Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:49, курсовая работа
Цель работы: изучение особенностей общего образования, повышение эффективности управления общим образованием на основе разработки рекомендаций.
Задачи:
1) выявить суть реформы образования средней школы;
2) рассмотреть теоретические аспекты связанные с проблемами совершенствования школы;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Управление образованием на муниципальном уровне 6
1.2. Основные направления, цели и задачи реформирования общего образования 13
1.3. Проблемы современной школы и ее совершенствования 21
1.4. Национальный проект «Образование», его роль в развитии общего образования 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 28
2.1. Общая характеристика Управления образования Исполкома г. Набережные Челны 28
2.2. Система образования города Набережные Челны 36
2.3. Проблемы и недостатки в школьном образовании и управлении образования в городе Набережные Челны 51
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Приложение1 63
- Развитие сети учреждений научно-технического творчества.
Образовательные программы по научно-техническому творчеству реализуются педагогами 6 учреждений дополнительного образования. В 2010/2011 учебном году увеличилось количество объединений и воспитанников, занимающихся научно - техническим творчеством, общий охват составляет 5912 человек (14%) и 458 групп.
- Повышение качества жизни детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В городе создана сеть образовательных учреждений, обеспечивающих качественное образование и социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оставшихся без попечения родителей:
- 8 специальных (коррекционных) учреждений для детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллектуального развития;
- санаторная школа – интернат для тубинфицированных детей;
- детский дом «Мэрхэмэт»№74 (обучение детей в ОУ№58);
- центр психолого – медико - социального сопровождения детей №85
Управлением образования ведется целенаправленная работа по решению проблем воспроизводства кадров муниципальной системы образования. К настоящему времени сложилась система отбора и подготовки педагогических кадров. Необычайно ответственным звеном этой системы выступает допрофессиональная педагогическая подготовка, решающая задачи поиска и подготовки педагогическими вузами "своих" абитуриентов, адаптации старшеклассников к новым условиям обучения.
По национальному составу в школах города числятся дети более 62 национальностей. Наиболее многочисленными являются:
татары - 19345 (41,7%)
русские- 19099 (41,2%)
чуваши- 504 (1,1 %)
украинцы – 331 (0,7%)
башкиры- 242 (0,5%)
азербайджанцы- 277 (0,6%)
марийцы- 160(0,3%)
удмурты- 87 (0,2%)
армяне- 87(0,21%)
таджики- 70 (0,1%)
немцы- 57 (0,11%)
евреи-21 (0,04%)
другие национальности -281
смешанный брак - 5696.
Деятельность системы образования города направлена на создание условий для развития двуязычия.[16]
В ходе модернизации и решения
приоритетного национального
- ускорился процесс обновления
содержания образования при
- активизировалось внедрение
новых форм и технологий
- происходит обогащение
образования активными формами
обучения – конференциями,
- на городском уровне
ведется разработка системы
- с целью максимальной
реализации запросов и
- создано экспертное
- проведена реорганизация
образовательных учреждений
Достигнуто новое качество
информатизации образовательных учреждений
города: к высокоскоростной сети Интернет
за счет федерального бюджета подключены
все образовательные учреждения
города. Обеспеченность компьютерами
в учреждениях образования
В городе осуществляется системная работа по повышению престижа педагогического труда (учреждена премия Мэра города, проводятся конкурсы «Учитель года», «Воспитатель года» и т.д.).
Цель национального проекта в общем образовании – создание условий и механизмов для обеспечения качества образования на основе компетентностного подхода, преемственности образовательных программ на всех ступенях общего образования и запросов потребителей.
Задачи по достижению целей Программы:
- построение современной
модели образования,
- обеспечение перехода
общеобразовательной школы (
- развитие вариативности
и свободы выбора
- максимальное приближение
к горожанам различных видов
образовательных учреждений в
соответствии с возможностями
и способностями ребенка через
развитие вариативной сети
- проектирование и внедрение
механизмов реализации
- внедрение технологий системно-деятельностного, компетентностно – ориентированного подхода в образовании для обеспечения формирования базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования);
- внедрение различных моделей профильного обучения: внутришкольная профилизация, сетевая и дистанционная формы организации;
- создание внутришкольных систем управления качеством образования на основе совершенствования систем управления (программы развития, публичные отчеты, общественно-государственное управление);
- обеспечение в образовательных
учреждениях современных
- регулярное обеспечение
общеобразовательными
Управление образования города Набережные Челны согласно своим полномочиям, функциям и задачам реализовывает различного рода мероприятия в сфере общего образования, что в свою очередь является механизмом управления.
