд/ПБ* 100% |
Широта -действительная; - базовая |
Количество видов, разновидностей, наименований, имеющихся в продаже (Шд) Базовое количество видов, разновидностей, наименований товара (ШБ) Коэффициент широты (Кш) |
Кш = Шд/ШБ* 100% |
Новизна |
Количество новых видов и наименований товаров(Н) Степень (коэффициент) обновления (Кн) |
Кн = Н/Шд* 100% |
Устойчивость |
Количество видов и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом (У) Коэффициент устойчивости (Ку) |
Ку = У/Шд * 100% |
Рациональность (Р) |
Коэффициент рациональности (Кр) |
Кр = (Кг*ВГ + Кш *ВШ + Кн *ВН + Ку * ВУ) /4, где ВГ, ВШ, ВУ, ВН —коэффициенты весомости показателей глубины, широты, новизны, устойчивости |
Устойчивость ассортимента показывает, в течение какого времени препараты определенных групп, входят в состав ассортимента аптеки.
Устойчивость ассортимента определяется следующими факторами:
- наличием устойчивого спроса на определенные препараты
- графиком пополнения товарных запасов
-отсутствием или недостаточным объемом спроса на медленно оборачиваемые и неликвидные товары
- несоответствием между спросом и количеством имеющихся товарных запасов.
При этом сроки реализации товаров не могут быть использованы в качестве показателей устойчивости ассортимента в ходе оценки его рациональности. Существуют ситуации, когда обновление ассортимента является необходимым условием для успешного развития аптеки, например в случае необходимости замены морально устаревших и невостребованных препаратов на технически усовершенствованные и пользующиеся спросом покупателей. При этом необходимо помнить, что обновление ассортимента — это достаточно затратное и рискованное мероприятие, которое не всегда приносит ожидаемые результаты, так как новый товар может не найти своего покупателя и не будет пользоваться достаточным спросом.
2.4. Расчеты показателя
скорости реализации
Центральным понятием эмоциональной реакции потребителей на товар является концепция отношения. Отношение в исследовании потребительского поведения представляет собой сложившееся убеждение потребителя (как благоприятное, так и неблагоприятное) относительно идеи, товара, торговых марок, организации, ситуации или иных маркетинговых стимулов [3, 9]. Фармацевтические предприятия могут извлечь значительную выгоду, проводя изучение отношений к лекарственным средствам, торговой марке и т. п. Отношение формируется в результате личного опыта, получения информации, в результате усвоения опыта других потребителей. Нами определено общее отношение потребителей к седативным средствам растительного происхождения согласно модели идеальной точки на примере 9 препаратов, пользующихся у потребителей наибольшим спросом. Согласно модели идеальной точки, общее отношение потребителя к товару или торговой марке может быть измерено путем определения реальной потребительской оценки качеств марки или товара, потребительского идеала для данных видов отношений, значимости каждого критерия товара для потребителя. Разность между идеальной и реальной оценкой каждого критерия, взятая с весовым коэффициентом его значимости для потребителя, определяет устойчивость отношения. Это может быть выражено с помощью следующей формулы:
где: Abk — отношение потребителя k к товару b;
Wik — показатель значимости
для потребителя k критерия i товар
Ii — идеальное представление
потребителя k о значении критерия i товара, балл;
Xibk — мнение потребителя k о критерии i товара b, балл;
n — число рассматриваемых
критериев.