Мероприятия проведенные отделом общего образования в городе Набережные Челны на 2012 год:
- Совещание зам.директоров, курирующих начальное образование:
проблемы реализации ФГОС НОО в образовательных учреждениях города;
- семинар
по реализации проекта «Школа-
- Региональный
семинар для учителей
- Собеседование с зам.директора по итогам III четверти: выполнение программы по предметам (ОУ№1-35), успеваемость 2-9 классов (ОУ№36-90,ПЛГТО, СОШБиМ),
движение обучающихся за 2,3 четверти;
- Формирование
базы данных общественных
- Формирование
базы данных участников
- Распределение участников ЕГЭ и ЕРЭ по ППЭ;
- Работа горячей линии по вопросам ЕГЭ и ЕРЭ;
- Организация
участия школьников в учебно-
- Организация
участия школьников в 3 туре XIII
Республиканской
- Информационно-методические
совещание для учителей
- Практикумы
для учащихся «группы риска»
по решению задач по
- Работа
передвижного пункта
- Городской
семинар «Сложные вопросы
- Организация экскурсии для учащихся 10-11 классов школ города на базовое предприятие Профессионального лицея №67 ООО «Челны-Хлеб»;
- Организация
анкетирования учащихся 9, 11 классов
по выявлению их
- Совещание
с заместителями директоров по
воспитательной работе
- Семинар
для классных руководителей,
«Роль общественных организаций в воспитании школьников»;
- Совещание с преподавателями ОБЖ «Муниципальные службы экстренной помощи при чрезвычайных ситуациях»;
- Городской
конкурс на лучший кабинет
начальной школы,
- Внедрение инновационно-оздоровительных технологий в образовательный процесс;
- Изучение
документов кадрового
- Курирование капитального ремонта школ;
- Обследование
и составление сметной
- и др.
В ходе своей работы и исследования я выявила некоторые проблемы в школах города Набережные Челны, а также недостатки деятельности Управления образования. В ходе опроса, изучения периодических статей, интернет-форумов были выявлены проблемы:
- нарушения некоторыми
общеобразовательными
- принуждение со стороны
администраций школ и учителей
к получению платных
- требование так называемого «вступительного взноса» при приема ребенка в школу ( нарушение ст.5 п.3 Закона РФ «Об образовании»);
- нарушение должностных
инструкций педагогического
В связи с данными проблемами была выявлена недостаточная работа муниципального органа Управления образования по контролю над деятельностью подведомственный образовательных учреждений. А также присутствует фактор неосведомленности родителей о их правах, правомерности действий со стороны общеобразовательных учреждений, - это говорит о том, что Управление образования не организовывает должным образом предоставление информации, рассмотрение обращения родителей.
Следующая проблема в школах – это то, что в некоторых школах не оказывается своевременно помощь молодым педагогам, учителям второй категории и, не ведется контроль за деятельностью администраций школ по данному вопросу. Эти факты свидетельствуют о формальном отношении к аттестации педагогов.
Также был проведен анкетный опрос среди населения города для выявления состояния школьного образования. В анкетировании участвовали 30 людей.
В ходе анкетного опроса (Приложение1) были выявлены следующие результаты:
На первый вопрос о состоянии школьного образования многие оценивают его как хорошее (45%), 37% -как среднее, 18%- как плохое.
Таким образом, большинство опрошенных считают, что школьное образование находится в хорошем состоянии.
На второй вопрос оценивая учебную нагрузку на детей в средних школах: 36% ответили, что дети перегружены; 60% указали на нормальную нагрузку, и лишь 4% хотели бы увеличить нагрузку.