Чем меньше величина Abk, тем выше будет оценка потребителем k товара b. Наилучшее значение отношения, которое может иметь товар (марка), равно нулю, что говорит о том, что товар в точности соответствует представлениям потребителей об идеальном наборе атрибутов [3, 7, 8, 10]. С целью измерения общего отношения к седативным средствам растительного происхождения респондентам предлагалось указать степень важности критерия при выборе препарата и оценить по 7-балльной шкале следующие критерии: эффективность препарата, его безопасность, рациональная лекарственная форма, количество препарата в упаковке, дозировка лекарственного препарата, удобство применения, состав препарата, качество оформления внешнего вида упаковки, информированность о препарате, цена препарата, наличие содержательной аннотации, имидж фирмы-производителя. Респонденты должны были также указать идеальное значение, по их мнению, каждого критерия. Полученные результаты оценки отношения потребителей представлены в таблице:
Таблица. Общее отношение потребителей к седативным средствам растительного происхождения высокого спроса согласно модели идеальной точки
|
Используя полученные результаты исследований, можно предположить, что такие препараты, как фитосед, настойка пустырника и экстракт валерианы, в точности соответствуют представлениям потребителей об идеальном наборе характеристик данных лекарственных средств. По оценке потребителей установлено, что для препаратов корвалол, нотта и валокордин необходимо дополнить содержание аннотации на препарат; для корвалола потребители предлагают более привлекательную и яркую упаковку; дозировка и цена персена не соответствуют требованиям потребителей; дозировка седавита также не соответствует идеальному значению, по мнению потребителей. Пользуясь данной моделью, можно предположить, что потребители, скорее всего, готовы приобрести в аптеке экстракт валерианы, настойку пустырника и фитосед. Приведенную методику измерения отношений потребителей целесообразно использовать при планировании инновационной деятельности фармацевтических предприятий, при формировании ассортимента лекарственных средств в оптово-розничном сегменте. Результаты исследования поведения потребителей лекарственных средств также свидетельствуют о необходимости обеспечения их полной информацией и квалифицированной консультационной помощью при осуществлении покупки. Таким образом, полученные результаты могут быть использованы оптовыми и розничными фармацевтическими предприятиями с целью разработки вариантов маркетинговой стратегии, формирования оптимального ассортимента седативных средств растительного происхождения, воздействия на отношение потребителей посредством мероприятий маркетинговых коммуникаций.
2.5. Определение
конкурентоспособности
Необходимо отметить, что рационально сформированный ассортимент с учетом конкурентоспособности товара определяет качество удовлетворения покупательского спроса. К факторам конкурентоспособности относят качество товара (лекарственного препарата) и его соответствие спросу; себестоимость; дизайн и рекламные мероприятия; формы продвижения товара и обслуживание потребителей [2, 5, 10].
Для лекарственных препаратов наиболее важными факторами конкурентоспособности являются следующие:
Страны-производители |
Количество препаратов | |
число препаратов, ед. |
удельный вес, % | |
Россия |
57 |
59,4 |
Германия |
17 |
17,7 |
Словения |
7 |
7,29 |
Чехия |
3 |
3,13 |
США |
2 |
2,08 |
Бельгия |
2 |
2,08 |
Австрия |
2 |
2,08 |
Франция |
2 |
2,08 |
Польша |
1 |
1,04 |
Венгрия |
1 |
1,04 |
Швейцария |
1 |
1,04 |
Украина |
1 |
1,04 |
Всего |
96 |
100,0 |
Лекарственные препараты как товар имеют ряд особенностей. Одной из таких особенностей является то, что спрос на них формируется как самими покупателями, так и врачами. Поэтому оценку основных показателей конкурентоспособности необходимо проводить в форме опроса как врачей, так и самих потребителей.
При оценке конкурентоспособности лекарственных препаратов нужно учитывать наличие препаратов, содержащих одинаковые действующие вещества разных фирм-производителей. Для этого целесообразно проводить маркетинговый анализ предпочтений по таким показателям, как сравнительный анализ терапевтической эффективности лекарственных препаратов, выраженности побочных эффектов, формы выпуска, дозировки, способа применения и др.
Таким образом, анализ отдельных показателей конкурентоспособности лекарственных препаратов позволяет выделить их ассортимент, имеющий наилучшие потребительские и наименьшие стоимостные характеристики (при одинаковых потребительских, то есть качественных характеристиках), и сформировать оптимальный ассортимент лекарственных препаратов седативного действия в аптечной организации для наиболее полного удовлетворения потребности покупателей.
Информация о работе Анализ ассортимента седативных средств растительного происхождения